Напрасные инвестиции? ИИ-революция в экономике отменяется

Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то, как воспринимают рынок компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадают со взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.

По материалам Bloomberg

Нобелевская премия по экономике в этом году досталась коллективу из трех ученых, которые представили весьма противоречивый труд «Почему нации терпят неудачу», в котором обосновывается связь между политическим режимом в стране и ее экономическим благосостоянием. Через исследование истории становления различных государств из колониального прошлого Дарон Аджемоглу и Саймон Джонсон из Массачусетского технологического, а также Джеймс Робинсон из Чикагского университета пришли к выводу о том, что свободные, демократические и правовые государства формируют инклюзивные институты, которые способствуют росту экономики и благосостояния граждан. Несвободные государства создают экстрактивные институты, которые на долгой дистанции не позволяют расти экономике и в принципе разорительны для большинства граждан таких стран. В общем, краткий вывод из исследования: демократия — хорошо для экономики, тоталитаризм — плохо. Закономерный вопрос как быть с примерами демократических, но бедных государств и несвободных (а к таковым исследователи относят КНР), но экономически успешных, коллектив нобелевских лауреатов не то чтобы игнорирует, а заявляет, что выявленная закономерность не является универсальной и местные условия и особенности некоторых стран могут вести к отклонениям в любую сторону. В общем, исключение подтверждает правило.

Но это присказка для тех, кто не следил за новостями, требующееся пояснение о том, кто такой Дарон Аджемоглу (кроме того, что в числе авторов исследования его имя заслуженно стоит на первом месте) и почему его мнение о возможностях искусственного интеллекта стоит воспринимать достаточно серьезно. Как безусловно его будут воспринимать многие и многие инвесторы, руководители компаний и другие «капитаны бизнеса». При этом не стоит игнорировать и тот факт, что Аджемоглу является теоретиком, а также одним из наиболее цитируемых экономических исследователей последних десятилетий. Так что о том, что такое хайп он знает и зачастую высказывает резкие и безапелляционные суждения по многим вопросам экономического роста и технологического развития вполне сознательно. Приняв во внимание эти важные факторы предлагаем оценить материал издательства Bloomberg по мотивам интервью с г-ном Аджемоглу, которое он дал незадолго до награждения Нобелевской премией.

Дарон Аджемоглу хочет сразу дать понять, что он ничего не имеет против искусственного интеллекта. Он понимает его потенциал. «Я не пессимист в области искусственного интеллекта», — заявляет он в самом начале интервью.

Что заставляет Аджемоглу, известного профессора Массачусетского технологического института и нобелевского лауреата, выступать в роли предсказателя, зацикленного на растущих экономических и финансовых опасностях в будущем, так это неослабевающий хайп вокруг технологии и то, как он подпитывает инвестиционный бум и бурный рост акций технологических компаний.

Каким бы многообещающим ни был ИИ, маловероятно, что он оправдает эту шумиху, говорит Аджемоглу. По его подсчетам, лишь небольшой процент всех рабочих мест — всего 5% — готов к тому, чтобы быть отданным искусственному интеллекту или, по крайней мере, в значительной степени использовать ИИ в течение следующего десятилетия. Да, это хорошие новости для работников, но очень плохие для компаний, вкладывающих миллиарды в технологии в ожидании того, что они приведут к росту производительности.

«Много денег будет потрачено зря, — говорит Аджемоглу. — Эти 5% не сотворят экономической революции».

Аджемоглу стал одним из самых громких голосов, предупреждающих, что лихорадка искусственного интеллекта на Уолл-стрит и в топ-менеджменте по всей Америке зашла слишком далеко. Будучи профессором, а это высшее звание среди преподавателей Массачусетского технологического института, Аджемоглу впервые сделал себе имя за пределами академических кругов десять лет назад, когда стал соавтором книги «Почему нации терпят неудачу», бестселлера по версии New York Times (и пренесшей своим авторам Нобелевскую премию по экономике в 2024 году, прим. ред.). Искусственный интеллект и появление новых технологий в более широком смысле на протяжении многих лет занимали важное место в его работах по экономике.

Быки [с Уолл-Стрит] утверждают, что ИИ позволит предприятиям автоматизировать большую часть рабочих задач и откроет новую эру медицинских и научных прорывов по мере дальнейшего совершенствования технологий. Дженсен Хуанг, генеральный директор Nvidia, компании, само название которой стало синонимом бума искусственного интеллекта, прогнозирует, что растущий спрос на эту технологию со стороны более широкого круга компаний и правительств потребует затрат в размере 1 триллиона долларов на модернизацию оборудования центров обработки данных в ближайшие годы.

Начал расти скептицизм в отношении такого рода заявлений — отчасти потому, что рост затрат на инвестиции в ИИ гораздо быстрее роста доходов таких компаний, как Microsoft и Amazon, — но большинство инвесторов по-прежнему готовы изрядно переплачивать за акциина волне роста интереса к ИИ.

Аджемоглу предполагает три варианта развития истории с ИИ в ближайшие годы.

Что наиболее вероятно? Профессор полагает, что некая комбинация второго и третьего сценариев. По его словам, внутри высшего руководства слишком много опасений пропустить бум искусственного интеллекта, чтобы предположить, что маховик хайпа в ближайшее время замедлится, говорит он, и «когда хайп усилится, падение вряд ли будет мягким».

Данные второго квартала иллюстрируют масштабы безумных расходов. Только четыре компании — Microsoft, Alphabet, Amazon и Meta Platforms* — потратили более 50 миллиардов долларов вложив их в капитальные расходы за квартал, большая часть которых пошла на развитие искусственного интеллекта.

По словам Аджемоглу, современные большие языковые модели, такие как ChatGPT от OpenAI, впечатляют во многих отношениях. Так почему же они не могут заменить людей или хотя бы оказать им существенную помощь на многих должностях? Он указывает на проблемы с надежностью и недостаток человеческой мудрости и здравомыслия, из-за чего люди вряд ли в ближайшее время передадут на аутсорсинг ИИ много рабочих мест «белых воротничков». По его словам, ИИ также не сможет автоматизировать физическую работу, такую как строительство или уборка.

«Вам нужна очень надежная информация или способность этих моделей правильно совершать определенную последовательность действий, чем раньше занимались работники, — говорит он. — Они могут делать это в некоторых местах при некотором надзоре со стороны человека — например, при написании кода, — но в большинстве мест не могут».

«Такова грубая реальность ситуации, в которой мы сейчас находимся».

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх