Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то, как воспринимают рынок компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадают со взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.
По материалам Bloomberg
Принятый недавно в Австралии закон о допуске в соцсети людей только по достижении 16-летнего возраста наделал много шума. Кто-то использовал его для подтверждения необходимости увеличения количества запретов, кто-то критикует за нереализуемость, а кто-то считает, что правительство в этом вопросе пытается подменить семью и здравый смысл. Но нам представляется интересным дать взгляд на проблему и пути ее решения, которые видятся для общества за пределами Российской Федерации. Издательство Bloomberg опубликовало обзор со своей оценкой, представляющейся достаточно взвешенной в существующих условиях, который мы в переводе и публикуем с небольшими комментариями.
Молодым людям свойственно проводить много времени в социальных сетях, несмотря на то, что находится все больше доказательств того, что это им вредит. Эксперты в области здравоохранения выделяют целый спектр разнообразных негативных последствий, таких как бессонница, расстройство пищевого поведения и самоубийства.
Один из самых смелых шагов в направлении решения этой проблемы был сделан в Австралии. Местные законодатели 29 ноября приняли законопроект, запрещающий детям младше 16 лет создавать аккаунты в социальных сетях, включая Facebook*, Instagram*, Snapchat* и TikTok*.
Аналогичные запреты предлагались или обсуждались во Франции, Норвегии и Великобритании. В США появляется все больше судебных исков, в которых крупные компании-создатели социальных сетей обвиняются в сознательном вовлечении детей до достижения ими подросткового возраста с использованием приемов контроля поведения, используемых в табачной индустрии и азартных играх. Если достаточное количество исков увенчаются успехом, это может заставить компании изменить способы взаимодействия с молодой аудиторией.
Как будет работать запрет в Австралии?
Закон, принятый парламентом Австралии, вступит в силу примерно через год. Он запрещает детям младше 16 лет создавать аккаунты в популярных социальных сетях. YouTube стал исключением из-за широкого использования этого сервиса в образовательных учреждениях. Онлайн-сервисы для обмена сообщениями и игр, такие как WhatsApp и Discord, также исключены из списка запретов.
Владельцы платформ, попавших под запрет, будут нести ответственность за соблюдение возрастного ограничения, и за нарушения будут предусмотрены штрафы в размере до 50 миллионов австралийских долларов (33 миллиона долларов США). Однако неясно, как платформы будут проверять возраст: правительство Австралии запретило загрузку официальных документов, таких как паспорта, из-за опасений, связанных с конфиденциальностью. Дети, которые найдут способ обойти контроль, не будут оштрафованы, как и их родители.
Как компании-создатели соцсетей отреагировали на австралийский запрет?
Представитель Meta Platforms Inc.*, которой принадлежат Facebook*, Instagram* и Threads*, заявил, что компания «обеспокоена процессом, в котором законопроект был поспешно принят без должного рассмотрения доказательств того, что уже делается в отрасли для обеспечения соответствующего возрасту опыта, и голосов молодежи».
В TikTok*, принадлежащей китайской ByteDance Ltd., заявили, что законопроект был «поспешным» и «неработающим», а также полон «вопросов, не имеющих ответов, и нерешенных проблем». Владелец Snapchat Snap Inc.* заявил, что предыдущие предпринятые в мире попытки осуществления массовой и обязательной проверки возраста потерпели неудачу.
В X*, известном как Twitter* до того, как его купил Илон Маск, заявили, что испытывают «серьезные опасения по поводу законности законопроекта», что предполагает возможность судебного разбирательства.
Будут ли они соблюдать запрет?
Компании, попавшие под запрет, будут обязаны соблюдать закон после его вступления в силу или платить штрафы. Meta* сделала заявление о том, что будет соблюдать запрет, а Snapchat* пообещал сотрудничать с государственными регулирующими органами, сообщает NPR.
Однако неясно, как платформы будут проверять возраст, если им не разрешат использовать выданные правительством документы. Meta*, в свою очередь, сообщила Bloomberg еще до принятия австралийского запрета социальных сетей, что планирует использовать искусственный интеллект, чтобы ловить подростков на лжи о своем возрасте.
Что делается в других странах?
Правительство Франции в 2023 году приняло законопроект, требующий для ребенка младше 15 лет родительского разрешения на создание аккаунта в социальной сети. Министр образования Франции Анн Женете предложила ЕС последовать примеру Австралии и ввести минимальный возраст для использования социальных сетей, сообщает Politico. Норвегия хочет ввести минимальный возраст в 15 лет после того, как исследования показали, что многие дети младше 13 лет (нынешнее возрастное ограничение) по-прежнему используют популярные платформы, сообщили The Guardian и другие издания в октябре. А возможный запрет социальных сетей для детей младше 16 лет «лежит на столе» в Великобритании, сообщил BBC в ноябре министр технологий Питер Кайл.
В США законодательные органы штатов приняли ряд законов, обязывающих платформы учитывать конфиденциальность и защиту детей при разработке сервисов, к которым те, вероятно, получат доступ, а также принимать меры, регулирующие характер и условия доступа несовершеннолетних к социальным сетям. В нескольких штатах судебные иски заставили судей объявить такие законы противоречащими Конституции.
Статья Bloomberg игнорирует вопросы подобных ограничений в России и Китае, поэтому мы сочли уместным напомнить, что у нас существует федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2010 года, который регламентирует в принципе все вопросы доступа несовершеннолетних к информации, «причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции». Отдельного запрета или ограничений на посещение соцсетей для детей не накладывается. Есть также длинный список запрещенных Роскомнадзором информационных ресурсов, в том числе и из-за нарушения вышеупомянутого закона, но он ограничивает доступ для всех жителей РФ независимо от возраста. Наказания за сам факт доступа к запрещенной информации для потребителя не предусмотрено.
В КНР с 1 января 2024 действует «Постановление Госсовета об обнародовании Положений по защите несовершеннолетних в киберпространстве». Это документ о 60 статьях с приложениями, уточняющими обязанности ряда государственных органов по защите несовершеннолетних в киберпространстве. Помимо поддержки и защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в них содержится прямой запрет на кибербуллинг, который оказывается уголовно наказуемым. Прямого требования по ограничению доступа «Положения» не содержат, но в них есть рекомендации по ограничению времени, которое несовершеннолетний может проводить в Интернете. В результате многие соцсети взяли на себя обязательства по контролю такого доступа, вплоть до ограничения предельного времени пребывания всего несколькими десятками минут в сутки. Проблемы с проверкой прав доступа по загруженным в Интернет документам и данным в КНР нет, в этом плане законодательство проще и понятнее для всех сторон. — Прим.ред.
Какие опасения вызывает австралийский подход?
Одним из недостатков простого введения запретов является то, что оно не ограничивает появление вредоносного контента, как сказала Bloomberg Лиза Гивен, профессор информационных наук Мельбурнского королевского технологического университета.
«Этот закон плохо продуман, — заявила она об австралийском запрете. — Это предложение простым способом исправить то, что на самом деле очень сложно. И откуда взялись 16 лет? Кажется, их высосали из пальца».
ЮНИСЕФ, агентство ООН по делам детей, заявило, что запрет Австралии подтолкнет молодежь в более темные, не поддающиеся регулированию уголки сети. «Вместо того, чтобы запрещать что-то детям, мы должны призвать компании, владеющие социальными сетями, к ответственности за предоставление соответствующей возрасту, безопасной и поддерживающей онлайн-среды», — заявила Кэти Маскиелл, глава отдела политики и защиты прав детей в ЮНИСЕФ в Австралии в своем обращении к австралийскому парламенту.
А что с судебными процессами в США?
Дети, подростки и молодые люди — иногда через своих родителей, братьев и сестер или других членов семьи — подали сотни исков о причинении вреда здоровью против Meta*, ByteDance, Alphabet Inc. (материнская компания Google и владелец YouTube) и Snap* по поводу заявлений о психологическом стрессе, физических повреждениях и смерти. Отдельно школьные округа возбудили сотни дел, требуя объявить платформы нарушителями общественного порядка из-за препятствования обучению. И десятки генеральных прокуроров штатов выступили с исками против Meta* и ByteDance*, обвиняя компании в использовании вредоносных функций для более долгого удержания детей на платформе с целью максимизации прибыли. Компании отрицают правонарушения, и Meta* подала апелляции на некоторые ранние решения, которые были приняты не в ее пользу, что, вероятно, отложит судебные разбирательства, которые федеральный судья в Окленде, штат Калифорния, намеревался назначить на конец 2025 года.
Какова правовая основа для судебных исков?
В исках владельцы платформ обвиняются в разработке сервисов с целью привлечения детей — аудитории, которая, как показывают научные и медицинские исследования, особенно подвержена зависимостям, пока их тело и разум еще развиваются. Дела о причинении вреда здоровью формируются с целью привлечения к ответственности за качество продукции, это похоже на те иски, которые привели к десятилетиям судебных разбирательств по поводу сигарет, асбеста, неисправных медицинских приборов и вредных рецептурных препаратов, которые имели переменный успех.
Иски школьных округов о нарушении общественного порядка основаны на теории, похожей на ту, что легла в основу исков по поводу опиоидной зависимости. К настоящему времени последние увенчались тем, что производители, дистрибьюторы и розничные продавцы лекарств согласились выплатить почти 50 миллиардов долларов в качестве компенсаций. Также это похоже на судебные разбирательства, в которых производитель электронных сигарет Juul Labs Inc. обвинялся в эпидемии вейпинга среди молодежи по всей территории США.
В целом, в исках утверждается, что гиганты, владеющие соцсетями, заимствуя поведенческие и нейробиологические методы из индустрии азартных игр и сигарет, разрабатывают бесконечные, генерируемые алгоритмами ленты, чтобы побудить молодых пользователей перейти в так называемое состояние потока. В этом состоянии пользователи реагируют на непрерывные уведомления, которые манипулируют уровнем дофамина, поощряют повторяющиеся обновления страницы аккаунта и вознаграждают круглосуточное использование соцсети. Аддиктивное использование социальных сетей приводит к целому ряду психологических расстройств, а в крайних случаях — к самоповреждениям и самоубийству, как говорится в судебных исках. А аддиктивное использование приносит компаниям самый ценный ресурс: кладезь данных о предпочтениях, привычках и поведении молодых пользователей, которые продаются рекламодателям.
Что сами компании говорят об исках?
Они говорят, что предлагают достаточно ресурсов для обеспечения безопасности детей в Интернете, и утверждают, что иски направлены на неправомерное регулирование контента. В прошлом первой линией защиты для компаний-владельцев социальных сетей был раздел 230 Акта о благопристойности в коммуникациях, федерального закона США 1996 года, который защищает компании от ответственности за комментарии, рекламу, фотографии и видео на их платформах. Компании убедили судей, рассматривающих дела о наркозависимости, отклонить некоторые иски на основании раздела 230. Но искам о халатности и нарушении общественного порядка был дан ход.
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.