Привет.
В детстве читал книгу, за давностью лет название выветрилось из головы, но помню в ней яркий момент: герой описывает свое детство и воспоминания об отце — большие руки, лицо, что склоняется над кроватью. А потом рассказывает, что отца унесло на льдине в Северный Ледовитый океан, когда он рыбачил со своим другом, их так и не нашли. Представить, как льдина может унести в океан, было решительно невозможно, океан казался чем-то чуть большим, чем море, на котором я рос. Замучил взрослых расспросами, и мой дедушка рассказал, как во время рыбалки в Финском заливе двое солдат из его части провалились под лед, их спасали общими усилиями: «Хотели наловить рыбы, а вместо этого сами чуть не пошли на корм рыбам. Спасали общими усилиями, хорошо, у одного солдата на берегу была веревка, ей и вытянули на лед. За шинелями не ныряли, багром достали, дело у берега происходило». Забросал вопросами деда, вообразить ситуацию, что у берега можно утонуть, было немыслимо. А почему они не выбрались на лед? Вода была такой холодной? Что такое судорога?
Чужой опыт всегда умозрителен, но каждый раз, когда читаю новости про рыбаков, меня поражает их безумная уверенность в том, что все будет хорошо и можно рискнуть собственной жизнью. В прямом смысле поставить на кон собственное существование ради призрачного улова. Но если в былые годы они рисковали только своей жизнью, то появление мобильной связи дает возможность рискнуть и чужими — тех, кто приедет их спасать, в первую очередь сотрудников МЧС. Некоторые ситуации выглядят абсурдными и невозможными в былые времена.
Сахалин, февраль 2025 года, на льду около трехсот рыбаков, раздается треск, и льдина откалывается. Люди начинают дрейфовать на льдине, сыплются сообщения в МЧС, требуется эвакуация. Задействован вертолет, он может увезти небольшое число людей. Но без снаряжения.
Также МЧС высылает судно на воздушной подушке, оно начинает вывозить людей, места для всех не хватает, снасти приходится оставлять. Часть рыбаков отказываются эвакуироваться, им дороги принадлежности для рыбалки, и они ждут некого добровольца, который согласился довезти их на землю на своей лодке. Уговоры сотрудников МЧС о том, что в любой момент льдина может расколоться и рыбаки окажутся в воде, не действуют. Бросать свой скарб не хочется, он дороже жизни. В этой истории все закончилось благополучно, и наверняка спасенные машут рукой и говорят — ничего страшного, у страха глаза велики, дураки побросали снасти, а я свои привез домой.
Утонуть можно на любом водоеме, и это часто происходит в хорошо обжитых местах, а вовсе не где-то на бескрайних океанских просторах. Везде есть связь, и трагедии разыгрываются в прямом эфире, к ним подключают сотрудников МЧС.
Перед Новым годом, 29 декабря 2019 года, в селе Жерелево Куйбышевского района отец и сын отправились на озеро порыбачить. Погода в тот год была теплой, лед не встал, был толщиной в пару сантиметров. Люди провалились под лед, но смогли вызвать МЧС. Спасатели использовали лестницы, чтобы добраться до людей, но лед не выдерживал, три сотрудника МЧС не смогли доползти, лед крошился под ними. Выбрали самого легкого, он смог доползти до отца, подцепить его и после этого также провалился, в итоге три погибших — отец и сын, сотрудник МЧС, еще один спасатель попал в реанимацию из-за переохлаждения. Наличие мобильной связи вовлекает в такие трагедии большее число людей, иногда кого-то удается спасти, иногда нет. Но из года в год мы читаем новости, в которых воссозданы события, и можно сказать, что они даже задокументированы: «На пульт дежурного в 13.41 поступил вызов от тонущего человека, он провалился под лед в районе деревни Журавли. В 13.54 телефон продолжал работать, но человек больше не отвечал». Трагедия в прямом эфире, которой можно было избежать. Ненужный риск, неправильная оценка погоды и льда — все вместе приводит к таким последствиям.
На днях мне на глаза попалась история, в которой рассказывали про то, что конкретная марка смартфона спасла жизнь двум рыбакам, а вот третий спасателей не дождался. Складывалось обманчивое впечатление, что именно конкретный телефон спас людей, хотя это скорее возможности современных устройств, нежели нечто выдающееся в конкретной модели. Увидел заметку у своих коллег, поинтересовался деталями, и они поделились координатами одного из рыбаков, того, кто смог вызвать спасателей со своего телефона. Приводить имя производителя и марку телефона не буду, так как это выглядело бы как минимум аморальной рекламой, да они и не важны. Любой телефон со сходными характеристиками флагмана мог быть на этом месте. Пообщался со Станиславом Кудиновым, он со знакомыми рыбачил 9 марта 2025 года в Добринском районе Липецкой области.
«Туда просто так не проедешь, мы поехали на “Ниве”. Время было минут двадцать одиннадцатого утра, зашли на лед. Лед был нормальный. Мы начали бурить лунки, ловить рыбу, у нас с собой эхолот, он рыбу показывает. Но ловилось плохо. Тогда решили прогульнуться, пройти на другой берег, поразведать обстановку. Наш товарищ остался на берегу, мы ушли.
Где-то без десяти двенадцать стали махать товарищу, что ничего не ловится, надо возвращаться. Он мог пойти ближе к берегу, но он, как обычно, пошел смело, почти посредине пруда. И он проваливается. Я искренне думал, что он поскользнулся и упал, так как у него больные ноги. Ходил он с передышками, перебежками. Но он провалился.
Мой второй товарищ Иван был чуть ближе и сразу ринулся ему на помощь, хотя я ему: “Стой, подожди, надо подумать”. Но он, не добегая с той стороны берега и, получается, почти посередине проваливается. Конечно, мы о последствиях потом думаем, я оставляю вещи, тяжелый чемодан, бур, удочки и пытаюсь с правой стороны обежать на другую сторону берега. Не к ним прямо туда, чтобы не попасться в ловушку. Я почти их обежал, добежал до берега, и мне не хватило метров двадцать, тоже проваливаюсь. Просто бежишь, бух, и ты в воде.
У меня телефон был в куртке, в нагрудном наружном кармане, он расстегнут. Вода туда уже попала, затекла. Я по шею уже плаваю. Вытащил телефон из кармана, держа его в правой руке начал освобождать руку от рукава и снимать куртку. Сапоги набухли водой, и я их быстро снял ногами.
Куртку снимал тяжело, один рукав, потом второй рукав. Телефон постоянно в воде, я достану его, встряхну. Хотел вначале утопить телефон, зачем я его в руке держу, что он мне даст. Потом думаю — нет, я ничего не смогу сделать. Мне сил не хватит. Начинаю пытаться звонить, естественно, в воде отпечаток пальца не работает (примечание — датчик отпечатка в этой модели встроен в экран), ничего не работает. Пытаюсь свайпами, он в воде не поддается, не работает, хоть и не водонепроницаемый. Ребятам кричу: “Все хорошо, телефон работает, вызову МЧС, сейчас все будет, держитесь”. А сам пытаюсь его разблокировать, у меня цифровой код, еле попадаю по клавишам, вода меньше 4 градусов, руки стынут.
Промахиваюсь, телефон блокируется на минуту, потом удалось разблокировать. Звоню 112, должен звонить в любой сети, но сети нет. С третьего или четвертого раза только дозвонился до 112. Берут трубку, говорю: “Cпасите, помогите, мы тонем, деревня Воскресеновка, мы в пруду Райсоюзовский”. Оператор, что взяла трубку в МЧС, говорит: “Скажите, как вас зовут, поточнее скажите, где вы находитесь”. Я ей говорю: “Дура, зачем тебе мое имя, я утопаю, мы тонем. Найдите нас, пожалуйста, по GPS, спасите«.

Я с ней поддерживаю связь, не стоя, как у нас в деревне говорили, что стоял и позванивал всем. Им бы попасть в такую ситуацию. Начал бултыхаться, бороться, связь потерял. Паника, ничего не могу, руки окоченели, уже не могу ни позвонить, ничего сделать. Как смог, минут через семь как нырнул, а потом уже все, ты не можешь ни ногами шевелить, ни руками. Вроде бы я в термобелье, освобожден от одежды.
Кто-то звонит, ребята из МЧС потом подтвердили, что звонили. Несколько раз, а потом я трубку взял и опять им кричу: “Спасите, помогите”. Говорю, где мы, повторяю одно и то же. Ребята местные из МЧС, проехали пруд по точке GPS, поняли, что неправильно, и вернулись к нам. Помчались к нам быстро, ехали вдоль пруда, искали нас, приехали, газанули. Достали лестницу, веревку, достали меня первым. Второго доставали двумя лестницами, один спасатель провалился, пока вынимали. Провалился там, где мы с утра втроем прыгали на этом месте. Он один уже там провалился буквально спустя два часа».
В тот день было солнечно, температура — 15 градусов тепла, вода — 3.6 градуса. Станислав с товарищем ждали спасения около пятидесяти минут, им повезло, что день был солнечным и они могли греть руки, поднимая их из воды. Их товарищ утонул через пятнадцать минут, не смог бороться за свою жизнь. Чтобы понимать, сколько в среднем человек может находиться в холодной воде, приведу табличку, я позаимствовал ее у администрации Мурманской области, где переохлаждение в воде привычное дело.

На телефоне есть экстренный режим, можно вызывать близких или спасателей, если нажать на механическую клавишу несколько раз. Этот режим настроен не был, Станислав настроил его только после своего спасения. У его товарищей телефоны не работали в воде, так как не имели защиты и быстро вышли из строя. Фактически наличие защищенного от воды телефона, то, что Станислав сориентировался, спасло как его, так и товарища. То, что МЧС достаточно быстро приехали, тоже большой плюс, хорошо, что обошлось без жертв среди спасателей.
Наличие мобильной связи, достаточно плотного покрытия позволяет вызывать спасателей из разных точек нашей страны. И это необходимый минимум для людей, которые попали в критическую ситуацию, в том числе и по собственной дури, никак иначе оценить такие действия не могу. То, что телефоны сегодня поддерживают защиту от воды, последние модели умеют работать с сенсорным экраном в воде, тоже расширяет возможности для людей в таких ситуациях. Но тут важно еще уметь пользоваться технологиями, настроить все ДО того, как что-то случилось, иметь план на экстренный случай. Особенно если вы занимаетесь рыбалкой на льду, а также, возможно, другими экстремальными видами отдыха. Технологии в прямом смысле могут спасать людей, дают нам дополнительные шансы на выживание. Но это вовсе не значит, что нужно испытывать судьбу и создавать своим поведением такие ситуации, рисковать своей и чужими жизнями. Такое поведение выглядит как минимум безответственным.
Сомнительный подход к решению вопроса — это как брать с собой огнетушитель в дом, когда разводишь костёр в холле своей гостиной, чтобы пожарить мясо на огне. Он ведь наверное спасёт жизнь? Давно пора с горерыбаков взыскивать стоимость работы специальных спасательных служб (а там сумма я подозреваю немалая получается) — либо они будут оформлять страховку на такие случаи и страховая будет возмещать расходы либо полностью самостоятельно оплачивать. Так число потенциальных желающих самоубийц кратно сократится.
Скарб они свой, значит, бросать не хотели. А может им в этот скарб катамаран добавить и на льдине в нём сидеть, чтобы и снасти не утонули и они сами живы остались?Технологий, на мой взгляд, недостаточно. Надо было электролебёдку с кевларовым тросом на берегу закрепить, чтобы по нажатию кнопки она вытаскивать их начинала (сарказм). Мозги прокачивать таким людям нужно, а не технологии осваивать. Мне такие деятели напоминают сующих руки в клетку к медведю. Только мишка, как мне кажется, отучивает лучше быстрых спасателей.
"Я ей говорю: “Дура, зачем тебе мое имя, я утопаю, мы тонем." Я офигеваю от того, сколько у этих недалёких идиотов ещё и гонора. То есть он настолько чувствует себя правым в этой ситуации, что даже рассказывая о том, как его спасали, называет девушку-оператора дурой. Всё-таки не от большего ума люди этой фигнёй занимаются.
Александр Верховцев, Пробовали так делать, рыбаки отказывались спасаться, ждали бесплатной помощи.
Самое эффективное наверное штрафы за выход на лёд до какого то числа и после, как за разведение огня в пожароопасный период.
Естественный отбор и это хорошо 👍
А что они делают с этой рыбой? Ну я понимаю, когда нет еды и семью надо кормить. Тогда любой риск оправдан. Но сейчас еды навалом. От просрочки в чижике, до свежайшего и санкционочки на рынках. Зачем лезть на льдину?
Александр Верховцев, Нельзя так делать. В смысле за спасение деньги брать. Защита человека — одна из базовых функций государства. А мысль о продаже страховок любопытная, но, к сожалению, не верная. Спасать надо всех, кто попал в беду. Но вот после того как спасли, вполне можно некое общественное порицание вынести.
RKV, Так и пусть тонут, зачем их спасать.
Владимир Репин, Они тонут в результате своей дури, зачем их спасать?
У меня один знакомый 3 раза тонул, и все равно лезет на лёд, там же самый улов. Не голодает, рыбой кошку кормит. Они неизлечимы.
geox30, И не надо их спасать. Одни утонут, другие поумнеют. Но это не точно.
Roman_roma, Есть такое дело!
Владимир Репин, Какое порицание? В нашем регионе предусмотрен даже штраф за выход на лед. Так вот часть рыбаков не берет с собой ничего из документов, чтобы им не могли его выписать. А полномочий задерживать у МЧС нет, это не полиция.
RKV, А что мешает выставлять счёт после спасения? У нас законы принимают — один другого дурней. Ну и пусть примут хотя бы один полезный. Что в случае самовольного выхода на лёд во время официального запрета, после спасения будет взыскиваться полная стоимость работ.
Алексей Попов, Значит, необходимо ввести порядок — любой спасенный без документов, независимо от чего спасали передается полиции для выяснения личности (и выяснения, гражданин ли он вообще).
Владимир Репин, Защита, когда человек попал в чрезвычайную ситуацию невольно или же по неосторожности — это одно дело. Тут намеренное и полностью осознанное действие. Фактически, потенциальные самоубийцы.
Юрий Банаков, Причем независимо от того, кто в результате спас. Т.е. вызов был, спасатели выезжали — оплачивай. Даже если сам вылез или знакомые какие помогли.
RKV, Ну пусть сдохнут. Премию Дарвина им сразу на берегу выдавать.
Зашёл в настройки, функция экстренного вызова активирована (действительно, надо быстро 5 раз нажать кнопку питания). Не знал о ней вообще, теперь буду иметь ввиду. Отличная статья, спасибо!
Сохранить жизнь рыбакам могут только сами рыбаки, перестав бродить весной по льдам, и занявшись чем-то полезным в это время.
RKV, Очередная кормушка и все. А если пойти на лед проверять документы/выписывать штрафы то еще и убегать начнут и еще больше шансов провалиться
Alexey Remizov, В одежде для зимней рыбалки и со снаряжением врядли смогут далеко убежать
Если говорить по совести, то люди с эхолотом, чемоданами!, бегающие по плохому льду, без пешни, веревки и спасалок, если ещё и в костюмах как на иллюстрации (не рыбацких) — на льду оказались случайно и рыбаками не являются. Не удивительно, что они тонут. Это законный конец глупых, случайных и пьяных.
Alexey Remizov, С дураков можно и покормиться. Ничего плохого в этом не вижу, даже наоборот.
Alexey pticafilin, Да будет наоборот. Приехал инспектор на водоём, проверить страховки. От него все разбежались в разные стороны и провалились. Мы решением проблемы только ее усуглубим
Roman_roma, Да такие рыбаки — они как наркоманы, те тоже знают что наркотики — вредно вплоть до летального исхода, но колются/глотают/нюхают…
Владимир Репин, А лезут не за самой рыбой, а за процессом её ловли. Причём не бедные люди — порой на льду наблюдаю довольно дорогие внедорожники, причём в немалом количестве.
Владимир Репин, Нельзя так делать? Как? Из года в год повторять идиотизм и подвергать риску жизни МЧСников? Я предпочту чтобы такого рода рыбаки утонули уже все и больше не нагружали спасателей свим идиотизмом. Пусть идиоты утонут уже вместе со своим уловом. Дайте эволюции делать свою работу.
"в том числе и по собственной дури, никак иначе оценить такие действия не могу" я с этим полностью согласен, но журналисту так писать нельзя. Особенно при том что собственная дурь Муртазина никак не беспокоит.