Всем привет!
Не каждый дайджест может похвастать яркостью заголовков, но космическая работа идет, и идет ежедневно ‒ это не может не радовать. Вашему вниманию предлагается подборка небезынтересных новостей и глас вопиющего в пустыне.
Пристальный взгляд на Луну
Российские разработчики из компании «Геоскан» объявили о старте проекта по созданию самых точных моделей Луны и Марса в 3D-формате.

Программа проекта предполагает запуск компактного спутника-кубсата (наноспутник в виде кубика) с мощными объективами, позволяющими осуществлять съемку Луны с разрешением 0,3 метра на пиксель и Марса с разрешением 2,5 м на пиксель.
Проект весьма амбициозный и соберет под свое крыло как частную и чахлую отечественную космонавтику, так и государственные мощности в лице Института прикладной математики им. М.В. Келдыша.
Примечательно, что к Луне аппарат понесет новейший плазменный двигатель с топливом из ксенона, а разгонять его будут посредством уже привычной космосу гравитационной пращи.

Предполагается, что аппарат достигнет полярной орбиты Луны за два месяца и в течение года соберет около 30 ТБ фотографий, которые будут передаваться на Землю лазером или с помощью возвращаемого контейнера.
Детальных фотографий и карт Луны у нас в достатке, но полноценная 3D-модель значительно повысит точность позиционирования для будущих миссий высадки и станет хорошим стресс-тестом на «коллективизм» для множества узкоотраслевых организаций.
Сроки реализации проекта туманны, но одно сказать можно точно ‒ про Марс рассуждать еще рановато.
Гаганавт или виоманавт
3 апреля 1984 года с космодрома Байконур стартовал «Союз Т-11», который понес в небо будущего Героя Советского Союза Ракеша Шарма.
Проведя на станции «Салют-7» почти 8 суток, индийский космонавт-испытатель успел пообщаться по радио с Индирой Ганди, провести фотосъемку Гималаев на предмет строительства гидроэлектростанции и осуществить несколько экспериментов в условиях микрогравитации.

Спустя чуть меньше года, 10 октября 1985 года, родился Шубханшу Шукла, который в скором времени станет вторым в Индии космонавтом.
Подполковник ВВС Шубханшу Шукла с детства отличался прилежанием в учебе и непримиримостью к врагам Индии, имеет солидный налет и освоил с десяток самых популярных истребителей мира, женат.
В 2020 году по программе «Гаганьян» был выбран одним из четырех индийских космонавтов, проходил подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, 2 августа 2024 года (день ВДВ) был выбран индийской стороной в качестве основного кандидата и в тот же день назначен Axiom Space на пост пилота Crew Dragon. Полет миссии Axiom-4 к МКС намечен на конец мая, но, по моим данным, миссию перенесут на 8 июня.
Индийских космонавтов надо называть гаганавтами (от санскритского слова «небеса»), но название никак не приживается, поэтому индусы придумали себе новое, более звучное — виоманавт (тоже означает «небо» и «пространство»).
Как же разобраться, как называть двух посетителей космических станций из Индии?
У меня есть решение!
В 1984 году товарищ Ракеша Шарма точно был космонавтом. В промежутке между 1984 годом и предполагаемым полетом Шубханшу Шукла пилотируемые индийские виманы (фантастические летающие корабли Древней Индии) не летали, поэтому в данный промежуток времени индийских летчиков можно называть виоманавтами ‒ им будет приятно.

Но с момента включения виоманавта в программу миссии Axiom-4 иначе как астронавтом Шубханшу Шукла называть нельзя.
Шутки шутками, но Индия является космической державой более 40 лет (запуск собственного спутника в 1980 году), а значит, и виоманавты не за горами.
Задача трех тел
14 мая Китай успешно вывел на орбиту первые 12 спутников «Вычислительной группировки трех тел». Полновесная группировка спутников проекта «Звездная вычислительная программа» будет насчитывать 2800 аппаратов.

Название спутниковой группировки не случайно и отсылает нас к бестселлеру «Задача трех тел» китайского писателя Лю Цысиня. Трилогия написана всего 20 лет назад, но в традициях золотого века научной фантастики. Неоднократно экранизированный, роман был очень тепло воспринят как научным сообществом, так и энтузиастами из интересующихся ‒ отсюда и название.
Все аппараты проекта будут иметь на борту мощные вычислительные платформы и систему лазерной связи со скоростью до 100 Гбит/с, а один из уже запущенных спутников оснащен детектором быстрых гамма-всплесков.
Наблюдаемое событие беспрецедентно по своей сути ‒ Китай первым в мире размещает дата-центр в космосе. Заявленная вычислительная мощность проекта составит 5 петаФЛОПС при совокупном объеме памяти до 30 Тбайт.
Некорректное сравнение для иллюстрации: компьютерная система с мощностью 5 петаФЛОПС за одну секунду выполнит то же количество вычислений, что и человек, совершающий одно вычисление в секунду, будет выполнять на протяжении 160 000 000 лет.
Да, это не самые суперкомпьютерные мощности, нынче есть намного мощнее, но это космический дата-центр, а не синтетические тесты на звание самого мощного и быстрого компа.
Что характерно, разработкой космического ЦОД занимается частная компания, однако наличие на спутнике специфического детектора прозрачно намекает на некоторое внимание со стороны НОАК. Потому как детектор быстрых гамма-всплесков ‒ это не про исследование космических излучений, а про регистрацию ядерных испытаний на матушке Земле.
Дата-центр в космосе, позволяющий хранить и обрабатывать сырую информацию, поступающую с тысяч спутников, анализировать и каталогизировать, мгновенно обеспечивать вычислительные мощности для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и даже участвовать в научных экспериментах орбитальных станций, ‒ это однозначно верное и давно назревшее решение.

Вместе с тем Китай планирует модульно расширять свою орбитальную станцию «Тяньгун» и выводить на ее орбиту космический телескоп «Сюньтянь», снабженный собственными двигателями и возможностью стыковки со станцией для обслуживания. В общем, следим с интересом и хотим такого же!
Буря в стакане
Итак, новость прозвучала как набат: «В результате сверхмощной вспышки на Солнце к Земле движется колоссальная магнитная буря!»
Я проверил свою шапочку из фольги на проницаемость и поставил крестик в календарике ‒ эта магнитная буря была, наверное, юбилейной с начала года, то ли пятидесятой, то ли сотой. Но все их объединяло одно ‒ каждая следующая была поистине ужасающей и колоссальной, а ученые всех стран уже сбились со счета баллов по шкале солнечного Рихтера…
Здесь я хочу опустить, откуда, куда и как образуется эта магнитная буря, потому что тогда это будет дайджест имени Солнца. Но рассказать о научном отношении к этому явлению я просто обязан, ибо сил больше нет.

Как и многими гениальными откровениями и изобретениями, гипотезой о влиянии магнитных бурь на здоровье людей человечество обязано России!
Предложил ее в 1936 году приличный человек, энтузиаст и изобретатель Александр Чижевский, который грезил солнечной активностью во всех смыслах этого слова.
В частности, предлагал лечить животных и людей аэроионификацией (отрицательно заряженные частицы атмосферного воздуха) посредством знаменитой «люстры Чижевского». И это было бы даже хорошо, если бы наш соотечественник не пытался ионизировать историю, придумав историческую дисциплину, устанавливающую зависимость важнейших исторических процессов от периодических колебаний солнечной активности, – историометрию.
Работы ученого неоднократно и предметно критиковались, а Чижевский сам признавал, что не обладает знаниями физики. Тем не менее, труды свои не прекращал, и на доброй почве проросли прочные ростки народной молвы, которую нещадно эксплуатируют даже уважаемые издания и СМИ.
Дорогие друзья! Современная наука не имеет ни единого доказательства в виде полноценного клинического исследования, которое бы подтвердило влияние магнитных бурь на здоровье человека!
Магнитные бури – это явления, связанные с так называемой «космической погодой», которые полностью нивелируются атмосферой и магнитосферой Земли.
К счастью, космическая погода оказывает ровно такое же влияние на метеозависимых людей, что и северное сияние, ‒ никакого.
Есть только одно косвенное влияние ‒ космическая погода иногда может влиять на земную. И вот здесь уже метеозависимым людям в соответствии с их зависимостью следует приготовиться.
У прочих же есть только одна возможность слегка приобщиться к магнитным бурям ‒ стать летчиком-испытателем, космонавтом или, например, компасом, находящимся на МКС.