Почему Apple обречена и при чем здесь Nokia и Tesla?

Вопрос о крахе компании Apple поднимался неоднократно, на Youtube-канале Mobile-Review есть даже специальная рубрика Эльдара Муртазина «Apple — всё», само название которой превратилось в популярный мем. Добавить что-то новое к сказанному за три с половиной года существования рубрики очень сложно, но мы все-таки попробуем. Сразу оговоримся, что в этом материале рассмотрим вопросы, напрямую не связанные с качеством продуктов компании или с эффективностью ее руководства. Итак, ответим же на вопросы: «Почему Apple обречена и при чем здесь Nokia и Tesla?».

Надпись на табличке: «Конец близок» (кадр из к/ф «2012»)

Но сначала немного истории… и денег. Когда-то давно, когда мир был поделен на великие империи, а руководили ими великие правители, деньги представляли собой нечто ценное, в основном драгоценные металлы. В ходе истории империи разрушались, правители теряли власть и даже гибли (история Российской империи — наглядный пример). Стоит ли удивляться, что и деньги из чего-то ценного превратились в простые знаки. Тот же доллар, например, сначала имел золотое содержание (целая тройская унция в $35), но всё изменилось после того, как хитрый президент Франции Шарль де Голль решил поменять много долларов на золотые слитки (дело было в 1965 году). По итогам этого мероприятия де Голль «случайно» лишился власти в результате стихийных волнений, известных как майские события 1968 года, а спустя три года эпоха золотовалютного стандарта закончилась.

Как сообщает «Википедия» в статье «Золотой стандарт», основной причиной стало «большое количество долларов, выпущенных США, которые не были обеспечены золотом». Позже другие валюты, которые получили название «резервные», стали «жить» по новым правилам. Очевидно, раз они «не были обеспечены золотом», то их со временем стало «большое количество»: Э — эмиссия! (Сначала это были бумажные банкноты, потом их дополнили нолики в компьютерах). И тут возник извечный вопрос: «Что делать?».

Казалось бы, много денег — это же хорошо, радоваться надо, но экономисты и финансисты загрустили. Ведь если у кого-то есть много денег, то он непременно захочет на них что-нибудь купить. Вот только масса всех товаров и прочих ценностей значительно уступает массе имеющихся в мире денег. И это опасно. Скажем, какой-нибудь Китай и другие страны погрузят на контейнеровоз все свои наличные доллары, возьмут стопку банковских карт, пришлют своих бизнесменов в США, а те начнут скупать все, что глаза видят. При этом главная загвоздка в том, что даже после покупки всех материальных ценностей Америки на руках и картах иностранных бизнесменов останется еще много средств…

Но умные банкиры унывали недолго, для придания научности назвали существующее положение дел «Государственным долгом» (еще это называют «рентой гегемона») и, понимая, что это временное решение, стали думать дальше. И придумали.

Государственный долг США в процентном отношении к ВВП с 1900 по 2020 год (читайте проще: сколько останется «пустых» денег, если скупить все американские товары и услуги)
(изображение с сайта wikipedia.org)

Если нет в мире ценностей, которые можно купить, то надо их создать. И началось чудесное время — время пузырей. Бизнесменам через профильные издания, телевизор и Интернет стали объяснять, мол, зачем вам эти старомодные активы вроде земли или заводов, обратите внимание на перспективные направления. Так и стали появляться пузыри: ипотечный, на рынке ценных бумаг, в сфере IT, криптовалютный и NFT, а также другие. Объединяло их одно: как и в настоящем пузыре, внутри ничего нет, вся их ценность заключается в том, что каждый покупатель считает их ценными и мечтает купить (покупающие за миллионы цифровых котят с NFT-токенами подтвердят). Некоторое время пузырь растет, а когда денег вложено очень много, он насыщается и его следует сдуть, чтобы «сжечь» лишнее. После следует запустить новый пузырь, как говорится: «Король умер, да здравствует король».

Сдувание ипотечного пузыря было хорошо показано в фильме «Игра на понижение», рынок ценных бумаг лихорадит постоянно, а закат эпохи криптовалют и NFT мы наблюдаем прямо сейчас.

Накануне ипотечного финансового кризиса 2008 года все были уверены, что «рынок недвижимости надежен как скала» (фраза и кадр из к/ф «Игра на понижение»)

Но есть еще одна отрасль, где эта же схема с успехом применяется не первый год. Это технологические и IT-компании. Лидер отрасли — американская компания Apple, самая дорогая в мире с рыночной капитализацией, достигавшей $3 трлн. Не будем углубляться, каким образом получилось это число, как оно раздувалось и привлекало все большее число инвесторов, просто констатируем: где-то вокруг одного бренда сосредоточено очень много ноликов. В один прекрасный момент, когда вдруг быстро потребуется «сжечь» сразу и много лишних денег, Apple выступит в роли предохранительного клапана, сорвав который, можно будет объяснить прогоревшим инвесторам, почему теперь они уже не могут ничего купить.

Как это будет сделано? Легко, достаточно вспомнить историю другого легендарного бренда — Nokia. Как-то вдруг из гегемона мобильного рынка финская компания превратилась в ничто. «Вдруг» вышли неудачные устройства, пресса и пользователи накинулись с критикой, а талантливый руководитель Стивен Элоп (до этого работал в американской компании Microsoft) принял ряд ошибочных решений и задал не тот вектор. Сухо из «Википедии» (статья «Элоп, Стивен»): «Многие считают, что гибель Nokia устроил сам Элоп».

Стивен Элоп доволен: задача почти выполнена

Конечно, для «убийства» Nokia было много причин, здесь и устранение конкурента, и перекрытие неподконтрольных каналов обмена информацией, и многое другое (подробно вопрос смерти Nokia разобрал Эльдар Муртазин в цикле материалов «Убивая Nokia», доступны по ссылкам: часть 1, часть 2, часть 3. Но факт остается фактом, в сети удалось найти, что в 2007 году капитализация Nokia составляла $110 млрд, после краха компании большая часть этих денег сгорела и больше не представляет опасности с точки зрения «излишней» покупательной способности.

Так же будет и с Apple, возможно, даже проще. «Вдруг» в очередном iPhone обнаружатся критические уязвимости или руководители Apple бросят неаккуратную фразу. Реакция СМИ (а затем и пользователей) из восторженной превратится в сдержанную, а потом и в критическую. Миф об элитарности начнет развеиваться, продажи — падать, на этом фоне акции компании покажут незначительное снижение, переходящее в лавинообразное падение. При этом смартфоны бренда могут быть еще лучше, камеры еще технологичнее, а дизайн волшебным. Но надо – значит, надо, ничего личного, только бизнес.

Крах Apple потянет за собой и другие компании, но ничего смертельного не произойдет. Раньше по подобной схеме «убивался», например, один из пионеров современного интернета Yahoo, но ему на смену быстро пришла Google, да и смартфоны Nokia до сих пор регулярно выходят на рынок. Умные эксперты объяснят, почему случился обвал, а финансисты (те, кто в теме) потрут руки: ещё бы, сгорело несколько трлн долларов, теперь госдолг США, недавно превысивший отметку в $31 трлн, удалось прилично скостить.

Тревожные звоночки для компании уже пошли полным ходом:

С крахом Apple «жизнь» пузырей не закончится: «Король умер, да здравствует король». На сцену выйдет талантливый бизнесмен и шоумен Илон Маск со своими Tesla и SpaceX, и, не стоит сомневаться, его компании достигнут капитализации $10 трлн! Также не стоит забывать про накачанные пузыри соцсетей и прочих интернет-платформ. Уже вижу, как проницательный читатель воскликнет: «Ага, всё понятно, Nokia — пузырь прошлого, Apple — настоящего, Tesla — будущего». Но я бы не стал спешить с такими выводами, у Илона Маска есть варианты.

Но это уже совсем другая история.

P.S. В статье за основу взят вариант событий, при котором сдувание пузырей и сокращение госдолгов крупнейших стран пойдут по эволюционному пути. Если случится вариант с расколами государств, войнами и прочим, то спуск через предохранительные клапаны типа Apple, очевидно, не понадобится. Всё рухнет и так.

[email protected]
наверх