Парадокс игрового рынка: новые чипсеты ещё мощнее, а игры всё примитивнее
Компании всегда находятся в бесконечном поиске трендов и векторов развития. Последние несколько лет такой дорогой из жёлтых кирпичей стал гейминг. Однако тут есть парочка «но».
Если посмотрим на итоги 2021 года, то можно заметить очевидный факт: стагнируют или проседают все категории игр (компьютеры, консоли, игры в браузере), за исключением мобильных игр, предназначенных для смартфонов и планшетов.
Но все компании кровь из носа пытаются показать, как круто, модно и современно играть в игры. А аналитические компании выпускают отчеты, в которых рапортуют о феноменальном количестве геймеров: 3 из 4 американцев — энтузиасты гейминга, в России 74 млн геймеров и так далее.
Самое забавное в этой статистике то, что подавляющее количество приобщенных к категории поклонников видеоигр искренне даже не подозревают, что они геймеры. Если посмотрим на статистику самых популярных мобильных игр, то увидим Subway Surfers (бесконечный раннер), Ludo King, Candy Crush (шарики в ряд), Race Master 3D (гонки).
Все эти игры можно охарактеризовать как гиперказуальные, то есть в них можно поиграть пару минут в перерыве на работе или во время поездки в метро. К числу гиперказуальных, в принципе, можно отнести и стрелялки Call of Duty Mobile, Garena Free Fire и PUBG. Общая черта подобных игр заключается в зачастую простенькой графике, максимально упрощенном управлении и чисто номинальном сюжетном повествовании.
Упрощение гиперказуальных игр обусловлено стремлением сделать игровой процесс гладким даже на самом слабом железе. К сожалению, эта концепция прямо противоречит стратегии производителей железа, которые привыкли использовать нарратив о росте производительности и феноменальной реалистичности графики.
Хотя, будем откровенны, современные смартфоны и планшеты обладают избыточной производительностью, для которой даже нет настоящих задач, кроме стремительного перелистывания меню и игр типа «шарики в ряд». Чётче всего это осознали в Apple. Но и в Купертино, не придумав, какие такие возможности можно дать iPhone, просто воткнули мобильный процессор в ноутбук.
В этом плане остальные производители железа оказались в затруднительном положении, так как Microsoft, хоть и старается, пока что не предложила версию Windows, которая даст пользователю такой же комфортный уровень работы, как на привычных x86 процессорах.
Новое «железо» Arm Holding
Напомню концепцию работы рынка мобильного железа. Компания, называющаяся Arm Holding, занимается разработкой дизайнов новых мобильных процессоров и чипсетов на базе архитектуры ARM. Каждый год компания проводит презентацию, на которой показывает новинки. Такие компании, как Qualcomm, MediaTek, Samsung, впоследствии покупают лицензии на новые дизайны, дорабатывают и выпускают под своими торговыми марками – Snapdragon, Exynos. К слову, Apple тоже покупает лицензии у Arm Holding, но корпорация предпочитает самостоятельно разрабатывать дизайны.
В своей новой презентации Arm Holding сделала упор на гейминг, пообещав небывалую графическую производительность и даже трассировку лучей, как на картах Nvidia.
В прошлом году Arm представила первые чипсеты на архитектуре Armv9. Armv9 – это улучшение стандарта Armv8, который был с нами с 2011 года. Улучшения связаны с повышением безопасности, искусственным интеллектом и возможностями процессора обрабатывать изображения (важно для фотографий). Однако переход на новую архитектуру оказался не таким плавным, как хотелось бы. Так, тот же чипсет Snapdragon Gen 1 оказался чересчур прожорлив и горяч в сложных задачах.
Если подзабыли, то современные топовые чипсеты представляют собой набор ядер: 1 суперпроизводительное ядро, 3 высокопроизводительных ядра и 4 энергоэффективных ядра (последние смартфон должен использовать в базовых задачах).
Соответственно, новый дизайн, представленный Arm Holding, хвастается повышением энергоэффективности на 20% у трёх производительных Cortex-A715 ядер. У 4 энергоэффективных Cortex-A510 ядер потребление энергии снизили на 5%. Про самое мощное ядро Cortex-X3 сказали лишь, что пиковая производительность выросла на 25%.
Наиболее интересный момент: Arm Holding, глядя на Apple, подзуживаемая остальными участниками рынка, в нетерпении бьёт копытом, стремясь вывести ARM-процессоры в сегмент компьютеров и ноутбуков.
Так, на слайдах с производительностью компания подчеркивает, что новый чипсет аж на 34% мощнее, чем у последних популярных ноутбуков.
Также компания анонсировала новые дизайны. Напомню, мы привыкли, что у чипсета 8 ядер, которые нам продавали в разных конфигурациях: 4П (производительных) + 4Э (энергоэффективных), 2П + 6Э, 1СП (суперпроизводительное) + 3П + 4Э. Теперь же Arm Holding предлагает чипсеты с 12 ядрами, в которых 8СП + 4П +0Э, которые рассчитаны на стационарные компьютеры и ноутбуки (учитывая скромное потребление мобильных чипсетов, в ноутбуках энергоэффективные ядра не нужны).
Графическая составляющая, впрочем, тоже не осталась без внимания. И даже больше: новую GPU назвали Immortalis, то есть «бессмертная» (с латыни). Звучит, конечно, весело — Immortalis-G715, но, безусловно, впечатляет. А всего анонсировали три графики: флагманскую Immortalis-G715, среднепремиальный сегмент Mali-G715, ну а всем остальным достанется Mali-G615 GPU.
Очевидно, что Arm Holding не только целятся на смартфоны, но и подразумевают некие специализированные игровые приставки. В принципе, учитывая высокую энергоэффективность и производительность Arm-чипсетов, портативные игровые консоли имеют право на существование. Условный SteamDeck на Arm-чипсете мог бы работать в 2-4 раза дольше на одном заряде.
Итак, в новой флагманской графике целый набор инноваций.
Во-первых, графика теперь, по сути, полностью кастомизированная. Arm Holding говорит, что теперь в GPU может быть до 16 ядер. Добавьте сюда концепцию Apple, которая наращивает производительность, просто слепляя чипсеты вместе (упрощенно М1 Max – это 2 чипсета M1 Pro). Так что, если понадобится, можно будет сделать чипсеты с 32 графическими ядрами и больше.
Во-вторых, трассировка лучей. Опять же, логично, что трассировка лучей нужна на больших экранах, а не на смартфонах, где рассмотреть блики света в луже вряд ли представляется возможным. Впрочем, вероятно, в Arm Holding так не считают, указывая, что инновация найдет применение в ААА-играх на смартфонах. Если вы тоже задумались, а какие ААА-игры есть на смартфонах, то, оказывается, вот: Genshin Impact, PUBG, Fortnite, Call of Duty и Honor of Kings.
Впрочем, конечно, демо смотрятся хорошо. Различия будут видны даже на крохотном экране. Ниже — ролик на 14 секунд:
Вероятно, новые возможности графики спровоцируют на новые высококлассные игры. Хотя кто их рискнет делать, большой вопрос. Индустрии нужен успешный пример ААА-игры, которая бы собрала кассу.
Третья технология — Variable Rate Shading. Её суть заключается в том, что графика в первую очередь рендерится там, где происходит действие и куда смотрит игрок. В то время как графика по краям экрана может быть более мутной и менее детализированной. Честно говоря, на предложенном скриншоте ничего рассмотреть толком не получается. Мутно и там и там. Хотя Arm говорит, что прирост FPS (кадров в секунду) может составлять до 40%.
Arm Holding указала, что эта технология будет использоваться на всех новых чипсетах. В принципе, всё логично. Флагманским и высокопроизводительным чипсетам не нужны подобные трюки. Они вполне справляются с рендерингом всего экрана.
К слову, видно, что Arm Holding решила стать драйвером развития игр. Так, на презентации отдельно подчеркнули, что компания работает с игровыми студиями, чтобы добиться лучшей производительности.
Заключение
Если верить слухам, то во второй половине 2023 года Qualcomm покажет что-то на рынке ноутбуков, что должно конкурировать с чипсетами М2 в макбуках.
У меня, к слову, наибольший интерес вызывает потенциальная возможность того, что новые ARM-ноутбуки могут работать на Linux. После того, как Valve запустила Steamdeck на Linux, который неплохо справляется с играми, дело остаётся лишь за тем, чтобы привлечь мамонтов типа Adobe. Впрочем, у Adobe может быть другой ответ. Известно, что компания активно разрабатывает web-версии Photoshop.
Реализацию новых дизайнов на рынке в соответствии с традициями нам покажет в декабре Qualcomm на ежегодном саммите. Скорее всего, первым смартфоном на новом чипсете окажется Xiaomi 13. Компании понравилось в конце декабря запускать новинки. Ну а в январе или феврале своим вариантом дизайна порадует Samsung, представив новую линейку Galaxy S. Хотя, если слухи правдивы, возможно, Samsung возьмет паузу, выпустив новое поколение флагманов на чипсетах от Qualcomm.
развитие мобильных игр подчиняется, в целом, тем же трендам, что и игры для ПК и консолей. Сейчас (и уже лет 10-12) модно делать красочные, но тупые, игры — где упор делается на графику, а не на сюжет и/или ИИ. поэтому выходящие игры редко спосбны поразить аудиторию чем-то, кроме графики
Филипп Мастяев, в графике тоже не фонтан, около пяти лет назад достигли определённого потолка в красивости картинки, так на нём и стоят
Если дело пойдет как вангует Эльдар Викторович, то мне, как и многим, все эти выкрутасы западной индустрии станут до лампочки по причине санкций и дороговизны
Да, такое чувство, что мы все уйдем на ARM во всех классах устройств.
Очень уж они хороши и эффективны стали.
Но в телефонах да, пик производительности достигнут, мощности избыточны, при малом экране.
Тут или планшеты с большим экраном и мощным аккумулятором, плюс больше возможности теплорассеивания.
Или ноутбуки с пассивным охлаждением на ARM, а то всех эти пропеллеры на х86 задрали уже 😉
iAndroid, Как легко этот миф лег в головы.
1) Эффективность микроархитектуры (поколение, назначение) в рамках архитектуры (система команд) различается кардинально. Не стану сравнивать новое с каким-нибудь 486, достаточно увидеть в рамках не то что архитектуры, но даже одного производителя, различие эффективности между Phenom и Ryzen.
2) В случае с M1/ARM сравнивают не систему комманд и даже не микроархитектуру процессора, а всю систему процессор-шина-память.
Однако в целом согласен. Подвижки на фронте мобильных х86 нужны. И да, Apple еще столкнется с проблемой масштабирования своего процессора, по мере эволюции поколений. Сейчас это просто низкий старт. В дальнейшем каждый шаг будет даваться с большим трудом.
Я бы сказал: Новый виток мобильных чипсетов, на фоне тупика их рынка. И не только мобильных.
Всему виной — предел разумности. По мере эволюции, разница между этапами все менее заметна. Разница между PII-250 и PIII-500 чудовищна, между 4 и 8 ядрами в рамках современного поколения — незаметна (кроме серверов). Аналогично SD — FHD — 4k — 8k. Аналогично с графоном игр, жаль визуальную составляющую нельзя оценить численно, поэтому чисто эмпирически. При этом, каждый следующий шаг обходится гораздо дороже предыдущего.
>>потенциальная возможность того, что новые ARM-ноутбуки могут работать на Linux.
Почему "потенциальная"? Есть альтернативы?
"Упрощение гиперказуальных игр обусловлено стремлением сделать игровой процесс гладким даже на самом слабом железе. К сожалению, эта концепция прямо противоречит стратегии производителей железа, которые привыкли использовать нарратив о росте производительности и феноменальной реалистичности графики."
____
У скольки процентов пользователей флагманские устройства? Та же пубг выжирает аккумулятор и капитально греет телефоны чуть ниже среднего сегмента. Из списка фри файер максмимально легка, обновления небольшие и занимает мало места. Колда выглядит хорошо,идет более менее, но эта система обновлений, когда после каждого тебе надо грузить еще кучу ресурсов размеров в пару гигабайт, в итоге вся эта мусорная косметика занимает уже 10 гигов, в итоге удалил.
iAndroid, еще бы цены на мощь стали ниже
Филипп Мастяев, потому что сейчас главное чтобы побольше доната. На серьезную разработку нужно много денег, а обычная одиночная игра столько не принесет. А на донатную помойку уходит меньше денег, а приносит в разы больше
Александр K, Будут, все современные вещи стоят дорого, надо оплачивать уменьшенный техпроцесс и разработку.
Lecron, Я в целом не фанат Эппл, но сейчас вышла ещё их дурная коробка Mac Studio компактная и с сумасшедшей производительностью.
И в принципе, они готовы масштабироваться и дальше.
А Интел как-то по 5% наращивал каждые несколько лет. Собственно они и признали, что-то типа «позор нам, мы стоим на месте» то ли в пресс обращении, то ли на конференции.
iAndroid, Куда дальше? Еще раз удвоить количество исполняемых блоков? Так закон Амдала не дремлет. А сравнивать с Интел довольно нелепо. Такое невозможно реализовать в рамках модульной IBM PC. И да, почему все время сравнивают производительность на ватт, но никогда — производительность на доллар. Реальная эффективность в их балансе. Эппл же сдвинула ползунок в одну сторону… и все восхищаются. Но приди такие процы на десктопный рынок, поверьте, сразу будет фуууууу!
Пробегали слухи, правда крайне неуверенные, что AMD пробует реализовать HBM в качестве L3/L4 кеша. Чем-то похоже на подход Эппла — память поближе к вычислительным блокам. Если получится, эффект думаю будет шикарный.
"В макбуках"? Что за йазыг падонкоф?
Lecron, Факт в том, что производительность все равно будет расти, а уж каким путем все это достигается — это вторичный вопрос.
Lecron, У нас, аудиофилов, если такая кривая "цена / качество звука", так вот, в определённой точке она начинает туго-туго идти вверх при том что суммы на улучшение становятся всё более баснословные. Это, наверное, законы физики.
iAndroid, Не спорю. Но мы обсуждаем скорость этого роста. Цитирую себя: В дальнейшем каждый шаг будет даваться с большим трудом. То есть как у Интела. А вот у х86, с оглядкой на эппловский эксперимент, могут начаться интресные подвижки. Просто проектирование ядер это многолетняя работа и результат ее начала увидим лишь через пару-тройку лет.
Кстати, недавно читал в какую кашу превратилась система команд ARM. По количеству уже не сильно отстают от х86. Внедряют на каждый чих. Легаси растет лавинообразно.
Думаю, будущее за режимом DEX от самсунг. В пути хватит четырёх энергоэфективных ядер. А на работе или дома уже полноценная система работающая на полную мощность. Ноутбук это нишевый продукт, не для всех на каком бы камне он небыл.
Digitalhell, И все-таки это архитектура. Набор внутренних шин и блоков. Которая сопровождается изменением набора инструкций. Не не обязательно. Это скорее ближе к микроархитектурам стана х86 — типа Zen или Skylike. Последняя, кстати, долгожитель. Ее наследники хоть и имеют другое имя, по сути являются именно Небесным Озером.
Комментарий в поддержу статьи и развития рубрики.
😤