Привет.
Те, кто переживал, что роботы и алгоритмы отнимут у нас в будущем работу, могут смело выдыхать, биологические существа видимо сохранят свою уникальность как минимум в том, кому принадлежит их образ. Согласитесь, что вне голливудских фильмов мы не сталкиваемся с проблемой кражи чьего-то лица или формы тела, почти никому не приходит в голову проделывать над собой десятки операций, чтобы добиться сходства с какой-то звездой. Отдельные примеры только подтверждают это правило, кардинально перекраивать себя никто не хочет. Каждый раз, говоря о кардинальных изменениях, на ум приходит француз Энтони Лоффредо, что перекроил свое лицо под образ инопланетянина. Из последних “модификаций” частичное удаление носа, а до этого разрез на языке и другие “шалости”. Мир массовых медиа настолько сумасшедший, что пробивает защиты многих людей, они становятся жертвами модных тенденций. Та же Бразилия прививает вполне осознанные стандарты красоты женщинам, которые во многом их уродуют.
Дошло до того, что на конкурсах красоты верблюдов (не фигура речи, именно верблюдов!) в Арабских Эмиратах дисквалифицируют участников, внешность которых была изменена с помощью процедур. Красота превратилась в некий недостижимый эталон, за который борьба идет всевозможными методами. И у этой проблемы есть другая сторона – люди, вытянувшие счастливый билет с рождения, имеют привлекательные лица и фигуры. Безусловно, во многом это умение держать себя, одеваться, работать над своим телом и так далее. Тем не менее, вся модная индустрия построена вокруг почитания тех или иных героев. Семейство Кардашьян в этом аспекте для меня служат антигероями, но знаю множество людей, что искренне восхищаются формами сестер и их красотой. У всех свои точки отсчета в красоте.
В социальных сетях люди создают образы, тратят часы на то, чтобы превратить свои фотографии в глянцевую картинку, убрать все свои недостатки. Явление стало настолько широко распространенным, что теперь маркетинговые компании одежды, косметических средств строятся на противопоставлении — демонстрации “настоящего” человека со всеми его изъянами. Но желание приукрасить действительность настолько огромно, что невозможно с ним бороться, популярность соответствующих приложений говорит сама за собой.
Развитие алгоритмов обработки снимков вышло на новый уровень, теперь подделать фон снимка не составит труда, в пару кликов вы можете оказаться в Риме, Барселоне, Париже, любом городе планеты. И если раньше подделку можно было более-менее качественно отличить, то сегодня это сделать практически невозможно, а при должном подходе в тупик можно поставить и профессионалов. Тут вопрос в качестве, в том, сколько времени потрачено на приведение снимков в состояние, неотличимое от реальных.
Думаете, что это непопулярная услуга? Отнюдь. На планете уже десятки компаний предлагают вам съездить в отпуск в любую точку мира, не покидая своей квартиры. Обещают уникальные фотографии, что не будут отличны от реальных, с вас только небольшое число снимков в разной одежде, желательно на фоне хромакея. Цена за снимок не так уж велика — от 10 долларов и выше. Для особо привередливых можно создать полноценную легенду отпуска, включая сувениры и так далее, но тут уже цены таковы, что вполне сравнимы или даже превосходят деньги, что вы потратите на поездку.
Давайте посмотрим с другой стороны, предположим ситуацию снимка со знаменитостью. Идете вы как ни в чем не бывало по набережной Круазет и видите Тома Круза или Анджели Джоли, звезды так добры, что позволяют сделать снимок вместе, подписывают вам салфетку или что-то иное. Легко представить, что такая ситуация может иметь место в жизни, но зачастую перед вами будет просто подделка, звезды в это время могут находиться за тридевять земель и не знать, что их использовали в поддельных снимках или видео.
Вспоминаю смешную ситуацию, когда на вилле Родена в Париже появился Арнольд Шварценеггер и он позировал для своих домочадцев на фоне ворот. Сделал снимок, выложил в социальных сетях, получил множество комментариев, что восковая фигура не похожа на живого человека. Хотя Арни был самым натуральным, живее некуда. Теперь такие ситуации будут становиться нормой.
На днях разработчики создали очередной AI-алгоритм, что помещает человека в разные среды, меняет интерьер и ситуации. Доброволец, что согласился быть моделью для эксперимента, увидев результат, отказал в праве использовать свое лицо — слишком реалистично вышло. И многие страны уже готовы вводить запреты на использование лиц людей без их разрешения. Первой ласточкой можно считать Китай, где администрация киберпространства (Cyberspace Administration of China) приняла закон о невозможности подделки голоса или лица человека без его прямого разрешения. То есть теперь нельзя копировать тех же звезд или обычных людей, разницы тут нет, тот самый deepfake становится вне закона.
И это положительная история, так как защитить людей необходимо, думаю, в будущем мы пойдем еще дальше и добьемся определенных запретов при сходстве того или иного человека с AI-моделью, будем оценивать восприятие, а не математические модели, описывающее лицо. Примерно, как это происходит при оценке дизайна продуктов, когда они похожи до степени смешения.
На ум приходят старые истории, когда в политической рекламе использовали людей с той же фамилией, что у тех, кто участвовал в выборах и придумывали вокруг этого разные кунштюки. Ровно также можно будет искать людей, что похожи на звезд, чтобы использовать их в рекламе, паразитировать на чужих образах. От страны к стране будут отличаться запреты и законы, что на какое-то время создаст очень широкий контекст для толкования того, что возможно, а что нет. Тут же речь будет идти о внешнем сходстве для обхода законов про использование deepfake.
В индустрии уже осознали, что цифровые двойники известных людей способны работать вечно, если не сказать, что всегда. Первым голливудским актером, который продал права на своих цифровых двойников, включающих в себя образ и голос, стал Брюс Уиллис. Компания DeepFake теперь может штамповать образы и использовать их в той же рекламе или даже фильмах, если они получат одобрение Брюса Уиллиса и его представителей. Вечно молодой Брюс будет крошить противников вечно, пока не надоест публике. Наверняка вы видели рекламу Мегафон, где Уиллис был создан с помощью этой технологии.
За счет технологий реальность размывается, вы никогда не знаете, что видите своими глазами в интернете, что реально, а что является подделкой. В Дубае видел, как далеко ушли технологии моделирования реального окружения с помощью проекторов, выглядят они очень интересно. И надо отметить, что это совсем другое качество той самой “реальности”, вспомним попытки создания метавселенных и картинка сложится. Рано или поздно у нас появится возможность подменять реальность, бежать от нее куда-то в выдуманные мира. Либо “натягивать” на лицо своего партнера изображение кого-то еще, делать его иной личностью — сколько скандалов в будущем будет из-за этого, трудно себе представить. Регулирование со стороны государств будет все более агрессивным, равно как количество мест, которые будут давать возможность обойти эти запреты. Смотаться в небольшую страну, чтобы использовать дипфейки и разместить их где-то, этакое путешествие за новым контентом.
Ближайшее десятилетие будет серой зоной, единого юридического пространства не будет. В некоторых странах примут драконовские меры регулирования, что задавит целые направления развития AI-алгоритмов, а где-то будет вольница, что, с одной стороны, хорошо, с другой, будут страдать обычные люди. Найти тут золотую середину сложно, но хочется верить, что это случится.
Вы готовы подделывать на снимках других людей? А сами готовы, чтобы кто-то использовал ваш образ в своих фантазиях на разные темы?