По аналогии с ноутбуками на рынке смартфонов некоторые производители пытаются экспериментировать, создавая игровые смартфоны.
Откровенно говоря, задача это непростая, так как смартфоны, в отличие от ноутбуков, более стандартизированы и оптимизированы. Call of Duty Mobile можно запустить на смартфоне как за 8 т.р., так и за 148 тысяч рублей. И игровой опыт между двумя смартфонами будет более схожим, чем если бы речь шла про аналогичные ноутбуки. На слабом ноутбуке игра или бы вообще не запустилась, или работала бы в режиме слайд-шоу. Ну а на любом смартфоне каждый пользователь вправе рассчитывать на 30 кадров в секунду, а небольшой экран скроет все недостатки графики. Например, у PUBG mobile есть ультра-разрешение, при котором на поверхности воды даже играют блики. Однако тут прилетало обновление, после которого все настройки сбросились на «по умолчанию». И чего? Только спустя несколько дней я заметил разницу. И то случайно.
Справедливости ради, играть на мощном смартфоне, безусловно, приятнее, так как на бюджетных устройствах нередко бывают лаги, фризы, отзывчивость управления хуже.
Долгое время я был убежден, что геймерские смартфоны – это порождение маркетинга, абсолютно ненужное, так как есть флагманы и лайт-версии флагманов, работающие на самых мощных чипсетах и обладающие шикарными экранами. И, честно говоря, до сих пор считаю, что настоящий флагманский смартфон обязан быть геймерским и уметь делать всё, что умеет игровой смартфон, и даже больше. Но, к сожалению, это не так. Хотя это и бред!
На рынке ноутбуков позиционирование важно, так как устройства сильно различаются. И пользователь вполне может купить себе один ноутбук для поездок, а другой для игр/видеомонтажа. Ведь вряд ли кто-то купит второй отдельный смартфон исключительно для игр? Типа на этом почта и фотографии, а тут я играю. Но маркетинг – штука беспощадная!
Давайте рассмотрим, чем сегодня игровые смартфоны отличаются от флагманских аппаратов.
Table of Contents
- Главные производители игровых смартфонов
- Суть коротко: главные отличия игровых смартфонов
- Дизайн и элементы корпуса
- Экран
- Железо
- Коммуникации и порты
- Уникальные вещи
- Заключение
Главные производители игровых смартфонов
Производителей игровых смартфонов немного. Перечислим их в порядке значимости:
- Apple iPhone. В отличие от макбуков, под которые игр по-прежнему нет, iPhone – это король гейминга на iOS. В iPhone нет никаких игровых фич и свистелок (и формально это даже не игровой смартфон), но, во-первых, других смартфонов на iOS и нет, во-вторых, по производительности фирменных чипсетов Bionic от Apple превосходит любой Android-чипсет. В-третьих, у iPhone самая платежеспособная аудитория, так что до сих пор многие игры сначала выходят на iOS, а некоторые так и остаются эксклюзивами.
- ASUS – самые инновационные (инновации – это не всегда хорошо) игровые смартфоны.
- BlackShark, или правильнее Xiaomi BlackShark, — независимое подразделение Xiaomi, специализирующееся исключительно на игровых смартфонах. Хорошее решение, так как комбинируются собственные игровые наработки с технологиями Xiaomi.
- Xiaomi POCO GT – независимая от Xiaomi смартфонная компании с собственной командой инженеров, «паразитирующих» на наработках BlackShark и Xiaomi. По сути, это как BlackShark, но чуть проще и дешевле.
- Nubia Red Magic – игровой смартфон от ZTE. Вроде и стараются, но как будто не дотягивают. В конце декабря вышел ZTE nubia Red Magic 8 Pro+, надо будет постараться найти на тест.
- Lenovo Legion. Legion – это классные игровые ноутбуки (по мощности, пожалуй, лучшие на рынке). Смартфоны Legion выходят регулярно, но я с ними не знаком, так как их делают для китайского рынка.
- Realme. Время от времени realme выпускает игровые вариации своих смартфонов.
Суть коротко: главные отличия игровых смартфонов
Игровой смартфон предназначен для длительных игровых сессий. Соответственно, все функции заточены на это:
- Эргономичный корпус
- Дополнительные элементы управления и порты на корпусе + дополнительные аксессуары
- Повышенная частота обновления экрана
- Повышенная частота сенсорного слоя экрана (более точное и отзывчивое управление)
- Улучшенная система охлаждения
- Уникальные вещи, заточенные на гейминг: совмещение гироскопа с прицелом, 3D-экран или механические кнопки, на которые можно завязать игровые функции, зарядка в обход батареи и т.д.
- Усиленный вибромотор
Какие минусы у игровых смартфонов:
- Габариты: зачастую игровые смартфоны толще и тяжелее обычных
- Дизайн. Изыски гейминга в виде подсветки, дополнительных экранчиков и прочей детской ерунды. Обычно делается только ради эффекта
- Камера. Игровые смартфоны по цене могут не уступать флагманским. Но камеры в игровых смартфонах обычно хуже
- Цена (вы покупаете смартфон по цене флагмана с камерой среднего уровня – ну такое себе удовольствие)
Дизайн и элементы корпуса
Несмотря на то, что визуально игровые смартфоны могут выглядеть более броско (например, может быть встроена подсветка), зачастую их дизайн более утилитарный. Если флагман пытаются сделать красивым (типичный пример – это iPhone 13/14 Pro с плоскими гранями, от которых пальцы немеют, если держать долго), то геймерский смартфон предназначен для того, чтобы его было удобно держать в руках по 3-5 часов кряду.
Соответственно, в игровом смартфоне зачастую закругленные грани, поверхности из тактильно приятных нескользящих материалов. Впрочем, тот же Asus ROG Phone 6 Pro — исключение: несмотря на матовую спинку, отлично противостоящую отпечаткам пальцев, смартфон получился довольно скользким.
Также, по моим впечатлениям, что у ASUS Rog Phone, что у Xiaomi Black Shark более сбалансированная развесовка.
Пожалуй, главное отличие игровых смартфонов – это наличие дополнительных элементов управления и портов.
Например, у Asus ROG Phone 6 Pro есть второй Type-C порт на левой стороне, чтобы было удобно заряжать смартфон во время игры.
А у Xiaomi Black Shark 5 Pro есть механические кнопки-триггеры.
А если говорить про ASUS, то тут отошли от механических кнопок в пользу ультразвуковых сенсоров на гранях, различающих давление и жесты.
Нередко производитель предлагает докупить к смартфону дополнительные элементы: пристяжной геймпад, кулер или что-то подобное.
В данной сфере самое интересное решение, пожалуй, в прошлом году показала опять же ASUS. Компания представила охлаждающий кулер, совмещенный с элементами управления: по бокам есть кнопки. Возможно, к слову, из-за этого корпус смартфона сделали слегка скользким, так как компания подразумевала, что играть будут исключительно с накладкой сверху. Хотя, конечно, это всё-таки не оправдание.
Экран
Сегодня у всех хороших смартфонов экраны поддерживают HDR10+, Dolby Vision, обладают расширенным цветовым охватом DCI-P3, высокой точностью цветопередачи и соответствующей яркостью. Однако у экранов игровых смартфонов есть два главных отличия:
- Повышенная частота обновления.
- Повышенная частота обработки касаний.
У многих смартфонов сегодня экраны 90 Гц или 120 Гц. У игровых смартфонов нередко встречаются экраны 144 Гц или 165 Гц. Плюс, в отличие от рядовых смартфонов, в игровых повышенная частота обновления работает и в играх. Да, возможно, для некоторых это станет откровением, но зачастую в недорогих аппаратах те же 90 Гц можно наблюдать только в меню, но не в играх.
С высокой частотой обновления экрана, в целом, все непросто. В идеале, во-первых, железо должно тянуть воспроизведение игры с частотой хотя бы 120 кадров в секунду. Во-вторых, разработчики игры должны заложить такую технологию (например, в Call of Duty Mobile больше 60 кадров в секунду получить нельзя, а PUBG Mobile обещает внедрить ультрачастоту кадров в ближайшее время). В-третьих, инженеры смартфона должны разрешить высокую частоту в играх (некоторые оставляют эту функцию исключительно в меню).
Однако для хорошего гейминга (особенно если любите играть в соревновательные шутинги) важнее высокая частота обновления обработки касаний. Стандартные смартфоны, включая многие флагманы, обрабатывают касания с частотой 240 Гц. У более-менее игровых аппаратов частота обновления экрана составляет 480 Гц. Это, например, POCO GT4.
Но у по-настоящему крутых ребят типа ASUS и BlackShark частота обработки касаний 720 Гц. И это действительно заметно в играх. Чёткость и отзывчивость управления значительно повышается, делая игру комфортнее и естественнее.
Наверно, самый быстрый подтвержденный экран у Red Magic 7S Pro. Тут частота аж 960 Гц.
BBK Electronics в лице брендов realme и IQOO экспериментирует с частотой обработки касаний 1000 Гц. Например, такая частота у realme GT Neo3. Однако это пока что больше маркетинг, чем реальность. 1000 Гц частота обработки касаний называется «моментальной» и поддерживается только в определенных играх, а базовая частота обработки касаний составляет 360 Гц. Я не тестировал смартфон. Плюс не смог найти на сайте перечень поддерживаемых игр, так что не знаю, как работает технология.
Железо
С начинкой игровых смартфонов, в целом, всё понятно. Это флагманское или околофлагманское железо. Топовый чипсет и самые быстрые варианты оперативной памяти (LPDDR5) и накопителя (UFS 3.1 или 3.2).
Однако, в отличие от флагманов, в игровых смартфонах не боятся сделать корпус потолще, чтобы поместить в него более мощную систему охлаждения.
У каждого производителя свои изыски. Используются слои графита, графена, испарительные камеры (зачастую их две), различные термопасты и гели и т.д. ASUS вот пишет, что «3300 миллиграммов термопасты Boron Nitride переносят тепло со стороны процессора, противоположной испарительной камере, намного более эффективно рассеивая тепло от чипа и обеспечивая максимальную производительность процессора и графического процессора для стабильной игровой частоты кадров».
А У Black Shark целых 2 испарительные камеры одна под другой для лучшего охлаждения.
А realme использует в конструкции сталь, считая, что она лучше отводит тепло, чем традиционные медные камеры. С одной стороны, физика и химия утверждают другое. И коэффициент теплопроводности меди раз в 10 выше, чем у стали. Но я не инженер, да и смартфон не тестировал. А те тесты на троттлинг, что видел, смартфон с такой системой охлаждения прошел отлично.
В любом случае даже для самых крутых игровых смартфонов дополнительно продают охлаждающие кулеры на корпус.
Коммуникации и порты
В этом пункте лишь кратко отметим, что обычно в игровых смартфонах используются последние версии Wi-Fi, Bluetooth, ставят модемы с повышенной скоростью.
Уже упомянули выше, что в смартфоне могут быть два порта для зарядки. Однако зачастую в игровые смартфоны добавляют и разъём 3.5 мм для наушников.
Уникальные вещи
Игровые смартфоны отличает наличие уникальных функций и технологий. Некоторые из них мы уже упомянули: у многих смартфонов есть механические клавиши-триггеры, а у ASUS — сенсорные зоны на корпусе, чувствительные к давлению.
Другие базовые функции – это разводка антенн Wi-Fi и микрофонов по корпусу таким образом, чтобы пользователь не пережимал их во время игры. Например, у POCO F4 GT целых три микрофона на корпусе, исключающих вероятность, что пользователь заткнет пальцами все во время игры.
Антенны тоже разведены таким образом. Плюс зачастую в смартфонах есть технология, позволяющая одновременно использовать Wi-Fi и мобильную сеть.
Так всё тот же POCO F4 GT может автоматически переключаться на оптимальное соединение между сотовой сетью и сетью Wi-Fi для обеспечения стабильного соединения с сервером.
Однако помимо этих очевидных вещей, есть и другие. Например, для меня открытием стало применение экрана с поддержкой распознавания давления. Такая функция есть у Black Shark 5 Pro. Опция позволяет создать две сенсорные 3D-зоны на экране, на которые также можно завязать любые элементы управления игры. 3D-зона подразумевает нажатие с легким усилием, то есть случайно нажать невозможно. И вот эта тема оказалась суперудобной, особенно в стрелялках, где в пылу боя легко промахнуться мимо наэкранной кнопки в ответственный момент. Зона позволяет стрелять, одновременно водя пальцем по экрану для прицеливания.
Многие производители завязывают гироскоп на управление в играх. Такая функция есть у ASUS, Lenovo, BlackShark.
Другая интересная функция, которая есть и у ASUS, и у BlackShark, это возможность питать смартфон в обход батареи. Интенсивный гейминг приводит к увеличенной нагрузке на батарею, к повышению числа циклов зарядки-разрядки. Производители предлагают поберечь батарею и при длительных игровых сессиях использовать подобную функцию. Помимо заботы о батарее, другой положительный момент – это небольшое снижение нагрева устройства.
Помимо обхода батареи, встречаются вариации в виде медленной зарядки. Это помогает снизить нагрев. Другая опция – это ограничение заряда на определенном проценте. Например, зарядил до 80%, а дальше только поддержание.
Говоря про батарею и зарядку, повторюсь, что зачастую производители или делают дополнительный порт питания, или меняют формат штекера. Например, у POCO F4 GT вот такой загнутый Type-C. Производитель говорит, что с ним удобнее держать смартфон во время игры.
Ну и, завершая тему зарядок, хочется отметить, что использование двух батарей в смартфонах изначально пошло от игровых смартфонов. Инженеры искали варианты, как снизить нагрев при быстрой зарядке.
Заключение
Несмотря на то, что смартфоны ASUS, BlackShark или Lenovo визуально радуют глаз, всё же хотелось бы, чтобы производители опционально делали варианты и в простом строгом дизайне без RGB-подсветок и вторых экранов. В принципе, вариант BlackShark более-менее устраивает, но можно ещё строже!
Учитывая, что последние чипсеты (особенно от Qualcomm) довольно горячи, сама концепция сделать смартфон потолще, чтобы он был похолоднее, мне нравится. Но, к сожалению, у большинства игровых смартфонов проседает качество фотокамеры. В принципе, это и понятно, так как, например, у Lenovо даже смартфоны Motorola снимают посредственно. А ASUS никогда не славилась лучшими камерами. Xiaomi же отдаёт BlackShark камеры из T-серии. Это хорошие камеры среднего уровня, но не флагманские.
Очень жалко, что производители флагманов не используют технологии игровых смартфонов в своих решениях. Например, 3D-экран с распознаванием нажатий (как у iPhone был) вообще огонь! Обход зарядки – тоже тема! Особенно если хочешь много снимать видео на смартфон.
Ну и, пожалуй, жалко, что та же Samsung не делает игровые смартфоны. Возможно, если бы делала, то гораздо раньше решила бы все вопросы с перегревом.
"iPhone – это король гейминга на iOS"
Как-то странно звучит, особенно, учитывая, что далее по тексту идёт "других смартфонов на iOS и нет". Возможно, имелось в виду, что iPhone – это король гейминга в принципе?
Последний раз активно играл на портативном устройстве во времена HTC Desire на iPod Touch 2.
Хорошее было время…
У Lenovo Legion ещё была выдвижная камера на боку, чтобы можно было одновременно играть и вешать в стриме (при обычном расположении фронтальной камеры она при игре в стрелялки чаще всего оказывается прикрыта рукой). Да и система охлаждения была с уже встроенным вентилятором, без всяких дополнительных нашлёпок.
А в чем смысл играть на милипиписечных экранах смартфонов в тяжелые игры? На большом экране компа ведь в миллиард раз удобнее и приятнее.
BenderUnit, В туалете малость неудобно на компе играть (
В автобусе/метро тоже ругаются люди, не понимают, что так удобнее.
Mike_Zlozborn, Так убить чутка времени можно и в простенькую игру. Непонятно, зачем нужно непременно играть в тяжелую именно на смарте, учитывая все компромиссы, вместо того, чтобы наслаждаться игрой за огромным монитором дома.
BenderUnit, Стоимость игрового компа сильно выше стоимости смартфона, на котором можно играть даже в тяжелые игры. Ну и смарт точно в современном мире нужен, а вот комп не очень. Так что это второе устройство, которое к тому же дорогое.
Mike_Zlozborn, про облачный гейминг похоже не все слышали …
Пока не введут полноценную поддержку гейпадов в шутерах, фифа, пес и прочих, а не через костыли — играть почти невозможно. Руки неметь и сводить начинает уже минут через 10. Радует что есть хорошие эмулятор PS1 и PS2. Можно вновь погрузиться в RE1,2,3. Сайлент хилл, Метал геар солид и прочие.
Kostyamba, Слышал конечно. Но вот расстояние до сервера в 8000 км. не очень способствует хорошему опыту игры.
Мне кажется странным, почему ни один производитель не сделает кнопки-лепестки на задней части устройства. До вменяемых бамперов-то додумались только году к 2020-му, хотя это решение лежало на поверхности.Просто берем заднюю часть корпуса. Делаем там плоскую кнопку, к ней крепим пластиковый лепесток, который с нажатием и поворотом на 30 градусов убирается/достается из г-образного крепления внутри корпуса задней крышки. Так как элемент потенциально хрупкий, делаем его съемным — поворот еще на 45 градусов высвобождает сам пластиковый лепесток из пазов и позволяет его просто вытащить.Делаем несколько размеров этих самых лепестков — от коротеньких для людей с длинными пальцами, до длинных для детских ладошек.Итого — 4 функциональные механические кнопки (Вместе с бамперами), которые полностью перекрывают потребность в каком-либо геймпаде на смартфоне, ибо хороший сенсорный экран легко заменяет стик.
Gray, Потому что покупателей таких устройств 1,5 человека. Вспоминаем Nokia N Gage и Sony Ericsson Xperia Play
Mike_Zlozborn, Ну, тот же Black Shark отлично продается, да и ROG от ASUS — тоже, с последним вообще частенько вижу не только молодежь, но и вполне взрослых бородатых дяденек и не очень бородатых тетенек.Проблема Ngage и Xperia Play в том что они как смартфон ввиду формфактора были не очень удобными. Описанная же конструкция лепестков никак не влияет на эргономику корпуса. Даже наоборот — хват должен стать лучше.
BenderUnit, Не везде можно с собой взять хотя бы ноут. Конкуренты мобилок тут — Nintendo Switch, SteamDeck. Ну и облачные игры. У мобилок тут проблема с управлением, нужен аппаратный чехол — наэкранные кнопки — ужас, для облачных игр еще и с каналом все должно быть ОЧЕНЬ хорошо.
А что за игра про космос при описании ASUS'ов? Или это какая то их технодемка?
Mike_Zlozborn, в казуалки-то можно и сейчас погонять, Apple Arcade, например, располагает к этому — пара сотен игр, никаких донатных помоек.
Gray, А отлично — это как? Какая у них доля на рынке? 0,00001% ?
Пончик, Нет времени, желания и устройства от Apple )
Mike_Zlozborn, Я думаю, что не меньше чем у камерофонов и защищенных смартфонов. С вашей логикой, рентабельно клепать только младшие Samsung A-серии — ибо самая большая доля на рынке у бюджетных устройств, а флагманы-то что — десяток процентов и то не наберется.
"Но, к сожалению, это не так. Хотя это и бред!" Ты сломал мой моск
"независимая от Xiaomi смартфонная компании" — компания
"Производителей игровых смартфонов немного. Перечислим их в порядке значимости:" — а производители перечислены в пп 2-4, и 6-7, но пп. 1 и 5 указывают на устройства. так устройства перечисляете или их производителей?
"Стандартные смартфоны, включая многие флагманы, обрабатывают касания с частотой 240 Гц. У более-менее игровых аппаратов частота обновления экрана составляет 480 Гц" — так частота обновления экрана или обработки касаний?
Gray, Камерофоны канули в Лету. Защищенные устройства — это как раз по характеристикам в лучшем случае младшие из А-серии Samsung по цене флагманов.
А по доле флагманов — Apple с вами не согласятся )
😤