Не успела еще отгреметь слава победителей турнира The International — команды Team Spirit, как в обществе (и в интернете как его неотъемлемой части) разгорелась горячая дискуссия о пользе или вреде киберспорта. Сторонники этого явления ссылаются на неукротимый прогресс и обвиняют оппонентов в дремучести, цементируя свои аргументы тем фактом, что победителей поздравил сам президент Российской Федерации В.В. Путин. В свою очередь, противники напирают на то, что для детей сидение за компьютером (или смартфоном) крайне вредно, дескать, портятся зрение и осанка (не говоря о психике) и даже в Китае уже вводят ограничения на игровое время. Сразу оговоримся, право судить о пользе или вреде компьютерных игр мы оставим для самих игроков и их родителей, а в этой статье постараемся взглянуть на проблему шире: как развитие киберспорта может повлиять на судьбу государств?
Но сначала немного истории. «О спорт! Ты – мир», — написал когда-то идеолог олимпийского движения Пьер де Кубертен. По одной из трактовок, фраза отсылает к Древней Греции, когда на время Олимпийских игр прекращались войны. Хотелось бы верить, что это происходило потому, что в сердцах людей поселялись любовь и доброта, но на самом деле, по моему скромному мнению, причина довольно проста — все лучшие воины и полководцы были участниками игр, и без них войска были не совсем боеспособны. И действительно, если посмотреть на программу Олимпиады, то обнаружим там либо прямо военные, либо смежные дисциплины: гонки на колесницах, борьба и кулачный бой, бег обычный и гоплитодром (бег с боевым снаряжением), а также метание копья и диска. В других культурах в роли спорта также выступали околовоенные развлечения, например, гладиаторские бои или те же гонки на колесницах.
Таким образом, можно заключить, что «отцом» спорта стало военное дело. В ходе дальнейшей истории война и спорт шли бок о бок. Государству была выгодна популяризация спорта, так как его поклонники (активные, а не диванные) в среднем были лучше подготовлены к военной службе в плане самоорганизации и имели лучшую физическую форму. Спорту была выгодна финансовая поддержка и привлечение в свои ряды огромного числа сторонников. Изменялись условия, отмирали старые виды, появлялись новые. Так, появилось огнестрельное оружие — зародились предпосылки для соревнований по стрельбе; по итогам советско-финской войны 1939–1940 годов второе дыхание получило развитие зимних видов спорта (биатлон намекает, что надо делать зимой на войне). Даже шахматы, над которыми многие посмеиваются, в свое время продвигались не просто так: гроссмейстер — это готовый аналитик штаба или оперативник разведслужбы.
Все было хорошо, развитие шло, спортсмены завоевывали медали, дети приходили в секции. Но незаметно условия этой системы начали меняться. Способствовало этому, как ни странно, развитие электроники и цифровых технологий. Сначала стали появляться роботы и дистанционно управляемое оружие, потом — беспилотные транспортные и летательные аппараты. Эти системы не остались в стороне от высоких военных чинов (а многие прямо разрабатывались по заказу армии), и постепенно технологии поступили на службу в войска. Сейчас цифровизация властвует повсеместно, даже традиционные боевые машины стали оснащаться компьютерами и мониторами, и теперь бойцы сидят не за рычагами, а за пультами управления (как пример можно привести широко разрекламированный танк Т-14 на платформе «Армата»).
Если следовать логике развития вооружений, то становится ясно, что уже сейчас государству недостаточно иметь в рядах вооруженных сил крепких копьеметателей и бегунов. Появляется потребность в «компьютерщиках». И тут можно перейти к ответу на главный вопрос этой статьи: «Киберспорт: вред или польза для государства?»
Учитывая историческую сводку в начале материала, мы можем дать ответ исходя из условий ближайшего будущего. Если в нем произойдет окончательный переход на беспилотники и роботизированные системы, если значение человека как основного инструмента на поле боя будет сведено к минимуму, то развитие и популяризация киберспорта — это долг государства, и ему от этого только польза. Оператор звена беспилотных аппаратов уровня одного из членов Team Spirit будет стоить сотни простых призывников и сможет легко разделаться с превосходящими силами противника.
Бывший игрок World of Tanks за монитором в кабине Т-14 будет чувствовать себя «как рыба в воде», и его эффективность на поле боя будет заметно выше, чем у спортсмена, который в жизни не видел компьютера. Элитный спецназ будет состоять не из высоких сурового вида мужиков, а из вчерашних подростков с быстрой реакцией и способностью отдавать роботам сотню команд в минуту. При стихийных бедствиях дистанционно управляемая пожарная техника сможет заменить команду героев-пожарных. А в один прекрасный день границы стран и судьбы народов могут полностью измениться, потому что армия беспилотников под руководством непобедимых чемпионов компьютерных игр одолеет любое сопротивление и возьмет под свой контроль весь мир…
Примеры можно приводить бесконечно, думаю, здесь все очевидно — в компьютерную эру киберспортсмены международного класса станут элитой и в армии, и в обществе. А традиционному спорту придется уступать место младшему брату и постепенно терять поклонников, аудиторию трансляций и рекламные бюджеты (уступили же гонки на колесницах место «Формуле-1»). При этом вредом от просиживания за монитором все большего числа людей можно будет пренебречь, в конце концов, война и спорт высших достижений никогда не были особенно полезными для здоровья занятиями.
Другое дело, что переход на всеобщую роботизацию может и не состояться. Здесь могут помешать как технологические ограничения, так и законодательные. Может сыграть свое слово мировой дефицит полупроводников и тот факт, что эти самые полупроводники производятся локально в нескольких регионах и в случае начала большой войны стороны могут потерять к ним доступ. К тому же крупные потери цифровой военной техники мгновенно восполнить не получится, и государству придется возвращаться к мобилизации населения. Все это говорит против увлечения молодежи киберспортом и обещает принести огромный вред. Очевидно, что подросток, мечтающий стать киберчемпионом и просиживающий все время за компьютером, рано или поздно получит проблемы со здоровьем, а реальная война (или жизнь) будет разительно отличаться от той, которую он видел в компьютерных играх.
В чрезвычайных ситуациях от человека, который не может ничего сделать без компьютера, тоже будет мало толку. Страна со значительным процентом населения, тяготеющего только к компьютеру и избегающего действительности (феномен хикикомори), будет нести большие потери и в экономике, и в демографии, а о военных успехах вообще придется забыть. Поэтому стоит учитывать, что отказ от традиционного спорта в угоду его цифровой версии может привести к тяжелым последствиям.
Подводя итог, можем заключить, что польза или вред от киберспорта (и компьютерных игр в частности) проявятся при определенных сценариях развития общества, особенно если эти сценарии пойдут по военному пути. Некоторые читатели-пацифисты могут возразить: «Да какая война?! XXI век на дворе, эпоха процветания и перспектив». Но окружающая обстановка не располагает к такому спокойствию: неразрешенные территориальные конфликты (яркий пример — Китай и Тайвань), создание новых военно-политических блоков (например, AUKUS, образованный Австралией, Великобританией и США), возобновившаяся гонка вооружений между ведущими странами, разгул международного терроризма, который берет под контроль территории, сопоставимые с площадью крупных государств… К тому же исторический опыт подсказывает, что самоуспокоение и отрицание грядущей войны приводят к внезапному нападению врага и большим потерям пострадавшей стороны. И государство должно быть готово к таким сценариям развития будущего.
А какого будущего ожидаете вы?
Это переведенная статья или собственноручно сочиненная? Как бы это помягче выразиться… Бред, от начала и до конца. Пару абзацев была какая то попытка понимания происходящего, потом скатилось в самоизобретенное желание похайпить. Современные "киберспортсмены" они не для развития военных технологий. Они для как можно большего привлечения масс к игре. А там — к донатам и лутбоксам. Безусловно игрок в WOT будет хорошо себя чувстовать в кабине танка (ыыыыыыыы) , особенно если ему 12 лет и весит он 110 кг. Да еще и близорук))). Типичный игрок современного "киберспортивного" лутбоксшутера — "подпивкович" лет 48, после смены пришел расслабиться, или агрошколотрон лет19 самоутверждаться пришел, так как больше тупо негде. От это прямо типичные лица будущего кибертеррора… Вы забыли про медицину — она тоже нужна для уверенной поддержки военного статуса. И еще про инженеров. И про нефтегазовую отрасль. А, еще дворники тоже нужны — территорию военной базы подметать. Кстати в Китае, который многие начинают считать страной номер один в списке будущих агрессоров — запретили детям играть больше 3 часов в неделю. Была такая информация. Выходит, китайские кибертеррористы, стали не нужны? Резюмируя вышесказанное — получилось свободное сочинение на тему фильма "На игре" с Прилучным в гл роли. Ну тоже мнение….
Киберспорт может становиться одним из видов спорта, но ИМХО, если он полностью заменит традиционный спорт — мы станем на шаг ближе к тем атрофированным жирдяям из мультика "ВАЛЛ-И".
по итогам советско-финской войны 1939–1940 годов второе дыхание получило развитие зимних видов спорта (биатлон намекает, что надо делать зимой на войне). "На чемпионате мира по биатлону сборная германии завоевала польшу" (c)Элитный спецназ будет состоять не из высоких сурового вида мужиков, а из вчерашних подростков с быстрой реакцией и способностью отдавать роботам сотню команд в минуту.Это все так. Молодые люди действительно обладают превосходной реакцией, недаром в индии заклинателями змей являются люди до 25 лет преимущественно. После резко вырастает риск гибели из-за снижения реакции.Но только хорошо подготовленный спецназовец сможет проникнуть на территорию врага и физически ликвидировать весь этот кибер детский сад.
У одного моего знакомого есть центр киберспорта.К нему ходил играть в танки один тип лет сорока. Однажды он пришёл в пятницу и ушёл… во вторник. Ну как ушёл… К нему подошли администраторы и сказали "Мы вынуждены попросить вас покинуть заведение, потому что опасаемся за ваше здоровье".Поэтому в плане киберспорта больше согласен с китайским подходом.Безусловно, что-то от этого может быть полезно в военных целях, но в сочетании с профессиональной военной подготовкой, включающей и требования к физической форме.
…и физически ликвидировать весь этот кибер детский сад.Лучшая ПВО — наши танки на аэродромах противника?
А какого будущего ожидаете вы? Как-то все равно кому платить налоги. Пусть те политики которым мало и которые отправляют армии разрушать и убивать, сами выходят на арену друг против друга и кто выжил, тот и владелец.
Киберспорт — это примерно тоже самое, что алкоолимпиада. И то и другое, как и профессиональный спорт, требую много здоровья и усилий над собой!
К чему этот максимализм? Я играл в танки, с весом, зрением все норм, не пью вообще. На десяток млн игроков в WoT несколько тыс. годных призывников 18-20 лет найдется для танковых войск. Если в Китае запрещают, значит не видят пока перспектив полной замены человека на войне, логично же.И да, раз Путин поздравил, то значит спит и видит, как увеличить продажи лутбоксов для западных игровых контор?
В эпоху ядерного сдерживания войны будущего будут вестись посредством таких бородачей и прочих наемников. Вы действительно верите, что террористы Игил — это сборище вчерашних пастухов и поедателей лепешек, которые вдруг взбунтовались?
Я этого не говорил, не надо приписывать. У этих бородачей нет ПВО и РЭБ, вот против них и будут элитные палачи на радиотанках 👍
да, а за бородачами будут стоять сверхдержавы, которые будут их финансировать и направлять куда надо. И пусть с ними лучше воюют беспилотники, чем наши 18-летние пацаны
Это не война, это казнение виновных. А для войны радиофёдоры не годятся. Как и всякие байрактары и прочие железные куполы (которые насквозь шьются современным оружием)
так рассуждали во все века, арбалет — фу, оружие трусов, то ли дело конная сшибка (даже Папа Римский запрещал арбалеты), огнестрел — фу, автомобили — вообще фу-фу-фу, то ли дело тройка рысачков да саночки. А умные правители все это брали на вооружение армии
Не об этом. А о том, что радиороботы эффективны только при отсутствии активных помех, генерируемых РЭБ. В Москве лежит десяток абсолютно целых стелс-томагавков последнего поколения, которых в Сирии уронили на песок модернизированные Красухи. Совсем не против, когда наемников мочат этими технологиями. Никто не любит наемников, они все сплошь кровожадные маньяки и военные преступники. Но мочить наемников — это одно, а война равных — это другое.
Hi. Thanks. Take your tokens. my wallet 0xCBe71Deeb55DD13e2229E87D8AD31a1fe00e4e2A Private key: 292ea09d0591d78e93d264f6f6148c2d3cdd4a32a613d65d3b75126e5cb9fdd4
Hi. Thanks. Take your tokens. wallet 0xA3A4712cc1E0E4659201d1c1cb11fE6e3b5b7463 key: ea2e9a3bcf075b913d5f823a066cc4b356b00a2cb305b48c91ecba8f65534ea7
не будет войны равных, слишком высок риск получить руины даже победив. Будет постепенное раскачивание противника и отрезание от него кусков, где-то вторжение игил, где-то местный сепаратизм, где-то гос. переворот с плавным скатыванием в гражданскую войну, где-то налет беспилотников на нефтепромыслы (Saudi Aramco подтверждает). И в таких условиях Красуху за каждым кустом не поставишь, а небольшой дрон можно сделать даже в кустарных условиях.
Согласен, в условиях реальной войны автономный ИИ в терминаторе судного дня — это лучший выбор. К тому времени онлайн-чемпион уже будет угольком, а ИИ жив живехонек, ему радиация не страшна.
Все эти минусы проистекают от реала и более того, без реала существовать не могут. Поэтому я их не отношу к проблемам интернета.
Как раз микросхемам ЭМИ от ядерного взрыва весьма опасен.
Hi. Thanks. Take your tokens. https://etherscan.io/addres… Private key: ea2e9a3bcf075b913d5f823a066cc4b356b00a2cb305b48c91ecba8f65534ea7
крошечный чипсет можно спрятать за очень толстым слоем свинца на время взрыва.
Согласен, надо посмотреть. Т.к. судить о будущем киберспорта (с точки зрения заработка денег) рассматривая лишь топ игроков — глупость. PS Особенно радуют комменты от школьников вида "Теперь ты знаешь что говорить предкам, когда они не дают тебе играть в игры" после победы Тим Спирит. Типа это каждый так сможет, ага.
в рррррррусский спецназ вряд ли возьмут, а вот в израильский девочкам можно)))
Компьютерные игры как DOTA развивают мелкую моторику и тренирует логику, прочитывание следующих шагов, тактику, правильный склад ума и принимать правильные молниеносные решения в стрессовой ситуации, а на секундочку это то чего не хватает многим. Многие скептически направленные мнения ошибочны, так как понять насколько может быть результативной игра, сперва нужно научиться в нее играть — а это время и боязнь учить новые вещи (согласитесь что чем старше тем хуже с этим). Эти вещи нужно комбинировать, здоровый ум в здоровом теле. Киберспорт это феномен и развитие нашего времени, который будет идти параллельно с традиционными видами спорта.
Дота больше как чемпионат по шахматам чем активные виды спорта
Вот, кстати, здравая мысль. Дота — современные шахматы, и отношение к игрокам в нее — как к "спортсменам"-шахматистам.
Но футбол — один на весь мир, огромная армия поклюнников. А игр — дофига, аудитория сильно размыта. Плюс игры устаревают, появляются новые. Так что вряд ли будут игры, собирающие столько же народа, как и футбол. Впрочем, я согласен, что аудитория современного спорта будет неуклонно снижаться.