Привет.
Однажды где-то на глаза попалась фраза, что мегаполисы выпадают из ткани своих государств и больше похожи друг на друга, чем на другие города своей страны. В наблюдении определенно есть доля истины, так как крупнейшие города планеты обладают другим ритмом жизни, а национальный колорит не стирается, но становится приглушенным. В России таким мегаполисом нового времени однозначно можно считать только один город, и это Москва. Через какое-то время к ней подтянется Петербург, но сегодня города разнятся так сильно, что сравнивать их в этом аспекте сложно. Скорее Петербург стоит на одной доске с Парижем, в какой-то мере с Лондоном, Мадридом и Барселоной, — столицами старого мира, а не с Токио, Шанхаем, Нью-Йорком, Дубаем или Гонконгом. Деление исключительно мое и весьма условное, проистекающее из моего опыта посещения разных стран и ощущений от них.
В России возник стереотип, что Петербург — кулинарная столица страны, представление приятно жителям Питера, но реальной проверки походами в рестораны не выдерживает. Количество и разнообразие московских заведений не поддается исчислению — на любой вкус, цвет, кошелек. Питер выглядит камерным на фоне Москвы и размаха многих ресторанных групп. Видовое разнообразие, как в эволюционном процессе, выталкивает на поверхность форматы, которые уходят от простой задачи накормить, добавляют элементы шоу. От более-менее понятных посиделок за столом, когда при вас готовят еду и объясняют, что именно происходит в руках шефа, до настоящих представлений, совмещающих шоу и ужин. Сказать, что театральное представление, совмещенное с ужином, является чем-то новым, невозможно. Любой посетитель европейских кабаре удивится, что для нас такой формат может представлять что-то новое, более сотни лет он был распространен в Европе, потом пробрался в Новый Свет, видоизменился и вернулся обратно в Азию. Есть и смотреть представление стало нормой, примерно как потреблять пищу под бубнеж телевизора на кухне.
В Японии пошли чуточку дальше и совместили представление с техническими достижениями, когда на вашем столе демонстрируются картинки с проекторов. Плавают рыбки, появляются те или иные знакомые игры, в которые можно поиграть. Интерактивность, необычный формат — все вместе захватило внимание людей. Причем нужно отметить, что можно встретить очень разные заведения, с разным средним чеком, и вовсе не обязательно это исключительно дорогие рестораны.
В Москве одним из ресторанов, что предлагают театрализованное представление, стало место под названием Krasota, оно входит в сеть White Rabbit Family, перечислять все другие заведения не буду, их много, отмечу только Selfie, Mushrooms, Chefs Table и, собственно, White Rabbit. В том же месте Krasota есть несколько тематических шоу, они различаются как едой, так и оформлением, стоят достаточно дорого и при этом не имеют прямых конкурентов в нашей стране. Посетив постановку, а нужно говорить именно так же, как в театре, это постановка и ничто иное, под именем «Воображаемое будущее», хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Аббревиатура шоу IF, от английского Imaginary Future.
В настоящий момент Krasota доступна в Москве в Романовом переулке либо в Дубае. В Москве большее число шоу, в Дубае их только два. Различий по содержанию постановок почти нет. Цена в Дубае — порядка 500 долларов за сет с человека, винное сопровождение в эти деньги не входит, в Москве более щадящий размер оплаты — 25-30 тысяч рублей в зависимости от выбранного дня и времени.
Сет блюд разработан Владимиром Мухиным (шеф White Rabbit), и под каждое блюдо рассказывается своя история. Но давайте начнем с театрального буфета, ведь вы приходите в него и ждете звонка на представление.
Попав с улицы в Krasota, раздеваетесь и проходите в небольшой зал, где собираются гости. Кто-то садится за небольшую барную стойку, кто-то выбирает отдельные столы. Можно заказать коктейль или другие напитки, пока вы ждете начала, вам принесут несколько закусок.
Перед посещением ресторана с вами свяжутся и узнают, под каким именем вы будете присутствовать, это необходимый элемент узнавания, так как за большим и круглым столом у каждого свое место.
На каждых двух посетителей приходится один официант, всего их десять, а мест за столом, соответственно, двадцать. Круглый стол, на стены по кругу накладывается проекция, она также светит на стол. Разметка такова, что блюда кладут на специально отведенные места, чтобы добиться максимального визуального эффекта.
С технической точки зрения перед нами не самая сложная история: проекторы и различные анимации создают разные команды по всему миру, успешных художников хватает, среди них много российских имен, что отрадно. Честно говоря, подумал, что не знаю тех, кто создавал красоту в Krasota, имена дизайнеров роликов неизвестны, упор идет именно на кулинарную составляющую. Залез посмотреть на сайт проекта, там тоже тишина.
Пожалуй, в Krasota немного не дотягивает до идеала техническая составляющая, уж простите мне мое брюзжание. Это определяется мной по аналогии с другими заведениями такого толка, в первую очередь с японскими. Это время реакции на прикосновения к столу и управление в играх, неодинаковость картинки для сидящих в разных частях стола. Лучшие места сразу у входа, так как с них открывается наиболее полная картинка, а те, кто напротив, видят меньше. У меня было лучшее место из возможных, так что жаловаться не на что. Ой, наверное, нужно было еще в самом начале отметить, что поход в Krasota никак не связан с WRF, исключительно личное мероприятие, которое скорее проистекает из моей работы в телекоме. Посчитал, что рассказать о таком формате ресторана будет интересно, тем более что тут есть технологическая составляющая.
Звук — это слабое место для российских проектов, у нас нет сильной школы в этом аспекте. И те же японцы тут уделывают не только нас, но всех без исключения. Звуковая система достаточно чистая и громкая, но не более того. Никаких направленных источников звука, реверберации, отдельных звуковых конусов и так далее. Это как слушать музыку на хорошей домашней системе или попасть в специально оборудованную комнату со студийной техникой. Вот звук в Krasota домашний, хорош со всех точек зрения, но простоват. Другое дело, что вкус в области звука у многих людей просто не развит, это не то, что можно пощупать и сказать, нравится или нет. Тут огромное пространство для улучшения, причем именно в области ресторанного бизнеса, сегодня никто не уделяет этому достаточного внимания, ставят стандартные решения без оглядки на проектирование звуковых камер, на то, как расположены столы, и так далее.
Лирическое отступление затянулось, вернемся в зал и посмотрим на меню. Каждая перемена блюд может сопровождаться определенными винами, тут выбор за вами. К слову сказать, можно выбрать вегетарианское меню или указать наличие аллергии на какие-то продукты, под вас подстроятся. В обычный набор удовольствий входят три коктейля, можно отдельно заказать воду, возможно, она вам пригодится.
При перемене блюд официанты меняют наряды, много светодиодов, каждый раз это что-то другое.
Подача блюд в разных тарелках, меняются приборы, и это также элемент шоу. Например, вам приносят конфеты, выложенные на кубе, который переливается разными цветами в зависимости от точки зрения. Крутил кубик в разные стороны и фотографировал, штука шикарная.
Или яйцо, в котором прячется еда.
Тарелки могут подсвечиваться на столе, создается ощущение, что перед вами картина.
Сочетание еды и визуального ряда всегда интересно. Официант объясняет составляющие каждого блюда, а также то, что сейчас происходит вокруг, чему посвящен ролик, который идет нон-стоп. В шоу «Воображаемое будущее» все истории о том, как и где мы будем жить, визуальный ряд интересный, а темы — ИИ, вечная жизнь, выращивание на плантациях еды и их охрана от мальчишек, которые пытаются туда проникнуть.
Описывать каждую перемену блюд и визуальный ряд — занятие неблагодарное, ровно так же, как напевать «Лунную сонату», чтобы дать вам представление о том, что это такое. Отмечу, что шоу выглядит интересным, любопытство можно удовлетворить.
Почти в самом начале вам предлагают поиграть на столе в Space Invaders. Победитель, набравший наибольшее число очков, получает в подарок книгу (ожидал, что это будет новая книга Бориса Зарькова, но нет, просто книжка про бизнес), а также танец от официанта, который можно назвать победной пляской.
Как видите, тут есть интерактив, который вовлекает людей в общение с незнакомцами по другую сторону стола. Хотя история провисает, тут нет возможности с кем-то свести знакомство, обменяться мнениями и так далее. Скорее место довольно интимно и вы общаетесь только с теми, кто сидит рядом с вами, кричать через весь столь бессмысленно.
Слышал мнение, что Krasota — место для свиданий. Кажется, в нашем мире для свиданий выбирают очень разные места, тут же не самое интересное заведение для общения, скорее это действительно как театр или нечто подобное. У нас и вовсе был за столом некий корпоратив, как минимум частично, так что любые стереотипы тут работают плохо.
Для мегаполиса такое место, как Krasota, это развитие индустрии развлечений, куда каждая компания идет со своей стороны, ресторан рассказывает о мире через еду и вкусовые составляющие. И, как по мне, круто, что такие места существуют, дают видовое разнобразие. Без сомнений, место дорогое, не для всех, но оно подталкивает других искать новые формы самовыражения, появляются другие проекты, которые хотят привлечь людей за счет необычного формата.
Еще одно, хорошо, пара лирических отступлений. Выкладывал фотографии из Krasota в историях Telegram, меня забросали вопросами знакомые: «Ну как? Стоит идти? Понравилось?». Поймал себя на мысли, что спокойно отнесся к месту и шоу, не было щенячьего восторга, так как уже видел подобное и оно для меня не имеет эффекта новизны. Но вспоминая первые посещения таких шоу, могу сказать, что они всегда выглядят сильно и производят впечатление. Перефразируя, скажу, что я несколько пресыщен и поэтому не могу быть точкой отсчета. Интересно и любопытно, точно не разочарует, что по нынешним временем уже ого-го как много.
Другое отступление. Когда начал писать текст, набросал заголовок «Krasota в глазах смотрящего», потом решил проверить себя на оригинальность, оказывается, текст с таким названием уже появился год назад. Мы одинаковы в стереотипах и культурном коде, что уже неплохо и объединяет нас. Мне нравится то, что делают ребята в WRF с точки зрения разнообразия форматов, а также адекватности цен (сравните цены в Selfie и «Кофемании», в первом они не выше, если не сказать, что даже пониже).
Совершенно неважно, захотите ли вы отправиться в Krasota или любое иное место такого толка. Хотел рассказать о том, что в мире существуют и такие форматы ресторанов-театров, где технологии переплетены с достаточно консервативным бизнесом. Мое мнение, что чем больше кругозор, тем лучше и точнее вы можете выбрать то, что подходит вам. И да, такие рестораны — это тоже технологии, причем высокие, ведь, как ни крути, создать такое шоу во всех его составляющих не так-то просто.
С одной стороны, так и хочется выпалить: вау! Приём пищи в таком неожиданном ключе (не сарказм). Но потом мне вспоминается один китаец, который в 2010-е торговал на местном рынке джинсами и пуховиками. Он часто приходил к нам в казино прямо после трудового дня и мог легко проиграть пару десятков тысяч долларов. Наши менеджеры долго пытались разузнать его вкус в еде, чтобы угодить такому ценному гостю, но в итоге проворнее всех оказалась официантка, которая купила ему за свои деньги Доширак и заслужила его благодарность и огромные чаевые.Меня в ресторанных походах всегда смущает момент с общим залом. Приём пищи — довольно интимная процедура, а в ресторане абстрагироваться от остальных людей не выйдет. А если тебе аппетит кто-то испортит манерами своими? На этот случай у ресторанов есть искусственный фильтр в виде среднего чека, который отсеивает наименее приспособленных. И здесь уже явственно прослеживается схема. Еда за высокий ценник с иллюзией «оно того стоит». Прямо как с тем китайцем с базара. Он утилизировал свои деньги на рулетке под Доширак. Здесь люди утилизируют их под светодиоды «как в Японии». Не осуждаю. Мне вот иной раз кожаную сумку для ноутбука в кайф сшить себестоимостью по цене этого ноутбука. Каждому своё.>> ИИ пирог с перепелкойНедавно в Telegram-канале гель для душа Axe, придуманный ИИ, зарубили. Бьюсь об заклад, что если бы это сделал какой-нибудь Michael Kors за двадцатку килорублей — все уже бы арии пели и очередь занимали.
Ну да, Лондон у нас фуфлятина, зато Дубай мегаполис 🙂
Унылое кино категории B, простите. Официантка в оптоволокнах, ой-бай … мои глаза.
Особенно мерзотно смотрится закуска в которую кто то плюнул :D> в Москве более щадящий размер оплаты — 25-30 тысяч рублейЭто чтобы топы стремительно беднеющих операторов могли сэкономленное отправить на развитие сетей.
Ярмарка тщеславия для тостосумов, сорящих деньгами.
Что-то на бохатом. Пойду в Pjatjorochka, посмомотрю, что там по интерактивной акции…
Mikhail Volkov, >>гель для душа Axe, придуманный ИИ, зарубилиесть у меня такой — обычный нормальный гель, стоит столько же, в чем посыл с ИИ непонятно — чисто пиар какой-то. ну майкл корс вроде как косметикой не занимается, но посыл понятен. в целом суть всех супер пупер дорогих брендовых вещей понятна и нигде не меняется — просто понты. ну не может ряд людей с миллионами долларсов покупать гель за 3 бакса. Это прям обесценивает их миллионы.
Да куда уж тут СПб до Мск…Маловато в СПб людей с доходами, чтобы поесть на 30к. Соответственно и развлекушек таких практически нет.
Mikhail Volkov, >>На этот случай у ресторанов есть искусственный фильтр в виде среднего чека, который отсеивает наименее приспособленных. И здесь уже явственно прослеживается схемаОй да быдла в любой ценовой категории хватает.
мимoпроходил, >>Это чтобы топы стремительно беднеющих операторов могли сэкономленное отправить на развитие сетей.Голодают. Просто поесть уже не работает — надо еще зрелищ.
Я вот для себя понял, что терпеть не могу рестораны с переменами блюд, где у тебя нет четкого понимания чего тебе дадут и сколько. Возможно это я такой заевшийся, но это реально раздражает. Приносят тебе какую-то хрень на закуску, а ты даже не понимаешь её есть-то надо или это просто попробовать? И будет основное блюдо нормальное или как шеф-повару в голову взбредет свое "творчество" проявить. В итоге то закусками наелся и на основное блюдо уже даже смотреть не хочется, то наоборот голодным остался. Причем все эти рестораны с переменами как бы не дешевые ни разу.
Периодически бывают в разных городах, в последнее время по понятным причинам чаще в российских. Естественно, ищу рестораны куда можно было бы наведаться, на ценник не смотрю, в большинстве городов он вполне приемлемый. Так вот, если в описании ресторана вижу, что это "ресторан автороской кухни", то сразу мимо. Потому что зачастую там будет малосъедобная пурга типа "дефлопе из палабы с семечками кациуса". Причем, отзывы о таких заведениях зачастую восторженные. То ли накрутка, то ли реально есть такие любители "тараканов в конфитюре".
HouseMD1, Я б тоже прошел мимо, если они даже "авторской" правильно написать не могут
Bubo Bubo, По интерактивной акции там всё идет к тому, что цены в часы пик повышать будут. И хорошо, если не в индивидуальном порядке онлайн)
Константин, Зачем много работая и зарабатывая миллионы тащиться в Пятерочку за гелем за 3 бакса?
Иван Воробьев, Так я про то и говорю. Тащиться надо в бутик, где тебя оближут и продадут тоже самое, но в красивой упаковке и в 100 раз дороже, чтобы потешить ЧСВ.
,,,Какая интересная у людей жизнь…"(с)
А в итоге то, хоть вкусно было?
Главное в таком бизнесе — правильный ценник. Цены заведения должны быть достаточно высокими, чтобы даже небедный посетитель ощутил его эксклюзивность. Но, в то же время, не уж совсем заоблачными, чтобы этого небедного посетителя не отпугнуть. Если ценник выбран правильно, всё остальное — детали. Выбираем эффектное визуальное, ну, или аудио-визуальное оформление и вперёд. Выдающийся шеф в таком заведении не нужен, более того, вреден. Во-первых, он дорог в содержании, во вторых — может не захотеть готовить какую-нибудь ультрафиолетовую хрень. Да и качество еды фотография не покажет. Поэтому, шеф должен быть и всё. Как вид бизнеса я такое заведение понимаю, как клиент — идти туда не хочу. Получить удовольствие от пищи там не получится, спокойно поговорить с кем-то — то же. Быть жующим по таймеру участником шоу — тоже не моё. Молодые азиаты такое любят, золотая молодёжь, для которых 5 минут без селфи в крутом месте это уже забвение. Те да, там просто живут.
Константин, Да не, ну их этих мажоров из чистой и почти не воняющей Пятерочки, иш что удумали, гелем для душа AXE за 3 бакса мыться. Я вон в Чижике мыло беру за 0.5. бакса и норм. В целом суть всех супер пупер дорогих брендовых вещей типа AXE понятна и нигде не меняется — просто понты. Ну не может ряд людей с сотнями долларсов покупать мыло за 0.5 бакса. Это прям обесценивает их сотни.
Интересно, возможно стоит попробовать, ничем не хуже концерта за много денег. Но свидания всё-таки чаще в бургере бывают,чем в шоу ресторане