А как у них #12: сколько стоит мобильная связь в России

Всем привет.

10 выпусков кряду мы активно исследовали, как живут абоненты других стран: какие тарифы предлагают им операторы, сколько уходит денег на связь, какие плюшки и бонусы доступны.

За 10 выпусков получилась хорошая подборка, в которой есть как положительные, так и отрицательные кейсы-примеры. Для меня в большинстве случаев результаты были очевидны заранее: ведь если экономика страны сильна, а ее граждане живут хорошо, то и с мобильной связью у них полный порядок.

Тут в качестве примера можно привести Южную Корею или Дубай. В обеих странах высокие показатели экономического развития логично отражают хорошее качество мобильной связи. Южная Корея тут, по-моему, образцовый пример, так как страна покрыта сверхскоростной 5G-сетью и операторы предлагают своим абонентам безлимитный 5G.

Качественное развитие сетей доступно благодаря тому, что мобильная связь в стране стоит дорого даже по меркам европейцев. Цены 5G-тарифов варьируется от 50 до 100 долларов в США. Согласно исследованиям, в 2023 году почти у 95% из 51.26 млн человек населения страны был смартфон и каждый абонент платит за мобильную связь не меньше 50 долларов. Так что у сотовых операторов нет проблем в виде нехватки средств на развитие сетей. В результате абоненты пользуются всеми благами современных технологий, включая видеовызовы (не через мессенджеры, а просто при обычном звонке можно перейти на видео) и облачный гейминг.

В Дубае пошли ещё дальше. Эмираты — это не только лидер рейтинга скорости мобильного интернета OOKLA, но и рассадник криптомиллионеров, предпринимателей и просто людей, выигравших эту жизнь. Поэтому местные операторы предлагают тарифы, в которых, помимо безлимитного 5G-интернета, есть международный роуминг (40 ГБ – можно использовать в любой стране) и многочисленные подписки на стриминговые сервисы (типа Disney+, Amazon Prime). Стоят такие тарифы, конечно, столько, что нет-нет, да и задумываюсь, что не тот полуостров присоединили. Надо было брать Аравийский. Тогда бы у нас было много нефти, которую бы можно было активно продавать, развивать экономику, и тогда мы могли бы позволить себе тарифы ценой 30 тысяч рублей в месяц.

Но это всё шутки. На всех нефти не хватит. В ОАЭ проживает меньше 10 млн человек. Считай, одна Москва. А по московским меркам 10-30 тысяч рублей в месяц за мобильную связь, по-моему, вполне доступно. Я бы, может, даже был бы не против, если бы такие тарифы ввели. При условии, что все средства пойдут на развитие сетей.

Тут важно понимать, что иногда высокий уровень экономического развития не означает качественную мобильную связь. В качестве примеров можно привести Канаду и Великобританию. Англичане сами выстрелили своему телекому в колено, когда повелись на провокацию США, обвинивших HUAWEI в шпионской деятельности. В результате британские операторы уже потратили только на демонтаж оборудования HUAWEI 2.6 млрд долларов. Причем ещё не все сняли. А ведь нужно не только снимать, но и заменять.

Ну а связь в Канаде и вовсе туши свет: дорогие и непонятные тарифы, в которых операторы требуют платить за каждый чих: забудешь вовремя внести абонентскую плату, так сразу штраф на 30 канадских долларов прилетит.

Ну и, конечно, чем хуже экономическая обстановка в стране, тем хуже связь. В будущем мы рассмотрим более релевантные нам истории. Пока же изучили наиболее радикальные — Гондурас и Венесуэлу. Обе страны страдают из-за инфляции и коррупции. В Венесуэле цены на тарифы даже не сайтах не пишут, предлагая напрямую звонить и уточнять.

Что на Руси

Россия — это огромная страна со сложной историей и неравномерно распределенным населением. В чем-то мы похожи на Канаду, где все население кучкуется на границе с США, а на Север простираются бескрайние леса, где только волки и медведи-гризли. У нас примерно так же. До Урала ещё более-менее, а после начинаются гигантские незаселенные пространства. Что говорить, если в Дальневосточном федеральном округе на площади 6.2 млн квадратных километров проживает всего 8 млн человек. Для сравнения, площадь Германии почти в 18 раз меньше, а живет там 84.4 млн человек.

Организовать связь на таких огромных территориях — задача чрезвычайно сложная и крайне невыгодная. Ведь в России стоимость тарифов составляет 5–15 долларов в месяц. А покупать оборудование приходится за доллары. А сколько базовых станций можно купить на 15 долларов? Плюс сейчас мы переходим на отечественное оборудование, которое производится в России и покупается за рубли, но вот компоненты для оборудования по-прежнему покупаются за доллары. И, вероятно, на старте отечественный продукт будет дороже, чем иностранный.

Так что нашим операторам, которых ровно 4 — «Мегафон», МТС, билайн и t2, можно ставить памятник (разумеется, есть ещё куча виртуальных операторов -«Йота», «Т-Мобайл» и прочие, а также мини-охапка локальных операторов. Например, в Чечне есть «Вайнах Телеком»).

Хотя простым россиянам тоже можно ставить памятник, потому что жизнь на Руси сложна и непредсказуема. В стране проживает около 140 млн человек. Средняя зарплата, по данным доклада «Социально-экономическое положение России», на июль 2024 года составляет 85 017 рублей до вычета налогов. То есть на руки сотрудник получает уже 73 965 рублей. А медианная зарплата по всем отраслям экономики составила, по данным СберИндекса, 62 632 рубля рублей, то есть после налогов получается 54 489 рублей.

При этом стоит помнить, что от отрасли к отрасли ситуация варьируется. Например, продолжая цитировать все тот же СберИндекс, медианная зарплата до налогов:

Сколько стоит мобильная связь в России

Согласно общемировой практике, которая существует в развитых странах, мобильная связь в России должна стоить 1-2% от ежемесячного дохода, то есть в районе 620-1700 рублей в месяц. Так что давайте посмотрим, действительно ли в России такая дешевая мобильная связь, как принято говорить. Или, может, это просто из-за девальвирующего рубля тарифы в других странах кажутся все дороже.

И тут хочется обратить внимание на особенность, которая у операторов других стран встречается довольно редко. Например, её нет в США, но есть в Канаде. Речь о том, что в России операторы предлагают разные цены в зависимости от региона.

Например, в Москве тариф «Максимум» с 50 ГБ интернет-трафика у «Мегафона» стоит 1100 рублей. А в Тульской области в тарифе на 5 ГБ меньше интернета, но и цена на 20% ниже.

Согласно данным «СберАналитики», средняя зарплата в Тульской области составляет 72,4 тысячи рублей, или 62.9 тысяч рублей на руки. Таким образом, получается, что тариф за 890 рублей — это 1.4% от ежемесячной зарплаты туляка.

Посмотрим также на тарифы МТС. Этот оператор тоже дифференцирует стоимость тарифов в зависимости от региона. Если сравнивать расценки в Москве и Туле, то у МТС скидка ещё больше – 23%. Про наполнение тарифа в данном случае речи не идет.

Попутно на скриншоте выше хочется обратить внимание на глубину скидки, которую МТС предлагает на «Тариф 24». На первый год подключения скидка составляет бешеные 42%. В других странах операторы тоже дают скидки. Но обычно скидки предлагаются на длительные контракты, а в договорах прописаны штрафы, если абонент расторгнет договор раньше срока. В предложении МТС нет никаких подводных камней. По сути, абонент может воспользоваться услугой переноса номера, наслаждаться тарифом с безлимитным интернетом, а спустя год перейти к другому оператору, который предложит новую акцию.

При этом видно, что операторам не хватает денег. Тот же МТС в прямом смысле занимается поберушничеством, предлагая абонентам подключать «кубики», которые дают безлимитный интернет на ограниченное число часов. Подобные вещи встречаются в предложениях операторов нищих стран типа Гондураса, где жители не могут заплатить за качественный тариф. Но в России что-что, а купить тарифный план на месяц может каждый. В данном случае это чистой воды геймификация в надежде выцыганить копеечку.

И вот тут мы подходим к тому, что в России мобильная связь стоит действительно дешево. Да, в стране нет 5G и безлимитного интернета, если смотреть в лоб, но с минимальными усилиями можно находить супервыгодные предложения. Для этого даже не надо искать спрятанных виртуальных операторов. А ещё есть «серые» методы подключения: «Smart для своих» и прочие внутренние тарифы. И, конечно, раздача SIM-карт и подарочные акции.

И при взгляде на российских операторов создается ощущение, что они не знают, как вести бизнес и зарабатывать деньги. Упомянутый выше «Тариф 24» — это, конечно, то ещё нагромождение маркетинговых уловок, но, по сути, это абонентский план с безлимитным интернетом меньше чем за 4 доллара.

Ну и к МТС в целом есть вопросы. Если посмотреть стоимость акций, то сейчас они стоят как в декабре 2011 года. Вот только прошло 14 лет, и 195 рублей в 2011 году — это далеко не то, что 195 рублей в конце 2024 года.

Выскажу непопулярную точку зрения, но, возможно, ФАС стоит разбираться не только в моменты, когда операторы повышают расценки, но и тогда, когда начинается бесконтрольный демпинг. Операторам надо напомнить, что их задача — строить сети, закрывая потребности в связи, обеспечивая технологический суверенитет, и зарабатывать деньги.

И только если деньги зарабатываются, качество сети улучшается, а стоимость акций растет, тогда в качестве бонусной программы можно снимать рекламу с Нагиевым или Киркоровым (и то только в случае, если топ-менеджмент со своих зарплат и бонусов оплатит). Только так, а не наоборот.

[email protected]
наверх