Полный бронебак: выставка «Моторы войны»

Сегодня День защитника Отечества, и этот внеочередной выпуск автомобильного раздела будет посвящен выставке «Моторы войны». Проходит она в музее «Московский транспорт» на Рогожском валу в Москве, а до того была одной из постоянных выставок в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке. Новое помещение представляет собой исторические ангары Автомобильно-экспедиционного комбината №4, построенного в 1949-1952 гг. на территории бывшего Нижегородского вокзала. Переезд состоялся по музейным меркам недавно — в декабре 2021 года, так что если вы вдруг начнете искать в интернете информацию о данной выставке, вас будет ждать сюрприз. Официальные сайты парка «Патриот», музея «Московский транспорт» и Музея Победы вам сообщат о том, что выставка временно закрыта. Официальный сайт «Моторов войны» отправит вас на Кубинку. А вот сервисы «Яндекса» и Google покажут на карте местоположение и актуальный режим работы. Такая вот музейная цифровизация.

Подобные косяки информирования для музеев, к сожалению, практически норма, так что узнать о многих можно, только буквально натолкнувшись на сам музей. Что в случае с «Моторами войны» непросто даже для москвичей. Район Рогожского вала не самое популярное место: спальные кварталы, перемежающиеся промзонами и железнодорожными путями. Впрочем, у подобного расположения есть и свои плюсы — ожидать, что тут соберутся толпы зевак, не приходится, так что при желании можно рассматривать все экспонаты без суеты.

Сама выставка представляет собой комбинацию нескольких частных коллекций, которые объединили под одной крышей, разделив экспонаты по тематике и странам. За счет того, что это несколько коллекций очень разных владельцев, выставка получается довольно разноплановой. Здесь можно увидеть не просто машины времен Второй мировой войны, но и очень различное их состояние, порой даже для одной и той же модели.

Для наглядности на выставке присутствует целый ряд машин, которые экспонируются прямо в том виде, в котором они дошли до нас. Причем некоторые буквально до самого попадания в музей исправно трудились по своему основному назначению.

Эта Isuzu TX-40, подобно Хироо Оноде, до конца 1980-х трудилась на Филиппинах. Правда, в отличие от не признавшего поражения Японии младшего лейтенанта, автомобиль мирно перевозил грузы.
А этот итальянский автобус связистов демонстрирует то, в каком состоянии могут быть музейные экспонаты, когда коллекционеру важнее просто владеть ими, чем их сохранить.
Воевал ли Mercedes 230 W154, неизвестно, зато известно, что, подобно многим трофеям, он попал в частные руки и до 1990-х годов служил своему новому владельцу уже как чисто гражданская машина.
А эту Tatra T 27 B реставрация не ждет. Она ценна тем, что дошла с 1941 года до наших дней в полностью оригинальном состоянии.
Другим везет оказаться потерянными в местах, где сама природа выступает в качестве средства консервации. Этот итальянский вездеход простоял не одно десятилетие в пустыне, прежде чем стать экспонатом музея.
А потом только отдельные следы могут показать, что некогда экспонат был не более чем грудой битого и жженого металла.

Несмотря на то, что выставка называется «Моторы войны», в экспозиции присутствует огромное количество экспонатов, которые едва ли можно назвать моторами или счесть участниками войны. Они скорее были ее современниками. Возможно, они и попали на нее, а возможно, просто стали чьими-то трофеями или были реквизированы, но трудились сугубо в тылу, поскольку на фронте у таких машин задач было мало. Как, например, у первого советского пикапа. ГАЗ-М415 появился намного раньше, чем возник термин «война тойот», поэтому в качестве армейского не привлекался, хотя реквизированные из народного хозяйства машины служили «пулеметовозами». Пулемет при этом просто грузился в кузов, никаких турелей или подобных установок не предусматривалось. Не предусматривалась и перекраска автомобиля. Представленные ГАЗ-А и ГАЗ-М415 могли воевать именно в таком виде.

Подвесной лодочный мотор. Как его увидели немецкие инженеры 1940-х.
Знамя 7-й отдельной танковой бригады, полностью погибшей под Харьковом в 1942 году.

Разумеется, самыми массовыми экспонатами оказываются образцы, некогда произведенные СССР и III Рейхом, что нисколько не удивительно, учитывая сравнительно большую доступность образцов, оставшихся на полях сражений или попавших в качестве трофеев в Советский Союз. Далеко не всем машинам повезло сразу стать музейными экспонатами, так что с наибольшей вероятностью те, которые отлично выглядят, являются наименее сохранившимися в оригинальном состоянии. Реставрация творит чудеса.

Камуфляжная раскраска не воспринимается как признак Красной Армии, однако сразу несколько видов камуфляжа были типовыми и массовыми. Особенно на начальном этапе войны.
В то время как Вермахт до конца войны довольствовался преимущественно полевыми кухнями времен Первой мировой, для РККА крайне важным вопросом была поставка кухонь, пригодных для буксировки автомобилями. С 1942 года проблема начала решаться.
Странные деревянные конструкции, которыми накрыта повозка, — это лодки понтонного парка. Очень похоже на современные решения, но в то же время абсолютно архаичные.
Чешский флажок под лобовым стеклом у машины не случайно, это Tatra. Наглядный пример того, как на III Рейх работала буквально вся Европа.
Пожарная машина в красном цвете — что ей делать на выставке моторов войны? Это если забыть о пожарных машинах на аэродромах и необходимости тушить пожары в городах после массированных налетов авиации, призванных разрушать инфраструктуру городов, чтобы остановить заводы.

Когда мы говорим про немецкую армию, Вермахт образца 1939 — 1945 годов, то в голове у всех сразу всплывают кадры из старых фильмов, где масса немецких танков и БТРов, покрашенных в серый «фельдграу», неудержимым потоком мчит на Восток. В кузовах машин горделиво восседают «истинные арийцы» с закатанными рукавами и автоматами в руках. Что ж, исторически достоверными из этой картинки будут разве что закатанные рукава, а все остальное — художественным преувеличением. Что можно наглядно наблюдать на «Моторах войны», где выставлен сразу целый ряд моделей совсем не моторизованной немецкой техники: повозки, полевые кухни с деревянными колесами, тележки для перевозки раненых и амуниции и т.п. Именно такое снаряжение было типовым для немецкой пехотной дивизии до самого конца войны.

Справа — то, что было в мечтах немецких стратегов, когда они разрабатывали «блицкриг». Слева — суровая реальность, с которой приходилось теорию быстрой войны превращать в практику.

В то же время не стоит забывать, что общий уровень оснащенности транспортом в Европе уже на то время многократно превосходил отечественные реалии, так что то, что для СССР закрывалось поставками по ленд-лизу, в Рейхе исправляли за счет реквизиций и мобилизации союзников.

Впрочем, сателлиты Германии и сами порой обеспечивали немалую поддержку на Восточном фронте. Поэтому итальянские образцы моторов Второй мировой далеко не всегда происходят из каких-то зарубежных коллекций, какие-то из них вполне были трофеями Красной армии.

Пример итальянского нетривиального подхода к тяжелому буксировщику. Громадные колеса для большего клиренса. Обе оси поворотные для маневренности. Правый руль, чтобы водитель следил за обочиной. И милые цепочки, чтобы из открытого салона никто не выпал.

Разумеется, хотя выставка сделана с акцентом на автомобильную технику, без бронетехники она не обошлась. Представлена она в основном советскими образцами, от ранних броневиков, которые попали разве что на Финскую войну, до образцов, которые поставлялись уже ближе к самой Победе.

Один из ответов на вопрос, почему нужно ходить в музеи, чтобы увидеть своими глазами, — это объемность восприятия. Когда читаешь сухие строчки технических характеристик, не всегда осознаешь истинное положение вещей. Вот задумывались ли вы о том, что типичная армейская машина начала 1940-х годов по своим габаритам ближе к нынешнему среднеразмерному кроссоверу? И это касается не легковых моделей, а грузовиков, бронемашин и даже танков! Причем исключений не так много. Внушительными габаритами (т.е. побольше «газели») обладали немецкие командирские машины (некоторые по габаритам как современный им грузовик) и «американцы». Вот подходя к их стенду, сразу видишь, кто всегда делал машины такими, чтобы их было побольше.

Вообще, выставка хороша тем, что можно рассмотреть массу деталей, найти то, что не всегда попадает в объектив или тонет в ворохе детализированной съемки, сделанной для моделистов.

Мотор с надписью АМО на самом деле является нелицензионной копией двигателя Fiat. Советское автомобилестроение начиналось вот с такого сотрудничества.
Внимание! Сейчас вылетит птичка. Ретирадный пулемет советского броневика конца 1920-х.
Можно опробовать эргономику на себе.
Шина BFGoogdrich родом из 1940-х. Верой и правдой служила больше полувека, прежде чем вместе с машиной попасть в музей.
Сохранности некоторых аутентичных вещей поражаешься. Деревянные лодки понтонного парка выглядят так, будто их можно до сих пор использовать по назначению, хотя прошло уже восемь десятков лет.
Так выглядит мотор автомобиля, добравшегося из 1941 в 2022 год на ходу и в полностью оригинальном состоянии. Tatra T27 B успела послужить Вермахту, потом французской армии, а после демобилизации ее жизнь не стала легче.
Когда надпись «Трофейная» не пахнет квасным патриотизмом, а отражает реальный статус автомобиля.
80 лет назад системы связи были в массе своей проводными, так что автомобиль связистов внутри выглядел как большой набор бобин и катушек.
То было нелегкое время, и простых, привычных нам решений не было в самых тривиальных местах. Вот вам рукоять переключения передач на механической коробке… на мотоцикле. Производитель этого решения виден на логотипе.
1930-е годы отстояли от времени карет на изрядное время, но стиль еще был узнаваем.
Рисунки, позволявшие опознавать принадлежность автомобиля к определенной части, были очень распространены. На немецких потом постепенно появлялись некоторые дополнения и исправления.
А в американской армии подобные же надписи и рисунки просто были призваны придать индивидуальность машине. Идентифицировать таким образом часть можно было далеко не всегда.
Колеса, которые везли Вермахт на Восток.

Как я уже говорил, на выставке присутствует не только автомобильная техника. Есть тут и инсталляции из сопутствующих экспонатов:

А есть машины, которые, может, и не воевали, зато известны по фильмам «про войну». Например, мотоцикл из кинофильма «Четыре танкиста и собака». Он когда-то был изготовлен в СССР для нужд польской армии, откуда уже попал на съемочную площадку, а затем в один из польских музеев. Теперь он в России и выставляется именно в том виде, в котором снимался в кино.

Здесь же стоит и «самый известный хлебный фургон СССР». Нет, не тот, на котором коварные энкавэдэшники увозили личных врагов товарища Сталина в застенки Лубянки, а тот, который снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя». За свою долгую и бурную жизнь машина успела и действительно поразвозить хлеб по магазинам, и послужить в армии, и постоять на постаменте, а только затем сняться в культовом фильме. Сейчас ее полностью отреставрировали, так что, возможно, ее еще ждут новые роли.

Другой интересный момент, который будет любопытен любителям оффроуда, — это взгляды на повышенную проходимость в исторической ретроспективе. Война с ее вечно разбитыми дорогами поставила вопрос о том, как сделать так, чтобы техника могла перемещаться по тому направлению, которое на карте обозначено как дорога. И инженеры дали на него сразу множество ответов. Часть из которых предлагается до сих пор, а часть выглядит как жуткий технический кадавр или страшный сон джипера.

Как вам мысль о том, чтобы сделать машину не только полноприводной, но и полноповоротной? Звучит как не самый надежный план.
Как сделать колесную машину такой же проходимой, как и гусеничная техника? Дать ей гусеницы!
Видите эти странные черные предметы на задней броне БА-10? Это тоже способ превратить колесный броневик в полугусеничный. Ленты гусеницы «Оверолл» при необходимости закреплялись на задних ведущих осях, давая машине возможность лучше чувствовать себя в снегу и грязи.

Свой интерес найдут и предпочитающие четырем колесам два. Мотоциклы по праву занимают довольно заметную часть представленных коллекций и обращают на себя немало внимания. Хотя бы потому, что далеко не все из них выглядят как боевые колесницы, окрашенные в камуфляжные цвета. Такова была реальность, которую не всегда можно рассмотреть через черно-белую кинопленку хроник — мотоциклы реквизировались из народного хозяйства и у простых граждан. Но в 1940-е не было «Леруа Мерлен» в соседнем квартале, так что просто взять баллончик с краской было невозможно — вот и воевали BMW и Zundapp в той раскраске, которую имели с завода.

«Кеттенкрад» — гибрид мотоцикла и гусеничного транспортера. Очередной сон разума немецких инженеров, выгодно отличавшийся тем, что он хотя бы с основной задачей (быть проходимее мотоцикла и уметь буксировать) справлялся. Впрочем, излишняя сложность конструкции не позволила подобным агрегатам стать сколь-нибудь массовыми в послевоенное время.
Не узнали? А это ведь Harley-Davidson, причем не менее известный и культовый в свое время.

На выставке присутствует и небольшая подборка автомобилей из Британии. Кстати, два малоизвестных широкой публике момента. Во-первых, британская армия к началу Второй мировой войны была единственной достигшей уровня 100% моторизации (т.е. гужевой транспорт ее подразделения не использовали вообще). Во-вторых, большая часть поставок именно британской техники в Советский Союз была вовсе не ленд-лизом. Это были именно закупки, которые оплачивались самой твердой валютой того времени — золотом.

Напоследок замечу, что впихнуть в один, пусть и большой фоторепортаж с выставки весь ее объем не получится. Но периодически (по выходным) на ней происходят динамические показы техники, регулярно проводятся лекции и прочие мероприятия. Хороший вопрос — как на них попасть. Если вы не следите за соцсетями организаторов экспозиции (причем официальный аккаунт выставки есть только в Facebook), то фактически никак. Вам может повезти, и вы просто придете в день мероприятия, а может не повезти, и вы попадете на момент, когда многих экспонатов не будет на месте, потому что они активно привлекаются к различным военно-историческим акциям и съемкам. К сожалению, уровень информирования типичен для очень многих отечественных музеев, когда о них знают лишь карты «Яндекса» да ограниченный круг энтузиастов. Остается лишь надеяться на наступление светлого будущего, в котором музейное дело будет популяризироваться немного лучше.

[email protected]
наверх