‒ Молодой человек!
Изобретать нужно в детстве,
тогда за оставшуюся жизнь вы успеете пробить свою идею.
Журнал «Крокодил», текст в карикатуре про БРИЗ
***
Не так давно на полях ПМЭФ были озвучены мысли о значимости интеллектуальной собственности для развития страны. А как дело обстояло в дни минувшие? Можем ли мы почерпнуть полезное из опыта прошлого? Нужны ли современной России самостоятельные Кулибины, когда есть Сколтех?
Всем привет!
Эту статью лучше написал бы дорогой коллега Михаил Волков, но именно сейчас он изобретает что-то полезное.
Снимая груз исторических экскурсов с плеч настоящего зубра патентного дела, я все же уверен, что Михаилу найдется что добавить по существу вопроса. Вступая под своды чужого монастыря, постараюсь не нарушить строгий устав.
Введение
Как водится, изобретения – сущность хрупкая и непостоянная.
Развивающаяся, когда в законах некоторого общества появляются понятия и положения, описывающие и оберегающие интеллектуальную собственность изобретателя. Вместе с тем было бы неплохо изобретателя еще и финансово подогреть, дать возможность творить, не задумываясь о куске хлеба.
Однако достаточно изобретению почувствовать себя ненужным, «самоделкины» перемещаются из государственного поля зрения в скромные мастерские и гаражи, а коэффициент изобретательской активности (КИА) снижается.

Примерно обратное произошло 17 июля 1812 года, когда Александр I подписал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» ‒ первый закон, регулирующий изобретательскую деятельность. Первую же привилегию сроком на десять лет получил инженер-механик Пуадебард, который изобрел «Машину для удобнейшего взвода судов с большим грузом против течения реки» ‒ в этот момент бурлаки вздохнули с облегчением.
Манифест устанавливал единую форму привилегий в виде соответствующего документарного оформления, закреплял права обладателя и определял условия получения и прекращения привилегий.
В 1833 году уже Николай I утвердил «Положения о привилегиях», что позволяло выдавать привилегии еще и на усовершенствования имеющихся изобретений. Наконец, Указ Александра II «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» от 1870 года давал право на получение патента ‒ исключительного владения не идеей, а непосредственно техническим решением, в котором воплощена эта идея. Привилегия перестала быть высочайшей милостью и стала реальным инструментом взаимодействия изобретателя и государства.
За период с 1814 по 1917 год было выдано 36 078 привилегий.

Высочайшее достижение нейтронной мегалоплазмы
Советское понимание всеобщего образования, амбициозные «большие стройки» и новаторский подход к рационализаторству принесли невиданные доселе результаты.
30 июня 1919 года Владимиром Лениным подписан декрет «Положение об изобретениях», который позволял всякому полезному изобретателю легализоваться без пошлин и сборов, а признанное изобретение немедленно становилось народным достоянием. Если изобретатель не желал обобществления своего детища, применялся принцип принудительного обобществления, но за особое вознаграждение.
С 30-х годов возникло Бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), структура, которая существовала почти на каждом крупном предприятии, НИИ или КБ.
Действовала система премирования авторов идей, а если разработка внедрялась на производство, изобретатель мог рассчитывать на 15% скощенных им издержек. Сто лет назад на вырученные деньги можно было приобрести машину или даже квартиру. Несколько позже было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), которое стало координирующим органом для БРИЗ.
Первую половину существования СССР быть изобретателем было престижно и почетно, активно издавалась соответствующая периодика, ежегодно регистрировались десятки тысяч рацпредложений и тысячи изобретений, а эксперты Госпатента щедро выдавали патенты, действующие на всей территории СССР.
Кстати, на зарубежный капитализм успешно воздействовал Союзпатент, который регистрировал советские изобретения и продавал на них лицензии. Например, в конце 70-х совокупный ежегодный доход составлял около 450 миллионов долларов, а экспорт производственных компетенций и лицензий приносил уже порядка 45 миллиардов долларов.

‒ Вы давно ждете, товарищи?
‒ Сие, сударь, вы и сами узреть можете.
Со временем, как и многие всесоюзные надстройки, БРИЗ неизбежно бюрократизировался, оброс бумагами, комиссиями и начальниками. При этом заявок и изобретателей меньше не становилось, и организация начала медленно погрязать в выстроенных вертикалях. В целом, производство уже было налажено, пришло время откладывать в долгий ящик.
Плановая система, творившая чудеса в одних случаях, оказалась не очень эффективна в изъятии идей из мозгов. Начались отписки, создание так называемых «Потемкинских деревень», фальсификации отчетов.
Уже в 50-е система поощрений забуксовала, и за внедрение «рацухи» стали полагаться не проценты от реализации идеи, а фиксированные премии.
Пламенные коммунисты, обзаведясь удобными директорскими креслами, стали придерживаться принципа «как бы чего не вышло» и превратились в подобия «премудрых пискарей», одновременно с этим активно подтягивающих на теплые места родственников и друзей.
Некоторые забытые изобретения позже возникали за подписью других авторов, которые невозбранно пользовались неуклюжестью системы и становились настоящими патентными пиратами.
Народное восприятие БРИЗ отчасти отражено в многочисленных карикатурах в «Крокодиле». Не менее интересными представляются в этом свете кинокартины «Премия» или «Мы, нижеподписавшиеся».
Кстати, последний фильм горячо рекомендую к просмотру ‒ очень содержательное и актуальное кино.

‒ Это он изобрел, чтобы не будили во время уборки.
2) Художник М. Битный. Журнал «Крокодил», 1979, №31
‒Проходите, пожалуйста, у нас самообслуживание.
Тем не менее, БРИЗ существеннейшим образом повлиял на становление отечественной школы изобретателей, которая объединила идеей миллионы энтузиастов, а наличие на каждом предприятии его филиала позволило многим производственным энтузиастам внести существенный вклад в развитие дома народов.
За один только 1973 год в комитет Госкомизобретений было подано около 163 тысяч заявок на изобретения.
Синекдоха отвечания
В 1991 году вместе с распадом СССР БРИЗ прекратил свою работу почти повсеместно.
Количество патентных заявок и КИА резко сократились. КИА – это число патентных заявок, приходящихся на 10 тысяч человек населения.
Вообще, КИА прекрасно отслеживается по кризисам и потрясениям в государстве и обществе.

Наглядно видно, что в «святые» 90-е изобретателям хватало хлопот. Статистика коммерциализации изобретений крайне удручающая ‒ примерно одна из ста авторских разработок доходит до практического результата.
На сегодняшний день вопросами приема заявок занимается Роспатент, но заявку можно подать и через «Госуслуги».

На сайте Роспатента нас встречает суровая табличка, которая намекает, что лучше свои изобретения показывать на популярных видеохостингах. Интересно, кто придумывает государственным сайтам подобную айдентику?

Для соответствующего прохождения экспертизы необходимо заплатить пошлину в размере 4 000₽, если формула изобретения имеет более 10 пунктов, и еще 1 000₽ за каждый пункт.
Отмечу, что пошлины образца 1812 года были куда более суровыми ‒ 300, 500 и 1500 рублей за 3, 5 и 10 лет привилегий соответственно. Для примера, годовое жалование русского солдата составляло 25-30 рублей, а полковник получал 85 рублей в месяц.
Не вижу ничего зазорного в некотором пороге входа, поскольку в советское время подобные экспертизы тоже оплачивались, только не силами самих изобретателей, а «из налогов».
Мне за эту разработку такую премию дадут…
Что же мы делаем для улучшения патентного климата в стране?
Согласно постановлению правительства №1848 от 16.11.2020 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы», изобретатель или рационализатор на производстве имеет право на единовременную выплату в размере 30% от зарплаты. Если же его изобретение интегрируется на предприятии, то автор получит три оклада, при продаже лицензии ‒ 10% от экономической выгоды, а при продаже патента — 15% оплаты.
Свою деятельность продолжает и ВОИР, насчитывая 77 региональных отделений и сотню тысяч членов. Организация оказывает бесплатные консультационные услуги для оформления заявок, имеет краундфандинговую платформу, выпускает дидактическую литературу и проводит фестивали.
По цифрам видно, что до прошлого величия ВОИР нам еще пилить и пилить, а в новостных сводках ее и днем с огнем не увидишь. Предполагаю, что на одних фестивалях поддержка изобретателей далеко не уедет, но как отправная точка ‒ пойдет.
И все же руководство страны старается уделять внимание этому вопросу. В 2017 году были созданы Центры компетенции НТИ, которые по конкурсному отбору стали подразделениями ведущих вузов и научных организаций страны. Они обеспечивают связь между разработчиком и заказчиком и выступают фронтиром в области сквозных технологий ‒ перспективных разработок, применяющихся в разных областях экономики.
Таблицы КИА по федеральным округам демонстрируют влияние на коэффициент наличием в регионе Особой экономической зоны, но, как правило, эти погрешности относятся к интересу в области НИОКР крупного бизнеса и создания для собственных нужд «патентного зонтика». Влияют на КИА и отдельные инициативы региональных властей, которые, к сожалению, не носят постоянного характера. Боюсь, и тут попахивает красивыми отчетиками.
Вместе с тем для Кулибиных-одиночек предусмотрены существенные льготы на пошлины. В некоторых случаях, например, ветераны боевых действий освобождаются от пошлины полностью.
Отрадно и то, что многие современные ученые и изобретатели имеют возможность демонстрировать свои изобретения и воспламенять интерес у будущих рационализаторов посредством замедленного ветхими серверами видеохостинга и развивающихся опережающими темпами отечественных видеоплатформ.
Уверен, что деятельность популяризаторов науки куда как эффективнее, нежели проведение некоторых фестивалей. Но одно другому, конечно, не мешает.
Президент сказал, что патент на изобретение должен быть активом, с которым вы можете прийти в банк и получить деньги на развитие бизнеса.
Несомненно, что Центры компетенций и активно создаваемые кампусы благотворно повлияют на эту инициативу, но, судя по направлению интереса государства, одинокий изобретатель без фанбазы в поле не воин.
Кстати, Роспатент дает вполне читабельно сверстанную инфографику по прошлым годам, и хочется с осторожным оптимизмом отметить: «Мы неспешно вступаем в патентную юность страны».
Между прочим, в честь декрета об изобретениях каждая последняя суббота июня считается Днем изобретателя и рационализатора.
С наступившим праздником вас, дорогие изобретатели!