Каждый год OEM-производители улучшают экраны как смартфонов, так и ноутбуков. Давайте вспомним, как это было, проведя некую параллель между двумя видами устройств. Для каждого сравнения необходима точка отсчета, и вот она:
Экраны в первой носимой электронике задали стандарт для всех последующих. Grid Compass запустил процесс удваивания пикселей экранов во все более совершенных ноутбуках, экраны с разрешением 320х240 пикселей превратились в 640х480, которые потом заменили 1280х960. Конец первой эпохи «экранизации» ноутбуков, по моему скромному мнению, можно приурочить к выходу в свет первого издания игры Counter-Strike в 2000 году, в которой указанное разрешение рендера 1280х960 пикселей является максимальным.
Смартфоны (в том числе и первые iPhone) развивались по другому пути. Смартфон IBM Simon на собственном аккумуляторе работал всего один час, а появление модных телефонов-раскладушек, заряда которых хватало на световой день, фактически уничтожили первые попытки сделать телефон умным в ту эпоху. Однако сегмент КПК (смартфон без телефонной части) выжил и почти полностью повторил путь Grid Compass, начиная от 320х240 и заканчивая разрешением 640х480 пикселей. Добавление к КПК 2G модема, микрофона и разговорного динамика снова превратило его в смартфон (или коммуникатор, если экран сенсорный).
Во времена Windows Mobile и Symbian частота обновления экрана считалась настолько неважным параметром, что его нигде не указывали, и сейчас уже невозможно отыскать какие-либо точные данные. На этом заканчивается древняя эпоха, а новую, как мне кажется, стоит отсчитывать со времени массового появления в продаже смартфонов на основе ОС Android 4++, iPhone 5 и ноутбуков с большим разрешением экрана, чем FHD. Наверное, начиная с 2012 года все производители стали придерживаться минимального стандарта частоты обновления экрана в 60 Гц, будь то смартфон, ноутбук или монитор. Согласитесь, в наши дни «герцовка» экрана играет не менее важную роль, чем его разрешение. Об этом слышно на каждом углу Интернета, от художников и копирайтеров, программистов и любителей кино, от огромной толпы любителей FPS-игр. Первые, вторые и третьи жалуются на быстро устающие глаза, третьи используют интеллектуальные проигрыватели, подобные CyberLink PowerDVD, способные дорисовывать кадры видео, которые превращают любую дерганую картинку в фантастически идеальной плавности спектакль. С кибер-бездельниками спортсменами ситуация особенная, ведь частоты обновления картинки, соответствующей возможностям современных дисплеев, можно добиться, играя только в старые игры, наподобие той же игры Counter-Strike: Global Offensive и ей подобных. Эти ребята, вероятно, считают, что лишние 100-200 Гц выпрямят им руки, исправят прицел и дадут бонус к тактической смекалке.
Давайте вспомним известный ролик от компании Nvidia, наглядно доказывающий превосходство вывода изображения на монитор с частотой 240 Гц по сравнению с 60 Гц:
Разница огромная, не правда ли? Но есть один момент – подобные видео всегда демонстрируют в замедленном режиме, чтобы зритель прочувствовал все нюансы. Но разве так видят мир обычные люди? Конечно, нет. И так ли видна будет разница, если ускорить изображение в 9 раз?
Уже не видно никакого превосходства, не так ли? И все-таки разница есть, но к ней надо привыкать не менее пары недель, лишь тогда будет некомфортно смотреть на старый 60 Гц экран. Стоит ли овчинка выделки? Давайте посмотрим, что может предложить российский рынок тем из нас, кто хочет сделать себе дорогой подарок на Новый год.
Смартфоны
Следует признать, что частота обновления экрана смартфона, соответствующая 144 Гц, нужна далеко не всем. И логично предположить, что производитель ориентируется на выпуск смартфонов для геймеров в продуктах с такой характеристикой. Но в российской рознице присутствует доступный смартфон Xiaomi POCO X4 GT, вполне бюджетное устройство, которое трудно назвать «игровым». Так может другие бренды искуственно придают частоте экрана такое большое значение?
Менее доступные смартфоны уже несут отпечаток «премиальности», это Black Shark 4, 5 и 5 Pro, Nubia Red Magic 6R и 5S, Motorola Moto Edge 20 Pro, S30 и 30 Pro, Xiaomi Mi 10T, ASUS ROG Phone 5 и 5S. Выбор действительно неплохой, что говорит о широком распространении стандарта 144 Гц среди смартфонов даже среднего уровня, начинающегося от 20 000 рублей.
Планшеты
Планшеты всегда отстают в своем развитии не только от мониторов и ноутбуков, но и от смартфонов. Пока смартфоны наполняют нишу 144 Гц, планшеты могут порадовать максимум 120 Гц. Это очень странно, ведь планшет лучше подходит для всех указанных задач, как то работы, просмотра видеоконтента и игр.
Самым доступным является детище Xiaomi 2021 года – Mi Pad 5 (от 26 000 рублей) и 5 Pro, далее идут HUAWEI MatePad C7, 11 и Pro 11, Samsung Galaxy Tab S7, S8, S8+ и S8 Ultra, Apple iPad Pro 11 и Pro 12.9, Microsoft Surface Pro 8.
Ноутбуки
С ноутбуками ситуация не столь однозначная. Модели с действительно высококлассными дисплеями, обновляющие картинку с частотой от 300 Гц и выше, входят в так называемый игровой сегмент, а их названия повторяют названия самых дорогих компьютерных компонентов. Например, у компании Gigabyte это линейка AORUS, у ASUS — ROG STRIX, у Acer — Nitro, у HP — OMEN, у Dell – Alienware, у MSI — MSI Raider и Stealth. Производители рынка ПК выстроили именные линейки, наверное, чтобы покупатель не колебался в случае апгрейда или ремонта, докупая к ноутбукам Gigabyte AORUS оперативную память AORUS, а не какую-нибудь безродную Kingston.
Попугаистый ASUS ROG STRIX G17. Похоже, фокус-группа компании Asus уверена в том, что яркая разноцветная подсветка не будет отвлекать пользователя от игры или интернет-серфинга (браузеролазания).
Цены на ноутбуки всегда были безосновательно завышены, и путевка в мир дисплеев от 300 Гц начинается по цене от 135 000 рублей (ASUS ROG STRIX G17). По аналогии, здесь нет доступного варианта, такого как POCO X4 GT в мире смартфонов.
Заключение
Буквально неделю назад китайская компания BOE Technology Group Co., Ltd. представила общественности первый дисплей для ноутбука, который может стабильно работать на частоте 600 Гц (на фото ниже)
Для меня это является неразрешимой загадкой, как он вообще может работать? Как вы, наверное, знаете, шлейфы от материнской платы ноутбука, соединяющие ее со встроенным дисплеем, повторяют собой всем известные интерфейсы. Такие как HDMI, D-Sub и другие. Они выглядят по-другому, но это все те же привычные нам кабели. Самым быстрым вариантом подключения монитора к видеокарте является DisplayPort версий 2.0 и 2.1 (77,37 Гбит/с), который, в теории, мог бы обеспечить передачу изображения на FHD-экран с указанной выше частотой обновления. И вот вопрос – какая видеокарта из существующих поддерживает DisplayPort версии 2.0 или 2.1? Не ищите, ответ звучит удручающе – никакая. Даже недавно анонсированные флагманы от Nvidia серий RTX 4xxx «застряли» на поддержке DisplayPort 1,4. Вариантов разгадки всего два: либо компания BOE разработала свой собственный чип вывода изображения (в теории это возможно), либо она разработала новый и пока не сертифицированный метод сжатия потока изображения.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Пока в мире больших диагоналей (мониторы и телевизоры) идет освоение изображения в разрешении 8К, в носимой электронике происходит не менее конкурентный бой за герцы. Друзья, напишите, сможете ли вы отличить изображение на экране смартфона, обновляющееся с частотой 120 Гц, от 144 Гц? Или это художественный вымысел, подобный птичьему молоку или натуральному дерматину?
>Однако сегмент КПК (смартфон без телефонной части) выжил и почти полностью повторил путь Grid Compass, начиная от 320х240 и заканчивая разрешением 640х480 пикселей
какие еще 320х240? Пока Windows Mobile еще не была даже Pocket PC, уже были пальмы, где экран был 160х160 (потом его учетверили, до 320х320, а потом, задолго до iPhone, вышел Tungsten T3 с 320х480)
>Но разве так видят мир обычные люди? Конечно, нет. И так ли видна будет разница, если ускорить изображение в 9 раз?
смотреть не в замедленном режиме разницу между 60 и 144 Гц на экране 60 Гц? План надежный, как швейцарские часы 🙂
Про себя:
-телек: есть всякие уплавнялки, отключаю их. Более того, Kodi настроен так, чтобы передавать реальное количество кадров (т.е. 24 или 30). Изображение с уплавнялками не понимаю, вместо кино выглядит как ТВ-спектакль
-смартфон. OLED 120 Hz, высокая частота включена, но разницы с 60 Гц не замечаю. Возможно, дело в том, что я не так часто прокручиваю списки (зачем бы мне это делать?). Оставил просто чтобы было, уплОчено же)
Байден Президент, Вожу сейчас мышкой между 60 и 144… ну да, но не прямо уж УУУААААУУУУ 🙂 30vs144+ еще может быть 🙂
Mike_Zlozborn, Ну главное что видишь разницу, в чем это уже дело десятое 🙂
На вопрос про разницу, всегда возникает встречный вопрос, а что такое "вижу"?
Между 100 и 200ppi на смартфонах вижу разницу при обычном использовании и меньшее значение меня раздражает.
Между 200 и 300ppi вижу разницу при обычном использовании и пофиг на нее. Нижним значением достигнут предел разумной достаточности. Возврат с большего на меньшее после длительного использования, даже если вызовет некоторые эмоции, то весьма слабые и краткосрочные.
Между 300 и 400ppi вижу разницу если начну ее целенаправленно искать. При обычном использовании ее нет.
Аналогично с частотой. Вижу разницу между 60 и 90, но не вижу причин за ней гнаться. Между 120 и 90 разницу могу найти, если буду специально искать.
До сих пор считаю самым годным продуктом от Эппл iPad Pro 10.5’, 2017 года выпуска, на минуточку.
Как сейчас помню, в супермаркете электроники лежал типа новый айпад, я поводил пальцем по экрану и типа — вау, что за мега плавность такая, 120Гц, в то еще время 😉
Купил его конечно потом, штуки 3-4 в разное время, до сих пор вполне себе и играется и листается 😉
А в смартфонах повышенная герцовка, ну бывает типа. Экран то маленький, тут особо не поймешь.
Поэтому наверное все зависит от размера дисплея и после 90 и тем более 120Гц наверное уже не велика разница.
"либо компания BOE разработала свой собственный чип вывода изображения"
либо BOE использует "рекламные герцы" т.е. интерполяцию на стороне дисплея, что наиболее вероятно. Шина широкая — дорого, а так, все-равно никто ничего не поймет.
У маркетолухов же как — пиковая динамика мощность вместо реальной, лошади измеряемые с двигателя а не с колес и т.д.
Герцовка 140 и более — это хорошо при скроллинге, а он всегда есть и это заметно.
Lecron, Это все физиологией определяется, и немножко психологией 😉
Поручикъ Ржевскій, 60-90 Гц заметно, да, но имеет смысл практически только в меню.
А в играх на маленьком экране почти не заметно, в видео через ютуб — вообще практически нет смысла.
Егор Кривошеин, Нет, меню плавное, броузер тоже, тот же хром..
Начинаешь игру запускать — все от нее зависит.
Плавность в вайбере/телеграмме — но зачем?
Видео — она может и не достигать такой герцовки.
Короче, 90Гц хватит всем 😉
Qtek S100 кстати был классным аппаратом в свое время.
Алюминиевый корпус, алюминиевая съемная крышка со съемным аккумулятором..
На крестовину можно было много действий повесить. Плюс стилус.
Много квестов через ScummVM игралось.
Помню, ехал на юга с таким коммуникатором, взял 5-6 аккумов — и вполне хватило.
Lecron, Все никак не привыкну к этой бестолковой системе комментариев)
Отлично вижу разницу между 60 и 90 Гц, еще более отчетливо — между 60 и 165 Гц в ноутбуке. Курсор откровенно "шлейфит", анимации становятся дерганными. Сколько не заливай интерфейс motionblur'ом, таким же плавным, как на скоростных матрицах, он не будет. А вот в каких-нибудь играх выше 100 Гц уже перестаю замечать. До 100-ки вижу разницу, выше — уже нет.
Warak, Ну понятно, что все на уровне ощущений 😉
А что доказали то? Что после 90/120Гц разницы как таковой нет в изображении?
duott, реально не все обращают внимание. Достаточно рядом два экрана поставить — и сразу видно.
Max_Ivashenko, попробуйте окна подвигать и поскролить текст. А ещё зайдите на testufo .com
SLA, он настолько тормозит или не обращаете внимания? Лучше всего видно на скролле
iAndroid, В том числе 🙂 Разницу, какой процент людей примерный ее может увидеть, кому высокий фреймрейт и соответственно частота нужна и так далее.
Мне особенно гифки нравится когда берут старую которая была 30 60 120 и меняют цифры на 120 160 200 допустим 🙂 В итоге так можно до бесконечности делать.
Есть у меня подозрение что все, уперлись в лимиты. 4к то не всем нужны мониторы т.е. смысла выше идти не много, частота тоже выше 120\144 смысл имеет мягко говоря не высокий и не для всех, но все равно пытаются продвигать 144+ как геймерские решения.
В итоге пока microLED наконец то не придет ничего нового мы не увидим, а продавать то мониторы каждый год нужно 🙂
Warak, Не, я пока ПК увлекался, занимался этим всем без фанатизма, брал просто обычный монитор, в основном работал и если играл — то тоже на этом мониторе 😉
Gray, между 60 и 100 пропасть. Между 100 и 144 довольно небольшая разница, всё, что выше — не вижу.
iAndroid, Ну так часто этого и достаточно, особенно учитывая что последние хз уже сколько лет любой ЛСД монитор это не менее 60Гц т.е. при нормальном блоке и оптимизации у тебя так или иначе будет плавная картинка 🙂 Тут как с мобилами на самом деле… совсем бюджет конечно брать не стоит, но флагманы нужны единицам к тому же флагманский монитор все таки нужно будет подкрепить флагманским блоком 🙂
А еще зависит от того во что играешь… в игре типа Цивилизации или одной из стратегий от Парадокса какие к черту 120Гц\кадров и выше 🙂
Давно являюсь поклонником высоких частот обновления, свой путь начал с самсунг C34F791WQI. Разница между 100 и 60 видна везде, кроме игр (много где разрешение 3440х1440 не под силу даже 3080, если играть на максималках). Потом был MacBook Pro 14 со своими 120Гц, что также сразу видно. Недавно приобрёл божественный MiniLED от самсунга S32BG852NI с бомбическими 4к@240Гц, которые невозможно прогнать ни по DP1.4, ни по HDMI2.1, и для того, чтобы можно было это увидеть, используется сжатие сигнала. Щитаю, если вы не киберкотлеты, то 144Гц за глаза, тем более, что в приличных 2к+ разрешениях на этой частоте смогут рисовать кадры только очень серьёзные видюхи. Например, 3080 много где не тянет 4к@60FPS даже с DLSS Balanced…
SLA, таких технологий немного, и в телефонах они не применяются. Например, LFC — "антислайдшоу": система дорисовывает кадры, которых недостаёт. В телефонах могут использовать повышенную частоту опроса тачскрина — сам интерфейс тормозить меньше не будет, но зато будет отзываться на касания побыстрее. Скорее всего, просто не обращаете внимания на тормоза
SPbugene, Боже,да перестань) юзал и 13,и 14. После добротного андроида,да и бюджетного,что уж там. Эта «плавность» видится,как медлительность. Они просто замедлили анимацию,но сделали еë качественно.
Заседание Секты Свидетелей Генриха Рудольфа Герца объявляю открытым! Видящий да прославится, невидящий будет предан анафеме!
Да заигрались конечно инженерики! Кому нафиг сдались эти 600 герц! Мне даже 120 нафиг не нужны в смарте….
Артём Новиков, Заигрались маркетолухи. Инженеры (кмк, уничижительного обращения не заслуживают) делают для тех кому надо, а вот маркетолухи промывают мозг, пытаясь убедить, что вы относитесь к этой группе "тех кому надо".
Герцовка имела огромное значение на ЭЛТ мониторах. Сегодня — может быть, геймеры улавливают, обновилась ли картинка, в стандартных сценариях все это чистый маркетинг.
Разницу между экранами смартфона в 120 и 60 Гц вижу. Разницу между OLED-экранами ноутбука 90 и 60 Гц тоже вижу.
Артём Новиков, Одна старушка рубль, а десять старушек уже червончик. 🙂 Для икорки с маслицем им не нужен геноцид пенсионеров :)) Поэтому живите неубежденным :)))
😤