Книги. «Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу»

Привет.

На книгу наткнулся случайно, в развалах новинок среди художественной литературы. Полистал и тут же купил.

Имя автора ни о чем мне не говорило, я видел его впервые. Но тематика близка, поэтому интересно было почитать, книжка пролетела быстро. Реальный объем в 300 страниц, читается легко благодаря художественным отступлениям о поездках в разные страны. Кристиан Монтаг — психолог, он исследует влияние социальных сетей на поведение людей, то, как мы меняемся в зависимости от внешних факторов в виде смартфонов, социальных сетей и приложений. Звучит интересно, не так ли?

Существуют книги одной идеи, это точно не она, так как в каждой главе щедро рассыпаны мысли, над которыми приятно задуматься, покрутить их в голове. Давайте процитирую один отрывок:

Сюрреалистическую картину нарушает лишь седой дедуля слева от меня, который громко ворчит на свой смартфон, потому что человек на другом конце линии долго не берет трубку. «Опять телефон на беззвучном, что ли?» возмущается он. Распространенное явление: многие считают, что все обязаны быть на связи везде и всегда. Ero ворчание постепенно затихает, а я наконец нахожу место соседнем вагоне. Здесь тоже играют в игры, твитят, отвечают на электронные письма, ставят лайки и говорят по скайпу. Пассажиры сидят бок о бок и совершенно не замечают попутчиков. Неудивительно, что новые исследования показывают, что

из-за включенных смартфонов незнакомые люди реже улыбаются друг другу, а родители уделяют меньше внимания детям во время семейных прогулок. Кроме того, в обществе прочно укоренился принцип Digitalfirst («Цифровой мир — в первую очередь»).

Чем бы мы ни занимались, когда в кармане что-то жужжит, для многих источник жужжания оказывается важнее, чем разговор с друзьями или коллегами, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. На профессиональном жаргоне это называется «фаббинг» (phubbing). По сути, речь идет о том, что мы обижаем друзей

отвлекаясь на телефон во время общения (phone snubbing = телефон + пренебрежение). Окружающие негативно воспринимают такое поведение, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве социальных взаимодействий.

Уверен, что каждый из нас узнает такую картину из обычной жизни, они постоянно происходят на наших глазах. Мы начинаем пялиться в свои телефоны, и это стало современным аналогом зевка, когда разговор заходит в тупик. Или вот такой пассаж про социальное давление:

Установка приложения Whatsapp с активированной функцией подтверждения прочтения сообщения создает социальное давление на некоторых отправителей и получателей и, как следствие, ускоряет обмен сообщениями. На самом деле это выгодно только для группы компаний Meta*, которая таким образом получает больше данных о нас, потому что мы чаще сидим в мессенджере. А многим пользователям это не приносит ничего, кроме стресса. Встает закономерный вопрос: почему приложение не устанавливается без этой функции? То есть здесь мы имеем дело с настройками по умолчанию. Если бы галочки были отключены, то каждый пользователь мог бы решить самостоятельно, нужны ли они ему.

В книге есть описание довольно интересного эксперимента, который провели в Google, там меняли яркость и цветовые настройки дисплея смартфона, оценивали, как это влияет на вовлеченность людей, насколько они привязываются к приложениям. Оказалось, что чем ярче иконки, чем притягательнее контент, тем больше времени люди проводят в приложениях. Очень отрезвляющая история.

Такая же история про рекомендательные сервисы и про то, как они влияют на нас. В книге приводится история самоубийства подростка, девушка искала информацию о суициде. Алгоритмы социальной сети были настроены так, что стали подкидывать больше информации по этой тематике, вовлекать девушку в эту историю. После смерти девушки ее родители посчитали, что большая часть вины лежит на социальной сети, которая провоцировала и давала их дочери информацию, которая подталкивала к необратимому решению. Звучит как сюжет серии «Черного зеркала», но, увы, это реальная история из жизни. А ведь помимо этого есть огромный спектр разных фобий, которые пестуют социальные сети, — недовольство своим телом, зависть к жизни других людей.

И в качестве вишенки на торте — обсуждение того, как живут модераторы в социальных сетях, которые вычищают грязь. Эти люди получают ПТСР (синдром посттравматического стрессового расстройства), примерно как солдаты на войне. И это страшная правда о том, что могут делать с нами социальные сети.

Пересказывать книгу — занятие неблагодарное, да и читают сегодня далеко не все. Но книга интересная, в чем-то неоднозначная, с чистой совестью могу посоветовать ее прочитать. Чтобы не быть потребителем контента, подчас бездумным, а самому формировать свою жизнь и привычки.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх