#291. Google обяжут продать Android и Google Chrome

Table of Contents

Короткой строкой

Всякое новогоднее

Всем привет.

Новый год приближается, в этом году снегу в Петербурге и Москве навалило по колено. На днях с умилением смотрел, как подростки в кроссовках и c оголенными щиколотками перебираются сквозь сугробы рыхлого снега, жалобно поскуливая. Уж не знаю, когда мода на голые щиколотки появилась, но ей уж никак не меньше 10 лет.

Некоторые бренды присылают новогодние сувениры. Подумал, что уже второй год самый эстетичный подарок делает HUAWEI: фарфоровые игрушки на елку от «Фарфоровой мануфактуры». У производства множество тематических серий: от автомобилей и кораблей до фруктов и зданий. И даже есть фигурка «Конь в пальто». Игрушки изготовлены вручную с надглазурной и подглазурной росписью.

В этот раз прислали снеговика и ракету «Восток», и космический корабль натолкнул на мысль, что хочется почитать какую-нибудь уютную фантастику. И «сон в руку», в подкасте «Отвратительные мужики» (всем жутко рекомендую) услышал про фантастический роман Стругацких «Страна багровых туч» и понял, что не читал. Даже удивился, как так вышло. Зашел в библиографию и понял, что не читал ничего, что написано раньше 1963 года.

Начал читать и провалился, потому что это очень хорошо. Когда делал подборки книг, рассказывал вам про Энди Вейера, который написал «Марсианина» (про то, как Мэтт Деймон застрял на Марсе), «Артемиду» (про то какой могла бы быть лунная колония) и «Аве Марию» (путешествие на космическом корабле). Книги Вейера привлекали тем, что у него очень прикладная фантастика, больше похожая на руководство к действию. В «Стране багровых туч» такого уровня проработки, конечно, нет, но роман, опубликованный в 1959 году, читается абсолютно актуально и в конце 2024 года. Книга рассказывает о том, как земляне осваивают Солнечную систему и отправляются на Венеру, где, судя по полученным данным, находятся высокие залежи урана. В книге есть ряд допущений в угоду развитию сюжета.

Вот на таком корабле летели космонавты. Спасибо за визуализацию!

Книгу всем горячо рекомендую. Прекрасная фантастика, которая уютно читается за вечерним чаем. Я читаю в приложении «Яндекс Книги», которое, кстати, подвело итоги года. Мне кажется, что «Яндекс» приукрашивает действительность, чтобы я оплачивал подписки, потому что «Яндекс Книги» у меня не основное приложение для чтения.

Про Microsoft Edge

Пользуюсь браузером Edge на всех своих устройствах: ноутбук, смартфоны на Android и HUAWEI. И хочу подсветить пару моментов, про которые, возможно, не все знают.

Edge Drop — это самый простой способ для передачи файлов, если на браузере выполнен вход в Microsoft-аккаунт. Скинул в Drop, и эти файлы доступны на любом устройстве, где установлен Microsoft Edge.

Edge на смартфоне Android поддерживает расширения. А Google Chrome пока что отстает в этом плане. У меня есть несколько расширений, чтобы читать всякие разные сайты и делать заметки.

Ну и, в-третьих, на ноутбуках с Windows браузер Edge уже стабильно несколько лет показывает лучшие результаты в плане работы от батареи, давая примерно на 1 час больше, чем Chrome. А самый энергозатратный (субъективно) — это «Яндекс Браузер».

Крестовый поход против монополий

В последние пару лет наметился тренд на демонополизацию рынка. Иски против Google, Apple и Microsoft летят со всех сторон. Достается всем. Так, в Европе приняли законопроект о цифровых привратниках. Так назвали компании, которые затрудняют сторонним разработчикам доступ к экосистемам. Например, согласно этому закону, Apple обязали разрешить альтернативные магазины приложений. Компания со скрипом дала добро. Медленно, но история набирает обороты. В Норвегии появилось стороннее приложение для оплаты, которое можно использовать вместо Apple Pay. Называется оно Vipps. Это чуть больше, чем просто платежное средство. Vipps позволяет отправлять и получать деньги, а также совершать онлайн- и офлайн-платежи. Причем действует в Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. Российским пользователям iPhone очень надо такое приложение, чтобы можно было платить со смартфона картами «Мир».

Другие страны и вовсе занимаются прямым вымогательством. Например, Apple сейчас находится в процессе спора с целой страной. Правительство Индонезии запретило продавать линейку iPhone 16, пока та хотя бы на 40% не локализует производство айфонов внутри страны. Для этого компании нужно открыть завод внутри страны. И в целом правительство Индонезии рассуждает правильно: какая-то иностранная компания продает дорогие телефоны, а все деньги забирает себе, не внося никакого вклада в экономику страны. Apple предложила инвестировать в экономику Индонезии 100 млн долларов, но чиновники считают, что честная сумма — это минимум миллиард. Тим Кук пока что задумчиво чешет затылок. Для справки: старые модели iPhone продавать по-прежнему можно, потому что Apple ещё в 2018 году в стране организовала академии, в которых желающие могут научиться программированию под iOS. Теперь Индонезия хочет большего.

Microsoft тоже регулярно попадает в заголовки новостей. С конца ноября местная ФАС в США оценивает Microsoft на предмет монополизации рынка. Забавно, что аналогичным делом занимается и Евросоюз. США считают, что Microsoft злоупотребляет своими приложениями для продуктивности, то есть, проще говоря, навязывает всем Microsoft Office и облачные сервисы на базе Azure. Я, к слову, считаю, что так Microsoft и надо. Если бы офисный пакет компании был менее популярным, другие офисы – OnlyOffice, LibreOffice, «Мой Офис» – активнее бы развивались, стали бы лучше, и я бы смог ими пользоваться бесплатно. А так я был вынужден через хитромудрые схемы покупать подписку Microsoft Office, потому что он лучше всех и всем комфортно работать.

Но, пожалуй, самые интересные события сейчас происходят с Google. Компания годами платила всем значимым игрокам рынка, чтобы они делали поисковую строку Google поиском по умолчанию. Ради этой задачи Google создала даже целые операционные системы: Android и ChromeOS. Чиновники здраво рассудили, что подобное приводит к монополизации рынка, и начали действовать, подав обращение в суд.

Помимо того, что министерство юстиции хочет заставить Google продать браузер Chrome, в ноябре оно заявило, что компании надо запретить заключать эксклюзивные соглашения на установку Google в качестве поисковой системы по умолчанию. А ещё судья должен заставить Google делиться результатами поиска и данными с конкурентами в течение десяти лет, чтобы тем было проще конкурировать. Дальше — больше: ещё Google должна избавиться от всех долей в компаниях, занимающихся искусственным интеллектом, в которые она инвестировала, поскольку искусственный интеллект может способствовать развитию поиска. Google должна перестать навязывать Google-сервисы в Android-смартфонах, а если не хочет, то пусть вообще продаст Android.

У Google есть срок до 20 декабря, чтобы предложить суду свое решение проблем. Причем для Google ситуация крайне болезненная, так как кардинальным образом меняет бизнес компании. Попутно это повлияет на всех. Например, Apple и Samsung крайне огорчатся, что Google не будет платить им по несколько миллиардов долларов в год за право устанавливать свою поисковую строку.

Вызывает вопросы и указание продать наработки в сфере ИИ, потому что это прямой удар по основному бизнесу компании. Уже сейчас поисковая строка выглядит несколько устаревшей на фоне поиска с функцией ИИ.

С одной стороны, поход против монополизации мне не нравится. Как пользователь я получаю удовольствие от того, что могу комфортно пользоваться Google-аккаунтом везде, что Microsoft Office работает и на Huawei, и на Android, и даже на Windows 11 Pro. И все уютно и привычно.

С другой стороны, подобная демонополизация рынка крайне важна. Если посмотреть историю IT-компаний то начиная с 80-х лидеры рынка постоянно менялись: операционные системы, офисные пакеты и прочий софт постоянно ротировались. Каждые несколько лет на рынок выходил новый игрок, который предлагал кардинально новую или улучшенную технологию.

Современные IT-компании решают эту проблему в древнегреческом стиле. Если помните, то Кронос поедал своих детей, так как ему было пророчество, что один из них его убьет. Поэтому Apple, Google, Amazon, Facebook*, Microsoft и прочие занимаются тем, что пылесосят рынок, скупая все перспективные стартапы. Если посмотреть статистику, то окажется, что Apple в среднем каждый день покупает по одному стартапу. И даже сами топ-менеджеры Apple признают, что у них в шкафах спрятаны сотни продуктов и технологий, которые никогда не увидят свет. Такие технологии, например, могли купить, так как потенциально они могут создать угрозу продуктам Apple.

В результате мы имеем рынок, который развивается гораздо медленнее, чем мог бы. Если смотреть на развитие категории смартфонов, то нам уже пора переходить на какую-то новую технологию, но ее нет. Зато есть смартфоны, которые 3 млн баллов в тесте AnTuTu v10 выдают. Какие-то умные очки нам показывают, но сами компании не горят желанием их активно продвигать, потому что этот продукт подразумевает переформатирование рынка и другой подход к потреблению контента.

Если на рынок будет проникать больше новых компаний, то это в конечном итоге даст больше свободы и комфорта пользователям. Однако сами пользователи могут стать препятствием. Людям лень искать лучшее решение. Им нужно такое, которое привычно и удовлетворяет их потребности. Зачастую такое решение может быть даже не самым эффективным. Например, на рынке существует больше десятка поисковых систем, но я в основном пользуюсь двумя – Google и «Яндексом». Хотя иногда ещё заглядываю в DuckDuckGo и другие поисковики, когда понимаю, что тот же Google в силу законодательных ограничений не сможет выдать мне нужный результат. При этом, например, в Европе сейчас есть два собственных поисковика: Qwant и Ecosia. У обоих доля рынка на уровне статистической погрешности. В чем причина? Во-первых, качество поисковой выдачи хуже. Но главная — в том, что всем привычен Google.

Хороший пример борьбы с инертностью пользователей виден сейчас в России. YouTube замедлен, народ активно гонят в «VK Видео», RuTube, «Платформу» и прочие, но пользователи по-прежнему в силу привычки предпочитают YouTube.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх