Понедельник: как очистить 5-7 гигабайт скрытых данных на Android

Всем привет.

Очередная рабочая неделя. В Москве ощущается приближение Нового года. Тут и там появляются ёлки, гирлянды. На улице холодает. А пробки становятся всё злее, заставляя всё чаще спускаться в метро (виданное ли это дело, что в воскресный вечер на метро до дома 35 минут, а на машине — 1 час и 15 минут?!).

Разрешите пожелать вам хорошей плодотворной недели. И для мягкого вхождения в понедельник поделиться тремя приятными историями.

Table of Contents

Как очистить память на Android

Приложения Google всё-таки кладезь неэффективности. Наткнулся в сети на дельный совет, как освободить место на смартфоне. Оказывается, браузеры Google Chrome, Edge и прочие на движке Chromium хранят в своих недрах сотни мегабайт данных от ненужных сайтов. Зачастую это происходит, если сайт пытается быть PWA (то есть прогрессивные веб-приложения). Эта технология появилась где-то в 2018 году, когда Google обратила внимание, что пользователи не очень любят скачивать новые приложения. И тогда предложила PWA, то есть веб-приложения, которые запускаются в браузере как в виртуальной машине. И, вроде, всем счастье. Добавить PWA на свой сайт может каждый, тем самым повысив его возможности и улучшив пользовательский опыт. Ну а пользователи радуются, что им не надо ставить сторонние приложения.

Однако есть и минус. Такие PWA висят и захламляют систему. Вот пример из моего браузера Edge:

На первом скриншоте видно, что общий размер приложения — 1.79 ГБ, из которых 461 МБ занимает кэш. А на втором скриншоте как раз видны сайты, которые хранят у меня на смартфоне ненужную информацию. Так, на первом месте у меня «Грузовичкофф» — 335 МБ. А я даже им никогда не пользовался. Просто на сайт заходил посмотреть цены. На втором Yahoo. Откуда?! Fsk.ru – это застройщик. Заходил ли я когда-то на его сайт? Не знаю. Однако, как видите, даже первые три сайта — это уже 754 МБ. Дальше идёт Tinder. Хотя у меня на смартфоне даже приложения нет. Догадка, что когда в новостях рассказали про блокировку, я полез смотреть, действительно ли не работает. И дальше список тянется вниз до бесконечности, показывая сотни сайтов, которые хранят мегабайты и килобайты данных на моем смартфоне. Суммарно данных на 1.5 ГБ.

В итоге очистил эти данные и кэш, и размер приложения уменьшился до 552 МБ.

Google Chrome в этом плане оказался ещё хитрее. Коварный браузер вообще не учитывает PWA, когда оценивает, сколько места он занимает. Открываешь данные и видишь, что Google Chrome – это всего лишь 250 МБ. А потом открываешь настройку с данными сайтов и видишь, как какой-то сайт gamingbible оставил в памяти смартфона больше 1 ГБ данных. Общий объём хранимых данных составил 1.4 ГБ.

Так как для разных задач у меня разные браузеры, таким образом я освободил на смартфоне около 7 гигабайт данных.

Даже учитывая объёмы накопителей современных смартфонов, дополнительные 7-10 ГБ — это не мелочь.

Итак, если вас заинтересовало, то в браузере Edge пункт Site Settings («Настройка сайтов») находится по пути «Приватность и безопасность» — «Настройки сайтов» — прокрутить в самый низ и там «Хранимые данные».

У Google Chrome просто открываем «Настройки», крутим вниз, и там будет пункт «Настройки сайтов», и в самом низу — «Хранимые данные».

Разумеется, не говорю, что подобной очисткой надо заниматься еженедельно. Но раз в полгода заглянуть можно. Вполне вероятно, что, как и я, освободите несколько гигабайт.

Также рекомендую проверять и чистить кэш облачных клиентов. Я, например, пользуюсь Cloud Mail.ru, и приложение регулярно накапливает по 10-15 ГБ данных (я много фото отгружаю в облако).

Ну а вообще, всё это говорит о неэффективности операционной системы Android, которая предпочитает не задумываться об оптимизации. Предположу, что в системе, если порыскать, ещё можно найти 10-15 ГБ каких-то ненужных мусорных данных, которые хранятся просто так.

Дружба Samsung и Google

Последние годы EpicGames со своими судебными тяжбами против Apple и Google стала чуть ли не главным ньюсмейкером. Во время судебных заседаний там и тут всплывают рассказы о закулисье мира высоких технологий.

То переписку опубликуют, из которой выходит, что Apple умышленно и злонамеренно ограничивает своих пользователей, делая всё, чтобы они не вышли за пределы экосистемы (речь про письмо, предшествующее собранию по корпоративной стратегии 2011 года за авторством Стива Джобса, в котором он называет 2011 год «Годом облака» и формулирует принцип: «Связать все наши продукты вместе, чтобы мы еще больше завязали клиентов на нашу экосистему»).

То выяснится, что продажи Xbox никогда не были прибыльными. И это несмотря на то, что их продают уже более двух десятилетий (Microsoft пытается делать деньги на сервисах и играх).

Теперь же опубликовали историю о том, что Google заплатила Samsung за 4 года 8 млрд долларов за то, чтобы быть на смартфонах Samsung поисковиком, голосовым ассистентом и магазином приложений по умолчанию.

История занятная. Google не на шутку взволновалась, когда Amazon создала собственный магазин приложений и принялась с азартом его развивать. Тогда Google предложила Samsung 200 млн долларов за то, чтобы фирменный магазин приложений Samsung Galaxy Store распространялся через магазин Google Play. То есть чтобы владельцы смартфонов Samsung, если им понадобится Galaxy Store, качали его как одно из приложений Google-маркета. Но Samsung отказалась, учуяв, что может отхватить шмат посолиднее. И тогда Google заключила с Samsung соглашение, что будет делиться с последней частью прибыли от Google Play Store в обмен на обязательную предустановку приложений на домашнем экране.

Предложение Samsung было не уникальным. На показанной в суде презентации видно, что Google предложила 16% выручки Google Play Store крупным производителям и от 4% до 8% мелким. Тут подразумевается процент не от всей прибыли, а от той части, которая будет установлена с устройств каждого производителя.

Всё это разбирается в рамках вопроса, что Google — монополист на рынке магазинов приложений Android и сознательно манипулирует, чтобы удержаться в этой роли.

Однако, по-моему, тут интереснее другое. А именно то, что Samsung, безусловно, заработала денег. Но, по-моему, скорее стала жертвой собственной жадности, предпочтя деньги в руках стратегии.

А стратегия бы заключалась в том, чтобы, наоборот, всеми силами развивать собственный магазин приложений, делая его основным для владельцев смартфонов Samsung. Не раз уже подчеркивал данный момент. Ключевая проблема любого Android-производителя заключается в том, что его взаимодействие с пользователем заканчивается в момент покупки смартфона. Дальше начинается благотворительность, когда приходится выпускать обновления и надеяться, что спустя 3-4 года, когда наступит срок покупки нового смартфона, покупатель снова купит смартфон этого же бренда. А может, и не купит. Сменить одного Android-производителя на другого легче легкого. Это вам не с iPhone на Android перейти.

На текущий момент практически каждый производитель смартфонов развивает свой магазин приложений, но толку это не приносит. Так как у пользователя нет ни одной веской причины пользоваться сторонним магазином приложений, а не Google Play Store.

Samsung же, в свою очередь, до сих пор не оставляет попыток сделать Galaxy Store популярным. В магазине Samsung можно найти приложения, которые продаются дешевле, чем в Google Store. Samsung не хватает решимости, чтобы направить всех пользователей в Galaxy Store. Например, вполне же можно было бы организовать вариант, когда любые действия осуществлялись бы через Galaxy Store.

Однако подобное действие сразу же приведет к войне с Google. И тогда Samsung потеряет эксклюзивные дружеские отношения с Google. Но тут следует понимать, что Google дружит не с Samsung, а с лидером рынка. И если на место Samsung придёт другая компания, то и дружба быстро закончится.

Дефицит айтишников всё-таки есть

На прошлой неделе в Москве прошёл SOC-форум, позиционирующий себя как ключевое мероприятие в сфере информационной безопасности в России. К слову, мероприятие полностью транслировалось онлайн, и запись доступна на сайте. Но большинство сессий там для профильных специалистов.

Для нас с вами же наибольший интерес представляет пленарная сессия под сочным названием «Устойчивость в BANI мире: преграды, стратегии и возможности». Честно говоря, раньше с акронимом BANI я сталкивался только при чтении англоязычных книг и статей. Но, увидев акроним в окружении русских букв, подумал, что он очень уместен. Ведь действительно последнее время мы все живем в каком-то BANI-мире

Ну а для тех, кто не сталкивался с акронимом, дам краткое пояснение. Раньше мы все жили в VUCA-мире. VUCA – это Volatility (изменчивость), Uncertainty (неуверенность), Complexity (сложность), Ambiguity (двусмысленность). Ещё в 1985 году эту концепцию предложили экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус.

В 2020 году футуролог Джамаис Кашио придумал BANI: brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). В 2020 году началась пандемия, и она нашла отражение в этом акрониме. Пандемия показала всю хрупкость человечества, попутно неопределенность сменилась тревожностью, а из-за обилия количества данных мир из двусмысленного превратился в непостижимый. Потому что нет такого мощного компьютера, который бы мог учесть все факторы и предугадать пандемию, экономический кризис или войны.

Новый акроним пришелся всем по душе, и теперь его активно используют. Однако вернемся к пленарной сессии. На ней поделились несколькими интересными цифрами.

Во-первых, «по оценке Минцифры, дефицит ИТ-кадров можем достичь 50% на горизонте 5–10 лет. Перед государством стоит вопрос, как продолжать политику импортозамещения, перед бизнесом — как компенсировать нехватку специалистов, перед людьми — где и чему им учиться, чтобы успешно себя реализовать. Для решения этой проблемы государство поддерживает отрасль, в том числе с помощью аккредитации ИТ-компаний и льгот. Модель дистанционной работы может помочь компенсировать утечку кадров, которая за прошлый год составила порядка 10%, но не все работодатели готовы к этому формату».

Из первого пункта логичным образом выводится второй, озвученный Игорем Ляпуновым (генеральный директор ГК «Солар»): Большой дисбаланс между спросом и предложением привел к опережающему в 1,5 раза рынок росту зарплат — на 15% за год — и необъективному росту цен.

А Алексей Шелобков, управляющий директор группы компаний YADRO, добавил, что «мощной мотивацией для ИТ-кадров служит возможность уже через 1—2 года увидеть, как их продукт становится основой инфраструктуры страны. Сегодня продукты выпускаются с очень высоким темпом, и у инженеров есть возможность реализоваться в профессии. Стратегией долгосрочного успеха для вендоров становится идея, а также доверие — как между компанией и сотрудниками, так и доверие заказчиков отечественным технологиям».

С одной стороны, господин Шелобков подчеркнул прекрасные карьерные возможности для айтишников. С другой — конечно, слегка насторожил своим заявлением, что всего за год созданный продукт может стать основой инфраструктуры страны. А все мы, видимо, участники бета-теста. В принципе, многое объясняет.

Так что делайте выводы. А если есть дети, то пусть учат китайский, английский, программировать и экономику.

[email protected]
наверх