Всем привет!
Уверенными гребками мы приближаемся к финишу экскурса, посвященного истории аквариумистики. Рассматривая развитие сосудов и емкостей для рыб, я решил оставить самые солидные и самые миниатюрные современные аквариумы напоследок, поскольку между ними внезапно оказалось много общего. Но обо всем по порядку.
Примерно сто лет назад уровень стеклолитейного производства позволил производить по-настоящему большие резервуары, поэтому в центрах мировой экономики того времени сразу возвели публичные аквариумы несколько непривычного размера. Например, Берлинский трехэтажный аквариум, открытый в 1913 году, стал самым большим в мире, но не из-за размеров самой большой емкости для рыбы. На первом этаже здания располагались секции с пресной и солёной водой, на втором — террариум, на третьем — инсектарий.
Чуть ранее нечто похожее на нынешние аквариумные комплексы возвели в Нью-Йорке в 1896 году. Непосредственно аквариумы по современным меркам были не очень большими, но уже позволяли заполнять их сотнями водных обитателей, а накопленный опыт фитопатологов обеспечивал достаточную устойчивость биогеоценоза.
Примерно в это время появилось новое слово «океанариум», как правило, обозначающее очень большой аквариум, в котором могли быть секции для пресноводной, морской и океанической рыбы и базой для которого являлась патронирующая научно-просветительская или исследовательская организация.
В конце двадцатого века человечество опять поднакопило ресурсы и свободное время для масштабирования этого увлечения.
В 1984 в штате Калифорния открылся один из самых крупных аквариумов в мире, вода в котором непрерывно обновляется из залива Монтерей. Особенность этого аквариума в том, что в нем собраны редкие и исчезающие виды рыб, ради которых даже воссоздали оригинальную экосистему залива с гигантскими водорослями.
Сиднейский аквариум открыли в 1988 году. Он состоит из огромного комплекса сооружений и подводных тоннелей, самый длинный из которых составляет 160 метров. В аквариуме содержатся тысячи океанических, морских и пресноводных обитателей, в том числе и очень редкие, эндемичные животные, характерные только для Австралии или вообще находящиеся на грани уничтожения.
С развитием технологий аквариумы приобретают все более необычные и сложные формы. Случалось, что это приводило к печальным последствиям.
Так, печально известный Берлинский аквариум выглядел как шестнадцатиметровый цилиндр и находился в центре отеля. Ночью 16 декабря 2022 года конструкция лопнула и гигантский столб воды отправился искать себе другое пристанище. Прилегающая к отелю площадь примерила на себя легкую версию всемирного потопа от миллиона литров воды, внезапно выплеснувшейся из дверей отеля. Комиссия установила, что дело было в усталости металла, но аквариуму совсем недавно проводили капитальный ремонт за огромную сумму денег, в общем, все было как-то непонятно. Рыбы стали жертвами человеческой халатности, но некоторых все же удалось спасти.
Похожая история чуть не приключилась в гигантском аквариумном комплексе в Арабских Эмиратах. Фронтальная монолитная акриловая панель ‒ гордость строителей, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса за длину в 32 метра и толщину в 75 см, ‒ треснула и начала течь, что вызвало быстрое затопление зала, панику и последующую эвакуацию зрителей. Однако сотрудники быстро обнаружили и устранили течь, которая случилась из-за просевшей под огромным весом стекла балки, потянувшей за собой вертикальный шов. К счастью, ни люди, ни рыбки не пострадали, все-таки 10 миллионов литров воды ‒ это не шутка.
Вообще, подобные случаи больше редкость, цельнолитые плиты из акрила или силикатного стекла имеют многократный запас прочности, а фундаменты для таких сооружений ‒ монументальные железобетонные сооружения, способные выдержать как вес воды, так и тяжеленные конструкции из акрила.
Общий принцип строения океанариумов предполагает обязательное наличие акрилового смотрового тоннеля, который располагается под самым оживленным рыбным перекрестком. Специальные дизайнеры-аквариумисты оформляют искусственные гроты, конструируют рельеф морского дна, высаживают подводные растения и даже размещают живые коралловые рифы. Эта наука требует особой тщательности, поскольку воссоздание здоровой биосферы в аквариумах на миллионы литров воды, содержащей в себе тысячи различных живых существ, занимающих самые разные ниши в пищевой цепочке, прямо способствует активной самоочистке аквариума. Другими словами, перед ихтиологами и фитопатологами стоит задача создания самоподдерживающегося биогеоценоза закрытого типа. Правда, совсем без человека обойтись не удается.
Комплекс Москвариума вмещает порядка 25 миллионов литров воды и многие тысячи представителей флоры и фауны, поэтому вопросы фильтрации, подогрева и вторичной очистки воды от продуктов жизнедеятельности питомцев стоит очень остро. Аквариум окружают тысячи квадратных метров и километры коммуникаций. Огромные помпы, насосные станции, аварийные генераторы и целые бассейны для предварительной фильтрации воды, но этого все равно недостаточно, и человек должен лично участвовать в уборке коммунальной квартиры на тысячи комнат.
Как правило, для таких работ привлекают специальные команды водолазов, зачастую, это штатные сотрудники аквариума, поскольку чистить его необходимо практически постоянно. Толстые акриловые или силикатные стекла тоннелей и демонстрационных залов необходимо постоянно протирать и очищать от налета, поскольку конкурирующих со шваброй улиток вывести пока еще не удалось. Кроме того, чистить необходимо каждый камушек, каждую рифинку и даже некоторых рыбов. Не говоря уже о том, чтобы регулярно пылесосить песчаное дно.
Так как многие из обитателей могут не понять такого вторжения с подводным пылесосом (помните кошек?) или, напротив, проявить избыточный интерес, в каждой команде очистки присутствует дежурный тренер-психолог, который успокаивает рифовых акул, трет шваброй пузико морским черепахам и шугает веником любопытных раков-богомолов. Кормление и лечение большинства обитателей тоже происходит под водой, это позволяет не допустить несправедливого распределения ресурсов и корректирует хрупкую систему равновесия внутри закрытого социума подводных обитателей.
Аквариумы в каждом доме
В реальности XXI века аквариум может позволить себе почти каждый. Большие и маленькие, с навороченными системами контроля и простые коробки из акрила ‒ выбор есть на любой вкус, цвет и кошелек. Оформление домашнего или коммерческого интерьера, демонстрация богатства и вкуса, коллекционирование редких пород рыб и созерцательная медитация на дому.
Расположить в кабинете загородной виллы изощренный аквариум по примеру графа Уварова. Или устроить себе коридор в сигарную залу в виде двух огромных резервуаров с рифами, затонувшими кораблями и сотней уникальных и дорогущих рыбок. Почему бы и нет?
Каждое из таких устройств требует не меньшего тщания в проектировании, обслуживании и, наконец, в создании устойчивого биогеоценоза для пестрого сборища рыбок, каракатиц, рачков, креветок и улиток.
Чем больше аквариум, тем больше труды по его обслуживанию напоминают упражнения многолюдных команд обслуживания океанариумов. Кислородные компрессоры, системы фильтрации, водонагреватели и охладители, денитрификаторы, искусственное освещение, дополнительные насосы для циркуляции воды в труднодоступных местах, датчики уровня азота и Ph, дозаторы и автокормушки ‒ десятки важных элементов, от работоспособности коих зависит жизнь животных, которые могут стоить целое состояние.
Для таких задач уже довольно давно используют аквариумные компьютеры, контролирующие почти весь спектр требуемых задач.
К сожалению, с эстетической точки зрения большинство предложений для богатых «под ключ» в смысле конечного пользовательского интерфейса выглядят несколько архаично. В лучшем случае за сотни тысяч рублей удастся получить сенсорный планшет на дурном линуксе с ужасно нарисованными ярлычками и некрасивой детализацией задач. С другой стороны, некоторым отсмотренным мною интерьерам это нисколько не повредит, а со своими задачами эти компы вполне справляются. Многие эксплуатационные задачи все равно без человека не обойдутся.
В конце концов, сколько можно вельможам потакать?
Не сказать, что предложения для плебеев намного проще. В доступных аквариумах тоже надо постоянно тереть стекла, разве что КПД у улиток значительно выше просто в силу меньших размеров объедаемого стекла. Тоже надо следить за кучей параметров, и тоже есть системы, автоматизирующие эти процессы, как водится, до определенной степени.
Пользовательские интерфейсы все же немного поприятнее. Опять-таки, не обошлось без китайцев, у них все же историческое право имеется.
Некоторые из миниатюрных умных аквариумов оснащены мобильным приложением, есть парочка известных «сяомишных» (очень милых), но встречаются и всякие самопальные, напичканные датчиками с сомнительной отказоустойчивостью по самую ватерлинию. Многие из них оснащены автокормушками с программируемым расписанием, большинство имеет на борту различные системы циркуляционной фильтрации. А маленький аквариум от «Сяоми» вообще позволяет выращивать какое-нибудь растение, которое будет подпитываться влагой из аквариума, а субстрат для корневой системы выступает естественным фильтром.
При этом небольшие размеры положительно сказываются на обслуживании, а различных приблуд, упрощающих эту процедуру, полным-полно.
Есть, например, миниатюрные роботы-чистильщики. Работают они по принципу обычных роботов-стекломоев — с помощью магнита таская губку по стеклу и конкурируя с расползающимися в ужасе улитками. У MOAI есть камера и пользовательская возможность управлять работой робота ‒ почти «Евангелион», но есть нюанс. За скребок придется браться все равно, так намного быстрее.
Подытоживая пройденный материал, хочется отметить, что положение простых смертных все же несколько упрочилось. Простой акриловый аквариум на 50 литров можно купить за абсолютно приемлемые средства, да и парочка золотых рыбок не влетит в копеечку.
В то время как патриции вынуждены тратить баснословные средства для поддержания доброй римской традиции. И все же позволить себе проводить гладиаторские бои хищных рыб и каракатиц уже не могут ‒ какие уж тут кольца и серьги для мурен-победителей…
Кроме того, развитие аквариумистики в виде публичных и доступных океанариумов позволяет закрывать гештальт еще более бюджетным способом ‒ билет в Москвариум на ВДНХ стоит 1300₽. Таких рыбок, какие там есть, в домашний аквариум не запустишь.
Пока писал, подумал: а как у нас нынче обстоят дела с садами Семирамиды?
По крайней мере, один есть. Это торговый комплекс «1000 Деревьев» в Шанхае. Архитектурная концепция основана на том, что комплекс напоминает лес из деревьев. Каждый блок здания содержит искусственные горшки, в которых высажены настоящие деревья и кустарники. В общей сложности используется более 1000 деревьев и 250 000 других растений: кустарников, трав, цветов.
Выглядит внушительно!
Интересно, захотелось бы мифической царице прогуляться по таким садам?