Привет.
Больше десяти лет назад придумал термин “синдром японского туриста”, когда все чаще стал встречать в поездках людей, которые смотрели на мир сквозь объектив камеры, не отвлекаясь на реальность. Тогда меня удивляло, насколько быстро по планете шагает такое восприятие реальности, люди смотрели на салют исключительно через маленькие экраны своих телефонов, пытались запечатлеть момент на довольно скудные камеры того времени. Смешно, что мне вернули мои же размышления как общеизвестный факт, в комментариях прозвучало: “Напомню, что термину «японская болезнь» уже очень много лет. Кто не знает — когда фотоаппараты (ещё плёночные мыльницы, большинство о таких даже и не слышало 🙂 ) стали доступны, японские туристы так много фотографировали, что не выносили из своих поездок никаких живых впечатлений — одни фотографии”. Совершенно не претендую на то, что именно мне принадлежат лавры первого человека, который подметил это явление, тщеславие точно не мой конек. Но за прошедшие десять лет ситуация сильно изменилась, если не сказать — усугубилась, и это происходит во всех странах мира. Во многом можно винить в этом социальные сети, создающие спрос на контент, который должен быть уникальным и необычным.
Лувр, некий экоактивист, который по факту является обычным вандалом, измазывает «Мону Лизу» тортом, картина за стеклом. Его никто не останавливает, но многие люди снимают происходящее на свои телефоны. Тут можно сказать, что вокруг картины всегда много людей и они наперебой ее фотографируют, протиснуться в первые ряды очень сложно.
Аналогичная картина наблюдается во всех музеях мира, люди обступают известные работы, не рассматривают картину, а щелкают ее на свои телефоны как бешеные. Каждый раз в Нью-Йорке захожу в MoMA, люблю смотреть на людей вокруг картины Ван Гога. Мне интереснее рассматривать людей и печального охранника, который пытается сдерживать толпу, чтобы она не напирала. С каждым годом толпа растет, как и количество вариантов того, как снимают эту картину, креатив тут брызжет во все стороны.
В музеях все чаще можно видеть необычные ракурсы съемки, девочка садится на шпагат на фоне известной картины, кто-то поднимает ногу и показывает отличную растяжку, а некоторые создают причудливые фигуры на фоне произведений искусства. Гоняют таких любителей фотографий нещадно, но они находят возможность запечатлеть себя рядом с известными работами.
Культурный код современного человека изменился, во многом за счет социальных сетей. Жизнь — это всегда выбор того, что вы делаете — становитесь участником событий или наблюдателем. Еще относительно недавно у нас были ограниченные возможности, вы могли вмешаться в ситуацию либо стать зевакой, который наблюдает за происходящим. Слово «зевака» отлично описывает саму суть явления, то есть это человек, засматривающийся на что-то, но не принимающий в этом участия. Ротозей. Другим синонимом является «бездельник». То есть пассивный наблюдатель, который не принимает никакого участия в событии. Развитие медиа повысило роль зевак, отныне они становятся свидетелями или очевидцами событий. И бессмысленность такого наблюдения нивелируется, более того, все современные медиа выстроены вокруг данных очевидцев, тех, кто свидетельствует о происходящем. Откройте любую газету или сайт, и вы увидите, что они наполнены заметками, где цитируют свидетелей, придают увиденному дополнительную ценность и значение.
То, что ротозеи превратились в ценных свидетелей, даже создало своего рода изъян в рассуждениях, когда личное свидетельство делает информацию более ценной: “Я видел это своими глазами!”. Но что именно увидел человек, как это можно трактовать, мало кто задумывается. Ровно та же история с фоторепортажами, снимок не может врать! Сколько копий вокруг этого сломано, и только сейчас многие стали осознавать, что фотография не может быть однозначным свидетельством, она тоже может иметь свой угол зрения. Почитайте “О фотографии” Сьюзен Сонтаг, многие вопросы там были затронуты, хорошо будет дополнить свой кругозор чтением книги Роберта Капы “Скрытая перспектива”.
Социальная тенденция усиливается, каждый человек становится регистратором происходящего вокруг, вольно или невольно участвует в процессе. В Москве городские власти даже проводят мастер-классы о том, как лучше фотографировать, приглашают на них всех желающих. Веяние времени.
Фотография или видео стали частью нашей жизни, так как в кармане у каждого человека телефон, который умеет это делать. И вот тут мы подходим к тому, что многие воспринимают свою роль в происходящем как исключительную роль свидетелей, но не участников событий. Вагон московского метро, возникает конфликт между двумя мужчинами, вокруг стоят разные люди. Пространство быстро очищается, они могут выяснять отношения тет-а-тет, на съемке, которую вела какая-то женщина издалека, видно, что разнять сцепившихся пытаются только несколько гастарбайтеров. Жители столицы достают телефоны и начинают снимать происходящее, они не вмешиваются. Так происходит не всегда и не везде, но такой стиль поведения становится преимущественным — люди видят себя как свидетелей, но не участников происходящих событий. Отстранение от реальности приобретает угрожающие черты.
Недавняя стрельба в школе Техаса, полиция оцепляет место и не пускает зевак, стрелок забаррикадировался внутри. Вокруг стоят люди, в их руках телефоны, и они снимают происходящее без оглядки на то, что с ними может что-то случиться. Ровно такая же картина в разных уголках мира, ситуации могут отличаться, но они всегда однотипны по поведению людей, те рискуют своей жизнью, закрывают глаза на потенциальную опасность или вовсе ее не чувствуют — все ради того, чтобы запечатлеть ситуацию на свой телефон.
Осенью 2021 года Данила Гагарин и его супруга отдыхали в Испании (в Торревьехе), Данила был в отличной форме. Работая фитнес-тренером, он чувствовал себя уверенно, равно как и подруга семьи из Финляндии, она также была в прекрасной форме. Девушка прыгнула в бушующее море — небольшая бухта со скалами, волнение было заметным. Она не могла самостоятельно выбраться, и Данила прыгнул за ней, чтобы спасти. Его жена в этот момент начала снимать происходящее на телефон, на ее глазах подруга и муж утонули. Видео запечатлело каждый момент происходящего, риторическим остается вопрос, можно ли было помочь выбраться на скалу или оставалось только снимать все на телефон. Зачем нужна эта съемка? Не знаю, какой в ней смысл, это просто продолжение социального рефлекса, воспитанного современным обществом. Снимать любой ценой, без оглядки на происходящее.
Таких историй можно привести десятки, люди закрывают глаза на опасность для себя и своих близких, но продолжают снимать происходящее на видео. Меня поразила история, рассказанная врачом скорой помощи, молодая девушка поделилась удивительным. По ее словам, появились люди, которые пытаются снимать все происходящее на телефон, что очень раздражает и не позволяет работать нормально. Люди обижаются на то, что их просят выключить телефоны, не снимать осмотр больного, к которому вызвали скорую. Происходит и такое.
Мы на переломе и сломе социального восприятия возможного и невозможного. Не всегда ситуация именно такая, как описана выше, она напрямую зависит от людей, места и происходящего. Например, как-то вечером в метро на станции «Университет» застал скандал, молодой парень срывался на крик, высказывал своей девушке что-то нелицеприятное. Из происходящего стало понятно, что она изменила ему, они выясняли отношения. Вокруг стояли люди, никто не снимал происходящее, но старались остановить его словами.
Уже почти ушел, когда увидел, что парень стал толкать девочку со всей дури, он явно был не в себе. Оттащили парня, попытались успокоить и в итоге вывели на улицу. Девочка же вела себя так, что назвать ее пострадавшей язык не поворачивается, она вовсю провоцировала парня на то, чтобы он ударил ее. Несмотря на недостойное поведение, мне был симпатичнее этот парень, который сходил с ума из-за происходящего. В той ситуации никто не снимал на телефон, люди выбрали активное участие и пытались разнять стороны. И это тоже наш современный мир, который дает надежду на то, что изменения в социальной ткани обратимы.
Социальные сети привносят новое качество жизни, помните фразу «не сфотографировал еду — значит, не ел»? Тоже характеристика, привнесенная социальными сетями, словно если вы не зафиксировали в своем телефоне происходящее, то его вовсе не было. И многие люди сегодня фиксируют буквально все, что с ними происходит. Разговаривая с одним из инженеров Google, услышал очень интересную ремарку: количество домашнего видео на телефонах людей резко выросло. Это не что-то привнесенное извне, это именно личные видео, которое люди записывают для себя. Не зафиксировал — значит, не было. Интимные, прежде скрытые и табуированные вещи подлежат рутинной фиксации на телефон. И это продолжение ровно той же тенденции.
Каждый из нас выбирает, кем быть — ротозеем (простите, очевидцем событий) или их участником. И это принципиально разные социальные роли. Не всегда и не во всем мы можем быть участниками событий или хотим таковыми стать, но все равно нужно четко понимать, что жизнь формируется из наших поступков. И зачастую лучше отложить телефон и вмешаться в происходящее, чем безучастно снимать. Стоит ли такой выбор перед вами?