Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то, как воспринимают рынок компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадают со взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.
По материалам Bloomberg
Караваны грузовиков с песком и ярко-красные краны пестрят на линии горизонта быстро растущего промышленного комплекса на севере Вьетнама. Дальше на юге, в Малайзии, тихие деревни и пальмовые плантации уступают место мощным технологическим производствам.
В то время как транснациональные корпорации, правительства и стартапы стремятся ускорить разработки в области ИИ, создают центры производства чипов и бьются за больший доступ к вычислительной мощности, последствия эскалации напряженности между Пекином и Вашингтоном ведут к появлению технологических центров будущего в Юго-Восточной Азии и преобразуют города, которые их окружают.
Более 100 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций прошли через Малайзию и Вьетнам с 2020 по 2023 год, за ними последуют новые десятки миллиардов. Бурный рост приводит к созданию рабочих мест и повышению доходов. Но цены на недвижимость и спрос на электроэнергию растут, и лучшие рабочие места зачастую достаются иностранцам.
«Напряженность между США и Китаем в первый срок Трампа усилила стимул для транснациональных корпораций развивать стратегию “Китай +1”», — говорит Он Киань Мин, бывший заместитель министра торговли и инвестиций Малайзии.
Регион оказался в центре перемен, которые начались во время пандемии Covid-19 и повлияли на производство смартфонов, компьютеров и серверов дата-центров в всем мире. Давление Вашингтона на технологические амбиции Пекина побудило компании исследовать возможности производства в таких регионах, как Мексика и Юго-Восточная Азия, что обогащает те страны, где много рабочей силы, а правительства уступчивы.
«Covid-19 и ситуация в китайском бизнесе ускорили эти шаги, а Трамп накануне своего второго срока дал отстающим понять, что пути назад нет», — говорит Он.
Подобный оптимизм сохраняется, несмотря на гораздо более масштабные угрозы от тарифной политики избранного президента Дональда Трампа, которые осложняют инвестиционную среду за пределами Китая. Избранный президент США пообещал ввести пошлины буквально на все, а его кандидаты на ключевые экономические должности предложили нацелиться на китайские компании, которые открывают представительства в третьих странах, в том числе в Юго-Восточной Азии.
Правительства по всему региону уже предпринимают шаги, чтобы защититься от пошлин Трампа. Вьетнам, один из крупнейших выгодоприобретателей китайского офшоринга, уже пообещал закупить больше самолетов, сжиженного природного газа и других продуктов из США. На этой неделе малазийский чиновник заявил, что предостерег китайские компании от инвестиций, направленных только на то, чтобы избежать американских пошлин.
В то же время государства продолжают делать все возможное, чтобы стимулировать развитие региона, который в целом станет четвертой по величине экономикой мира.
«Малайзия рассматривает это как уникальную возможность вырваться из ловушки среднего дохода и вскоре реализовать свои стремления стать страной с высоким доходом», — заявил агентству Bloomberg Чоу Кон Ёу, главный министр малазийского штата Пенанг.
Всемирный банк назвал Малайзию страной с доходом выше среднего, с наиболее высоким ВВП на душу населения в Юго-Восточной Азии после Сингапура и Брунея, но с большим отставанием от них, доля Малайзии в тестировании, корпусировании и сборке чипов составляет 13% от общемировой. Сейчас она расширяет свои производственные мощности в чипсетостроении.
Импорт оборудования для производства чипсетов в Малайзии резко возрос
По размерам импорта она догоняет Японию
Провинция Бакнинь, которая находится прямо у границы Вьетнама с Китаем и примерно в часе езды от Ханоя, обеспечивает легкий приток людей и удобство торговли. Она быстро превращается в высокотехнологичный промышленный центр — за четыре года к 2023 г. появилось более чем 37 000 новых рабочих мест. Foxconn и GoerTek, ключевые поставщики Apple, Microsoft и Sony, входят в число компаний, которые вложили более 20 миллиардов долларов в этот город за последнее десятилетие, производя критически важные продукты, от AirPods до печатных плат.
GoerTek строит свой комплекс площадью 51 гектар, в котором будут работать 50 000 человек. На местных сайтах полно объявлений о наборе кандидатов на самые разные должности — от низкоквалифицированных сотрудников на неполный рабочий день до старших инженерных руководящих должностей.
Предприятия в Бакнине искали через местную платформу службы занятости в первом квартале этого года кандидатов на 15 500 рабочих мест, что на 50% больше, чем год назад.
Но поиск квалифицированной рабочей силы остается проблемой, и многие прибыльные должности достаются китайским экспатам.
«Нужна новая рабочая сила с новыми навыками, чтобы соответствовать требованиям этих фирм», — говорит Нгуен Дук Као, заместитель главы управления промышленных зон Бакниня.
По словам Као, обязательным условием для инженера-разработчика микросхем является степень бакалавра, но большинство работников в Бакнине — выпускники средней школы с некоторой профессиональной подготовкой.
Вьетнам стремится к достижению показателя 50 000 инженеров-разработчиков микросхем к 2030 году и поощряет людей записываться на программы повышения квалификации. Провинции предоставляют стимулы, такие как лучший доступ к социальному жилью и медицинским услугам, для преподавателей и студентов, задействованных в этих программах.
Правительство также спешит стабилизировать электроснабжение спустя год после того, как отключения привели к потерям для международных компаний в сотни миллионов долларов. Крупномасштабные проекты по размещению солнечных панелей на крышах и программы по производству энергии из воды и отходов находятся в стадии реализации, однако значительная роль по-прежнему отводится угольным электростанциям.
Новые технополисы Юго-Восточной Азии
Точки размещения дата-центров преобразуют местную экономику
Остров Пенанг расположен в Малаккском проливе, одном из самых загруженных судоходных путей в мире и основном судоходном проливе между Индийским и Тихим океаном. Он связывает основные региональные экономики, такие как Индия, Сингапур, Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея.
На долю штата Пенанг со столицей в Джорджтауне, оживленном портовом городе с извилистыми улочками и окрашенными в пастельные тона домами ленточной застройки, которые также служат магазинами, приходится более половины малазийского экспорта микросхем.
С 1970-х годов Малайзия встала на путь технологического прогресса и стала открытой для иностранных инвестиций, привлекая крупных игроков, в том числе калифорнийских производителей чипсетов Intel и Lam Research. Страна создала зону свободной торговли в Пенанге, предоставила налоговые льготы и предложила доступную англоговорящую рабочую силу.
«Главное для Малайзии — благополучие, — говорит Вонг Сью Хай, президент Ассоциации полупроводниковой промышленности Малайзии. — Чтобы его обеспечить, в первую очередь мы сохраняем нейтралитет. Не вступая в союзы, не будучи связаны ограничениями или предубеждениями, мы остаемся открытыми и привлекательными, готовыми к сотрудничеству с любой страной».
Большая часть стран Юго-Восточной Азии пытаются избежать выбора стороны в конфликте между США и Китаем. Регион даже заигрывает с китайскими компаниями, пострадавшими от ограничений США на экспорт чипов, которые делают самые передовые чипы ИИ и память все менее доступными для разработчиков в Китае.
Выход за пределы Китая может позволить компаниям обходить торговые ограничения, связанные с местом происхождения, что еще больше ускорит бифуркации в глобальной цепочке поставок.
«Эскалация Трампа, направленная на то, чтобы принимать во внимание национальную принадлежность компаний, а не их местоположение, может вскоре привести к возникновению мира, в котором будут существовать две цепочки поставок для многих продуктов — одна для США и других рынков, которые вводят дополнительные пошлины для Китая, и другая для остального мира», — говорит Джайант Менон, старший научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии. — Это крайне неэффективный результат, поскольку выгоды от экономии за счет масштаба будут поставлены под угрозу, что приведет к повышению цен для всех», — отмечает Менон.
Пенанг и Кедах — магнит для прямых иностранных инвестиций в Малайзии
В 2023 году регион получил почти половину прямых иностранных инвестиций в Малайзию
Иностранные инвестиции в давно существующий центр производства электроники Пенанг стали расти с 2019 года, почти утроившись по сравнению с 195 миллиардами ринггитов (44 миллиарда долларов) в предыдущем десятилетии.
Intel близка к завершению строительства своего первого зарубежного объекта для усовершенствованной корпусировки 3D-чипов в рамках своего плана расширения стоимостью 7 миллиардов долларов. Кампус Lam Research площадью 7,5 гектаров должен стать крупнейшим по возможностям и емкости производства.
«Наиболее очевидное место, где можно увидеть эту разницу, — Бату Каван», — говорит Ли Лянь Лу, генеральный директор инвестиционного агентства Пенанга. Территории на материке по соседству с островом, где раньше располагались пышные каучуковые плантации, стал домом для американских компаний, занимающихся хранением данных, Western Digital и Micron Technology. Его первый промышленный парк расширяется.
Рынок жилой недвижимости также процветает. Теперь здесь находятся единственный магазин IKEA в северном регионе Малайзии и крупнейший в стране торговый центр.
Раньше в стране производились недорогие компоненты для менее высокотехнологичных чипсетов, а теперь здесь размещаются производители более совершенных чипов, используемых в смартфонах и серверах искусственного интеллекта.
Уровень жизни и заработная плата растут, по крайней мере, на бумаге. Валовый внутренний продукт штата на душу населения с 2018 года вырос на 38%.
Соседний и в основном сельскохозяйственный штат Кедах менее чем в часе езды от густонаселенного острова Пенанг также стал новым домом для производств. Infineon Technologies AG в августе открыла завод стоимостью 7 миллиардов евро для производства там чипсетов управления питанием из карбида кремния.
В Малайзии достаточно электроэнергии по одним из самых низких цен в Юго-Восточной Азии и в три раза ниже, чем расценки на коммерческую электроэнергию в Сингапуре.
В этом причина привлекательности страны — запрос ChatGPT может потребовать в 10 раз больше энергии, чем поиск в Google, согласно данным Международного энергетического агентства. Чтобы справиться с растущим спросом на электроэнергию, некоторые из крупнейших производителей пальмового масла в стране, такие как SD Guthrie и IOI, превращают участки плантаций в крупные солнечные электростанции.
«Жители Пенанга выиграют от создания высококвалифицированных рабочих мест, а также от улучшения инфраструктуры в окрестностях», — говорит Чоу, главный министр Пенанга. — Более того, наши усилия в этой области также создадут мультипликативный эффект в различных секторах, включая логистику, транспорт, обрабатывающую промышленность и услуги».
Приток технологий стимулирует рынок труда
Пенанг и Кедах сообщают о гораздо более низком уровне безработицы, чем в других штатах
Но даже несмотря на то, что стоимость рабочей силы в Юго-Восточной Азии значительно ниже, чем в Китае, поставщики сталкиваются с трудностями. Малайзия пообещала обучить 60 000 инженеров, чтобы заполнить сотни тысяч новых рабочих мест, которые появятся в ближайшие годы. На севере Вьетнама многие из высококвалифицированных рабочих — китайцы.
Китайский инженер Дэнни Хуан впервые услышал о Бакнине в прошлом году, когда менеджер попросил его помочь фирме по производству печатных плат в Дунгуане — центре производства электроники в Китае — построить новый завод во вьетнамской провинции, которая в три раза меньше его родного города.
Его работодатель — один из многих китайских поставщиков, которые переносят производство из-за растущего давления со стороны своих американских клиентов или чтобы не отставать от партнеров по цепочке поставок, которые перемещаются в Юго-Восточную Азию. 27-летний специалист прибыл в Бакнинь и оказался в окружении китайских производителей комплектующих, сборщиков и логистических компаний, за что тот получил прозвище «Маленький Дунгуань». По приблизительным подсчетам, тут проживает около 10 000 экспатов, что составляет наибольшую долю иностранцев в Бакнине.
Центр притяжения иммиграции
Чистая миграция в Бакнине выросла из-за притока иностранного капитала
Xiaohongshu, популярная китайская социальная медиаплатформа, похожая на Instagram*, пестрит объявлениями о работе в Бакнине. От говорящих по-китайски рабочих на производстве до офисных помощников и бухгалтеров, вакансии в основном для китайских компаний.
Двуязычные вывески — на вьетнамском и китайском — изобилуют в центре города, украшая предприятия от автосервисов до массажных салонов. Рестораны и магазины у дома продают китайскую еду, службы доставки рекламируют цены на посылки в Китай, фирмы предлагают консультации по визам для брака и по недвижимости.
Тем временем самый южный штат Малайзии Джохор со столицей, до которой можно дойти пешком из соседнего Сингапура, стал следующим городом, который переживает бум.
Его западные пригороды тихонько питают некоторые из самых сложных в мире моделей искусственного интеллекта. Ряды ярко-зеленых пальм, увешанных малиновыми фруктами, уступили место квадратным бетонным зданиям, где гудят десятки тысяч графических процессоров Nvidia. «Мы создаем основу технологического бума», — говорит Ли Тин Хань, член исполнительного совета, отвечающий за инвестиции в Джохоре.
Его дебют в качестве рынка дата-центров был вызван временным мораторием Сингапура на новые дата-центры на рубеже десятилетия. Этот шаг был направлен на решение проблем с ограничениями в области энергетики. «Теперь Джохор рассматривается как рынок сам по себе, а не как результат влияния Сингапура», — говорит аналитик datacenterHawk Джоэлин Чонг.
Nvidia сотрудничает с местным конгломератом в создании облачного искусственного интеллекта и суперкомпьютера стоимостью 4,3 миллиарда долларов. Microsoft инвестирует 2,2 миллиарда долларов в облачные вычисления и сервисы ИИ.
Несмотря на то, что появилось несколько тысяч новых рабочих мест, чиновники говорят, что грядет более масштабная трансформация. Ожидается, что особая экономическая зона, формируемая совместно с Сингапуром, которая будет почти в два раза больше китайского Шэньчжэня, создаст 100 000 новых рабочих мест.
«Кажется, что на ближайшие лет 50 у нас все хорошо», — говорит Вонг из Ассоциации полупроводниковой промышленности Малайзии. – Но нам не стоит расслабляться».
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.