Редкий пример заимствования. Как реальный мир копирует виртуальный.

Привет.

Думаю, что заголовок едва ли произвел эффект разорвавшейся бомбы. О музыкальных концертах в метавселенных не слышали разве что монахи-отшельники. С изобретательской точки зрения здесь нет никакого противоречия. Вектор на идеальный конечный результат, где предмета нет, а его функция выполняется, очевиден каждому. Нет необходимости расходовать ресурсы на аренду стадиона, работу десятков специалистов по свету, музыке, безопасности и т.п. Достаточно просто объявить о мероприятии в аккаунте с миллионом подписчиков, а кнопка «Поделиться» сделает остальное.

Изображение с сайта ХАЙТЕК

Аналогично происходит и с другими привычными нам вещами. Художники и скульпторы сменили холсты и глину на графические планшеты, где одинаково удобно как писать пейзажи, так и лепить фотореалистичные копии известных личностей.

Изображение с сайта ZBrushCentral

Детализация на высоте, и никакой грязи в мастерской. И никакой, собственно, мастерской! Плюсов у виртуализации знакомых занятий множество, но есть и минусы. В частности, если у кисти, погруженной в краску определенного цвета, было весьма предсказуемое поведение при попытке взаимодействовать ею с поверхностью холста, то алгоритмы работы графической программы понимают единицы. И в случае, например, если физическая кисть начнет оставлять узкие мазки, мы просто поменяем ее на более густую, а если скачанная внезапно начнет чудить, то разобраться иногда бывает весьма непросто.

Или взять интерфейсы. Да, сейчас мы уже настолько мощно погружены в Интернет, что даже ребенок с легкостью может определить, кнопка перед ним или просто квадратик. Но даже если мы внезапно забудем тонкости взаимодействия с сенсорными экранами, то на помощь всегда может прийти скевоморфизм с этими его заимствованиями из физического мира.

Изображение с сайта Skillbox

Виртуальному миру очень легко скопировать физический. Зачем вам пианино, чтобы попытаться научиться играть, когда можно безболезненно попробовать сделать то же самое в соответствующей программе на планшете? Самое главное, что нет объективных причин усложнять себе жизнь или как минимум снижать степень удобства, используя физические объекты. Но недавно вышедшая на сайте статья Владимира про часы напомнила мне об интересном наблюдении. Статья, кстати, отличная, почитайте:

Так вот. Несмотря на то, что на современные электронные часы легко можно скопировать любую механическую новинку, просто перерисовав ее и превратив в красочную анимацию, мне в свое время встретились часы, в которых часовщики реализовали обратный подход. Вот они:

Изображение с сайта designboom

Это часы марки De Grisogono. Модель Meccanico dG. Как нетрудно догадаться, это полностью механические часы с цифровым блоком для отображения времени второго часового пояса. Вопрос «зачем» в отрасли премиального часового строения задавать не принято. Но факт остается фактом. Швейцарская (кто бы сомневался) фирма воспроизвела дисплей самых дешевых электронных часов без использования чипов, батареек и жидких кристаллов. Эксперимент запатентован:

В описании патента раскрыт механизм работы, но думаю, что когда видишь шестеренки, не так уж важно, через сколько пар зубчатых колес происходит передача вращения. Завораживает сам процесс. Это просто интересно. Возникает иллюзия понимания происходящего. Или расскажу еще один пример. В статье упоминались часы с турбийоном. Турбийон — это устройство, придуманное часовщиком Абрахамом-Луи Бреге. Патент на него был получен 26 июня 1801 года. Иллюстраций мне найти не удалось, но сейчас объясню, в чем суть.

Изображение с сайта Слава

Ввиду особенности конструкции механических часов в них всегда присутствует аналог маятника, который называется баланс. На иллюстрации выше он обозначен позицией 8. Вокруг него еще можно увидеть навитую пружину. Иногда их бывает две. Механизм часов находится под «напряжением» скрученной в барабане 1 заводной пружины и через заводное колесо 2 за счет кинематики передает вращение балансу, который благодаря упомянутой пружине (или двум) вращается поочередно то в одну, то в другую сторону. Чтобы была пауза в одну секунду, между балансом и остальным механизмом установлено устройство, которое называется анкерная вилка 7. Однако уже в те времена люди знали о силе тяжести. А многие (в том числе Бреге) понимали, что если часы лежат на плоской поверхности, например, на столе, и ось вращения баланса направлена к центру Земли, то гравитационное воздействие на баланс будет равномерным. Но поскольку тогда огромной популярностью пользовались карманные часы, которые большую часть времени пребывали (вот неожиданность) в кармане жилетки джентльмена, то ось вращения баланса также большую часть времени находилась параллельно касательной к поверхности Земли (если принять ее за шар). А значит, в нижней точке траектории вращения баланса его движение ускорялось, а в верхней, напротив, замедлялось. Происходило это не в равных пропорциях, отчего часы или спешили, или отставали. Это зависело от остальной настройки механизма. И Бреге посетила сейчас весьма очевидная, а тогда поистине гениальная идея. Нужно просто дополнительно вращать баланс, чтобы половину времени суток разомкнутая его часть была сверху, а вторую половину — снизу. Вращать, на самом деле, необходимо еще и анкерную вилку 7 с анкерным колесом 6, но для часовщиков устроить все это, да еще и в корпусе часов уместить — обычное дело. В итоге получилось нечто вроде такого:

Это иллюстрация из патента US7188995B2. На ней видно, что и баланс 9, и анкерное колесо 11 расположены на общей раме 17, которая посредством опор 15 установлена на зубчатом колесе 2. Именно его и вращает механизм часов, чтобы нивелировать гравитационные воздействия на баланс:

Однако с распространением наручных часов требования к турбийонам ужесточились. Траектории движения часовых механизмов в пространстве стали до абсурдного случайными, и часовщики с готовностью приняли этот вызов. Сначала изобретались турбийоны, которые имели наклоненную ось вращения, потом появились варианты, где баланс вращался в двух плоскостях, а далее мастерская Franck Muller вообще запатентовала трехосный турбийон:

В патенте RU2333521C2 знаменитая швейцарская мануфактура заявила равномерно вращающийся в пространстве механизм, максимально снижающий погрешность хода часов. Выглядели часы, кстати, вот так:

Изображение с сайта Garner Bears

Но и здесь нашлась ложка дегтя. Дело в том, что алгоритм вращения механизма все еще не учитывал положения руки владельца часов. Механизм просто хаотично вращался в соответствии с заложенной «программой», но при этом баланс вполне мог оказаться в максимально некомфортных условиях и поймать максимальную погрешность.

В этом смысле умные часы не только лишены проблем с точным ходом, но еще и имеют возможность, благодаря мастерам по созданию трехмерных моделей, отображать циферблаты любой сложности и красоты.

Изображение с сайта WatchFace4U

Причем за счет наличия гироскопа в умных часах можно даже реализовать такой эффект, при котором при повороте руки нарисованный механизм будет менять положение и угол, чтобы создавать иллюзию объема. И, видимо, как раз этот самый эффект и не давал покоя другой швейцарской часовой мастерской. И если в умных часах для этого используется гироскоп, реализованный посредством размещения внутри полости текучих веществ, которые, смещаясь под наклоном, меняют электрическую емкость конденсаторов, то пихать его в швейцарскую «механику» — преступление. Представьте, что на оборотной стороне часов под прозрачным сапфировым стеклом вы увидите вот это:

Изображение с сайта Androidinsider

Такой элемент в изделии изрядно подпортит авторитет часовой мастерской, специализирующейся на механических шедеврах. Но технический результат реализовать необходимо. То есть чтобы в зависимости от наклона руки баланс разворачивался осью вращения строго к центру Земли. Таким образом, часы будут «тикать» и без спешки, и без отставания.

Реализовать это волшебство сумели в швейцарской часовой мастерской Zenith. Давайте насладимся зрелищем:

Турбийон, вращаясь, разворачивается именно так, чтобы исключить гравитационное воздействие на баланс. В нижней части расположен противовес.

Разумеется, без патента не обошлось. Получен он существенно позднее, нежели патент Franck Muller, но он гораздо ценнее. К слову, изображение в патенте не соответствует реализации, однако никакого расхождения с формулой нет. В «Патентном ликбезе №1» я говорил, что формула изобретения должна охватывать несколько вариантов итоговых продуктов.

Единственная моя претензия к этим часам — это дизайн самого циферблата. Анимация, что я привел выше, безусловно, прекрасна, но вот подложка стрелок скучновата, как по мне. К счастью, у Zenith есть версия этих часов покруче:

Изображение с сайта WRISTREVIEW

Ограниченный 25 штуками тираж. Классический черный кожаный ремешок. Черный корпус. А посвящены часы Феликсу Баумгартнеру и его рекордному прыжку с парашютом из стратосферы.

Привычный механический мир переносится в виртуальный. Это логично. Однако виртуальный так спешит с развитием, что становится все менее ясным для простых смертных, оставляя им исключительно роль потребителей контента. Это как с математикой. Как-то наткнулся на статью, где рассказывалось о женщине-домохозяйке, совершившей научное открытие в математике. Еще по выводу, сделанному после просмотра фильма «Умница Уилл Хантинг», я помню, что обыватель не просто не решит сложной математической задачи университетской программы, он, скорее всего, не поймет даже ее условий. А тут открытие. Я заинтересовался. Оказалось, что речь шла о геометрическом поиске пятиугольников, способных замостить плоскость без пробелов и наложений. То есть задача, которую, в общем-то, можно решать как с помощью суперкомпьютера, так и с помощью линейки и транспортира. Если проводить параллель, то мы от «геометрического» восприятия мира все быстрее идем к «алгебраическому», и если «геометрический» мир нагляден и понятен всем и каждому (после недолгих разъяснений так уж точно), то вот «алгебраический» становится вотчиной немногочисленных спецов. И хорошо, что еще остаются отрасли вроде часовых мастерских, которые могут порадовать нас хоть и бесполезными, но красивыми и понятными устройствами.

А с какими механическими устройствами вам не хочется расставаться? Может, знаете еще примеры, когда виртуальный мир воспроизводили в механике? Поделитесь в комментариях.

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх