По материалам The Verge
Будущее поиска Google компания видит в искусственном интеллекте. Но не в том смысле, в каком можно было бы подумать. Компания, которая является синонимом веб-поиска, не зациклена на чат-ботах (хотя и создала одного из них под названием Bard) и не переделывает свою домашнюю страницу под стиль обмена сообщениями в ChatGPT. Вместо этого Google ставит искусственный интеллект на первый план в самом ценном активе, который только возможен в Интернете: в поисковой выдаче.
Чтобы это продемонстрировать, Лиз Рейд, вице-президент Google по поиску, открывает свой ноутбук и начинает вводить текст в поисковую строку Google. Она пишет: «Почему хлеб на закваске все еще так популярен?», — и нажимает Enter. Обычные результаты поиска Google загружаются почти сразу. Над ними прямоугольный оранжевый блок мигает и показывает фразу: «Генеративный ИИ является экспериментальным». Через несколько секунд мигание сменяется выдержкой, созданной ИИ: это несколько абзацев о том, насколько вкусна закваска, о преимуществах ее пребиотических свойств и многое другое. Справа есть три ссылки на сайты с информацией, которая, по словам Рейд, «подтверждает» содержание выдержки.
Google называет это AI snapshot — «карточка ИИ». Все это основано на больших языковых моделях Google и получено из открытой сети. Рейд наводит курсор мыши на верхнюю правую часть поля и щелкает по значку, который дизайнеры Google называют «медвежьим когтем», он выглядит как привычный значок меню «гамбургер» с вертикальной линией слева. «Коготь» открывает новый вид: «карточка ИИ» теперь разделена на предложения, под каждым есть ссылки на источники информации для данного конкретного предложения. Это, как снова указывает Рейд, является подтверждением. Она говорит, что это ключ к пониманию того, как отличается реализация искусственного интеллекта от Google. «Мы хотим, чтобы когда [большая языковая модель] что-то говорит, она сообщала нам в рамках своей задачи, в каких источниках можно узнать об этом больше».
Через несколько секунд Рейд щелкает назад и начинает новый поиск. На этот раз она ищет лучшие Bluetooth-колонки для пляжа. Опять же, стандартные результаты поиска появляются почти сразу, и снова результаты AI генерируются через несколько секунд. На этот раз в верхней части есть краткое описание того, на что обратить внимание в такой колонке: время автономной работы, водонепроницаемость, качество звука. Ссылки на три руководства по покупке расположены справа, а ниже приведены ссылки на несколько хороших вариантов, рядом с каждым — выдержка, созданная ИИ. Рейд просят добавить фразу «менее 100 долларов», и она это делает. «Карточка» обновляется, и появляются новые выдержки и новые выборки.
Таков новый вид страницы результатов поиска Google. Он заточен на ИИ, красочен и сильно отличается от того, к чему вы привыкли. Он основан на самых передовых разработках большой языковой модели Google на сегодняшний день, включая новую модель общего назначения под названием PaLM 2 и многозадачную унифицированную модель (Multitask Unified Model, MUM), которую Google использует для работы с несколькими типами мультимедиа-контента. Демо-ролики весьма впечатляют. И это меняет способ поиска, особенно на мобильных устройствах, где такая «карточка ИИ» часто занимает всю первую страницу поисковой выдачи.
Есть несколько подводных камней. Чтобы получить доступ к этим «карточкам ИИ», вам нужно выбрать новую функцию под названием Search Generative Experience (сокращенно SGE), которая является частью также новой функции под названием Search Labs. Не все поисковые запросы будут вызывать ответ ИИ — он появляется только тогда, когда алгоритмы Google считают, что ИИ более полезен, чем стандартные результаты. А деликатные темы, такие как здоровье и финансы, сейчас настроены так, чтобы полностью избежать вмешательства ИИ. Однако, к примеру, автор исходного материала в The Verge утверждает, что ИИ задействовался вне зависимости от того, что он искал — печенье с шоколадной крошкой, Адель, близлежащие кофейни или лучшие фильмы 2022 года. Возможно, ИИ не убивает 10 синих ссылок, но он явно сдвигает их вниз по странице.
SGE, как постоянно повторяют представители Google, — это эксперимент. Но они также очевидно дают понять, что рассматривают это как фундаментальное долгосрочное изменение способа поиска, который используют люди. ИИ добавляет еще один уровень ввода информации, помогая вам задавать более качественные и содержательные вопросы. И добавляет еще один уровень вывода информации, предназначенный как для ответов на ваши вопросы, так и для формулирования новых вопросов.
Окно выбора в верхней части результатов поиска может показаться небольшим изменением от Google по сравнению с редизайном Bing от Microsoft, который заточен на ИИ, или абсолютной новизной ChatGPT. Но SGE — это первый шаг к полному переосмыслению того, как миллиарды людей ищут информацию в Интернете, и того, как Google зарабатывает деньги.
Спрашивали – отвечаем
Google очень высоко оценивает то, как сейчас выглядят результаты поиска. Мы давно прошли эпоху «10 синих ссылок» 25-летней давности, когда вы гуглили, вводя текст в поле и получая взамен ссылки. Теперь вы можете искать, задавая вопросы вслух или фотографируя мир вокруг, и вы можете получить все что угодно, от изображений и подкастов до тиктоков.
Для многих запросов вполне достаточно этих результатов. Если вы идете в Google и ищете «Facebook»*, чтобы попасть на facebook.com*, или хотите узнать высоту Эмпайр-Стейт-Билдинг, вам ничего больше и не надо.
Но возможны и виды запросов, над которыми Google никогда особо не работала, и компания надеется, что ИИ может помочь именно здесь. Это такие запросы, как «куда мне пойти в Париже на следующей неделе?» или «какой лучший ресторан в Токио?» На эти вопросы сложно ответить, потому что на самом деле это не один вопрос. Каков ваш бюджет? В какие дни открыты все музеи Парижа? Как долго вы готовы ждать? У вас есть дети? И так далее.
«Узким местом оказывается то, что я называю “организацией структуры”», — говорит Прабхакар Рагхаван, старший вице-президент Google, отвечающий за поиск. Большая часть этих данных существует где-то в Интернете или даже в Google — музеи публикуют часы работы на Google Maps, люди оставляют отзывы о времени ожидания в ресторанах — но собрать все это в некое подобие последовательного ответа весьма сложно. «Люди хотят сказать: “Запланируйте мне семидневный отпуск”, — говорит Рагхаван, — и они верят, что если языковая модель выдает информацию, она должна быть правильной».
Один из способов это представить — просто как вопросы без правильного ответа. Огромный процент людей, которые приходят в Google, не ищут информацию, которая уже где-то существует. Они ищут идеи, хотят исследовать. Поскольку в Интернете, скорее всего, нет страницы с заголовком «Лучший отдых в Париже для семьи с двумя детьми, у одного из которых аллергия на арахис, а другой любит футбол, и вы определенно хотите пойти в Лувр в самый спокойный день недели», ссылки, подкасты и TikTok не сильно помогут.
Будучи обученными на огромном массиве данных со всего Интернета, большие языковые модели могут помочь ответить на эти вопросы, фактически выполняя множество отдельных поисков одновременно, а затем объединяя эту информацию в несколько предложений и несколько ссылок. «Зачастую вам приходится брать один вопрос и разбивать его на 15 вопросов, чтобы получить полезную информацию из поиска, — говорит Рид. — Можете ли вы просто задать один? Как изменить организацию информации?»
Суть именно в этом, но Рагхаван и Рейд спешат пояснить, что SGE пока не удаются полностью творческие действия. Прямо сейчас ИИ лучше поручить такие вещи, как синтез всех данных поисковой выдачи для вопросов наподобие «какую колонку купить, чтобы взять в бассейн». Он также хорошо подойдет для запроса «лучшие фильмы 2022 года», потому что у него есть некоторые объективные данные наподобие Rotten Tomatoes, а также многочисленные рейтинги в Интернете и посты в блогах по этому вопросу. Похоже, искусственный интеллект делает Google лучшей машиной для поиска информации, даже если она не совсем готова быть вашим турагентом.
Чего не было в большинстве демонстраций возможностей SGE, так это рекламы. Google все еще экспериментирует с тем, как размещать рекламу на «карточках ИИ», но будьте уверены, она появятся. Google потребуется монетизация ИИ, чтобы развивать его дальше.
Google Bot
В какой-то момент автор The Verge попросил Рейд выполнить поиск только по слову «Адель». «Карточка ИИ» содержала примерно то, чего можно было ожидать, — какую-то информацию о ее прошлом, ее достижения как певицы, заметку о недавнем похудении — а затем ИИ добавил, что «ее живые выступления даже лучше, чем студийные альбомы». У ИИ Google есть мнение! Рейд быстро щелкнула «медвежьим когтем» и отправила это предложение в музыкальный блог, но также признала это чем-то вроде системной ошибки.
Поисковый ИИ Google не должен иметь мнения. Он не должен использовать слово «я», когда отвечает на вопросы. В отличие от многоликого хаоса Bing, бодрого помощника ChatGPT или Bard, похожего на забавного школьного учителя, поисковый ИИ от Google не пытается выглядеть приветливым и человечным. Он, наоборот, очень старается не быть таким. «Вы хотите, чтобы библиотекарь действительно понял вас, — говорит Рейд. — Но в большинстве случаев, когда вы идете в библиотеку, вам нужно, чтобы он вам чем-то помог, а не был вам другом». Это то, к чему стремится Google.
Причина не только в странном ощущении, которое возникает, когда вы слишком долго разговариваете с чат-ботом. И непохоже, что Google просто пытается избежать непристойных ответов от ИИ. Это скорее признание того момента, в котором мы сейчас пребываем: большие языковые модели возникают повсюду, они гораздо полезнее, чем предполагало большинство людей, и все же они имеют тревожную тенденцию уверенно ошибаться почти во всем. Когда эта уверенность проявляется в идеально оформленных абзацах, которые хорошо звучат и имеют смысл, людям легко поверить во что-то ложное.
Несколько представителей Google упомянули противоречие в ИИ между «достоверностью» и «гибкостью». Вы можете построить систему, основанную на фактах, то есть она предлагает вам много качественной и обоснованной информации. Или вы можете построить систему, которая будет казаться полностью гибкой и человечной. Возможно, когда-нибудь получится объединить одно и другое. Но прямо сейчас эти пути расходятся, и Google изо всех сил пытается склониться в сторону достоверности. С точки зрения компании, лучше быть правым, чем интересным.
Google весьма уверена в том, что ее сила именно в фактах, но недавняя история, похоже, говорит об обратном. Мало того, что Bard менее эксцентричен и весел, чем ChatGPT или Bing, он также часто менее точен — он делает принципиальные ошибки в математике, при поиске информации и т.п. Модель PaLM 2 должна кое-что улучшить, но Google, конечно же, не решила проблему «лжи ИИ» в долгосрочной перспективе.
Также возникает вопрос, когда ИИ вообще должен вступать в дело. Иногда это очевидно: он не должен отсвечивать, если вы задаете деликатные медицинские вопросы, как говорит Рейд, или если вы хотите сделать что-то незаконное или вредное. Но существует широкий спектр поисковых запросов, в которых ИИ может быть полезен или бесполезен. Если я ищу просто «Адель», некая основная информация вверху страницы не помешает. Но если я ищу «музыкальные клипы Адель», я, скорее всего, просто хочу получить в результатах видео с YouTube.
Google может позволить себе быть осторожным, как говорит Рид, потому что в случае ошибки доступен обычный поиск Google. Всякий раз, когда «карточка» не должна появляться или когда показатель достоверности модели настолько низок, что она не может быть полезнее, чем несколько верхних результатов, проще простого вообще ничего не делать.
Смелый и ответственный
По сравнению с шумным запуском нового Bing или головокружительным темпом разработки ChatGPT SGE кажется ужасно консервативной. Это отключаемый, не настраиваемый инструмент, который сопоставляет и суммирует результаты поиска. Достаточно ли этого для Google, внезапно оказавшейся в состоянии экзистенциального кризиса, вызванного тем, как ИИ меняет способ взаимодействия людей с технологиями?
Несколько руководителей использовали одну и ту же фразу для описания подхода компании: «смелый и ответственный». Google знает, что нужно двигаться быстро — не только популярность чат-ботов растет, но и TikTok и другие платформы крадут часть исследовательского поиска у Google. Но она также должна избегать ошибок, не предоставлять людям недостоверную информацию и не создавать новых проблем для пользователей. Это стало бы пиар-катастрофой для Google, у людей появилось бы еще больше причин пробовать новые продукты, и это потенциально разрушило бы бизнес, который сделал Google компанией, стоящей триллион долларов.
Итак, на данный момент SGE остается добровольным выбором и не имеет личности. Рагхаван говорит, что ему комфортно играть вдолгую: «Рефлекторная реакция на какой-то тренд не обязательно продлится». Он также убежден, что ИИ — это не панацея, которая все изменит. Вряд ли через 10 лет мы все будем делать все с помощью чат-ботов и больших языковых моделей. «Я думаю, что это будет еще один шаг, — говорит он. – А не то что “Окей, старый мир ушел. И мы в совершенно новом мире”».
Другими словами, будущее поиска Google – не Google Bard. Но это сам ИИ. Со временем SGE начнет выходить из лабораторий и попадет в результаты поиска для миллиардов пользователей, сочетая сгенерированную информацию со ссылками в Интернете. Это изменит бизнес Google и, возможно, изменит принципы работы самого Интернета. Если Google сделает все правильно, она обменяет 10 синих ссылок на все знания в Интернете, сосредоточенные в одном месте. И, хочется надеяться, это будут достоверные знания.
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
Реферат на тему
Рельеф местности и горные породы
И прям сразу, в Европарламенте приняли закон с требованиями по использованию ИИ. Случайность?
Кстати, неплохой закон. Запрещает использование ИИ во многих чувствительных для личности целях. О которых, мы тут на форуме, немало копий сломали — твари ли мы для них дрожащие или право имеем.
Товарищ А., Хуже тьмы, только тьма представляющаяся светом. И что вы подразумеваете под корпорациями? Кенеди убили финансисты, а не промышленники, которые в то время были реальным сектором, а не как сейчас — перераздутой интеллектуальной собственностью.
Товарищ А., Ох уж эта политика… всё вы правильно говорите, только есть два "но". 1. Они это не во вред нам делают, а себе на пользу. Нужен образ врага, чтобы успешно пилить бюджеты. И если посмотрите непредвзято, так везде. 2. И тут главное, чем отвечает встречная пропаганда. Потому что она, не песни про то, как хорошо жить в нашей стране. Это прежде всего вид наших регионов, наших городов, наши магазины и наши дети. Сытые, ухоженные и хорошо одетые.
Лично я уверен, что если в семье всё хорошо, никакое наушничество её не повредит. Поэтому не стоит бояться ихних вражеских ИИ. Или таки есть повод?