Магия звука: как выбрать Hi‑Fi наушники

Выбор качественных проводных наушников – сложный и рискованный процесс, особенно для неопытных аудиофилов. Вокруг столько технологий, маркетинговых обещаний и диссонирующих друг с другом чужих мнений, что легко запутаться.

Эта статья поможет ориентироваться в рынке наушников, отсеивать зерна от плевел и обращать внимание на действительно важные характеристики. Рассказываем, какими бывают наушники, что означают те или иные цифры и параметры и стоит ли вообще брать их в расчет.

Table of Contents

Разбираемся в технологиях

Наиболее распространенный тип наушников – динамические. Они бывают любого форм-фактора: полноразмерные, внутриканальные или вкладыши. Размер драйверов варьируется от 6 до 70 мм, однако все они работают по общему принципу.

Строение динамического драйвера

В центре драйвера размещён магнит, вокруг него намотана катушка, по которой идёт ток от источника (смартфон или плеер). Изменение тока в катушке влияет на создаваемое ей электромагнитное поле.

В результате взаимодействия двух магнитных полей (постоянного от магнита и переменного от катушки) катушка смещается и приводит в движение мембрану, чьи вибрации создают звуковые волны.

Среди внутриканальных наушников встречаются модели, построенные на арматурных драйверах. В них используется миниатюрный якорь, который под действием магнитного поля приводит в движение мембрану.

Строение арматурного драйвера

Данная технология широко применяется в слуховых протезах. Первыми же наушниками на ее базе стали Etymotic ER-4, выпущенные в 1991 году. С тех пор их конструкция практически не изменилась.

Еще один тип наушников – планарные. В них плоская мембрана с токопроводящими дорожками находится между магнитами. В результате вся площадь драйвера оказывается рабочей, что дает лучшую реакцию на поступающий сигнал в сравнении с классическими динамиками. Из минусов – высокие требования к усилению.

Строение планарного дарйвера

Следующим этапом развития стали электростатические наушники. В них сверхтонкая мембрана располагается между двумя электродами. На них подается ток, за счет чего они создают магнитное поле, в котором и колеблется мембрана. К плюсам технологии относят крайне низкий уровень искажений. Из минусов – нужен специальный усилитель.

Электростатические STAX SR-X9000

Выбираем форм-фактор

Наушники разной конструкции рассчитаны на разные сценарии использования. Очевидно, что полноразмерные открытые модели не подходят для улицы и других шумных мест и располагают к домашнему или студийному использованию.

Sennheiser HD 800 S

Вместе с этим они предлагают качественное звучание, ведь открытая конструкция устраняет резонансы внутри корпуса. Также повышается комфорт за счет лучшей вентиляции и отвода излишнего давления в области низких частот.

Есть даже модели, которые можно назвать «головными динамиками». К таким относятся Sony MDR-MA900 и монструозные RAAL SR1a. Преимущества открытого формата в них выражены максимально, недостатки тоже.

RAAL SR1a (ист. Doctorhead.ru)

Однако не стоит думать, что закрытые наушники не могут звучать качественно. Грамотное демпфирование внутри корпуса значительно снижает резонансы и делает звучание чище. К тому же, в закрытых моделях более выраженные низкие частоты – любителям электронных жанров это понравится.

Другим очевидным преимуществом закрытых наушников является шумоизоляция. Поскольку в корпусе нет отверстий, внешние шумы отсекаются. Правда, вентиляция тоже становится хуже. А в совокупности с мощным басом длительное прослушивание таких моделей может утомлять.

Среди закрытых наушников есть как полностью охватывающие ухо модели, так и накладные. Последние предпочтительнее для улицы ввиду меньших габаритов и веса. Среди таких наушников есть по-настоящему культовые модели, например, Beyerdynamic DT 1350, Sennheiser HD 25 и NAD VISO HP50.

Beyerdynamic DT 1350

Впрочем, до лучших полноразмеров они не дотягивают. Многие описывают звук накладных моделей «клаустрофобным», подразумевая нехватку объема. К тому же посадка таких наушников менее удобна – амбушюры давят на ушную раковину, из-за чего может возникнуть усталость.

Лучшим вариантом для улицы остаются внутриканальные наушники. Они предлагают лучшую изоляцию, компактные размеры и высокую чувствительность – их можно слушать даже со смартфона. Качество звука варьируется, в топовых арматурных моделях оно не уступает хорошим полноразмерным.

iBasso IT04

Остается еще один тип наушников, который в последние годы растерял популярность – вкладыши. Сейчас модели в форм-факторе все еще выходят и пользуются спросом среди немногочисленных приверженцев. К их плюсам относят комфорт и открытую подачу. Однако практическое отсутствие шумоизоляции делает их крайне нишевым продуктом. Также вкладыши не отличаются глубоким басом.

Audio Technica ATH-CM2000TI 

Смотрим на характеристики

Среди перечисляемых производителями параметров обычно первым идет частотный диапазон. Многие просто указывают в этой графе слышимый человеком спектр частот (20 – 20000 Гц). Но есть и такие, кто проявляет фантазию.

Наиболее интересные цифры приводит компания Sony. Например, для флагманских наушников MDR-Z1R указан диапазон частот 4 – 120000 Гц. Ни один другой производитель не приблизился к такому показателю. Значит ли это, что Sony значительно опережает конкурентов?

Sony MDR-Z1R

Проблема в том, что проверить заявления компании очень сложно. Современные измерительные стенды с трудом распознают частоты выше 10 КГц, а тут надо расслышать все 120. Человеческое ухо здесь тоже не помощник – в идеале оно слышит до 20 КГц. А с возрастом верхняя граница снижается, и большинства людей старше 30 лет она не превышает 18 КГц.

Так что оставим заверения о частотном диапазоне на совести производителей. А вот с чем мухлевать точно не выйдет, так это с сопротивлением. В наушниках его часто указывают как импеданс – совокупность активного и реактивного (емкости и индуктивности) сопротивления. Выражается импеданс в Омах.

Если упрощать, то импеданс – это сопротивление звуковой катушки драйвера. Чем тоньше проволока в катушке, тем она легче, и тем меньше инерция. Это важно для качественного воспроизведения звука. Однако с уменьшением сечения проволоки растет импеданс. В некоторых наушниках он достигает 250 Ом и даже больше.

Beyerdynamic T1 2nd gen с импедансом 600 Ом

Принято считать, что модели с низким импедансом легче раскачать, то есть, вывести их на рабочую громкость. Однако здесь в дело вступают не только электрические, но и акустические факторы. Именно поэтому у наушников есть еще одна характеристика – чувствительность.

Чувствительность определяет громкость наушников в зависимости от уровня подаваемого звукового сигнала. Единицы измерения – дБ/мВт или дБ/В, то есть отношение звукового давления к милливаттам (мощности входящего сигнала) или к вольтам (подаваемому напряжению).

Как ни странно, самой простой нагрузкой станут наушники с высокой чувствительностью, но также высоким импедансом. Тут дело вступает закон Ома. I=U/R, где I — сила тока, U — напряжение на выходе источника звука, R — сопротивление наушников.

Ламповый усилитель Cayin HA-1A с наушниками Audeze

Чем меньше проходящий через усилитель ток, тем комфортнее ему работать с наушниками и тем ниже уровень искажений. При этом самой сложной нагрузкой станут наушники с низким импедансом и одновременно низкой чувствительностью. Тут придется обеспечить высокое напряжение для достаточной громкости, что приведет к большой силе тока.

Чем больше размер мембраны, тем выше чувствительность, поскольку в движение приводится больший объем воздуха. Также у большего по размерам динамика в теории лучше передача низких частот.

Однако на деле нельзя изменить один параметр динамика так, чтобы не поменялись другие. С увеличением размера мембраны растет ее вес и уменьшается жесткость. Наушники с меньшим размером мембраны необязательно будут звучать хуже или будут менее чувствительными, чем модель с большим размером.

Тут опять в пору вспомнить Sony с их гигантизмом. Флагманские наушники MDR-Z7 и MDR-Z1R оснащены самыми большими динамиками в классе (70 мм). Для сохранения жесткости мембраны компания вынуждена использовать мембрану с алюминиевым напылением, что не способствует снижению веса.

Динамик Sony MDR-Z1R

Вообще металлы широко применяются в динамиках. Это может быть напыление алюминия, магния, титана или бериллия. Есть наушники, в которых мембраны целиком металлические. Например, в Focal Clear Mg используется магний, а в Focal Utopia – бериллий. Однако стоимость подобных решений очень высокая, поэтому чаще используют мембрану из композита.

Еще один распространенный материал – биоцеллюлоза. Она отлично подходит для использования в динамиках благодаря сочетанию легкости и жесткости. Подобные драйверы встречаются в наушниках Fostex, ZMF и многих других производителей.

Биоцеллюлозный драйвер

Помимо материалов еще одним полем для экспериментов стало сочетание нескольких драйверов. При этом они могут быть как одного типа (арматурные), так и нескольких. Многие наушники получили гибридную компоновку, где за бас отвечает динамический драйвер, за середину и высокие частоты несколько арматурных.

Со слов производителей такие изощрения расширяют частотный диапазон. Другая причина – возможность более гибко настроить звучание по сравнению с одним драйвером. Так у инженеров появляется несколько полос, с каждой из которых можно работать отдельно.

Однако все это внутриканальные наушники. Что до полноразмерных – были попытки выпустить модели с несколькими драйверами. Ярким примером такой модели стали Technics EAH-T700, которые получили динамические твиттеры (ВЧ-драйверы) с мембраной из алюминия. Причем ярким в буквальном смысле, поскольку многие ругали их за утомительные высокие частоты.

Technics EAH-T700 (ист. lowbeats.de)

Изучаем измерения

Помимо паспортных характеристик есть также параметры, которые можно измерить. Самый популярный из них – амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Она дает понять, с какой громкостью наушники воспроизводят те или иные частоты.

Измерительные стенды бывают разные, из-за чего результаты измерений тоже варьируются. Самые простые представляют собой микрофон в трубке, более сложные имитируют строение человеческого уха. Наиболее продвинутые стенды от Bruel & Kjaer стоят десятки тысяч долларов.

Из-за обилия стандартов нет смысла сравнивать измерения с разных стендов. Снятая с них АЧХ одних и тех же наушников будет выглядеть совершенно по-разному. Имеет смысл сравнивать измерения, полученные с одного стенда.

Оценить качество звучания по АЧХ довольно сложно – можно лишь получить представление о характере. Например, если средние частоты просажены относительно баса на 10 дБ, можно говорить о выраженной V-образной подаче.

АЧХ Hyla TE5B (ист. crinacle)

Помимо АЧХ есть и другие измеряемые параметры. Помните про импеданс? Во многих наушниках он нелинейный – то есть, меняется в зависимости от частоты.

Еще один измеряемый параметр наушников – фаза. Это временной сдвиг между пиковыми значениями подводимого электрического напряжения и тока. Чем он больше, тем больше реактивная составляющая импеданса.

В динамических и планарных наушниках наушниках импеданс и фаза линейные и не зависят от частоты. А вот в многодрайверных, где помимо драйверов используются кроссоверы на основе конденсаторов, резисторов и катушек, эти параметры могут быть какими угодно.

Сами по себе эта импеданс и фаза на качество звука не влияют, однако все меняется, если у источника высокий выходной импеданс. В таком случае разница в падении напряжения на разных частотах увеличивает неравномерность АЧХ. Впрочем, у современных смартфонов и плееров выходной импеданс не превышает 2 Ом.

Импеданс и фаза Ultimate Ears Triple-Fi 10 (ист. innerfidelity)

Чтобы исключить проблему согласованности наушников и источника, рекомендуется придерживаться «правила одной восьмой»: Выходной импеданс источника должен быть менее 1/8 импеданса наушников. Например, для 32-омных наушников он должен быть не более 32/8 = 4 Ом.

Помимо уже перечисленных у наушников есть еще переходные характеристики. Если упрощать, то они отражают реакцию на поступающий сигнал. Чем быстрее и точнее наушники реагируют, тем лучше у них атаки.

Вид импульсной характеристики Neumann NDH 20 (ист. RAA)

В музыкальной терминологии атака – первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при игре на каком-либо музыкальном инструменте или при пении вокальных партий, нюансы различных способов звукоизвлечения, исполнительских штрихов, артикуляции и фразировки.

Возвращаясь к теме наушников, атака – любое мельчайшее изменение звукового сигнала. Получается, чем лучше атаки, тем выше разрешение наушников. В измерениях для их оценки приводят импульсную характеристику (реакцию на единичный короткий сигнал), а также меандр (отклик наушниками прямоугольного сигнала частотой 30 Гц и 300 Гц).

Чем меньше в импульсной характеристике паразитных затуханий, тем лучше. Что касается меандра, читать его поможет эта шпаргалка:

Вместо итогов

Выбор Hi-Fi наушников – сложный процесс, в котором нельзя полагаться только на измерения, отзывы и профессиональные обзоры. Данная статья лишь дает общие представления о технологиях, характеристиках и измерениях наушников.

Воспринимать ее как практическое руководство не стоит. В конце концов, важны не красивые графики и слова маркетологов, а личные впечатления от звука. У каждого своя субъективная система оценки качества, которая может кардинально отличаться от вашей. Главное правило – слушать и анализировать услышанное самому.

[email protected]
наверх