Показать скрытое миру. Откуда появилась идея прозрачного телефона

Привет.

Когда всю лицевую поверхность телефона занимает экран, у вас почти не остается пространства для творчества. Можно поиграть с размером прямоугольника, формой боковых граней экрана, сделать их округлыми, но и только. Вы упираетесь в неоригинальность такого решения, оно сводит на нет все усилия дизайнеров, которые с удвоенной силой начинают экспериментировать с задней крышкой устройства. Кто-то воспринимает это пространство как холст, рисует на нем узоры или размещает картинки. Некоторые исповедуют минимализм и ограничиваются выбором цвета и текстуры самого материала. Одна из новых тенденций, что захватила умы дизайнеров, — это показать начинку устройства, сделать заднюю крышку прозрачной. У кого-то получается обыграть такое решение красиво, кто-то просто и бездумно повторяет сам подход, ограничиваясь копированием. Много шума наделал второй Nothing Phone, который агрессивно эксплуатирует идею прозрачной спинки.

Перед нами допущение, что отсутствие оформления — это тоже оформление, мне такой подход не нравится, нет четко выраженной идеи, да и аппарат выглядит для меня неинтересным в аспекте дизайна. Но тут выясняется, что многие компании хотят повторить такой подход, чтобы в их портфолио тоже были прозрачные телефоны. Разговаривая с людьми, создающими такие решения, я постоянно видел кивки в сторону коллег по рынку, но никогда не слышал объяснения, в чем заключается идея прозрачного продукта и как она пришла им в голову. Очевидный ответ — никак, это замкнутый круг копирования, когда каждый повторяет действия своих конкурентов. Не может стоять в стороне от новой концепции, но если копнуть немного вглубь веков, то окажется, что идея показать скрытое вовсе не нова и эксплуатировалась многие тысячи лет. Давайте попробуем вместе покопаться в истории разных предметов и сооружений, чтобы проследить путь идеи.

Неподалеку от собора Святой Софии в Стамбуле располагается вход в цистерну Базилика, название привязано к положению собора в иерархии Константинополя и Византии. Центр империи, которая правила половиной мира, обзавелся огромным хранилищем для воды в первое десятилетие 300 года. Стройку начал император Константин, но закончили ее только через 200 лет при Юстиниане, в 532 году. Огромное подземное сооружение почти всегда было заполнено водой, которая поступала в город по акведуку. Любой турист может оценить масштабы цистерны, высота потолка — под десять метров, длина помещения — 145 метров, а ширина — 65 метров.

Своды потолка держатся на 336 колоннах, каждая из них уникальна, так как их привозили в город из разрушенных греческих храмов. Этакий строительный мусор, который получил вторую жизнь. Цистерна — сооружение техническое, заполненное водой, и никогда не предполагалось, что тут будут ходить люди. Это сегодня место превратили в успешный туристический аттракцион, каждый день очередь растягивается на несколько десятков метров, а внутри слышны восхищенные возгласы. Равные промежутки между колоннами создают перспективу подземелья, которая уходит куда-то вдаль, периодически меняют подсветку или вовсе ее приглушают.

Вода капает с потолка, вода на полу, и в ней отражаются колонны. Математически выверенный порядок расположения колонн наполняет пространство смыслом. Тут просто красиво, и это то, чего никто не мог увидеть. Зачем пару тысяч лет назад строители создавали красоту, скрытую от глаз людей?

Мы живем в мире, построенном римлянами, но большую часть своей философии они успешно заимствовали у Греции, приправив понятия мира и красоты сводами законов, которые во многом продолжают действовать и сейчас, хотя за пару тысяч лет все вокруг изменилось до неузнаваемости. Древняя Греция установила каноны красоты, слово Kosmos обозначало тогда упорядоченность мира, но также описывало и красоту. Для греков красота и упорядоченность во многом были сходными понятиями, они не делали между ними различий.

В зданиях и вещах каноны красоты были одинаковы, простота форм и линий должна была радовать глаз, наполнять мир смыслом. И неважно, сколько людей видит изнанку здания, возможно, что, кроме архитектора и рабочих, она не была доступна никому. Но если она не соответствует канонам красоты, то и все здание имеет изъян. В Риме не следовали канонам такой красоты буквально, но многие подходы переняли. И оставаясь прагматичными (а как назвать людей, которые тащили колонны для цистерны со всей Европы?), все-таки пеклись о красоте сооружения, которая никому не видна.

Идея такого подхода прочно засела в головах людей, она многократно проявлялась в разные века и опосредованно объясняла, что красивые вещи не просто красивы, они еще и качественны. До изобретения швейной машинки профессия швеи была одной из самых любопытных, единицы могли не допустить брака в сотнях стежков, которые требовались при шитье камзола или платья для короля. В Средние века одежда без изъянов, с идеальной строчкой стоила баснословных денег, хотя во многом это была цена материалов, а не самой работы. Но именно тогда мы научились узнавать стежки, отличать качественные от тех, что не выдерживают критики. Как часто вы рассматриваете изнанку своей одежды, оцениваете на ней стежки? Думаю, что вы никогда этим не занимались. Женщины порой проверяют подлинность сумок, под лупой изучают стежки и нитки, чтобы понять, что перед ними — оригинал или подделка. И это также изнанка, которая показывает качество товара.

Давайте двигаться ближе к нашему «космосу», а именно техническим устройствам.

В XIX веке одним из самых желанных предметов, которые хотел получить любой мало-мальски состоятельный человек, были часы. Первоначально карманные, заметно позднее — наручные, часы стоили тогда как чугунный мост, и позволить их себе могли немногие. Во всех смыслах это была вершина инженерного искусства: пружины, мостики, винты — все вместе производило впечатление. Швейцарцы придумали маркетинговый финт, они показывали разобранные часы, то, из каких мелких и сложных деталей состоит итоговый продукт. Да, ничто не ново под Луной, и в разные времена люди приходили к одним и тем же решениям. И надо отметить, что швейцарцы не были первыми, в том же Вавилоне подобные изыски использовались при продаже благовоний и красок. Да и других примеров в истории можно найти множество, люди изобретательны и любят повторять давно придуманное вновь и вновь.

Войны подтолкнули развитие наручных часов, в начале XX века в США и Европе произошел бум производства разных моделей. Основные покупатели — военные, тому времени мы обязаны формой прямоугольных часов. Форма tank, что ровно это и обозначает, часы копировали проекцию танка в верхней плоскости, в 1917 году их создали в Cartier. К слову сказать, форма танка была списана с боевой машины, созданной Renault. Да, тогда танки производили совсем другие компании.

Источник: en.wikipedia.org

Наручные часы нужно было показывать с наилучшей стороны, американские коммивояжеры стали возить модели, где задняя спинка была прозрачной, чтобы показать сложность механизма, его работу. И это стало вопросом времени, когда на рынке появятся модели от мастеров, которые будут показывать устройство часов. Сегодня прозрачной спинкой часов никого не удивить, многие модели имеют стекло на внутренней стороне, не видной никому.

Мне порой нравится рассматривать такие механизмы. Да и стремление показать, как устроены часы, привело к созданию скелетонов в наше время, спасибо за возрождение этого направления Армину Шторму. Первоначально скелетоны появились в XVI веке, когда часовщики просто не могли спрятать механизм и были вынуждены его показывать. И тогда, и сегодня скрытое выпячивается и при этом показывается с наилучшей стороны, это те вещи, что можно смело назвать очень красивыми.

Работая с электроникой очень долго, привык, что внешняя красота не тождественна таковой внутри корпуса. Бывает так, что компания создает привлекательный дизайн, открываешь корпус устройства, а внутри какой-то кошмар — неаккуратная пайка, разноцветие деталей, грубо обработанные уголки плат. И в греческой парадигме красоты такие устройства имеют изъян, они не могут быть по-настоящему красивы.

Можно как угодно относиться к Стиву Джобсу, но его повернутость на деталях создала внутри Apple концепцию дизайна, которая учитывала как внутреннюю, так и внешнюю красоту. И поэтому многим нравится рассматривать, как детали красиво упакованы внутри корпуса, во всяком случае, когда речь идет о новых устройствах.

Источник: ru.ifixit.com

Даже появился отдельный жанр — обои для рабочего стола в виде начинки iPhone, словно на экране проступает то, что внутри вашего телефона.

Нужно ли уделять внимание такой красоте? На мой взгляд, ответ однозначный — да. Для многих компаний он вовсе не так очевиден, и они справедливо полагают, что этого никто не увидит. Но это полностью нарушает концепцию красоты, созданную пару тысяч лет назад. Красота внутренняя и внешняя суть две стороны одной медали, без одного не может существовать другое. Вот такие идеи должны всплывать в голове, когда мы говорим о попытках в очередной раз показать прозрачный телефон, где проступают его внутренности. Увы, в большинстве случаев никаких идей нет, а это просто дань моде, где сама концепция неясна. Все в целом выглядит как попытка сделать нечто как у конкурентов. И отсутствие понимания идеи приводит к тому, что подобные продукты не выглядят цельными в глазах потребителей. Нам пытаются показать сложную начинку, но вместо этого демонстрируют эмуляцию таковой, не дают взгляд на что-то интересное.

Вспомним другие устройства, например, прозрачные колонки от Harman Kardon.

Тут красота определяется как формой, так и содержанием. Все гармонично и уместно. И такому подходу многим стоит поучиться, но для начала осознать идею красоты, чтобы понимать, какие ориентиры себе задавать.

[email protected]
наверх