Гаджеты, которые творят чудеса: как технологии помогают создавать искусство

Технологии не только меняют нашу жизнь и общение, но и помогают создавать настоящие шедевры в музыке, литературе и кино. Без некоторых инструментов и гаджетов многие известные произведения искусства были бы совсем другими.

В этой статье мы рассмотрим технологии и устройства, которые помогли создать знаменитые произведения искусства и сделали их уникальными.

Table of Contents

Музыкальные произведения и инструменты

Электрогитара возникла в результате попыток усилить звук акустической гитары для более громкого звучания, особенно в условиях больших залов. Первоначально музыканты пытались экспериментировать с добавлением металлических струн и микрофонов к акустическим гитарам, но это не дало желаемого эффекта: звук становился плоским, невыразительным и не передавал эмоции.

Прорывом стало использование электромагнитных звукоснимателей — устройств, которые преобразуют вибрации струн в электрический сигнал. Этот сигнал затем усиливается и воспроизводится через динамики. Считается, что именно Ллойд Лоар, работник небезызвестной компании Gibson, создал первый прототип гитарного звукоснимателя, который напоминал уже то самое устройство в современном понимании.

Одним из первых прототипов электрогитар считается инструмент, созданный в 1931 году инженером Джорджем Бошампом и Адольфом Рикенбакером (позже они основали компанию Rickenbacker). Ученые использовали магнитный звукосниматель, который позволил воспроизводить звук через усилитель, не теряя яркости и громкости нот. Такой аппарат они назвали Frying Pan, то есть «сковородка», поскольку инструмент был создан из алюминия круглой формы.

Единственным минусом устройств тех времен считалось низкочастотное гудение (проникающий в звуковой тракт фон переменного тока). И только к 1955 году один из сотрудников Gibson сконструировал двухкатушечный звукосниматель, который позволил значительно уменьшить наводку. В миру он стал называться хамбакер (англ. Humbucker). Проще говоря – шумоподавитель.

Известные иностранные исполнители, использовавшие электрогитару:

В Советском Союзе электрогитара также получила распространение, особенно в 1960-1970-е годы, когда рок-музыка начала проникать в страну.

Первые электрогитары были изготовлены на «Ленинградской фабрике им. Луначарского», и одной из первых моделей была «Тоника», появившаяся в продаже в 1967 году.

В то время многие отечественные музыкальные группы и исполнители использовали электрогитары советского производства, хотя они часто были менее качественными, чем западные аналоги.

В связи с этим я вспомнил одну интересную историю.

Владимир Мулявин, основатель ансамбля «Песняры», купил гитару «Гилд» (Guild) у музыканта по имени Сантьяго из группы певца Рафаэля в Минске в 1972 году. Они встретились в ресторане гостиницы, где Мулявин через администратора Михаила Романовича попросил Сантьяго продать ему гитару. Сантьяго согласился, сказав, что только Мулявин как выдающийся гитарист достоин этого инструмента.

Романович и рабочий сцены Григорий Шнейдерман позже забрали гитару в Москве, передав Сантьяго 2000 рублей от Мулявина и Кармальской (жена Владимира Мулявина).

Известные советские исполнители, использовавшие электрогитару:

Аналоговые синтезаторы

Аналоговые синтезаторы прошли эволюцию от ранних моделей 1920-х и 1930-х годов, построенных на вакуумных лампах и электромеханических технологиях, до более поздних, где применялись интегральные схемы операционных усилителей и потенциометры для настройки параметров звука.

Первым коммерчески успешным синтезатором стал Moog, созданный Робертом Мугом в 1964 году. Moog состоял из модульной системы, включающей генераторы с регулируемым напряжением (VCO), усилители, фильтры, генераторы огибающей, генераторы шума, кольцевые модуляторы, триггеры и смесители. Эти модули соединялись через патч-корды, позволяя музыкантам создавать уникальные звуковые комбинации. Синтезатор Moog использовался многими известными музыкантами и группами, включая the Doors, Grateful Dead, the Rolling Stones, Yes, Tangerine Dream, Emerson, Lake & Palmer и так далее.

В документальном сериале The Beatles Anthology гитарист Джордж Харрисон рассказывал:

«Я впервые услышал о синтезаторе Moog в Америке. Мне пришлось заказывать его самостоятельно, потому что мистер Муг только что его изобрел. Синтезатор был огромным, с сотнями разъемов и двумя клавиатурами.

Но одно дело — иметь его, и совсем другое — заставить работать! Инструкции не было, а если бы она и была, то, вероятно, состояла бы из нескольких тысяч страниц. Я не думаю, что даже мистер Муг знал, как из него извлечь музыку; это было скорее технически-новаторское устройство. Когда вы слушаете звуки в таких песнях, как Here Comes the Sun, они действительно создают интересную атмосферу, но все эти звуки, увы, еще довольно примитивны».

Известные произведения, созданные с помощью аналоговых синтезаторов:

В Советском Союзе аналоговые синтезаторы также нашли свое место в музыке. В начале 1980-х годов на советских предприятиях начали производить собственные синтезаторы, такие как «Поливокс» и «Электроника ЭМ-25».

Синтезаторы в советское время:

P.S. Между прочим, моя восьмилетняя дочка знает альбом Disco Alliance группы «Зодиак». Она слушала «Зодиак», «Пасифик» и «Провинциальное диско» на одной пластинке (на даче стоит старенький проигрыватель пластинок). А вот «Поло», «Мираж», «Рок на льду» и «Альянс» пришлось искать на «Авито».

Программные синтезаторы и электронная музыка

С развитием цифровых технологий рынок синтезаторов значительно расширился. В 1982 году был представлен стандарт MIDI (Sequential Circuits вместе с Roland, Korg и Yamaha), который позволил синхронизировать электронные инструменты. В это время начали появляться первые сэмплеры и цифровые синтезаторы, такие как Yamaha DX7, который стал коммерчески успешным продуктом.

Из любопытного: в 1975 году 16-битный Xerox Alto уже оснащался простейшим программным обеспечением для написания музыки. Для данного компьютера существовала программа Twang, которая использовала язык Smalltalk.

С увеличением мощности компьютеров началось развитие программных секвенсоров и синтезаторов. В 1996 году компания Steinberg представила технологию Virtual Studio Technology (VST), что дало возможность использовать программные инструменты в музыкальном производстве на компьютерах. 

Софт-синтезаторы, такие как Ableton и FL Studio, совершили революцию в мире электронной музыки. Они сделали процесс создания сложных звуковых композиций доступным практически каждому, сократив необходимость в дорогостоящем аппаратном оборудовании.

Теперь любой музыкант может иметь полноценную студию на своем ноутбуке и создавать треки с широким спектром звуков и эффектов.

Ableton, например, стал стандартом для живых выступлений и студийной записи благодаря своей гибкости и способности интегрировать различные инструменты и эффекты.

FL Studio славится интересным интерфейсом и внушительным набором функций для создания треков.

Известные треки:

Киноиндустрия и новые технологии

Современные камеры с высоким разрешением, такие как RED и ARRI, произвели революцию в киноиндустрии, позволив режиссерам создавать фильмы с невероятной детализацией и визуальными эффектами. Эти камеры не только обеспечивают высокое качество изображения, но и позволяют работать с огромными файлами для постобработки, что крайне важно для добавления компьютерной графики (CGI, computer-generated imagery) и спецэффектов.

RED камеры, такие как V-Raptor, способны снимать видео в формате до 8K, что позволяет захватывать мельчайшие детали, которые можно увеличивать без потери качества. Камеры ARRI, например, ARRI Alexa, стали стандартом для многих блокбастеров благодаря своей надежности в сложных съемочных условиях.

Пример фильма:

Камеры высокого разрешения не только позволяют захватывать потрясающее изображение, но и предоставляют огромное количество данных для дальнейшей обработки. Это делает возможным добавление сложных CGI-элементов, что в прошлом было недостижимо.

Первые эксперименты с CGI начались в 1970-х, но настоящий прорыв произошел в 1990-е годы с фильмом «Парк юрского периода» (1993), где компьютерная графика впервые использовалась для создания динозавров: студия Industrial Light & Magic  разработала фотореалистичные 3D-модели, которые стали ключевыми элементами визуальных эффектов фильма.

«Аватар» (2009) — один из самых известных примеров использования CGI, где большая часть фильма создана с использованием компьютерной графики. Режиссер Джеймс Кэмерон объединил живую съемку с высокотехнологичной CGI, чтобы создать уникальную планету Пандору и ее обитателей. Использование технологии «Захват движения» (Motion capture) позволило актерам «вживаться» в цифровые образы, сохранив при этом их движения и мимику.

Если вспомнить одни из первых российских фильмов, то на ум приходят «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006). Да, в то время Тимур Бекмамбетов задал жару отечественному кинематографу.

Читал, что первая компьютерная графика в советском кино – это эпизод с шаровой молнией, разработанной «Render Club», в фильме «Утомленные солнцем». Но лично я в этом очень сильно сомневаюсь.

Искусство и технологии

Цифровые планшеты, такие как Wacom и iPad Pro, наряду с графическими программами Adobe Photoshop и Procreate, полностью изменили процесс создания иллюстраций, графического дизайна и других форм визуального искусства.

Планшеты обеспечивают художникам точный контроль над процессом создания изображения — от тонких штрихов до сложных цветовых эффектов.

Особенно популярными стали стилусы с чувствительностью к нажатию, которые имитируют работу реальных кистей, карандашей и маркеров. Wacom стал одним из пионеров в этой сфере, предоставив профессиональным художникам инструмент для цифрового рисования с высокой точностью. iPad Pro с Apple Pencil предложили компактное и мощное решение, позволяя художникам работать где угодно, сохраняя при этом уровень качества профессиональной графики.

Многие современные смартфоны и планшеты Samsung Galaxy поддерживают работу с цифровым пером S Pen, предоставляя широкие возможности для творчества.

Буквально на днях прошла презентация Huawei, где художники рисовали на планшете Matepad Pro в приложении GoPaint при помощи стилуса M-Pencil.

Подобные гаджеты не только ускоряют процесс создания материала, но и позволяют легко вносить правки, добавлять слои и экспериментировать с цветами и текстурами.

Технология 3D-печати использует цифровые модели для создания физических объектов, печатая их слой за слоем с высокой точностью. Это позволяет художникам экспериментировать с текстурами, материалами и формами, что делает каждый объект уникальным.

Несколько лет назад я сам «творил» при помощи XYZprinting da Vinci Jr.

Не могу сказать, что процесс создания своих «шедевров» доставил мне удовольствие. Тем не менее, стоит отметить, что принтер XYZprinting был одним из первых представителей 3D-печати для домашнего использования, появившихся на рынке.

Примеры художественных инсталляций:

Литература и гаджеты для написания

Современные ноутбуки и текстовые редакторы, такие как Microsoft Word или Scrivener, значительно упростили процесс написания романов, эссе и сценариев. Раньше писатели полагались на бумагу, ручку и печатную машинку, но с приходом цифровых инструментов процесс стал намного более удобным и быстрым. Теперь авторы могут писать, редактировать и сохранять свои произведения без необходимости переписывать их вручную.

Microsoft Word — один из самых популярных инструментов для писателей благодаря интуитивно понятному интерфейсу и множеству функций, которые помогают организовывать текст, проверять орфографию и сохранять документы в разных форматах.

В 1980-х годах в Советском Союзе стал популярным текстовый редактор  «Лексикон», который был одним из первых отечественных аналогов Microsoft Word. 

Правда с широким распространением операционных систем Windows 3.1, а позднее Windows 95, использование «Лексикона» резко сократилось, а затем и вовсе прекратилось. Последняя версия редактора для MS-DOS вышла в 1996 году. Версии «Лексикона» для Windows не получили широкой популярности в основном из-за распространения пиратских копий русифицированного Microsoft Word.

В качестве заключения

Можно отметить, что технологические инновации кардинально изменили подход к созданию искусства, предоставляя художникам и музыкантам новые инструменты и возможности для выражения своих идей.

От электрогитары, открывшей новые горизонты в мире музыки, до аналоговых и программных синтезаторов, позволяющих создавать уникальные звуковые ландшафты, каждый из этих гаджетов внес свой вклад в развитие искусства.

Современные камеры с их возможностями для съемки в различных условиях и последующей обработки изображений в графических редакторах дали художникам возможность экспериментировать с композицией и цветом.

Цифровые планшеты позволили авторам воплощать свои идеи в цифровом формате с большей гибкостью и доступностью.

Однако, несмотря на все преимущества, важно помнить о том, что технологии могут иметь и обратную сторону. Некоторые критики утверждают, что использование компьютеров и программного обеспечения может привести к потере оригинальности и индивидуальности в искусстве.

Как вы думаете, могут ли технологии заменить человеческое творчество или они лишь расширяют его возможности?

[email protected]
наверх