Тема ремонта телефонов остается актуальной с момента появления этих самых телефонов. Особенно остро и актуально вопрос ремонта стоял на заре появления самого типа устройства, мобильного телефона, из-за дороговизны и малой распространенности такого типа устройств. Собственно, мастеров, умеющих ремонтировать новый вид устройств было намного меньше чем сейчас.
Однако не менее остро этот вопрос стоит и сегодня, когда речь заходит о флагманских, а значит, дорогих устройствах.
Вот только если раньше главным генератором астрономической стоимости услуги по восстановления устройства была необходимость сложного аппаратного ремонта в виде замены электронных компонентов, то сегодня этим генератором стоимости стал дисплей, который является одновременно и основным органом управления, и интерфейсом взаимодействия с устройством. Особенно актуальным вопрос стоимости стал с появлением технологии производства дисплея, при которой матрица, сенсорный слой и защитное стекло стали единым целым, что сделало очень трудоемким процесс замены одной из частей такого сэндвича.
Изначально для подобного ремонта необходимо было специальное оборудование в виде станков по разогреванию и разрезанию модуля молибденовой струной.
Но технологии ремонта идут в ногу с технологиями производства, и ремонтники очень быстро научились исправлять и такие сложные повреждения не только в оборудованных мастерских, но и в довольно кустарных условиях.
Основным методом стала та самая струна, с помощью которой сэндвич дисплейного модуля буквально разрезали вдоль, отделяя одну часть от другой, а затем восстанавливая клеевой слой тем или иным способом.
При этом при наличии необходимого навыка и сноровки производить подобный ремонт оказалось под силу даже на дому, чем и пользовались многие рукастые пользователи, освоившие срезание стекла, что называется, на утюге.
Основным генератором подобных идей и необходимости выкручиваться становилась высокая стоимость дисплеев новых моделей яблочных устройств, а также Super Amoled-дисплеи производства Samsung. В этом случае разрезать модуль и заменить стекло оказывалось куда выгодней замены дисплейного модуля.
Чистая экономия в таких случаях доходила до 90%, что, согласитесь, намного приятнее, чем покупать новый модуль.
При этом необходимость такого ремонта иногда была продиктована еще и тем, что сделать аналогичную матрицу-заменитель китайским заводам было не под силу, так как заменитель, будучи произведенным по другой технологии, мог либо вообще не работать на телефоне, либо переставал работать после очередного обновления программного обеспечения, в котором производитель что-то менял, и тогда заменитель просто переставал проходить проверку “свой-чужой”.
Одними из таких капризных телефонов стала линейка телефонов Samsung Galaxy А3/A5/А7 2016 года, для которой новый оригинальный модуль стоил чуть ли не дороже, чем сам телефон на вторичном рынке. И мастера, и владельцы разбитых телефонов очень радовались, когда в продаже появились дешевые аналоги дисплейных модулей, выполненные по технологии IPS, у которых хоть и не работала авторегулировка подсветки, но пользоваться таким дисплеем все равно было комфортнее, чем разбитым оригиналом. Как вы, наверное, уже догадались, радость была недолгой, и все, кто сделал подобную замену, в один прекрасный момент столкнулись с тем, что дисплей телефона погас и больше не включается. Требовался еще один, но уже более дорогостоящий ремонт с заменой не только дисплейного модуля, но и электронных компонентов на плате, вышедших из строя из-за обновления.
Не менее популярной долгое время оставалась и замена стекла на IPS-дисплеях iPhone, стоимость оригинальных модулей которых всегда была кусачей.
В отличие от Super Amoled-дисплеев, в которых и модуль, и тачскрин являются одним целым, а отдельная подсветка вообще отсутствует, так как светятся сами пиксели, в iPhone с дисплеями IPS при замене стекла зачастую приходилось менять еще и подсветку, так как залить клеем новый модуль так, чтобы он не затек между отражающими слоями, удавалось немногим мастерам, поэтому замена подсветки стала чуть ли не обязательным этапом “разрезного” ремонта таких дисплейных модулей.
А потом матрицы телефонов стали изогнутыми. И не только изогнутыми, но и очень тонкими, что снова заставило мастеров напрячь извилины и придумать, как же быть. Ведь в случае с изогнутым дисплеем, у которого разбилось стекло, струна не поможет, так как разрезать изогнутый дисплей, не повредив его, оказалось практически нереально.
Дополнительного перца добавила Samsung со своей патологической любовью к скотчу и клею — изогнутый дисплей с разбитым защитным стеклом оказалось крайне сложно отделить от рамы из-за того, что он был приклеен к этой раме чуть ли не по всей площади и при любом мало-мальски сильном изгибе переставал работать навсегда.
Выход был найден неожиданный — азот. Вернее, жидкий азот.
Для разделения слоев стали использовать жидкий азот, благодаря которому клеевой слой становился очень хрупким и при нажатии легко отделялся от стекла и матрицы, просто рассыпаясь. Сама матрица при этом, благодаря своей гибкости и мягкости, не страдала, оставаясь целой.
Однако тут кустарных мастеров, которым удалось найти жидкий азот, что, на самом деле, не так сложно, как может показаться, поджидала еще одна сложность — использование обычного жидкого LOCA становилось невозможным, так как удержать и равномерно распределить жидкий клей на изгибах нового защитного стекла ну очень сложно. Не менее сложно успеть полимеризовать этот самый клей так, чтобы он не оставил пустот и пузырей.
Выход — использовать специальную пленку ОСА, которая уже заранее раскатана в тонкий равномерный липкий слой. Главная беда в этом случае — это обязательные пузырьки, которые неминуемо появляются из-за того, что вручную приложить равномерно оба слоя друг к другу нереально.
Для решения этой проблемы мастерским пришлось обзаводиться дорогостоящими барокамерами, в которых можно было выгонять пузырьки воздуха между слоями.
Такой способ ремонта хоть и был сложным из-за необходимости использования специального оборудования, при постановке на поток был рентабельным и прибыльным для мастерских, а для клиентов оказывался все равно ощутимо дешевле полной замены дисплейного модуля. Одной из самых часто ремонтируемых таким образом моделей телефонов стал Samsung Galaxy S7 EDGE.
Главное условие для успеха этих ремонтов одно — целая матрица. То есть смысл использования всех этих изысков был лишь в том случае, если повредилось только защитное стекло дисплея. Но, как правило, в случае падения телефона именно такой тип повреждения самым частый. Поэтому желающих заменить только стекло и заплатить за это намного дешевле было немало.
Со временем для новых Super Amoled-матриц такой способ ремонта стал основным, и кустарные мастера перестали браться за подобные ремонты, так как при отсутствии специального оборудования отделить стремительно худеющие матрицы от защитного стекла стало очень сложно даже у плоского дисплея.
Причина проста и понятна — чем тоньше и миниатюрнее становятся компоненты, тем сложнее с ними работать без специального дорогостоящего оборудования, а покупать такое оборудование домой ради эпизодических ремонтов просто нерентабельно. Так постепенно сложный ремонт матриц стал уделом мастерских. При этом, на Youtube можно было найти немало видео, где умельцам удавалось произвести такой ремонт без азота, что называется, вручную. Однако, правдивость таких роликов вызывает сомнения, как и методы, которыми это достигалось.
Во всей этой истории особняком стоит одна компания, идущая по своему пути и практически всегда максимально усложняющая жизнь рыцарям паяльника и отвертки. Да, это Apple.
Кроме запредельной стоимости запчастей для актуальных моделей владелец актуального флагмана Apple, желающий отремонтировать свой новенький, но уже разбитый iPhone мог столкнуться с банальным отсутствием необходимых запчастей в мастерских, а ремонт у официалов был, по сути, не ремонтом, а заменой устройства на новое, для чего предлагалось просто доплатить астрономическую сумму.
Другим пунктом заботы о покупателе стало внедрение специальных чипов, без наличия которых в запчасти телефон отказывался работать с установленным заменителем, а также отсутствие продажи запчастей и поставка их только по договору в авторизованные сервисные центры. Поэтому, даже если вам в магазине запчастей говорили, что вот этот дисплей оригинальный, будьте уверены, оригинальная там только матрица, а вот стекло — переклейка. Ну есть еще один вариант, это бывшие в употреблении дисплеи.
Так как сегодня мы говорим про ремонт дисплеев, не будем подробно останавливаться на крайне необычной особенности ремонта задней крышки айфонов начиная с десятого поколения, где для замены разбитой задней крышки предлагалось и предлагается заменить весь корпус, включая основную раму… Так, например, замена разбитой задней крышки на iPhone 12 Pro в авторизованном сервисном центре Apple стоит, вдумайтесь в эту цифру, 43 500 рублей. То есть за замену разбитого стекла задней крышки предлагается заплатить стоимость приличного телефона.
Да и тут мастера выкрутились, они стали просто срезать разбитую крышку лазером, но это уже совсем другая история.
Что касается ремонта дисплеев, из-за повсеместного использования Amoled-дисплеев большинством производителей технология стала доступна и мелким компаниям, которые подсуетились и начали производство Amoled-заменителей, которые хоть не обладают такими же характеристиками яркости и цветопередачи, но хотя бы работают. При этом наш человек всегда найдет выход. Например, одним из вариантов решения проблемы с заменой дисплея стала покупка оригинального модуля задешево у сторонних продавцов запчастей. Где берут оригинальные модули по низким ценам эти самые продавцы, остается большой загадкой, так как официально та же Samsung своими оригинальными матрицами не торгует. Есть одно предположение, но не будем плодить слухи и спекулировать непроверенными данными.
Факт остается фактом — сегодня сложный ремонт дисплеев флагманских устройств делается в основном в мастерских, так как у кустарных мастеров банально нет необходимого оборудования.
Что будет дальше, сложно предположить, однако всегда следует держать в голове, что многие производители активно борются с ремонтом на стороне, как максимально усложняя конструкцию устройств, делая ее практически непригодной для ремонта, так и закручивая гайки в плане поставок запчастей. Поживем — увидим.
iAndroid, Ну, например, у Galax'ей края крайне неудобные — телефон неудобно держать, так ещё и скользкий зараза.