Создание новых миров без очков или шлема. Три новых вселенных

Привет.

Мы проморгали появление новых миров. Их создают без особой помпы и внедряют в наш мир, попутно не обещая никаких революций или изменения сознания. Буднично и повседневно, в отличие от громких слов, которые были сказаны на тему AR/VR, но ничего этакого там не произошло. Повседневность этих миров такова, что они почти никого не удивляют, проходят незамеченными в суете ежедневной толкотни. Либо стоят так дорого, что позволить себе их посещение могут единицы. К таким мирам можно смело отнести ресторан-театр Krasota, хотя слово «театр» стоило бы вынести вперед.

В Дубае у меня была задача минимум — попасть в три очень разные локации, в каждой из которых пытаются создать свою вселенную, пощупать будущее, то, каким оно может стать. Предлагаю вам отправиться в путешествие вместе со мной и оценить, каким может стать будущее наших городов на Марсе, как изменится избирательное право с добавлением геймификации, а также посмотреть на город будущего в стилистике киберпанка. А начнем мы с самого известного места для любого туриста, наш путь лежит в Дубай Молл.

Дубай Молл и музей Arte, который не совсем музей

В Дубай Молле множество мест, которые приковывают внимание, за какие-то нужно платить, а какие-то абсолютно бесплатны, как минимум за поглазеть с вашей карты не спишут ни дирхама. Аквариум — точка притяжения, огромная стеклянная стена протянулась на несколько этажей, за ней плавает морская живность. Вокруг всегда стоят толпы, кто-то решается раскошелиться и отправиться внутрь, чтобы походить в стеклянных коридорах, повосхищаться обитателями аквариума на расстоянии вытянутой руки.

Над аквариумом повесили сборную LED-панель отменного качества, на ней периодически проплывает черно-белый кашалот. Ихтиолог из меня еще тот, так что не ругайтесь, если это не кашалот, а кто-то, принадлежащий к иному виду. Красивая, контрастная картинка, она зациклена и при этом рекламирует тот самый Arte Museum.

Сам музей, который музеем, по большому счету, не является, расположился на втором уровне торгового центра, немного на периферии. Вдоль стены идут панели, где транслируются яркие картинки, цвет бьет по глазам и притягивает внимание. Люди разглядывают стену, подходят ко входу, интересуются — что это тут у нас? Музей? А что показывают? Картинки? Ню-ню.

Описать это место как музей невозможно, он им не является. Приставка «музей» — маркетинговый трюк, так как точного названия для этого аттракциона пока не придумано. Некий иммерсивный опыт, который вы получаете в разных комнатах, где установлены огромные экраны. У них разнится разрешение, добирают пространство зеркалами, чтобы создать эффект объема.

Чтобы произвести впечатление, вас отправляют сразу в комнату, где накатывают морские волны, они огромные, словно вы наблюдаете шторм. Звуковое сопровождение соответствующее.

За счет зеркал, большого пространства, выставленного света создается обманчивое ощущение реальности картинки, вы быстро забываете, что перед вами экраны. Ироничные комментарии, что тут продают ролики на больших телевизорах, не описывают то действо, которое разыгрывается вокруг. Утрированно можно сказать, что все так — телевизоры, видео крутится на них. Но эффект иной.

В детстве мне нравился рассказ Брэдбери «Вельд», дети запускают родителей в интерактивную комнату, где на стенах разыгрывается сценка из жизни саванны. Но потом родители исчезают, а львы оказываются накормлены. В Arte начинаешь верить в то, что совсем скоро можно будет добиться гиперреалистичной картинки, в которую наше сознание будет верить. И не нужны никакие очки, шлемы или что-то затрудняющее движения, мешающее рассматривать мир. Тут все доступно, все перед вашими глазами, а границы возможного движения четко очерчены самой картинкой, ошибиться невозможно, никаких обманок тут нет.

За аттракционом для развлечения скрывается то, чем многие годы нас потчуют фантасты, — пространства, умеющие имитировать жизнь или, наоборот, создавать новые вселенные. Все, что вы можете показать на экранах, ограничено исключительно вашим воображением.

Иду сквозь череду комнат, в каждой свое представление. В одной кусок айсберга размывает волна, в другой снова девятый вал, захлестывающий пространство. Ставка на то, что посетители будут делиться фото в социальных сетях: смотри, в каком интересном месте я был.

Можно творить без оглядки на ограничения нашего мира, оцифровывать существующие предметы и явления, создавать новые. Кое-где разбросаны мелки, шаблоны животных представлены контурами, их можно разрисовать, добавить надписи. Рядышком сканер, быстро загружаете свое творение, и вот оно бултыхается в аквариуме на радость вам. Процесс творения фауны никогда не был так прост. Тоже элемент технологии, показывающий идею, мы можем оцифровать все что угодно и получить мир на экранах.

В огромном зале, как в кинотеатре, идут сеансы, какие-то занимают пару минут, какие-то идут долго. Есть ролик, созданный вместе с музеем Орсе, перед вами плывут известные картины из его коллекции. За ним идет проморолик Дубая о том, как в пустыне возник город.

Послевкусие от музея Arte спокойное, нет зашкаливающих эмоций. Но потенциал этой технологии с каждым годом будет раскрываться все больше и больше, вы можете создавать новые миры, достаточно просто иметь помещения и технику для этого. Подход простой, но этим и подкупает, он точно будет работать.

Таких пространств в мире уже почти десяток — на острове Джеджу, в нескольких других городах, в Китае, в Лас-Вегасе. Везде есть свои элементы шоу, различается конфигурация помещений, но это нормально, так как все адаптируют историю под своего зрителя.

Проект получился массовым, так что нечто подобное мы увидим повсеместно. Демократичность цен на большие панели, рост их качества — все вместе дает взлет таких технологий. Но это не единственный путь развития. Поговорим про геймификацию выборов.

Как превратить выборы из серьезного мероприятия в шоу

Модное пространство Askeral Avenue расположено на задворках. Ощущение, что ты попал в Лос-Анджелес, вокруг мастерские по ремонту машин, склады и выбеленные солнцем стены. Отличие только в арабских вывесках, которые чередуются с английским подстрочником. Дубай — город, в котором можно знать только английский, как сказал таксист из Непала, «умею немного считать на арабском, но тут и это не нужно, английского достаточно».

Пространство состоит из ангаров, сгруппированных вокруг центральной площади, джентрификация превращает Askeral Avenue в модное место. Популярные художники, галереи, где продают работы в среднем по 30-50 тысяч долларов, а покупатели утаскивают их для оформления своих домов.

Впервые попал сюда пару лет назад, с тех пор обязательно заезжаю и не разочаровываюсь почти никогда. Сладкоежкам рекомендую сходить в BKRy, пекарня, в которой за стеклом творят обычную выпечку, но она просто такая, что пальчики оближешь. Снаружи висит веб-камера, она демонстрирует очередь и примерное время ожидания, в выходные сюда попасть нереально, в будний день придется постоять минут двадцать либо взять что-то на вынос. А в паре минут KoKoRo, японский ресторан со свежайшими сашими, онигири и роллами. Гарантирую, пальчики оближете, а еще внутри сотня разных утят.

Описываю атмосферу места, чтобы у вас был контекст и понимание публики, которая сюда заезжает. И вот тут Фонд будущего Дубая (Dubai Future Foundation) сделал экспериментальное пространство, подгадав его к фестивалю, который идет до конца ноября. Многие жители Дубая про фонд ничего не знают, хотя организация примечательна тем, что не испытывает недостатка в деньгах и готова воплощать в жизнь разнообразные идеи, если они потом получат практическое воплощение. Чем-то напоминает Дубай в миниатюре, тут привечают профессионалов, умеющих создавать новое качество чего угодно и претворять его в жизнь. Смелые проекты? Вам точно сюда за их воплощением.

Красочно оформленные двери, аскетичная регистрация по QR-коду, запускают внутрь каждые десять минут, столько длится иммерсивный опыт. О чем он, неизвестно, понять до того, как попадешь внутрь, ничего нельзя. Обещают, что будет красочно и красиво.

Мальчик в традиционном бурнусе рассказывает и предупреждает: «Внутри много света, мельтешения, стробоскопический эффект, будьте аккуратны, если знаете за собой реакции на такие вещи. Я буду вашим помощником внутри, давайте пройдем».

Темная комната, квадрат примерно десять на десять метров. Ровно посередине стоит большая бочка, на крышке разлита вода. Вокруг темно, луч белого света бьет в центр бочки. Свет луча периодически меняется, выхватывает людей, которые собрались вокруг бочки и смотрят в центр. По воде бегает легкая рябь, она гипнотизирует, оторвать взгляд почти невозможно.

Правила в этом пространстве звучат просто. Голос с небес задает вопрос, отвечать на него можно как угодно, не нужно пытаться кому-то понравиться. Согласны с утверждением — тогда стоите у бочки, не двигаетесь. Не согласны? Отходите от нее. Чем больше несогласие, тем дальше отходите, идти можно до стены.

Внутри пространства не только камеры, но и датчики движения, они считывают, как вы двигаетесь, запоминают, что делаете. Колебались ли вы, когда отходили от бочки, или сделали это решительно и быстро.

Группа собирается случайным образом, в моей семья из Франции (папа, мама, дочка-подросток), два украинских товарища, которые прибыли в Дубай с неясными целями, кажется, в поисках денег. Чувствуем себя звездами, мы первые после тестов предыдущего дня, и для истории нас снимает большая съемочная группа (мы не будем мешать, представьте, что нас тут просто нет).

Темнота вокруг немного давит, поневоле прижимаешься к кругу света, кажется, просыпается что-то доисторическое, боязнь того, что из темноты вынырнет неизвестное. Синтезированный женский голос красив, искусственность подчеркнута специально, чтобы мы понимали, что говорим с машиной. Вопросы простые, например, будет ли человечество в ближайшие сто лет сталкиваться с голодом и распрями. Формируется любопытная динамика нашей мини-группы, украинцы смотрят, какой выбор делаем мы, а потом делают подчеркнуто обратный. Мы ушли в сторону от бочки, посчитали, что голод и войны могут быть реальными, они остались. На вопросе, будут роботы нашими помощниками или отнимут работу, мы выбрали первое, они второе. Ничуть не хочу разжигать какие-то политические обсуждения, но меня поразило до глубины то, что они постоянно и осознанно делали выбор от обратного.

Наверняка возникнет вопрос, откуда я знаю, что они с Украины. Ответить на него легче легкого, они говорили на русском с легким и узнаваемым акцентом. И как в анекдоте про Штирлица, за которым волочился парашют, тут была ленточка от бейджика, торчащая на метр с лишним из поясной сумки, на ней было написано Ukraine. Мне не повезло, и я слышал громкий разговор про поиски денег, пока листал редкие книги, а вышеозначенные товарищи намечали зону поисков. Меня иногда поражает, что и как люди обсуждают в публичных пространствах, когда думают, что их никто не слышит и не понимает.

Вернемся к бочке и вопросам. Система может замерять не просто ответ, а ваши реакции — понимание вопроса, насколько быстро вы принимаете решение, ответить и отойти или остаться, мнетесь на месте или делаете это решительно. Параметров для анализа предостаточно, но, увы, с нами ничем не поделились, наши ответы канули в Лету и будут исследованы без нашего участия. Историю в этом аспекте явно не докрутили до логического конца, но сама идея геймификации социологических опросов или голосований выглядит многообещающей.

Тридцать секунд, и можно получить ответы на бумаге или планшете, сделать это по старинке. Но как проверить их достоверность, оценить, насколько человек уверен в них и так далее. Подобное социологическое исследование вокруг бочки, именно так его и будут называть в последующем, дает совсем другой взгляд. Во время вопросов нам подпускали дым, меняли освещение и его цвет. Все это воздействия, призванные пробудить те или иные реакции, возможно, повлиять на наш выбор. Когда задали вопрос про угрозу роботов, на фоне шли лязгающие звуки, они ассоциируются с такими машинами. Пространство для маневра огромное.

На выходе подарили набор открыток про Дубай и технологии, используемые в городской среде. Красивый набор, оцените, как пачку перевязали кожаным ремешком.

А вот так выглядят некоторые открытки.

Игровая составляющая тут огромна, она меняет восприятие голосования. За простотой вопросов, того, что происходит внутри, скрываются сложные технологии. Каждая из них обещает дать прорыв в разных направлениях развития общества. Технология, которую изучает Фонд будущего Дубая, может поменять социологические науки, да и то, насколько охотно мы участвуем в опросах. Одно дело, когда к нам пристают какие-то студенты на улице и записывают ответы на ходу, совсем другое — шоу, созданное ровно для той же цели. Посмотрите еще несколько фото того, как все происходило внутри.

Вселенная AyA, третья планета какого-то солнца

Мы можем творить миры, в том же музее Arte для этого есть все технические средства. Развлекать людей нужно так, чтобы им было интересно и хотелось возвращаться вновь и вновь. Мы живем в мире социальных сетей, где почти каждый делится найденной красотой с другими людьми, зачастую незнакомцами.

Можем ли мы создать отображение другого мира, которого не существует, но по которому мы можем прогуляться? Для этого есть технические средства, но всегда вставал вопрос, а кому это может быть потенциально интересно. Например, я бы с удовольствием прошелся по поверхности Луны или Марса в скафандре, проехал бы на луноходе и сделал бы другие, не менее интересные штуки. Пока это сделать негде, но скоро все точно изменится и появятся такие локации для всех.

Вспоминается фильм, который сняли с объяснением, почему посадка на Луну все-таки была, но была и съемочная группа. Голливуд отрабатывает антикризисную повестку, и фильм «Покажи мне Луну» тому подтверждение.

Еще один торговый центр, внешне он выглядит как египетская постройка, вокруг сфинксы, воины с собачьими головами наподобие Анубиса и другая экзотика. Смешение стилей разных династий, бесподобная смесь пиктограмм из разных царств и времен. Для общества потребления важно не быть исторически достоверными, а попытаться соответствовать представлениям публики и тому, что они думаю про Египет.

Вступаю в подземное царство, Дуат охраняет, как в старые времена, Нейт.

Эскалатор возносит меня на второй этаж, перегородка отделяет обычный мир от вселенной AyA, в ней овальные окна, такие же проходы.

На стойке регистрации выдают паспорт путешественника, в каждом из двенадцати залов можно вклеить наклейки, они ничего не значат, просто вам на память. Тут история явно намекает на какое-то развитие, но его не случилось.

Важный совет. Аттракцион популярен, несмотря на большие пространства, вы будете толпиться рядом с другими людьми, избежать этого невозможно. На моих фотографиях людей нет, никакой AI-ластик их не удалял, мне удалось погулять без никого. Справляйтесь в картах о загруженности места, подбирайте нужное время, а еще лучше приезжайте к открытию.

Каждый зал состоит из разных фигур, подсветки и экранов. Важно смотреть под ноги. Качество экранов не идет ни в какое сравнение с теми, что в музее Arte, те на голову выше. Но за счет комбинации пространства, фигур, подсветки возникает совсем иное ощущение, этот мир объемный, и он не обманывает чувства. Хорошо это видно по дереву и траве другой планеты. Как сказал ответственный за эту комнату, «смотреть, но не трогать». Меняется подсветка, идет «дождь», шумит чужеземный ветер. Красиво, завораживает совокупностью находок.

И таких комнат не одна и не две. Некоторые скучны, например, водопад на мне сломался, хотя вода исправно лилась за шиворот. Картинка и мелодия исчезли, пришлось уходить по реке в другие места.

Много комнат, где удачно вписали стелы со светодиодами, картинка поражает яркостью, насыщенностью цветов.

Спросите меня, какой зал мне понравился больше всего, и скажу без раздумий — с шарами. На них мигает геометрический узор, картинка вспыхивает и затухает. Смотрим вначале на фотографии.

А теперь, чтобы понять чуть лучше, давайте поглядим на видео.

Для социальных сетей лучше всего подойдет комната Harmonia, со всех сторон шпарят точечные источники света, они образуют сетку в воздухе. То ли пробираешься в голливудском фильме к сейфу, а это лазерные лучи системы безопасности, то ли попал на концерт какой-то дивы, правда, ты в главной роли.

Отличное развлечение, за ним тоже проглядывает будущее, которое возможно здесь и сейчас. Мы научились создавать любые пространства и миры, многим для этого пока не хватает чужого примера и опыта. Но то, что в ближайшие десятилетия этакие квесты на других планетах станут нормой, у меня не вызывает сомнений. Хотелось бы побродить по космической станции, попробовать на ней что-то сделать.

Послесловие для внимательных читателей

Мы достигли точки, когда почти ничего невозможного нет, можно создавать новые вселенные, манипулировать людьми с помощью спецэффектов и легкого подталкивания в нужном направлении. Такие технологии нужны для торговли, политики, общества, и они вне зависимости от наших желаний будут развиваться. Вопрос в одном — хотим мы остаться за бортом прогресса или готовы сделать свои ставки в этой мировой игре. Что-то мне подсказывает, что мы будем создавать новые миры. Три примера, описанные выше, это только первые ростки будущего, но оно уже здесь и стучится в ваши двери. Можно не открывать, но будущего это не отменит, оно уже случилось. И это не аттракционы для развлечений, за ними стоят очень серьезные технологии, которые будут менять мир, медленно и шажок за шажком. А вот к лучшему или к худшему, это вопрос, на который ни у кого нет ответа.

[email protected]
наверх