Технологии и культура. Дрейф в сторону социопатии?

Привет.

Немного задумался о том, правильно ли использовать слово «социопатия» в заголовке. Ведь буквальное определение гласит, что социопатия — это:

расстройство личности, характеризующееся антисоциальностью, игнорированием социальных норм, импульсивностью, иногда в сочетании с агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

То есть никаких нам «ламповых» интровертов под пледом с какао за просмотром пары-тройки серий любимого сериала и никакого романтического эскапизма с лесной глушью, горной хижиной и потрескивающими в камине поленьями. Технологическая социопатия выглядит вот так:

Это кадр из третьей серии второго сезона сериала «Теория Большого взрыва». Пенни заинтересовалась какой-то MMORPG и из миловидной красотки превратилась в невзрачную, дерганую, неряшливую грубиянку, которой оказались не очень-то нужны реальные люди. Так что в целом в выборе заголовка ошибки нет. Но ситуация с Пенни — это все же крайность. Симптомы социопатии могут быть куда более мягкими. По крайней мере, на это указали в комментариях к тексту про заразность чужого примера:

Приведу небольшой отрывок комментария для понимания сути посетившей идеи:

«Обратный Сталину пример — это девушка, которую недавно встретил на улице. Она шла, наговаривала голосовое на iPhone, а когда закончила, обратилась ко мне с вопросом, где дом с таким-то номером, хотя миллион приложений могли ей это подсказать».

Детально ситуация описана не была, и многие не поняли причин негативного отношения к ней (ситуации). Мне сцена показалась проявлением наглости и эгоизма, но многие возразили, мол, девчонка поинтересовалась интересующим ее вопросом, в чем проблема? Именно в этом месте и прозвучало предположение, что отмеченный негатив — это не более чем признаки социопатии в виде отрицания необходимости живого общения, которого сегодня так не хватает. Однако дело в другом. Недавно мы писали о том, насколько технологии влияют на личное пространство. На мой взгляд, культура использования технологических устройств как раз плавно продолжает эту тему. Если не читали, то статья вот здесь:

Для наглядности приведем простой пример развития технологий применительно к транспорту. Сперва — самые экстремальные изобретения. Дамское седло, например. Появление, впрочем, как и трудности его самостоятельного использования женщинами, напрямую проистекают из общественных требований к внешнему виду прекрасной половины человечества. Это сегодня надеть джинсы — само собой разумеющийся шаг. А тогда ничего, кроме пышных платьев, не допускалось, и мужская помощь была не просто элементом этикета, а необходимостью:

Сегодняшними глазами сложно разглядеть «технологии» в столь простом инженерном решении, как ступенька или боковая посадка, но если сделать скидку на давность и вспомнить об изобретениях тех лет…

В продолжение темы конного транспорта, который требовал отдельных решений для дам, отлично подходит следующая иллюстрация:

Всему виной снова требования и ограничения. Платья все еще требуют уделять им много внимания, но процесс упростился, и нужный уровень комфорта обеспечивается небольшими ступеньками на корпусе кареты и своевременно поданной рукой. И снова: технологии диктуют манеры. Далее следует открывание дверей. Признаться, все предпосылки этой традиции, которые мне попались, я считаю сегодня какими-то провокационными. Допустим, открывание двери в машину перед женщиной еще хоть как-то можно объяснить гигиеной. Неизвестно, что могло оказаться на рукоятке автомобиля. Но вот при выходе из машины к этой традиции уже возникают вопросы:

И если машина чужая и механизм работы рукояток непонятен, то поступок хоть как-то, но объясняется. Но если автомобиль собственный? В чем сложность? Ситуация может трактоваться оскорбительно как мужчиной, так и женщиной. Мужчина может почувствовать себя на побегушках, а женщина — ощутить себя немощной. Но, справедливости ради, есть случай, когда помощь все же оправданна:

Да, автомобили, где конструкции дверей вызывают вопросы, все еще присутствуют. А ведь часто такие машины отличаются еще и очень низкой посадкой. И тут, даже несмотря на современную одежду, в некоторых случаях могут возникать сложности. Леггинсы Ким даже вкупе с сумкой и пакетами проблемой не будут, но что, если вы приехали в ресторан и ваша дама в обтягивающем платье длины мини? Готовить себя к выходу после самостоятельно открытой двери на глазах у швейцара ей будет не очень комфортно. А вот только лишь изящно выскользнуть из сиденья, ухватившись за вас, — вполне.

Это небольшое лирическое отступление призвано продемонстрировать, что любые технологии требуют определенных паттернов поведения. Некоторые из них приживаются настолько хорошо, что становятся элементами культуры и этикета, какие-то исчезают. Но главная мысль в том, что этикет во многом обязан своими особенностями внешнему технологическому фону нашей жизни.

Не стоит думать, что старинные традиции — это случайное попадание. Есть множество примеров куда ближе и к нашим умным электронным помощникам. Например, наушники. Еще недавно они были достаточно громоздкими и визуально легко считывались. Позднее стали миниатюрными, беспроводными и совсем затерялись в ушах. И сегодня не всегда удается их заметить. Между тем не стоит думать, что наушники — это исключительно музыка и смешные видео, которые можно поставить на паузу. Иногда (о ужас) это могут быть разговоры с кем-то. И то ли мне так «везло», то ли наушники — это какая-то «красная тряпка», но очень часто ко мне мог подойти кто-то и начать что-то спрашивать. Бесконечные вопросы от представителей пожилого поколения, проезжал ли автобус с таким-то номером, какая маршрутка идет по такому-то адресу и который сейчас час, безусловно, простительны. Не всем возрастным людям доступны современные приложения, которые могут ответить на их вопросы, а многие даже часы на своей кнопочной звонилке не удосуживаются настраивать. Но что повергает в шок, так это реакция на вытаскивание наушника из уха.

Идея наушников появилась очень давно. Патенты датируются аж 1891 годом:

Распространение же наушников в привычном нам форм-факторе произошло в тот момент, когда Натаниэль Болдуин отправил разработанный им прототип в вооруженные силы США. Это был 1910 год. Конструкция актуальна и сегодня. Мы можем видеть привычное оголовье с парой чашек для левого и правого уха:

При этом после 1910 года развитие и адаптация подобных устройств для прослушивания музыки не стояли на месте. И образы людей с подобным «ободком» на голове были более чем узнаваемыми. Наших соотечественников это также не могло обойти стороной. Все ведь помнят знаменитого студента с больным ухом из «Приключений Шурика». К чему эти отсылки? А к тому, что идея звука в ушах, исходящего из устройств на ушах, давно известна и широко распространена. Соответственно, человек, который обращается к другому человеку и видит, что тот вынужден отвлекаться на него, не может не понимать, что его действия доставляют дискомфорт. Но ни от одного человека я ни разу не услышал извинений. Что это, если не эгоизм? Обратившемуся с вопросом просто плевать, что ты мог слушать не только музыку, но и, например, научную лекцию. Ты снял наушник, но человеку все равно. Ему важно, чтобы ему сказали, сколько сейчас времени, а твои неудобства неважны.

В книге «Первому игроку приготовиться» есть интересная аналогия. Когда главный герой надевает очки виртуальной реальности и отправляется на учебу, материализовавшись в аудитории, он ставит своего аватара в режим «Занят» и отправляется на несколько минут к своему другу в закрытый чат. Далее следует описание:

В кабинете мировой истории уже сидели аватары нескольких учеников — неподвижно и закрыв глаза. Это означало, что они заняты — то есть болтают по голосовой или видеосвязи, лазают по Сети или общаются в чатах. В OASIS’е считалось дурным тоном пытаться заговорить с тем, кто занят.

Логичное ограничение. Уверен, что в среде геймеров тоже есть какие-то негласные правила поведения. Жена, например, во время катки нередко выдает что-то типа «он состилил мой бафф». Сопроводительные эпитеты указывают на осуждение, и как бы сразу понятно, что человек сделал что-то не так. Однако в реальном мире с известными всем и каждому особенностями (наушниками) за 50 лет до многих никак не дойдет, что к человеку в наушниках не стоит обращаться. А если вынуждены или обратились по ошибке, то извинитесь.

К слову, буквально вчера (22.07.2024) шел домой из магазина. На улице прохладно и морось. Иду и слушаю музыку. Навстречу парень от 20 до 40 лет (точнее диапазон не определить). Лицевая мимика и угол поворота головы свидетельствуют, что обращается ко мне. Вытаскиваю наушник. Вопрос из разряда фантастики. Его интересует что-то вроде местонахождения перекрестка параллельных улиц из разных районов города. До кучи он решает уточнить все жестом в противоположном даже чисто теоретическому месту нахождения упомянутого им уличного парадокса направлении. Сначала пришлось объяснять, что одна из улиц вообще в другом районе, и чуть ли не поквартально описывать перекрестки. Вишенкой на торте была его фраза: «Ладно, видимо, проще в навигаторе посмотреть». Занавес. Отвлек меня. Задержал на мерзкой погоде. А оказалось, что мог и сам разобраться с вопросом. Ну не наглость разве? И не стоит здесь говорить, что это просто жажда живого человеческого общения. На мой взгляд, это просто неуважение. В точности как когда маленький ребенок вредничает и просит, чтобы его несли на руках, в то время как он сам прекрасно справляется с дорогой.

Уважаемые читатели, а какие тонкости развития технологий, на ваш взгляд, могли бы стать поводом для пересмотра общественного поведения? Мы коснулись самых очевидных, но уверен, что вы сумеете указать на другие. Возможно, с чем-то вы сталкивались и сами. Поделитесь своими наблюдениями. Этому миру нужно грамотное население, которое с уважением относится к чужим предпочтениям и интересам. Без вас никак не обойтись. Милости просим в комментарии.

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх