Привет.
На дворе девятнадцатый век, который можно назвать просвещённым временем. На глазах зарождаются новые экономические отношения, купцы и фабриканты строят фабрики, города получают новый толчок в развитии, их рост во многих странах можно назвать неконтролируемым. Меняются не только экономические отношения в обществе, впервые деньги появляются у новых социальных групп, и их представители становятся заказчиками услуг и товаров, ранее доступных только аристократии. Например, художники получают заказы на картины от буржуа и купцов, тех, кто заработал свои деньги на торговле. Можно сказать, что портрет как отображение статуса владельца завоевывает новые аудитории, начинается движение этого продукта сверху вниз. Но расширение аудитории происходит не за счет уменьшения стоимости портретов, а благодаря появлению денег у новых социальных групп, на которое накладывается необходимость не просто их тратить, но подтверждать свой социальный статус. На излете века тенденция, которая появилась ранее, привела к появлению меценатов и купеческих династий, собирающих произведения искусства. Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Савва Морозов и десятки других имен — люди, что создали огромные коллекции искусства и в буквальном смысле поддержали художников по всей Европе, а не только в России. Третьяковская галерея остается изумительным собранием картин, легко может потягаться с любым мировым музеем, и за это нам нужно благодарить тех самых купцов-меценатов.
В петербургском Манеже прошла выставка портретов “Зерцало”. Много купеческих портретов, как семейных, так и одиночных. Светлана Зенина, куратор выставки, говорит: «Перед заманчивым зеркалом живописи проходили чиновники, военные, провинциальное духовенство, купцы с письмами и купеческие жены в шалях, провинциальные дворянки в чепцах, дети и почтенные старики. Их “отражения” множились и оставались в домах, присутствовали в жизни новых поколений, время разлучает их и собирает снова – в стенах музеев или на выставках. Попадая в новую реальность, в иные контексты, они по-прежнему притягивают к себе взгляд, чтобы надолго остаться в памяти».
Из описания выставки: «В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе».
Бродил по выставке и ловил себя на мысли, что портреты порой формальные, представляют человека величавым, подчеркивают его достоинства. Нет игривых портретов, нет отражения реального человека и его сути — это всегда некий образ, который построен по желаниям заказчика. В середине XIX века массово распространяется фотография, вначале это были дагерротипы. Мне стало интересно сравнить стоимость изготовления портрета у художника и цену фотографии. Решил изучить вопрос, чтобы понять, кому были доступны портреты и существовала ли тогда экономическая конкуренция между двумя этими типами отображения людей.
Лучше всего задокументированы траты российских императоров, давайте посмотрим на портрет Жуковского, написанный Карлом Брюлловым в 1838 году. Художник уже получил прозвище “Великий Карл”, за плечами монументальное полотно “Последний день Помпеи”, за которое Анатолий Демидов заплатил 40 тысяч франков. Работы Брюллова ценились и стоили очень дорого, так, портрет Жуковского продавали на аукционе, сумма – 2 500 рублей. Цена объяснялась необходимостью выкупить у помещика крепостного, обычно вольная стоила 1 000 рублей. Помещик Павел Энгельгардт заломил цену, так как ранее отправил своего крепостного учиться живописи, чтобы тот писал портреты семьи. Тогда таких крепостных художников звали малярами. Любопытно, что мы знаем этого «маляра» как поэта, им был Тарас Шевченко. Запредельно высокая стоимость определялась интересом к судьбе крепостного многих известных людей, включая государя. И помещик получил свои деньги.
Но для нас важно, сколько стоили картины широко распространенные, не имеющие особой художественной ценности. Оценить этот момент можно исходя из себестоимости холста и красок — в среднем стоимость портрета типичного размера упиралась в 10-15 рублей без рамы, которая учитывалась отдельно.
Стоимость аренды квартиры в Санкт-Петербурге составляла около пяти рублей в месяц. В 1863 году Репин приехал в Петербург поступать в Академию художеств, вот что он писал: «Мой хлеб стоил три копейки, а чай — шестьдесят копеек за фунт… “Вот ведь чем можно питаться”, — подумал я… Страх мой перед возможностью голодной смерти отходил». Репин платил за квартиру 5.5 рублей в месяц, это была небольшая мансарда на Васильевском острове.
На протяжении девятнадцатого века стоимость портретов менялась, но можно смело говорить о том, что обычный портрет стоил минимум двадцать рублей. В 1850-е годы крестьянин получал около 25-30 копеек в день на поденной работе. Рабочий был в лучших условиях, у него зарплата составляла около рубля в день. То есть получается, что рабочие могли зарабатывать около 20-25 рублей в месяц, но при условии вычетов в год сумма равнялась примерно 200 рублям. Пожалуй, это наилучшим образом объясняет, почему не только крестьяне и рабочие не могли заказать свой портрет, но и многие мещане не имели для этого экономической возможности. Слишком дорогим оказывалось удовольствие.
Реклама, размещенная в газете в 1850 году фотографом Абади, сообщала следующее: «Снимает портреты ежедневно, от 9 до 4 часов пополудни. Цена за портрет обыкновенной величины с одного или двух лиц, с краскою или без красок, от 3 до 5 руб. сер.».
В то время стоимость ассигнаций и серебра сильно отличалась, курс был плавающим (лажа как слово появилось именно тогда, но значило вовсе не то, что вы могли подумать, а курс рубля на бирже, или лаж). Но условно можно считать, что курс был примерно таков, за один серебряный рубль отдавали четыре рубля ассигнациями. Получается, что стоимость дагерротипа составляла от 12 до 20 рублей! Что можно смело считать сравнимой с портретом того времени стоимостью.
Появление фотобумаги, изменение технического процесса снизили стоимость портретной съемки, уже к 1865 году цена фотографии колеблется от 3 до 5 рублей, но не серебром! В широкой продаже появляются портреты известных людей, они пользуются популярностью и создают новую нишу на рынке. Давайте прочитаем объявление того времени, дано оно фотографом Пановым в 1867 году: «Поступил в продажу фотографический портрет Ивана Сергеевича Тургенева, снятый в бытность его в России в марте месяце настоящего 1867 г. Портрет этот вызвал следующее замечание И.С. Тургенева: “Из всех моих фотографических портретов художественнее и выразительнее этого я не имел”. Слова эти дают фотографии смелость и некоторое право обратить внимание гг. почитателей литературного таланта Ивана Сергеевича Тургенева на то, что в фотографии имеются его портреты разных величин по следующим ценам: большой портрет на бристольской бумаге — 5 руб., средней величины — 2 руб., визитная карточка — 50 коп. Здесь же можно получить портреты и карточки других писателей, артистов и вообще известных личностей».
Россия всегда отличалась высоким уровнем цен, до революции средние зарплаты рабочих были выше, чем в большинстве стран мира. С удивлением обнаружил этот факт, он совершенно противоречил пропаганде времен СССР про мир угнетенных. Уверен, что без угнетения не обошлось, но все было не таким мрачным, как нам это преподносили на уроках истории.
Обнаружил любопытное исследование стоимости разных фотоснимков в Австралии, посчитал, что оно хорошо дополнит наши изыскания. Например, в 1845 году дагерротип стоил 21 шиллинг, что было невысокой стоимостью — примерно как неделя работы рабочего. Обратите внимание, что в России расценки того времени были совсем иными. Затем появилась амбротипия, процесс стал дешевле, снимок в 1865 стоил уже в два раза меньше — около 10 шиллингов. Такие снимки часто раскрашивали вручную.
В 1860-е появился коллоидный процесс, он еще больше удешевил создание фотографий, а главное, стало возможным печатать множество копий. Популярность приобрели “визитки”, небольшие фотографические портреты, которые оставляли знакомым и близким. Продавали набор из таких снимков недорого — 12 шиллингов за 12 отпечатков. Фотография становилась массовой.
Весь девятнадцатый век слишком велик для того, чтобы сравнить портретную живопись и фотографию, но можно утверждать, что к началу XX века именно фотография стала вытеснять портреты, так как ее стоимость неуклонно снижалась, в то время как цена портретов оставалась высокой — тут и себестоимость холста, красок, и труд художника, и необходимость долгого обучения. Для фотографии таких препятствий просто не существовало, и цена отпечатков постоянно падала. Но прорыв в фотографии все-таки произошел тогда, когда она стала доступным развлечением для масс, во многом к этому приложил руку Джордж Истман, в ссылках вы найдете статьи об этом.
Вывод, который мы можем сделать, прост: в девятнадцатом веке фотография и живопись существовали параллельно, первоначально между ними не было острой конкуренции, несмотря на полемику в обществе, когда утверждалось, что художники вымрут, их заменят фотографы. Этого не случилось, более того, долгое время фотографию не считали искусством как таковым, прошли десятилетия до момента, когда ее стали воспринимать и в таком качестве. Любопытно, что многие художники во второй половине XIX века находили подработку у фотографов — они ретушировали снимки, раскрашивали их.
Люди, жившие в XIX веке, должны были иметь много свободных средств, чтобы позволить себе сделать как портрет, так и фотографическую карточку. Падение цен на фотографию расширяло список тех, кто мог себе позволить фотокарточку, но широким явлением это стало только в начале XX века. Вспомните семейные фотоальбомы, наверняка у вас в них мало фотографий из начала двадцатого века, большинство первых фото датируются тридцатыми, возможно, сороковыми годами.
Пример фотографии хорошо иллюстрирует, что технология всегда побеждает ручной труд, во всяком случае, с точки зрения себестоимости, и по мере развития технологии становится доступной в буквальном смысле всем. За скобками оставляю художественное восприятие, то, как мы оцениваем картины и фотографии. Но могу сказать, что сегодня никто не будет спорить о том, что фотография может быть таким же искусством, как и живопись.
Детализация первых фотографий была гораздо ниже, чем у картин. Интересно.
Не совсем корректный посыл "фотография может быть таким же искусством, как и живопись". Фотография как искусство все-таки отлично от живописи, даже если в фотографии используются художественные приемы как в живописи. Существует такое направление Пикториальная фотография — наиболее близкое к живописи с точки зрения художественных приемов, как раз сейчас в Москве проходит выставка в Île Thélème "Пикториализм: монокль". Страсть, физика и светопись. Рекомендую посетить выставку и ощутить мощь фотографического искусства, увидеть отличие от живописи (Питерская школа фотографии, кстати). На выставке 5 моих работ в том числе.
Александр Малкин, Посыл был в том, что фотография — тоже искусство, а не просто технологическое ремесло. Как "кино может быть таким же искусством, как театр".
То, что виды искусства отличаются — очевидно.
Следует учитывать, что ручной портрет:
1. Требует значительного времени на изготовление. В т.ч. утомительного позирования.
2. Не всегда может получиться, т.к. достичь портретного сходства само по себе непросто. А наполнить характером человека — необходимо высокое мастерство, которое стоит дорого.
Фотография же будет достаточно похожа в любом случае и изготовляется за пару дней максимум, что просто нереально для живописного портрета. Правда, большого фотопортрета тогда технически получить было нельзя, а картина может быть на всю стену, т.е. по сути любого размера.
Интересная серия. На первой картинке на портрете купца в синем камзоле художник совершенно очевидно налажал с переспективой, дальняя рука несоразмерно маленькая. Очевидно, многие писатели портретов были ремесленниками без особого обучения и способностей.
Dmitry Mitry, Хочешь перспективы — готовь тыщи и к Брюллову. Но это как с качеством фото на смартфоне. Думаю и такой ремесленный портрет устраивал большинство, особенно купцов.
Me_Ku, Кстати, для человека, толком не умеющего фотографировать, смартфон очень даже хорош. Он производит достаточно серьезную обработку вытягивая тени, и манипулируя уровнями и контрастом, так что фото с смартфона по цвету и контрасту как правило выглядит лучше, чем просто jpeg с зеркалки без обработки.
Что неудивительно, учитывая, насколько вычислительные мощности смартфона превосходят процессоры, устанавливаемые в камерах.
Dmitry Mitry, Когда зеркалки еще были в большой моде, неофиты обычно были крайне разочарованы, т.к. без навыка зеркалка часто снимала даже хуже, чем нормальный компакт.
А сейчас вероятность завалить быстрый кадр на фотоаппарате выше, чем на смартфоне, если это не жесткий спорт вдалеке.
Me_Ku, Смартфон фото для просмотра на экране смартфона/планшета, больше они ни на что особо не годятся. Вчера смотрел обзор айфона 14 Pro на ixbt, качество основной камеры в 12 мегапиксельном режиме по меркам зеркалок дрянь, тянет мегапикселя на 4, а теле это просто настоящий ужас. Я даже не говорю про типичные смартфонные фокусные расстояния 26 мм, с которыми непонятно, что делать.
Вот видео другой разговор. Для видео нужна стабилизация, которая для фото камер обходится достаточно дорого, как по деньгам, так и по весу. Типичный гиро стабилизатор это порядка 20-30 тысяч рублей и кило веса.
Эльдар, хорошая статья, разреши дополнить)
В ссылке декабрист Николай Бестужев открыл для себя непыльный бизнес — стал рисовать портреты местных купцов из Кяхты (а они там были очень-очень богатыми). Вот что про него писал брат, Михаил: «В Кяхте он занялся рисованием портретов. Дело шло вначале туго: все как-то дичились писать свое обличье. Но когда сняты были портреты с двух-трёх модных дам и львов Кяхты, когда все увидели, что на портретах они изображены не только похожими, но даже лучше настоящего, – все как будто вздурились. Мода взяла свое, и брат в короткое время заработал порядочную сумму, потому что обладал даром рисовать скоро и очень похоже». Другой декабрист, Иван Пущин, был конкретнее: «Бестужев пишет портреты, берет за них с купцов от 100 до 300. Кажется можно бы и подешевле брать за свое искусство». И за ссылку Бестужев написал несколько сотен таких портретов. Ну, и пример такого искусства, портрет Александры Наквасиной, жены купца Никифора Григорьевича Наквасина, 1840 год
Сальников Максим, Нет, в тексте же написано черным по белому, сходил на пару выставок, попробуйте читать то, что написано
eldar, Но прочитать же не значит поверить, Эльдар.
Интересная и познавательная статья. Интересно было бы узнать какие источники исползовались.