В Калмыкию с телефоном Tecno и на машине Haval — дорожные заметки

Привет.

Телефон разрывается серией сообщений, кто-то пишет в мессенджер, а у меня идет собрание, за окном дождливая Москва, не по-летнему холодная. Только через час могу взглянуть на накопившиеся сообщения, одно из них от Маши из Tecno: «Поедешь с нами в Калмыкию смотреть Млечный Путь?». Подробности выясняются позднее, в Tecno создают коллаборацию двух китайских компаний, вторым партнером становится бренд Haval, который на первый взгляд не имеет никакого отношения к электронике и производит автомобили.

Коллаборации захлестнули рынок одежды, но в мирке электроники они не очень часты, в пресс-турах так и вовсе отсутствуют. Представьте себе, что какая-то компания повезет «своих» журналистов с кем-то и будет ревностно следить за тем, чтобы им доставалась львиная доля внимания. Перетягивание каната, конфликт интересов — все вместе делает саму идею поездки, мягко говоря, сомнительной. Эксперимент безо всяких скидок, который вызвал интерес со стороны, я ощутил его на своей шкуре. Несколько человек из разных компаний пытали меня: «А как так получилось, что Tecno и Haval вместе, что их связывает?» И позднее: «А можешь дать координаты Tecno? Хотим с ними познакомиться, кажется, они ребята с выдумкой».

Причина лежит на поверхности, любое отклонение от привычной колеи воспринимается как заслуживающее внимания, а те же Tecno однозначно на взлете, с ними интересно работать, происходит множество разных событий вне рамок самих продуктов. Поездка в Калмыкию это лишний раз подчеркнула.

План был прост и не вызывал никаких вопросов: рано утром летим в Волгоград, в аэропорту разбиваемся на двойки и тройки, занимаем автомобили. Затем поздний завтрак, или ранний обед, кому как нравится, и едем в Элисту. Еще в Москве каждый из нас получил коробку с Tecno Camon 20 Premier 5G, задача пресс-тура — исследовать фотовозможности этого аппарата.

Даже несколько дней вне привычной рутины дают другой взгляд на мир. Никогда не ездил на машинах Haval, у нас на троих Dargo X, паркетный внедорожник. Внутри то, что я называю «кожа-рожа, все дела», комплектация выглядит богато, есть люк на крыше, большие мультимедийные панели. В дополнение к полученному каждым телефону еще один внутри машины, он подключен к Android Auto, внутри проложен маршрут до следующей точки. Команда Haval, обеспечившая поездку машинами, занималась ими каждый день и делала это незаметно. Садишься в автомобиль утром, и все идеально чисто, нет никакой пыли, заодно машину помыли от налипшей в степи грязи. В телефоне заложен маршрут до следующей точки, не нужно ничего придумывать, а вероятность ошибок снижена до минимума. Машины у нас были разными, можно было меняться, но все прикипели к своим командам и автомобилям, так что мы проявили консервативность.

Волгоград легко достижим, из Москвы лететь час с небольшим, хотя авиакомпании закладывают большее время, пока все рассядутся по местам, пока лайнер выкатится на ВПП и дождется своей очереди. Нас город встречал дождем, который вначале накрапывал, а потом постепенно разошелся.

Короткая поездка из аэропорта, сквозь дождь мелькают вывески магазинов, они всегда меня смешат. Города запоминаю по вывескам да местным достопримечательностям, например, дорога до набережной для меня идет до краеведческого музея, потом резкий спуск, на уголке бульвара скульптура с бомбой, впереди река с корабликами. В этот раз глаз выхватил большой магазин электроники со звучным именем iCloud. Почему бы и нет, компании Apple в России больше нет, за своими марками они не следят.

Ресторан «Река», кажется, не меняется, место тут притягательное, лет пятнадцать назад стоял дебаркадер с рестораном, теперь вытянулась башенка, в которой разные заведения. Нам на седьмой этаж, вокруг видовой балкон, откуда видна серость воды, редкие прогулочные корабли, которые куда-то идут. Еда этим днем была ярче, чем окружающий мир.

Гастрономия в разных городах нашей страны — отдельная песня. Отгремевшие Олимпиада, Чемпионат мира, другие события вывели местную кухню из застенок провинциального духа. Путешествуешь по России и встречаешь заведения с кухней ничуть не хуже, чем в Москве, а вот цены радуют глаз. Мы быстро закидываем в себя закуски и галопом отправляемся на балкон ловить прогулочные корабли.

Дождь усиливается, предполагается, что мы доберемся до гостиницы в Элисте за четыре часа, от точки А до точки Б, вбитой в навигаторе, 319 километров. Каждая машина едет самостоятельно, нет никакой задачи передвигаться в колонне. Занимаю место впереди рядом с Даней, проверяем карту и отправляемся в дорогу. Маша сзади решает какие-то рабочие вопросы, капли дождя стучат по крыше, на их фоне слышен стук клавиатуры, музыку мы так и не включили.

Трасса в вечном нон-стоп-ремонте, реверсивное движение, плотный поток и также дождь. Идем не очень быстро.

Погода рубит, хочется заливать в себя кофе литрами, выискиваем заправку, где нам все это предоставят. Названия заправок такие, что начинается игра в слова, притормаживаем, выглядываем и проезжаем мимо. Пока наконец не находим какой-то «Газпром», где есть закуток с кофе и шоколадками, ничего другого нет. За заправкой калмыцкая степь, дождь притих, самое время фотографироваться на телефон, словно впереди не будет еще нескольких дней. Бог контента требует, чтобы телефон делал серии снимков. Пробую портретный режим на Camon, ловлю смешной момент. Степь позади в облаках, темные краски, глаз цепляется только за них.

Мчим по дороге дальше, Маше достался «Твикс», за каждым теперь в поездке своя шоколадка. У Маши «Твикс», у меня «Сникерс», Даня выбирает «Баунти». Беспроигрышный набор.

На трассе мелькают столбы освещения, ноу-хау в том, что на них стоят как солнечные панели, так и небольшие ветряные генераторы. В солнечный день видно, как вращаются пропеллеры. Жаль только, что на трассе небольшое число освещенных участков, но в полной темноте мы не ездили, успевали засветло или на закате.

За сто сороковым километром почти пролетаем другую нашу машину, ребята обнаружили реликт советского времени — остановку с мозаикой. Мы сдаем назад и делаем фотографии, меня переполняет восторг. По всему СССР нахожу такие островки прошлого и делаю снимки на память.

Вторая остановка стоит на повороте между 143-м и 144-м километрами, мы застали ее на обратном пути, она также хороша. В том же районе увидели и третью остановку, но каждый раз пролетали ее в спешке, возможно, к ней придется вернуться через какое-то время.

В Элисте вечер, пасмурно, но дождя нет. Живем на территории Города Шахмат, окраина города, но пока едем туда, получаем общее представление о районах города.

В далеком 1998 году Город Шахмат выстроили под 33-й Чемпионат мира по шахматам, но с тех пор он постепенно приходит в запустение. Множество скульптур разбросаны вокруг, отель «Марко Поло» — местная точка притяжения. У небольшого фонтана приезжают фотографироваться девушки, вечером на ступеньках в отель всегда кто-то позирует. На каждой скульптуре есть небольшая табличка, чтобы прочитать название, нужно наклониться. Разглядываем птицу, которая обхватила крыльями мать с детьми, предугадать название невозможно. Вчитываемся в буквы, выдавленные в алюминии, — «Ничья», Начинаем играть в угадайку, но ни один шахматный термин соотнести со скульптурами не можем, все время промахиваемся.

Степь — это почти всегда ветер, он может быть легким, а может быть пробирающим до костей. В этот день ветер умеренный, флажки полощутся на ветру, с соседнего футбольного поля слышен гомон ребятни, которая гоняет мяч.

Ступа Просветления небольшая, вокруг по каменной дорожке вышагивает мужчина. Каждый оборот он делает все быстрее, почти незаметный поклон, и новый круг. Загадывает какое-то желание, которое должно сбыться. Внутри небольшое помещение, красивая роспись на стенах. Чувствую себя буддистом, мне нравятся такие места, разглядываю подношения в виде печенек и конфет, грозную надпись о том, что свечку, воткнутую в плошку с рисом, зажигать нельзя. Ступа относится к школе Кагью, это одна из четырех буддистских школ, в ней практикуются методы Алмазного пути. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Оставлю за скобками ужин, небольшую презентацию, скажу только, что спать в Элисте одно удовольствие. Чистый воздух, которого ни за какие деньги не найти в больших городах. Организм проваливается в глубокий сон, за окном журчит фонтан. В пять утра меня будит даже не солнце, а то, что, к моему удивлению, я выспался и чувствую прилив сил.

Первая наша остановка в Элисте, после завтрака мы отправляемся в буддистский храм — Золотую обитель Будды Шакьямуни.

Местный гид пытается совместить историю города и появление обители, скачет с одного на другое, но рассказ интересный, так что советую найти время на экскурсию. Для меня, кажется, это тридцатая экскурсия по буддистскому храму, но каждый раз сознание выхватывает что-то новое.

Красивое место, спокойные люди. Внутри местные жители болтают по телефону, решают свои бытовые вопросы. Не возникает никакого противления этому, никто на них не шикает, жизнь идет своим чередом.

Пока светит солнце, хочу посмотреть режим портретной съемки, степи в сумерках мне явно было недостаточно.

Не могу пожаловаться, что аппарат снимает как-то не так. Не отношусь к тем, кто приближает картинку и с лупой начинает изучать, как оторван фон, насколько точно проработана каждая прядь волос. На память о месте у каждого из нас остаются деревянные четки, можно их носить как браслет.

Пропускаем яркое солнце и после обеда отправляемся по окрестностям. Дорога освещена солнцем, пирамидками плывут белые облака.

Первая остановка у небольшой этнодеревни, тут мы ловим фотографов, которые будут живописать наши приключения. Фотографы в Элисте — ребята живые, говорливые, мне такие по душе. Основная работа — снимать свадьбы, и эта специфика постоянно проявлялась: «Встаньте вместе, смотрите сюда, изобразите, что вы рады молодым, тьфу ты, просто радуйтесь». Фотографии они сделали хорошие, да и историями мы обогатились. Тут же посмотрели на туалеты в виде стоячих гробиков (извините за ассоциацию), на верблюдов и местный колорит.

Когда-то тут было море, степь — это дно древнего океана, от которого остался только Каспий. Мелкий песок образует красивые дюны, забивается в обувь, летит в лицо. Повезло, что недавно прошел дождь, а где-то вдали громыхает гроза. Контрастное небо, очень красивые снимки на этом фоне. Усаживаю Настю на бархан, чтобы ее штаны сочетались с зеленью вдали.

Пока катаемся по степи, не забываю выкладывать фотографии, кто-то попросил показать стабилизацию видео (мол, ее нет, вот и не выкладываете). Сделал видео, выложил, за веселое подвывание на фоне простите, наша машина весь день пела и, не побоюсь сказать, даже раскачивалась в такт песням на остановках, когда мы в три горла орали песни.

Розовое озеро во мгле дождя не произвело впечатления, не хватало освещения. А дальше мы доехали до горящего источника, из непрезентабельной трубы бьет холодная вода. Но достаточно поднести спичку, как она вспыхивает. Метан загорается, и можно черпать воду руками, она не обжигает. Пробую осторожно проделать этот трюк, впервые в жизни чувствую так — холодная вода и обжигающее пламя. Вот она, физическая метафора фразы «лед и пламень». Кажется, что очень простое явление, но мы, как дети, носимся вокруг, черпаем воду и пытаемся остановиться. Местные «взрослые» стоят рядом и понимающе кивают головой: «Не беспокойтесь, это нормально, почти все так реагируют, это же чудо».

Вечер у нас глэмпинге, кафе имеет говорящее название Blackberry, пробуем калмыцкую кухню — все очень вкусно, но еды слишком много, желудок просит пощады. На улице небольшая чаша с огнем, можно посидеть и попробовать сфотографировать Млечный Путь. Со штатива, конечно же. У меня не вышло это сделать ни на один аппарат, парень из технической команды Tecno сделал это на ручных настройках.

А я решил обождать пару-тройку лет, когда этот режим допилят для всех так, чтобы можно было снимать с рук. Что-то мне подсказывает, что это неизбежно произойдет. Вот вам снимок нашего свадебного фотографа.

На третий день мы отправились в обратную дорогу, в Волгограде посетили мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, место пронзительное, каждый раз захватывает дух. И дело не в скульптуре Вучетича, «Родина-Мать зовет!» монументальна, спору нет. Дух места, того, что тут происходило, все вместе давит на сознание.

Кажется, что три дня — это мало. Калмыкию мы видели всего-ничего, один день, а дорога отняла почти два полных дня. Но все равно впечатлений хватило, перезагрузка мозгов произошла. А еще у меня в закладках осталась улица Пюрбеева в Элисте, где заметил советскую мозаику, но так и не добрался до нее.

Честно признаюсь, что такие пресс-туры — это как короткая поездка в пионерский лагерь (если вы знаете, что это такое). Общение, смешные ситуации и истории, а цель поездки просто существует сама собой. Надеюсь, что фотографии смогли передать то, что мы видели и ощутили. Удачных вам поездок и моря впечатлений!

[email protected]
наверх