Последняя песня The Beatles: как нейросети оживляют музыкантов

По материалам The Verge

Некогда почитателям творчества умерших музыкантов приходилось довольствоваться только тем, как другие исполняют их произведения. Потом наступила эра звукозаписи, и у нас появилась возможность услышать голос и музыку, если соответствующие записи были сделаны при жизни музыканта. Затем в Японии придумали вокалоидов, и «живое» выступление с голограммой стало реальностью. И прогресс не останавливается, а ренессанс полузабытой группы «Король и Шут» показывает, что спрос публики и коммерческий интерес делают такие проекты реальными.

2 ноября в музыкальном мире произошло Событие с большой буквы. В стриминговых сервисах появилась первая «новая» песня The Beatles с 1995 года. История создания композиции привлекла огромное внимание поклонников культовой рок-группы. Пол Маккартни и Ринго Старр прибегли к революционным технологиям и машинному обучению, чтобы собрать трек из старой lo-fi записи Джона Леннона.

Впервые The Beatles попытались сделать что-то на основе демо-записи Леннона Now and then в середине 90-х, когда Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр воссоединились для работы над «новыми» песнями для альбома Anthology. Им удалось благополучно записать Free as a Bird и Real Love, наложив поверх демо Леннона аранжировки, созданные остальными участниками группы.

Но работа над Now and then в конечном итоге застопорилась — в основном из-за технических проблем, которые мешали работать с оригинальной записью. «На демо-записи Джона фортепиано было плоховато слышно. И тогда, конечно, у нас не было технологии, позволяющей осуществить разделение, — сказал Маккартни в новом документальном мини-фильме, посвященном песне. — Каждый раз, когда нам хотелось немного больше слышать голос Джона, появлялось это фортепиано и все портило». Кроме того, запись была сделана на простейшем магнитофоне в номере отеля, так что даже просто отделить посторонние шумы было нетривиальной задачей. Вибрации накладывались на чистый звук, в результате вместо голоса и мелодии получалось нечто неприятное уху.

В конечном итоге работа трио Маккартни, Харрисона и Старра закончилась, а оставшиеся «битлы» так и не записали Now and then. «Я думаю, что мы тогда немного выдохлись. Это было что-то типа: “Я не знаю. Может, ну ее”. Песня просто пылилась в шкафу», — сказал Маккартни. Джордж Харрисон умер в 2001 году, и это поставило под сомнение возможность того, что песня когда-либо вообще увидит свет. «Нам потребовалась почти четверть века, чтобы дождаться подходящего момента и снова заняться Now and then», — сказал Маккартни.

Ключевой момент в этой истории наступил в начале 2020-х, когда режиссер Питер Джексон работал над своим масштабным документальным фильмом Get Back для Disney Plus. Его команда разработала технологию, которая позволяла им взять практически любое музыкальное произведение (даже древние демо-записи) и «разделить все компоненты на отдельные треки с помощью машинного обучения». Маккартни и Старр поняли, что это их возможность вернуться назад и дать песне Now and then жизнь, которой она заслуживает. «Теперь мы могли свести все это и сделать полноценную запись», — сказал Маккартни. Он записал бас-трек, Старр добавил ударные, а продюсер Джайлс Мартин придумал аранжировку для струнных, «как отец Джайлза сделал бы это в былые времена».

Документальный фильм о песне не содержит подробностей о том, что из прошлых записей Харрисона вы услышите на готовом треке. Говорят, что он с самого начала не был в восторге от незаконченной песни Леннона. Но Маккартни говорит, что они сохранили его партии из сессий для Anthology, а сам Маккартни играл соло на слайд-гитаре в стиле Харрисона.

Несмотря на некоторый шок фанатов, все участники проекта (как и представители умерших участников группы), похоже, полностью удовлетворены тем, какой получилась готовая Now and then. «Моему отцу это бы понравилось, потому что он никогда не стеснялся экспериментировать с технологией записи. Я думаю, это действительно красиво», — сказал Шон Оно Леннон. Маккартни поддержал это мнение: «Продолжать работать над музыкой The Beatles в 2023 году… вау. На самом деле мы возимся с новейшими технологиями, и это то, что The Beatles было бы очень интересно. Now and then — это, вероятно, что-то вроде последней песни The Beatles. И мы все в ней участвовали, так что это настоящая запись “Битлз”».

Но даже если для The Beatles это последняя запись, очень интересно, что можно было бы сделать с бесчисленными записями (а многие из них предшествуют Великолепной четверке), которые эта технология разделения треков может помочь восстановить и дать им новую жизнь в ближайшие годы.

Самым очевидным и самым спорным развитием подобной технологии станет возможность полностью «возрождать» музыкантов. Просто представьте, что дебют ранее никем не слышанной песни состоится не на стриминговом сервисе, а на концерте. С помощью проекционных технологий на сцене появятся анимированные музыканты, движения и речь которых не являются склейкой старых фрагментов, а созданы нейросетью, подобно цифровому Жириновскому. Звук из динамиков — тоже не просто «фанера», а обработанные искусственным интеллектом уникальные комбинации, созданные с учетом характера музыкантов. При достаточной производительности вычислительной техники возможно даже динамическое взаимодействие со средой. Ну и, разумеется, любые ноты и стихи, записанные на салфетке, напев мелодии на репетиции или даже описание словами произведения, которое никогда не было создано, можно превратить в музыку. Цифровое бессмертие творчества.

Никогда еще фраза «Цой жив» не звучала столь уверенно, как в устах нейросети!

[email protected]
наверх