Понять — значит упростить.
Майя Тойвовна Глумова
Всем привет!
Постоянные пользователи ресурса mobile-review (вдруг кто забыл дорогу) знают, что иногда я балую благодарных читателей обзорами техники, изысканиями в области развития музыкальных и текстовых генеративных моделей, обзорами космических достижений и неудач.
Однако внимательные читатели наверняка замечали, что частенько у меня выходят «многотомные» статьи, посвященные, прямо скажем, несколько менее техническим вопросам, нежели обзоры и глубокие сравнения гаджетов или анализ рыночных перспектив «китов» мирового рынка.
Я попробую объяснить, почему документальные рассказы о дачном строительстве могут и должны соседствовать со вдумчивой аналитикой от коллег по опасному бизнесу.
Приготовьтесь, в этой статье будет мало картиночек.
Частное мнение
В одном из подкастов с нейрофизиологом Татьяной Владимировной Черниговской ею была озвучена вполне очевидная мысль, приведу ее суть: «Читайте много и разное!» ‒ мозгу требуется зрительная работа со словами и их осмысление, но не менее важно в этой работе разнообразие смыслов.
Я стараюсь читать как можно больше и даже описал борьбу за отстаивание места чтения против аудиокниг и некоторые свои лайфхаки в пользу этого отстаивания.
Как правило, в моей активной библиотеке порядка 3-4 аудиокниг, которые я время от времени слушаю, а некоторые, например, еще не вышли. И среди них я отдаю предпочтения ненавязчивым, но живым сюжетами и «легким» жанрам. А вот среди электронных книг предпочитаю всегда получать новый опыт в смысле и жанрового разнообразия, и выбора в сторону нон-фикшн литературы.
Читая на сайте статьи мэтров, я понимаю, что у каждого из них свой стиль и выработанная годами структурная компоновка. При этом я регулярно обращаю внимание на то, что мэтры иногда «балуются», осознано выбирая в качестве тем для статей некоторые сиюминутные увлечения. Что характерно, качество материала от этого совершенно не страдает и даже эти «набеги» носят довольно системный характер ‒ акулы пера, как-никак.
Но от чего же берется все это разнообразие действующих лиц, предметов, сцен и даже вокабуляра авторов? Правильно, от эрудиции, сиречь образования, начитанности и насмотренности или проще ‒ кругозора.
А откуда берется кругозор?
Полагаю, ни для кого не секрет: чтобы расширить кругозор в отношении обыденного явления, иногда необходимо познакомиться с неким предшествующим приближением этого явления. Или несколькими более глубокими срезами.
Пусть это погружение будет относительно неглубоким, но поверьте ‒ даже поверхностное знакомство с историей аквариумов было для меня удивительным миром открытий ‒ зачастую не замечаешь, как много ты не знаешь об истории абсолютно привычных и понятных вещей. Например, я вообще ничего не знал о таком потрясающем явлении, как акваскейпинг, хотя в общих чертах был знаком с историей возникновения аквариумистики.
В этом и проявляется общий принцип эрудиции ‒ чем больше ты знаешь, тем тебе интереснее изучать предмет, понимая при этом, как мало о предмете ты на самом деле знаешь. Похожую фразу приписывают Сократу ‒ художественную сторону моих статей он вряд ли оценил бы, да еще запятых бы натыкал, но!
Он мог бы узнать о мире еще парочку ничего не значимых фактов, которые наверняка нашли бы место на правильных полочках библиотеки его кругозора.
Отсюда следует еще одна интересная история.
Околонаучное мнение
В прошлом веке банковские клерки США бастовали и отказывались от необходимости проведения переподготовки в виде скучных и нудных лекций, проходивших фактически в условиях «учитель-ученик».
В результате появилась такая форма взаимодействия между людьми, причем в любом возрасте и на любом уровне отношений, ‒ игровое обучение. Если просто ‒ это когда твою эрудицию повышают в игровой, развлекательной и ненавязчивой форме. Здесь можно начать сучить ножками и говорить: да кто ты такой, чтобы нас поучать, поучайте лучше ваших паучат, но!
Прелесть альманаха о технологиях в том, что каждый сам выбирает себе любимого автора именно по стилю его взаимодействия с аудиторией. А еще специально для широкого круга есть прекрасный тег «Разное».
«А можно всех посмотреть?» ‒ прерогатива или уникального человека, абсолютно свободного от мирских дел, или тяжкий крест редактора. Пожалуй, еще у Лекрона и Михаила получается.
Но вернемся к разнообразию чтения.
Обзор классного смартфона, сравнение ноутбука и ПК, или анализ рыночного положения сотовых операторов заставляет обратиться в долгосрочную и краткосрочную память мозга ‒ вспоминаем, сравниваем цифры, анализируем и соглашаемся или не соглашаемся с автором, но обязательно проживаем вместе с ним его материал, а иногда даже его эмоции. В комментариях задействуем активный, а посредством мудрой статьи освежаем пассивный словарный запас. Обязательно читаем «Пятницу будущего» и долгожданную вторую часть «Мира будущего».
Ну и немножко вожделеем новый «хуавей» или ноутбук.
И где-то совсем рядом рассказ о строительстве шпалерного забора просто показывает, как не самый умелый плотник делится своим первым опытом и разбирает собственные ошибки, строит умный пруд и вообще всячески оттаптывается на этих ваших смартфонах.
И общее у множества этих разных статей одно и то же ‒ игровое обучение.
Автор делится впечатлениями и знаниями с читателем, который иногда может и не знать некоторых тонкостей сюжета и режиссерской кастомизации «Фоллаута» или особенностей правильного сравнения таких вещей, как ноутбук и ПК.
И в каждой новой статье мэтры проводят для нас с вами виртуальный урок, где вполне доказательно и совсем не директивно, но со всем тщанием описывают плюсы и минусы, проводят сравнения, залезают под ковер взаимоотношений B2B или B2C в стране и окрестностях. В конце концов, пишут новые, незнакомые слова и красиво их объясняют.
И все это только ради того, чтобы мы с вами ушли довольные, когда расслабившись, когда собравшись, а когда устроив эмоциональные дебаты в комментах.
Кстати, обратная связь с читателем ‒ один из важнейших признаков правильного применения методики игрового обучения.
А иногда, и я в это верю, читатель уходит, чтобы заняться акваскейпингом, попробовать построить шпалерный забор или узнать про живые БПЛА начала XX века. Ну или поделиться с автором собственным опытом ‒ считаю, что это не менее ценно.
Но всегда ‒ я в этом убежден ‒ со слегка расширенным кругозором, ну или глазами, чтобы потом обязательно вернуться и узнать про методы разведки времен холодной войны или о том, зачем нужна умная грядка и как бы ее подешевле сделать.
Жалкие оправдания
Теперь, когда апелляция к доводам рассудка и науки использована, пришло время раскрыть страшную правду.
Я нарушаю хрупкое равновесие думающей части аудитории статьями про рукоделие, просто потому что могу. И вообще администрация на моей стороне!

На сайте альманаха даже есть плашка «Статьи для широкого круга читателей». Разве фантастический рассказ о перспективных способах путешествия старшего научного сотрудника на далекую планету не пример статьи для самого широкого круга читателей? Тем более если герой путешествует в космосе с йоркширским терьером?!
Как справедливо отметил дорогой Михаил Волков: «Ненапряжные рассказы, замешанные на технологиях ‒ то что нужно, чтобы отвлечься». Ну вот откуда бы вы узнали про пузырь Алькубьерре, если бы старший научный сотрудник не планировал использовать лайнер, передвигающийся на основе принципов использования антиматерии?
Мои самые любимые статьи как раз с художественной составляющей, где нет-нет, да проскочит авторская шуточка или заигрывание с постоянными комментаторами, а то и целый рассказ уже наклевывается.
Да, я предвзят, ну и что? Где вы видели объективных авторов? Правильно ‒ на альманахе о технологиях.
Продолжая вырабатывать стиль ‒ могу поступиться объективностью!
Кстати, вы знали, что рыбки-клоуны (амфиприоны) из мультфильма «В поисках Немо» ‒ последовательные гермафродиты? А значит это примерно следующее:

Если малька выращивать в одиночестве ‒ он всегда вырастет самкой. Если же его подсадить к самке, он всегда вырастет в самца. А в сообществе, состоящем из половозрелой пары, мальки вообще не достигают полового созревания.
Однако, стоит самке покинуть группу, самец буквально в течение двух недель превращается в самку, а самый крупный малек ‒ в самца.
Сына-Немо похищают дайверы, и папа-Марлин отправляется на его поиски вместе с рыбкой Дори. Спустя декаду поисков Дори с удивлением бы узнала, что обзавелась новой подружкой, но сразу бы об этом забыла. Тогда как новые друзья Немо были бы шокированы резкой сменой пола.
Так вот, по возвращении двум дамочкам пришлось бы выбирать, кому становиться мужчиной. Но, скорее всего, им бы стал Немо, поскольку папа больше размером. Так бы и остался Марлин самкой и плавал бы по бутикам со странной подружкой.
В общем, для мультфильма об антропоморфических рыбках получился хороший пример.
Чувствуете, как ненавязчиво?