Идея совместить в одном корпусе компьютер и игровой джойстик витала, наверное, очень давно. В свое время она породила такие хиты как PSP и Game Boy Advance, позже PSP Vita и Nintendo Switch. Но если в мире консолей мощность игрового устройства определяется одним единственным параметром, который диктует официальный производитель платформы, то в мире Windows-игр все устроено иначе. Иначе как анархией это и не назвать весь тот разношерстный курятник, который можно встретить на рынке, как игр, так и устройств. Всегда действует и имеет вес только одно правило – чем мощнее устройство, тем в большее количество игр на нем можно поиграть. Опять же, в мире экосистемы Windows идея портативной игровой консоли до сих пор не развита, на рынке таких гаджетов трудятся редкие компании-энтузиасты, которых можно перечислить по пальцам одной руки. Чаще всего встречаются устройства, которые копируют логику и дизайн ноутбука, в котором вместо стандартной клавиатуры используются кнопки и триггеры от игрового джойстика. Это не очень удобно, но ко всему привыкаешь, что и доказала компания GPD, до си пор верная своим принципам. Со временем GPD тоже перешла к чему-то отдаленно напоминающему PSP. Посмотрев на такой продукт один раз, можно сделать вывод о всей продукцию компании, а также ее конкурентов, усердно клепающих реплики, разного качества и наполнения. Взять, например GPD WIN4:
При диагонали экрана всего 6 дюймов, инженеры GPD умудрились разместить в скромных размерах отличную начинку в виде процессора AMD Ryzen 7 6800U, до 32 ГБ ОЗУ и накопитель M.2 объемом вплоть до 1 ТБ. Не стоит поднимать вопрос об емкости аккумулятора, любой опытный пользователь скажет, что поиграть полностью в автономном режиме на таком устройстве вряд ли получится дольше полутора-пары часов. Да и ценник на подобные устройства раза в два больше, чем на аналогичные ноутбуки. Однако, никто не отменял внешние аккумуляторы, да с ноутбуком и неудобно в маршрутке, электричке или в резиновой лодке на рыбалке. Компания GPD давно присутствует на рынке, и со своих первых шагов пытается завоевать сердца и кошельки любителей поиграть в Windows-игры, но она до сих пор мало известна.
Больше 40 FPS в любой современной игре – мечта мобильного игромана
У подобных Windows-консолей есть явное преимущество, достаточно подключить такую приставку GPD к домашнему монитору, и нужда в стационарном ПК полностью отпадет, как и в любой стационарной-же игровой консоли. У компании GPD и ее коллег нет главного – громкого имени, название компании редко звучит на игровых форумах и других площадках, в тех местах, куда лезут родители, выбирая подарок для ребенка, или для себя. Совсем другая история постигла компанию Valve, которая с самого начала работала с крупнейшим агрегатором игр Steam, что и послужило успеху изделия Steam Deck.
Устройство в максимальной комплектации можно прямо сейчас купить в Москве за 60 000рублей. За эти деньги пользователь получит следующее:
- CPU: Zen 2 «Ван Гог», 4 ядра, 8 потоков, 2,4–3,5 ГГц
- CPU: 8 CU RDNA 2, 1,0–1,6 ГГц
- ОЗУ: 16 ГБ LPDDR5
- Накопитель: Твердотельный, m.2 NVMe емкостью 64-512 ГБ
- Связь: Wi-Fi 802.11ac, Bluetooth 5.0
- Порты: USB Type-C с DisplayPort, разъем для наушников 3,5 мм, microSD (UHS-I)
- ОС: Steam OS 3.0 (Arch Linux, KDE Plasma на рабочем столе
- Экран: 7 дюймов, IPS, сенсорный, 1280 на 800 пикселей (соотношение сторон 16:10)
К экрану было много претензий со стороны покупателей, на фоне современных AMOLED (да и IPS), используемых в планшетах, он кажется выходцем из прошлого. Однако не следует забывать, что консоль Steam Deck из коробки не претендует на универсальность, она не заменит настольный ПК для тех пользователей, которые совсем не знакомы с Linux. Это утилитарное игровое устройство, которое живет в своей экосистеме, а следовательно, сравнивать его имеет смысл только с другими поколениями этого же устройства. Я не уверен, например, что Valve разрешит когда-нибудь устанавливать в свое изделие торрент-клиент, что в большинстве случаев отправит санкционных «запрещалок» в долгое пешее путешествие. Жесткая привязка к сервису Steam – это, пожалуй, главные плюс и минус девайса, что в итоге дает ноль для неопытного и не богатого пользователя.
Тем не менее, успех Valve очевиден. Согласно отчету исследовательской компании Omdia, в 2022 году продажи Steam Deck превысили 1,62 миллиона, а по прогнозам на 2023 год превысят более трех миллионов единиц. Эти цифры, конечно же, не сравнятся с продажами Nintendo Switch, которые в 2022 году перевалили за 122 миллиона штук, но это уже кое-что, это не безликий неудачный стартап, провалившийся на старте продаж и по пути выпивший всю кровь как создателей, так и покупателей.
За цифрами технических характеристик, указанными в начале, скрываются стабильные 30 FPS в игре CyberPunk 2077, которую до сих пор можно считать эталонной для подобных тестов. Это мало для стационарного устройства, но для портативного – просто супер.
Игр для Windows, Steam и Linux предостаточно, на порядки больше, чем для любой игровой приставки. В случае Windows-приставок большинство игр с небольшим периодом ожидания запустится и с карты памяти, если говорить о распакованных играх, называемых на Torrent-трекерах «Portable», что делает такие консоли еще более привлекательными. Спрос есть, а значит подобные устройства будут появляться и дальше, нравится это кому-то или нет.
ROG Ally
В апреле этого года компания Asus анонсировала свой взгляд на игровую мобильную Windows-приставку. Устройство выглядит свежо, не слишком похоже на конкурентов.
На сайте Asus идет обратный отсчет до презентации этого чуда 11 мая, но уже кое-что известно.
Это игровое устройство изначально будет поставляется с полноценной ОС Windows на борту, пользователю не придется возиться с этим. Соответственно, к длинному списку лицензионных игр добавляется еще более длинный торрент-список, что не может не радовать в условиях санкций. Интересно , что находится внутри:
- ОС: Windows 11
- CPU: AMD Ryzen Z1
- ОЗУ: до 16 ГБ LPDDR5
- Накопитель: до 512 ГБ PCIe Gen 4
- Экран: 7 дюймов, IPS, FHD, 120 Гц, 500 нит, время отклика 7 мс
Более подробно мы узнаем после официальной презентации, сейчас же сосредоточимся на главном для игровой приставки – на игровой производительности. Это особенно интересно, так как новые процессоры со встроенной графикой компания AMD представила буквально сейчас. Итак, речь идет о двух новых игровых процессорах AMD Ryzen Z1 и Z1 Extreme. Первый и второй уже засветились в Geekbench.
AMD Ryzen Z1 имеет 6 физических ядер, против 8 в старшей Extreme-версии, более низкие тактовые частоты и более простую графику. Графическая подсистема младшего процессора, скомпонованная на базе RDNA 3 и имеет четыре блока Compute Unit (CU), у старшего богаче, 12 блоков CU, также, как и в процессоре AMD Ryzen 9 7940HS, например.
Пока не известно, какую именно версию процессора компания Asus установит в первую свою портативную игровую приставку. Если Z1 Extreme, то пользователя ждет сплошное удовольствие в любых задачах, если младшую версию – производительность будет на уровне процессора (и его графики) AMD Ryzen 5 7540U. Но расстраиваться рано, так как на сегодняшний день не существует реальных тестов игровой производительности для обоих изделий AMD. Да и непонятно, какое место современная графическая система Radeon 740M (подобная той, что установлена в AMD Z1) занимает относительно остальных, остается ждать. Но в любом случае переход на новую архитектуру, включая переход на более быструю оперативную память LPDDR5, не может положительно не сказаться на производительности.
Rog Ally выглядит хорошо, и обещает отличный игровой опыт. Как всегда, не обошлось без ложки дегтя в эту бочку меда. В данном случае это цена, которая, по слухам, может доходить до 2000 долларов США, в зависимости от выбранной емкости ОЗУ и накопителя.
Что дальше?
Итак, компания AMD впервые за всю историю представила процессоры для игровых приставок как отдельный продукт. И даже приурочила их анонс к выходу первой готовой портативной игровой приставки, ими же оснащенной. Все это похоже на реализацию долгосрочного плана, составленной группой лиц по предварительному сговору. На рынок портативных игровых приставок, и не только портативных, это неизбежно окажет благотворное влияние, как и на его клиентов. Приход к некоему стандарту, который расставит вешки, между которыми могут бегать не только именитые производители, но и малоизвестные компании, должен со временем захлестнуть рынок игровых приставок. На фоне этих событий судьба компании Intel выглядит совсем плохо, кажется, она настолько отстала от паровоза прогресса, что уже вряд ли догонит. На стороне AMD новые процессоры, выполненные по передовым техпроцессам, здоровые амбиции и команда, которая способна их воплотить в жизнь. Это только мое мнение, но кажется, что нигде кроме ноутбуков и стационарных ПК мы, в скором времени, не увидим аббревиатуру Intel. Грустно? С чего бы вдруг?
Заключение
2023 год начался интересно, и не менее интересно продолжается. Производители классических игровых приставок пока еще держатся за старые модели бизнеса, зарабатывая на играх, а не на продаже самих консолей, но неизбежная стандартизация настигнет и их, смывая границы между Xbox и Sony, Nintendo и Steam Deck. В конечном итоге останется только один – некий продукт в виде универсальной игровой платформы, на которую пользователь будет загружать купленные им игры. Но это только личное мнение.
Друзья, при одинаковой цене, вы выбрали бы морально и технически устаревшие портативные консоли Steam Deck и Nintendo Switch, или потратились бы на передовые игровые Windows-приставки?
Лучше бы сразу написали "на правах рекламы", а не несли пургу местами.
> Совсем другая история постигла компанию Valve, которая с самого начала работала с крупнейшим агрегатором игр Steam, что и послужило успеху изделия Steam Deck.
Во-первых, Valve — это и есть Steam. Точнее, наоборот.
Во-вторых, "послужило успеху" Steam Deck'a совсем не это, а то, что стимдек продаётся за 350-400$. В то время как конкуренты стоят от 1000$. Железо, поддержка и т.п. тут тоже очень важны, но они вторичны на фоне цены.
> Я не уверен, например, что Valve разрешит когда-нибудь устанавливать в свое изделие торрент-клиент
SteamDeck — это полноценный компьютер. Valve никак вас не ограничивает в установке программ и игр. Браузеры, офисные пакеты, торрент-клиенты, виртуальные машины — ставь что хочешь.
> цена, которая, по слухам, может доходить до 2000 долларов США
Это то, что убивает всех конкурентов стимдека. Valve может себе позволить демпинговать, они живут за счёт Steam'a. Продал больше стимдеков — получил больше покупок в стиме и отбил убытки.
А всякие там gpd не могут себе этого позволить, они должны зарабатывать на продаже девайсов.
Потому ждать, что у асуса будет количество продаж, сравнимое со стимдеком, не стоит. И это я молчу про странные решения, типа экрана в 120 герц и т.п.
Antares, Стимдек и т.п. — это не метрошное устройство. В крайнем случае — в самолёте поиграть, если розетка под рукой.
А вообще это домашний диванный девайс. И лично меня он вернул в игры. На компе последние годы было играть лениво, предпочитал валяться на диване с планшетом. А стимдек позволяет валяться на диване с ПК-играми. 🙂
На счёт виты — имеет смысл, только если вам интересна библиотека самой виты.
Ибо PS+PSP сегодня на любом тапке эмулируется, а вот с эмуляцией Vita ещё всё сложно.
Ребёнку, впрочем, достаточно того, что на ней есть майнкрафт. 🙂
Lecron, Если бы ещё были на смартфоне нормальные игры… Всякие таймкиллеры на пять минут — это совсем не то, что предоставляют игровые консоли. Потому, на мой взгляд, смартфоне не конкурент, а только дополнение к консолям.
Непонятно, зачем эта игровая хрень нужна. На ходу проще поиграть на смартфоне. Дома лучше за большим экраном, т.е. за полноценным компом.
При таких ценах, я играю на компе в эмуляторы денди и сеги.
aikr, а как решаете проблему с Стиме с оплатой на русском аккаунте?
А мне нравится идея! Еще бы в форм-факторе крошечного ноутбука сделали приставку — вообще был бы кайф!
Antares, А это проблема? 🙂
Когда как. Чаще всего подарком с казахского аккаунта игру приобретаю — так дешевле, плюс некоторая запрещёнка проходит. Если не получается дарить, но хочется на основном аккаунте игру иметь — то киви, пэйбери и т.п. сервисы пополнения.
На крайний случай — покупка на тот самый казахский аккаунт и расшаривание игры.
Поручикъ Ржевскій, Так делают же, gpd упомянутый. Win Max, к примеру.
aikr, Да понятно, что не совсем проблема. Просто на примере того же Callisto Protocol, в Стиме сейчас он за 3.5тр, и на авито диск для плойки примерно в те же деньги. Пожалуй, куплю диск, так надежнее)) Я тоже за портативность, но всё же эти устройства очень дорогие, не все купят для себя или ребёнка игрульку за 30-50к, которую легко разбить/потерять/украдут или отожмут в школе. Нужна какая-то новая PSP с хитами за 15к
aikr, что Вы такое говорите! Сейчас любители быстро нажимать на экран мужскими пальцами, заслоняя половину картинки, будут Вам доказывать, что только за играми на Android и iOS будущее))
Antares, Они же любители много донатить или ждать, пока "машина заправится".
Я тут на днях ставил какую-то игрушку, которая рекламировалась как ненапряжная аркада-раннер (topwar вроде). В итоге оказалось там строительство базы с автобоями, где весь игровой процесс состоит в сборе бонусов и отбивании от предложений задонатить. А потом ждать, пока ресурсы восстановятся на сбор бонусов.
Редкие интересные игрушки редки. У меня стоят только злые птицы, puzzle quest и мини-метро (и последнему на телефоне тесно).
BenderUnit, Играть в то что на смартфоне — не пойдет. Вот тут кстати у Valve преимущество — смотрим внезапно на то какие у них джойстики и как в Steam поддержка. Основной конкурент тут не смартфонные игры а (внезапно) Steam Link(+стриминг с компа) либо облачные игровые сервисы + джойстики вроде GameSir X2(телефон крепится внутрь и по сути получается нечто вроде Steam Deck) . Но тут нужен нормальный интернет.
Antares, Опустим тот факт, что каллисто протокол вообще не надо покупать. 🙂 У эпиков он, кстати, 1300 стоит, по-моему (базовая игра).
Диск, конечно, надёжнее.
Устройства дорогие — потому стимдек и взлетел. Потому что 350$ — это нихрена не 1000$
На счёт ребёнка и школы — телефоном обойдётся. Или выдать китайскую консольку на андроиде за 100$, типа retroid pocket, если уж так хочется отдельное игровое устройство.
Стимдек, как уже сказал — девайс диванный. Таскать с собой — слишком крупный, тяжелый, да и батарейка на всяких киберпанках долго не живёт. Другие устройства компактнее, но не могу сказать, что глобально.
Новой PSP пока не предвидится, в этом диапазоне сегодня могут играть только телефоны и консоли-эмуляторы-стримеры. Сонька вон анонсировала что-то портативное — но там будет стриминг с PS5, если я правильно понял, самостоятельно играть нельзя будет.
На таких устройствах каждую игру нужно внимательно настраивать, балансируя по производительности и графике, в первую очередь потому что батарея может разряжаться менее чем за 2 часа, а вентиляторы могут банально не справится с охлаждением. Это не тихие устройства. Кажется, что чем меньше корпус, тем быстрее нужно гонять воздух, так что меньший корпус, чем у steam deck, вряд ли будет преимуществом. В целом, не очень верю, что чем мощнее начинка такого устройства, тем лучше опыт игры. Ну и по сценариям использования: на пляже всё равно не поиграть ни в свитч ни в дек, потому что яркое солнце не даст ничего увидеть на этих экранах. Качество стиков джойстика выходит на первое место, но как ни странно именно на нем производители и решают наколхозить и удешевить. Смотрю, Асус сделал какие-то странные малюсенькие стики, в то время как у дека видно, что пальцу удобно и он не будет болеть после игры.
Портативные приставки ушли в прошлое…
Но вроде только вчера были новости про ценник в 700 USD на странице BestBuy, откуда уже 2к?
А ещё в cпеках скобки, которые забыли закрыть. И что такое «Plasma на рабочем столе»?))
>в выходные лучше всего не тратить время на просиживание штанов перед экранами, а отправиться на природу и увидеться с друзьями.
Потные электрички и плотные пробки ждут вас. Главное не перепутайте.
aikr, крайнее, что было достойно игры на телефоне — Walking Dead The New Frontier. 10-15 минут в транспорте обычно хватает доиграть до следующего автосейва. Тыкать в телефон пальцами уже лень. Судоку еще можно, но там тоже рекламы немеряно, и высаживает батарею быстро.
Такое ощущение, что автор либо никогда не пользовался мобильными платформами, либо вводит читателя в заблуждение.
>Не стоит поднимать вопрос об емкости аккумулятора, любой опытный пользователь скажет, что поиграть полностью в автономном режиме на таком устройстве вряд ли получится дольше полутора-пары часов. Да и ценник на подобные устройства раза в два больше, чем на аналогичные ноутбуки.
Именно емкость аккумулятора, а точнее время автономной работы устройства, а также ценник являются определяющими показателями устройства. Асус обещал выпустить свою платформу по цене ниже 1000 долларов (что может означать 999 долларов за младшую модель), но не указал ни цены, ни времени работы в разных режимах или при игре в конкретные игры с конкретными устройствами. Значит, гордиться здесь нечем, иначе это бы как козырь сразу выставили бы на показ, чтобы люди ожидали не Нинтендо Свич 2/Про с современным графическим чипом и Стим Дек 2 с пониженным энергопотреблением, а устройство от Асус.
Мобильное устройство хорошо именно своей мобильностью и даже в самолете/поезде/метро/автомобиле/на диване использовать Стим Дек или Свич с внешним аккумулятором было бы крайне неудобно. А продолжительность работы Деки в составляет от часа-полутора на средне-низких настройках современных серьезных игр и до четырех-шести на играх с простой графикой. Вторая Дека обещает быть еще более энергоэффективная, так что ждем автономность еще лучше.
И, само собой, сегодня ценник в 800+ долларов за мобильное устройство, если только оно не будет выделяться выдающимися характеристиками по производительности и/или автономности, похоронит консольку уже на момент ее выхода на рынок.
aikr, да, зачетная тема)
Не особо слежу за этим сегментом, но каждый раз когда вижу, что-то типа GPD Win Max или GPD Win 4 — глаза сами собой загораются. Но габариты (не мобильные), цена и весьма скорая необходимость в замене из-за роста требований взрослых «оконных» игр быстро охлаждают пыл.
С теплотой вспоминаю свою NVIDIA Shield Portable. Когда купил, то сразу тряхнул стариной и прошел на ней Half Life 2. Потом Doom 3. А потом открыл для себя GeForce NOW и сжигал свой безлимит в Fallout 4. Благо мегафон тогда уже научился раздавать интернет без урезания скорости.
В связи с чем вопрос: неужели выигрышнее продавать такое, а не подписку на доступ к серверам, где можно запускать любые игры? Да, тем кто играет на настольных компах — неудобно. Пинги там всякие, 1000 фпс не будет и т.д. Но в портативном-то гейминге на шести с половиной дюймах?
На последний вопрос ответил бы — Switch. В качестве аналога приведу Play Station и PC. На «плойке» играть одно удовольствие. Большой телек, диван. Разово купив PS4 на самом старте продаж до сих пор легко играется во все, что выходит. Думаю в портативном сегменте все аналогично. Стопроцентная оптимизация на Switch и непонятно что на windows-приставки.
Денис Чернявский, ну ладно, по факту то зельда на вите же?)) Согласен, пример был так себе. Uncharted же не по стримингу?)
aikr, Полез гуглить…. СТОТЫЩЬ!!!! =)))
Mikhail Volkov, Стабильный доступ к серверу — очень хрупкое условие. Рррраз… и карета превращается в тыкву. Есть прикроватные устройства, а такая приставка похоже будет придомашней.
Разумнее идти в сторону док-станции в виде геймпада, превращающей любой флагманский смартфон в портативную консоль и адаптацию игр под эту связку. А то сейчас такие накладные геймпады есть, а толку нет. Игра-то все равно мобильная, в первую очередь заточенная под тач.
Lecron, нууууу не знаю. А в чем этот «Ррррраз и в тыкву» заключается? Большой разницы между игрой в дороге на портативной консоли и смартфоне — нет. Если, конечно, мы не берем «три в ряд». Игровые смарты сейчас нужны для аренок типа фортнайта, фри файр, пабг и т.п. Там интернет нужен, как воздух. И соответственно его падение — беда. Здесь же картинку с сервера слать на не самое большое разрешение. Сам когда играл в Fallout 4, где картинка стримилась черт знает откуда (gfn тогда еще и в проекте не было) и то вполне себе было играбельно. Не прям топ, но для небольшого экранчика и не слишком динамичных сцен — вполне. Так что интернет и там, и там нужен. Вот только для той же бесплатной геншин серваки есть (наверняка, не в РФ) и не тупят, а здесь значит для кардинально меньшей аудитории желающей играть в компьютерные игры на консльке с абоненткой для облачных игр в 1000 руб./месяц их не найдут?
Асус вроде по 700 будет. Естественно нужна винда с ломаными играми
Mikhail Volkov, Кроме MMO есть игры сингл-плеер. На устройстве можно иметь несколько. В случае проблем сети, переключиться на допустимые. Итог: или одна, или другая. С облачным геймингом, план Б отсутствует. Или играю, или нет. И как не крути, трансляция картинки требует лучшей сети, чем обеспечение MMO.
Плюс, геймпадной док-станцией снимается самый главный вопрос: зачем дублировать железо? Модем (с тарифом), экран, мощный проц, скоростная память — зачем все это в двух экземплярах?
Mikhail Volkov, К сожалению санкции очень непредсказуемая штука. Лучше локальные игры, так спокойнее.
Alevandr.Noskov, как показывает практика в нынешних реалиях большинство коммерческих компаний старательно ищут возможности оставить больше «бэкдоров» для обхода этих ограничений. Турецкий аккаунт в PS и казахстанский счёт в киви-кошельке, например.
Но мысль ясна, спасибо.
Antares, в ластафасе и дейсгоне камеру шатает в режиме прицеливания. В ластафасе можно прокачать "трезвый прицел", тогда да, прям как на компе играется.
С другой сторны, кривая стрельба с джойстика работает на атмосферу. Помню, на хуящике играл в FC:Primal и там реально было тяжело целиться из лука, чтобы хоть в кого-нить попасть — заставляет себя почувствовать слабым куском мяса.
Bassist, ну, стрейфить никто же не запрещает, другое дело что с патронами туговато. В принципе, из всего оружия там можно оставить огнемет и коктейль Молотова, а стрелковое нужно только для начала игры.
Antares, ну фиг знает. Я играю на Grounded, и там не то, что мусор, а просто всякую грязь приходится собирать. Патронов хватает сильно впритык, и только если хедшотить.
Кстати, игра, похоже, не вознаграждает за экономию патронов. Если у тебя их нет, они начинают вываливаться из врагов.
Antares, Анчартед это анчартед. А Зельда — по стримингу.
Bassist, Да понятно, я ж говорю — каждому свое. Игры то почти везде одинаковые. Кроме смартов. А свич то чего пылится, на него как раз много годноты выходит! Или пройдено уже все?
Bassist, Марио не зашло — вопросов нет. Зельда слайд-шоу? Ну это вы мягко говоря, преувеличиваете. 30фпс там вполне себе держатся. Но да, если вам экзы Н не заходят — привлекательность свича конечно резко падает. Однако, я вот часто слышу что на Деке играют в пиксельную индюшатину. С таким свич справится, и будет легче, компактнее и дешевле.
Lecron, А что вы думаете делают на этих всех свичах? Биток майнят? Понятно что в странах СНГ он наименее распространен из консолей, в виду наших исторических особенностей, и уровня экономического развития. Но это не значит что он в мире нафиг никому не нужен. Нужен еще как.
Kip_Thorne, дык его надо включить, сесть за стол. А можно на диване удобно под пледиком гонять в Соника. Мммм кайф!
dim.ob, Так, он и не выключается никогда. Ну, можно за стол, но, был бы беспроводной геймпад, можно было бы и с дивана
Некий продукт в виде универсальной игровой платформы, особенно портативный, миру не нужен.
Bassist, Плойка 4 и ящик один были доступны за 3 года до Свитча и 4 года после. И обеих Свитч обогнал. И уже можно сказать, что и ящик икс нервно курит.