Увидеть своими глазами. Даже заплатив своей жизнью или здоровьем

Привет.

Два события одновременно привлекли всеобщее внимание — частичное солнечное затмение, а также давка на Хэллоуин в Сеуле, которая унесла жизни более 150 человек. На первый взгляд между этими событиями нет ничего похожего, найти в них общий знаменатель тяжело. Но он определенно существует и зиждется на вере в то, что увиденное своими глазами имеет большее значение, чем то, что вы можете посмотреть в записи на экране телевизора или смартфоне. Быть свидетелем события означает соприкоснуться с ним, как результат, вызвать у окружающих больше доверия к тому, что вы увидели. Увиденное собственными глазами событие имеет несоизмеримо большее значение, чем просто какое-то событие.

Ясный день, центральная аллея ВДНХ, вовсю светит солнце. В минуты, когда сделаны эти снимки, частичное солнечное затмение достигло пика, но невооруженным глазом его просто не видно. Нужно темное стеклышко или картонка с проделанным в ней отверстием. Вокруг меня люди замирают, щурятся от яркого солнца и наводят на него свои смартфоны, пытаются приблизить картинку, чтобы увидеть затмение. Вероятность сжечь матрицу в смартфоне повышается с каждой секундой их операций, объектив выступает в качестве лупы, которая концентрирует солнечный свет и направляет его внутрь. С детских времен помню предупреждение — не наводить объектив на солнце, камеру можно повредить. Во времена цифровых матриц предупреждение как никогда актуально. За пару секунд ничего не произойдет, но пытаясь снять видео или просто замешкавшись в своем упорстве, вы получите проблемы для своей камеры. Современный человек в предупреждения почти не верит, главное для него — стать свидетелем эпохального события. И то, что это событие выглядит не очень презентабельно, его мало волнует. Действительно, это всего лишь немного урезанный кусочек солнца на снимках, вы можете его воспроизвести в домашних условиях — но там другое, там нет реальности, а именно она важна, чтобы сказать: “Я видел солнечное затмение”.

Празднование Хэллоуина в Сеуле быстро вышло из-под контроля, кто-то пустил слух, что в каком-то из баров заметили местного идола, то есть поп-звезду. Толпа устремилась в небольшой переулок, где создала давку, часть людей затоптали, часть задохнулись, сдавленные плотной массой любопытствующих. Рационального объяснения желанию увидеть звезду нет и не может быть, хотя, возможно, это исключительно моя проблема осознания реальности. Допускаю, что есть люди, чья жизнь изменится, если они увидят поблизости человека, который для них является идолом, то есть божком местного разлива.

Роднит эти два события то, что люди хотят своими глазами увидеть некое явление или человека, словно их взор нарисует им нечто отличное от того, что они могут рассмотреть на экране. Поход на футбол — это светское мероприятие, вы отправляетесь туда не за тем, чтобы во всех подробностях увидеть матч, скорее хотите ощутить энергию других болельщиков, поболеть за своих, выплеснуть эмоции. По телевизору матч смотрится значительно лучше, вы видите в деталях каждый момент, каждый пас и пробитие ворот. Но нет тех эмоций, что вы ощутите на стадионе.

С большинством спортивных состязаний примерно такая же картина. Отправляться на трек «Формулы-1», чтобы увидеть гонку в деталях, бессмысленно, вы будете лишь слышать рев болидов, в считанные секунды они будут пролетать мимо вас. Можно выцепить взглядом нужные болиды, но сложить картину происходящего невозможно. Отсюда постоянное поглядывание на экраны, где гонка транслируется так же, как для телевидения. Но сделать пару-тройку фотографий, отметиться в социальных сетях, что вы были на гонке, это святое. Вы стали свидетелем и участником мероприятия, причем событие вовсе не относится к общедоступным, что выстраивает своего рода иерархию.

В последние годы секта свидетелей событий разрослась, люди в прямом смысле рискуют своими жизнями, чтобы запечатлеть происходящее вокруг. Например, в той же толпе в Сеуле многие снимали видео о том, что происходит вокруг них. Молодой парень поднял руку с телефоном и записывал происходящее на видео. За его спиной девушка задыхалась, ее сдавливали со всех сторон, и она пыталась вырваться, шансов на спасение не было. Любой, кто когда-то попадал в толпу, знает, какая это страшная сила. Ты больше себе не принадлежишь, и тебя несет вместе со всеми, возможности вырваться просто нет.

Хорошо, у этого парня не было выбора, он решил отвлечься тем, что снимал происходящее. Давайте посмотрим на недавнюю стрельбу в одной из американских школ. Когда началась стрельба, окружающие поступили иррационально, часть людей стали искать укрытие, другие достали телефоны и попытались подобраться как можно ближе, чтобы заснять происходящее. И объяснение не в том, что они думали, как продать эти съемки крупным телеканалам, действия людей были инстинктивными — мы сформировали поведенческую модель, в которой люди хотят получить место в первом ряду, пусть и с риском для жизни.

Своими глазами видел, как люди фотографируют или снимают видео в ситуациях, когда от них требуются действия, а в руках устройство, которое в прямом смысле способно помочь. Например, на Канарских островах несколько отдыхающих решили заснять прыжок в скалистую бухту с очень сильным прибоем. Спортивные молодые ребята. Первой сиганула в воду девушка, она не смогла выбраться, ее ударило о скалы. Муж второй девушки отправился на спасение, его тоже ударило о скалы. Все это время его супруга снимала видео на телефон, она не озаботилась звонками в экстренные службы — в кадре хорошо слышны причитания и видно отсутствие каких-либо разумных действий. Она стала свидетелем события, которое непосредственно ее касается. И для нее это намного важнее, чем действия по спасению своего супруга и подруги. Таких ситуаций в мире ежедневно происходят десятки. Вместо того, чтобы оказать попавшему в аварию первую помощь, люди зачастую просто стоят и подбирают ракурс, с которого его лучше снять, ждут прибытия экстренных служб. Что дает нам огромное количество фотографий и видео с любого события.

Стрельба в ресторане “Батаклан” в Париже, многие люди снимали происходящее на видео, не стремились спастись и убраться из опасного места. Недавно в ленте новостей попалось видео, где молодая пара увидела попадание ракеты или взрыв. Девушка плачет, просит быстрее уйти в другое место, у нее истерика. Парень спокойно стоит и продолжает снимать видео, он не стремится куда-то убежать, даже уйти с улицы, важнее стать свидетелем происходящего, получить фотофакт события.

Бытовые сценки, в которых люди рискуют жизнью ради селфи на фоне обрыва, на краю здания и в других местах, где возникает нешуточная опасность. Возможно, мы вырастили поколение, которое не воспринимает опасность как нечто реальное, ощущает жизнь как компьютерную игру, где можно восстановиться из сохраненной версии. Но главное, что конкретно с ними ничего плохого произойти не может. В повседневной жизни исчез страх событий, которые могут перечеркнуть саму жизнь.

Почитайте сказки братьев Гримм, они очень типичны для начала XIX века и не изобилуют кровавыми деталями. Но сами сказки отображают многие страхи, ничего подобного в нашей жизни просто нет. Отсюда желание заполучить фотографии того или иного события, которое происходит рядом, даже когда угроза для человека вполне нешуточная. Игнорирование реальных угроз стало одной из черт современного общества, причем вне зависимости от того, где вы находитесь. Легко подумать, что так сказывается сытая жизнь, отсутствие проблем выживания, что характерно для большинства стран мира. Но уверен, что проблема намного глубже, мы видим социальные изменения, которые ведут к такому поведению.

При наступлении тех или иных катастроф люди с синдромом свидетеля будут погибать первыми, постепенно сформируются новые нормы. Но сегодня их нет, как следствие, мы видим проявление иррационального в большом и малом, люди ради фотографии или видео готовы пожертвовать своим здоровьем или жизнью.

[email protected]
наверх