Привет.
У меня нет осенней хандры, жизнь бьет ключом, иногда даже не по голове. Оглядываюсь вокруг и понимаю, как наслаиваются разные события в одну канву, более того, в разных уголках мира одни и те же тенденции, разница в восприятии, используемых инструментах. Этакая местная специфика, но канва одна и та же. Про такие ассоциации в происходящем мы и поговорим, хотя казалось бы, где современное искусство и рынок телекома, а также запреты разных сервисов. Но сходства намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Выпуск получился большим и в чем-то не совсем типичным, позволил уйти немного в сторону от привычного изложения. Не ругайте меня за это сильно. Поехали!
Table of Contents
- Искусство, цензура и что роднит нас с чиновниками. Смотрим на мир вместе
- Переполох среди разработчиков ядра Linux
- Зачем запрещать SpeedTest, как Discord и другие сервисы отвечают РКН
- Про часы на руке, пиджак и рубашку
Искусство, цензура и что роднит нас с чиновниками. Смотрим на мир вместе
Любой незнакомый город интересен тем, что мы узнаем его кусочками, словно собираем пазл, когда отдельные маршруты складываются в одну картинку. Соберите разных людей, попросите описать один и тот же город, маршруты в нем, и вы получите очень разные рассказы, в которых точками пересечения станут только знаковые места. Например, в Москве к таковым можно отнести Красную Площадь, Сити и так далее. Но даже здесь вы встретите разночтения, когда каждый будет строить свой маршрут по знакомым, хорошо известным точкам, считать, что и для вас они хорошо известны. Ничто так не выдает приезжего как упоминание Красной Площади в качестве ориентира или места встречи, столичные жители избегают площади, наводненной туристами, периодически закрываемой для разных мероприятий и не очень удобной для встреч. Выбираются точки вокруг, что хорошо могут описать маршрут или место встречи, это может быть ГУМ, здание исторического музея, Гостиный двор или что-то иное. Полагаемся мы на точки, которые связаны с нашими интересами и восприятием окружающего мира. И здесь можно найти любопытные пересечения и аналогии с информационным потоком, в котором мы живем, когда в нем задают или наоборот стирают ориентиры, пытаются переформатировать наше восприятие окружающей действительности.
На ярмарке современного искусства Cosmoscow, что проходила несколько дней в Москве, у меня случилось несколько любопытных встреч и разговоров, дополняющих размышления, что неотступно преследуют меня в последние месяцы. Попробуем вместе собрать эту мозаику, чтобы получить из осколков кусочек картины. Ничуть не претендую на всеобъемлемость полученного изображения, конечно, его можно расширять до бесконечности, а также иметь разный угол зрения.
Разница между VIP-билетом и обычным стала понятна сразу же, по очереди в гардероб выставочного центра «Тимирязев», что открылся совсем недавно. Расположен он неподалеку от станции метро Петровско-Разумовская, выглядит как набор современных пространств для выставок любого уровня. Если абстрагироваться от окружающей действительности, забыть про панельные дома серого цвета, что выглядят как ободранные кошки, позабывшие лучшие годы своей жизни, то все ничего.
Контраст светлого здания и серых панелек бьет по глазам, хотя пройдет несколько десятков лет и серость охватит и «Тимирязев». Посмотрите на юго-запад Москвы, район Университета и дальше, он строился в СССР как научный кластер, где собрались различные учреждения, и архитектура многих зданий совпадает с тем периодом, они не лишены изящества. Но потрепаны временем и воспринимаются нами как реликт ушедшей эпохи, что привычен в окружающем пространстве. Чередование таких зданий с жилыми домами сделало эти районы совсем другими, новая архитектура скрадывает пространство и значение построек для академий, НИИ и тому подобного. Их белизна потускнела от времени, а художественное оформление выпало из контекста. Они пожухли, сходство между ними и жилыми панельками определенно есть в цвете, что многими воспринимается как знак равенства. Посмотрите на фотографию дома в Нижнем Новгороде, такие дома можно встретить в разных уголках нашей страны.
Все государства формируют образ мыслей для живущих в них людей, делают это различными способами, в том числе через искусство, архитектуру, общение через различные медиа. Всегда существуют удобные художники и те, кто такими не является в тот или иной отрезок времени.
Мое поколение воспитано на запретных в царской России авторах, тех, кого сегодня смело можно назвать собирательным именем либералов того или иного толка. Советский Союз создал собственную мифологию и вознес вверх людей, что до того были в опале. Возможно, что многие творческие люди по умолчанию должны быть в оппозиции к любой власти и это их общественная миссия, не знаю.
Не могу назвать себя горячим поклонником Осипа Мандельштама, да и его путь закончился ненужной, самоубийственной шуткой над Сталиным, что стоила ему в конечном итоге жизни. Эпиграмма «Мы живем, под собою не чуя страны» выглядит как дурного толка шутка, юмор подростка. Мандельштам прочел эту эпиграмму Пастернаку, на что тот сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас не читать их никому другому». Сложно не согласиться с его оценкой этой эпиграммы, к поэзии она отношения не имеет. Мандельштам давно оправдан, его стихи издаются, но шлейф из прошлого не отпускает.
Один из скандалов на ярмарке Cosmoscow случился с работой Ирины Затуловской под названием «Пиджак».
На пиджаке строки из стихотворения Мандельштама «Полночь в Москве»:
“… Пора вам знать, я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея, –
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!
Попробуйте меня от века оторвать, –
Ручаюсь вам – себе свернете шею!”
Художница утверждала на страницах социальной сети, что до начала выставки работу запретили показывать некие чиновники из комиссии Минкульта. Днем позднее министерство заявило, что не имеет никакого отношения к любым запретам и не распоряжалось относительно картины «Пиджак». У меня нет никаких тайных знаний о произошедшем, но многие галеристы, что участвовали в ярмарке, говорили про исчезновение разных работ, до десятка. По их словам, их запретили люди, что пришли на выставку до ее открытия. Не верить этим людям нет никакой причины, в скандале они точно не заинтересованы.
Творчество Ирины Затуловской лично мне не близко, но в истории ее работы отражается общий лейтмотив происходящего в нашей жизни сегодня. Причем созвучие не только в нашей стране, но и мире, везде идут одни и те же процессы, когда социальные сети и медиа могут усиливать сообщения того или иного толка, более того, изымать из обращения мысли, которые не кажутся кому-то верными.
В Сочи проходил «Спектр Форум», довольно любопытный формат общения чиновников, занимающихся регулированием в сфере информационных технологий и компаний, что работают в телекоме. Безо всяких шуток хочу сказать, что мероприятие полезное и дающее множество информации, про некоторые вещи напишу отдельно, например, о развитии нашей спутниковой связи, попытках запретить в будущем огромную долю электроники, что будет выпускаться массово для разных стран. Корни будущих проблем для всех нас хорошо были озвучены на этом форуме.
Резонанс у меня вызвали слова Андрея Липова, главы Роскомнадзора сказанные про YouTube (цитата по «Российской Газете», источник rg.ru.
«У Google в России было очень много серверов: практически каждый узел, где достаточно много абонентов, был присоединен к серверу GGC. Компания эти сервера перестала поддерживать с момента, как ушла из РФ, и никто в них не вкладывается. Сервера деградируют, где-то выключились. Мы видим падение трафика в сторону YouTube в первую очередь на сетях фиксированной связи», — сказал Липов. Он пояснил, что, по всей видимости, «более мощные сервера были установлены рядом с узлами мобильных операторов связи — там трафик все еще сохраняется».
Вы не находите сходство в действиях разных чиновников, тех, кто занимается искусством и тех, кто защищает нас в интернете от различных угроз? И там, и там никто не берет на себя ответственность за произошедшее, в случае РКН и несмотря на публичные заявления как депутатов, так и письма самого ведомства, что признало факт воздействия на YouTube, нет признания очевидного факта. Получается, что YouTube сломался сам.
Перед нами попытка создать альтернативную реальность, в которой российские сервисы выигрывают от притока наших же граждан, что переключились на их просмотр. Не поленился и поинтересовался у пары человек внутри Google, как они видят трафик из России и насколько упали просмотры совокупно на каналах, что изначально связаны с нашей страной. На данный момент, блокировка, которой нет, привела к тому, что рост просмотров/аудитории затормозился, но совокупно нет никакого заметного падения. Так что, если целью была попытка ограничить доступ к YouTube, то эта цель не работает.
У нас был материал по тому, что происходит с YouTube через месяц после начала блокировки, в нем разные блогеры делились своими историями.
Действия РКН у многих вызывает неприятия, так как они непрозрачны, непоследовательны, не имеют четкого просчета последствий для рынка и компаний, работающих на нем. А создание альтернативной реальности формирует другой образ мыслей, что дальше передается вовне и становится алгоритмом, который могут считать другие люди, вольно или невольно. Инструкцию «делай как я» никто не отменял, эволюционно ее могут подхватывать совершенно разные люди.
Продолжаем собирать кусочки мозаики, из которой состоит наша жизнь. Чиновники пытаются создать достаточно узкое восприятие реальности, в котором их мнение должно стать доминирующим (ровно тем же занимаются государства, с той или иной степенью успешности). Люди искусства зачастую себя противопоставляют такому подходу, считают, что они совершенно другие.
На стенде проекта Inloco показывали работы итальянского художника Филиппо Минелли. Для меня Минелли художник, который начинал с граффити, а уличное искусство — это предмет моего интереса. Трачу многие часы на поиски интересных работ во всех уголках мира.
Минелли прошел интересный путь, сегодня он создает яркие работы, что подсвечивают проблемы городов (скажу от себя вновь про ту самую серость). В Дубае видел его работу «Идеальный город», чем-то напоминающую метаморфозы и переосмысление скульптур Джеффа Кунса, в других местах, в другой форме. Но ассоциация с зеркальной поверхностью надувных геометрических фигур у меня именно такая.
Тут же некая виртуальная реальность, в которой можно поупражняться в прекрасном. Но зацепила меня другая часть истории, девушка-галерист начала рассказывать про Минелли, его работы. И передо мной было ровно такое же мифотворчество, своего рода скрипт, что должен вызывать отклик у потенциального покупателя или простого зеваки на стенде.
Зацепила меня фраза о том, что «все города стали похожими друг на друга, различия стерлись». Углубился в эту тему и спросил: «Вы правда считаете, что Дубай похож на Москву или наоборот?». Девушка ответила так: «На окраинах вы не увидите никакой разницы между городами». Находясь на Петровско-Разумовской, согласится с этим никак не мог, разница бросалась в глаза. Другой климат, другие экономические предпосылки и далее по списку. Угадать города из разных стран на фотографиях, где есть множество зданий, не сложно. Даже аллея Сталина в Берлине, максимально напоминающая Ленинский проспект в Москве, легко угадывается за счет характерной брусчатки и бордюров. Везде есть свои акценты, и они связаны с местной культурой.
Отличается ли галерист от чиновника в том, как они пытаются перекроить реальность под свои задачи? Нисколько. Как мне видится, отличаются инструменты и возможности, но сам подход примерно совпадает, он не отличается по своей сути. Примеры очень различны, но, надеюсь, вы поймаете это сходство происходящего на разных уровнях общества и в столь разных областях. Чиновники — вовсе не инопланетяне, прилетевшие из другой галактики, они часть нашего общества и подходы у них ровно такие же, как у всех нас. Мы пытаемся продавить реальность под свои воззрения, сформировать вокруг себя кружок единомышленников, тех, кто видит мир ровно также. И с точки зрения эволюции это абсолютно нормально. В этих словах кто-то может усмотреть оправдание того, что делают некоторые чиновники, но тут этого нет даже отдаленно. Вопрос в мере ответственности и тех рисках, что несут решения. Одно дело, когда девушка на стенде пытается рассказать, как ее компания видит мир, совсем другое, когда мир пытаются изменить, включая совсем другие инструменты. И чуть позже мы об этом поговорим, но пока еще одно наблюдение, что связано с нашей действительностью.
Наше время можно назвать временем зрелищ, когда недостаточно быть просто ярким, нужно о себе хорошо заявить. Мне нравятся работы Сальвадора Дали, банально, но тем не менее это так. Значительно позднее прочитал биографию Дали, и она в какой-то мере оттолкнула меня от него, но дала возможность узнать других сюрреалистов, школу Ампурдана, полюбить Кирико. Мир требует того, чтобы люди громко кричали о своем существовании, и каждый делает это в меру своих возможностей и сил. На ярмарке современного искусства можно ждать как раз подобного, и оно конечно же было.
Пока болтали с приятелем в очереди в гардероб за нами пристроилась девушка с белым париком на голове, этакая дань 18 веку. Забавно, но не более того. Но потом она сбросила пальто и оказалось, что она одета несколько фривольно.
Тоже вариант того, как выделится среди остальных, гарантированно привлечь внимание. Галеристы обсуждали посетительницу, с ней болтали, фотографировались, так что своей цели она точно достигла (понятия не имею кто она и почему пришла в таком виде). В какой-то мере эта девушка была соразмерна выставке и тому, что на ней показывали. Многие работы кричали ровно также, пытались выделиться среди прочих и кому-то это даже удавалось.
Искусство — это коммерция, чтобы кто ни говорил. На ярмарке искусство можно купить, а компании, что максимально далеки от него, пытаются показать себя как меценатов, дают деньги художникам на самовыражение вместе с ними и в рамках оговоренных бюджетов. Больше десятка компаний сделали свои стенды, где демонстрировали свои продукты и то, что для них сделали художники.
Про ярмарку получилось много, но думаю, что полезно, чтобы собрать всю кусочки пазла воедино и попытаться посмотреть на сегодняшнее время чуточку шире. Цензура возникает не только в России, тенденция общемировая и затрагивает очень разные сферы жизни. Ведь рассматривать цензуру можно как один из инструментов для насаждения собственного видения мира.
Переполох среди разработчиков ядра Linux
Повторяться не хочется, но коротко напомню, что из числа мейнтейнеров ядра Linux исключили одиннадцать российских разработчиков, мотивируя это некими санкциями. Хотя ни один человек не находится под персональными санкциями, равно как и компании, в которых они работают сейчас.
Все это вызвало нешуточный раскол в сообществе Linux, построенного вокруг идеи, в которую большая часть людей вкладывает свой труд безвозмездно. Безусловно, есть вклад больших компаний, когда разработчики получают зарплату за то, что они делают для Linux и таких людей довольно много. Но если посмотреть отчет Linux Foundation, то вы увидите отсутствие затрат на разработку и людей, фактически ядро Linux развивается как открытая система, вклад в которую может привнести любой человек. Бизнес-модель компании выстроена вокруг открытого кода, а также вовлечения разных людей со всей планеты.
Никаких видимых причин для выступления руководства Linux против российских разработчиков не было, но оно случилось, причем в наихудшем варианте, когда никто не решился объяснить, что происходит. Людей это несомненно задело, так как на уровне идеи они считали, что, вкладывая свои усилия, тратя свою жизнь на этот продукт заслуживают, как минимум, иного отношения. Но реальность оказалась совсем другой, об них просто вытерли ноги. Лучше поздно, чем никогда узнать о том, как устроен мир и какое место вы в нем занимаете.
Во многом происходящее можно рассматривать как ровно такой же процесс цензуры и культуры отмены, у нас мы видим аналогичные действия в отношение компаний и лиц, отличаются инструменты и то, как это мотивируется. Но обратите внимание, что почти всегда нет никаких комментариев, заявлений, и все пытаются побыстрее забыть, чтобы начали действовать новые правила.
В сообществе Linux многие задаются вопросами, кто будет следующим и что произойдет дальше. Вопросы правильные, так как неписанные правила игры разрушены, их больше нет.
Несколько раз слышал успокоительные речи о том, что ничего страшного не произошло, пошумят и прекратят, а мы можем создавать форк для ядра Linux и развивать его. Большая часть говорящих просто не понимает того, что это значит с экономической точки зрения. Чтобы не говорить об этом от себя, позволю процитировать Дмитрия Завалишина, генерального директора DZ Systems (выдержка из интервью RTVI):
“Прямо сейчас у нас никаких проблем нет. Но через какое-то время мы не сможем свой код отправлять в основной репозиторий ядра Linux. Потому что как только вы делаете свою ветку кода ядра, она мгновенно начинает отставать от оригинала. И объем работы по перенесению модификации, которую поддерживаем мы, с каждым днем будет расти, и через год-два этот объем расхождений будет настолько велик, что поддерживать его станет либо невозможно, либо катастрофически трудоемко”.
“Вероятно, несмотря на все вот запреты, какую-то часть наших модификаций мы сможем прокидывать через третьи стороны в ядро. Но это опять же определенный, довольно приличный уровень головной боли. Но сейчас нам фактически увеличили стоимость поддержания наших внутренних российских разработок. И еще ее увеличат. То есть стоимость поддержки работы “Авроры” и других российских вендоров, связанных с ядром ОС Linux, будет расти, и в первую очередь в тех областях, которые завязаны именно на российском оборудовании”.
Необходимо четко понимать, что происходящее — это не атака против конкретных людей из России, а системный подход, в котором американская сторона прикладывает усилия, чтобы обесценить инвестиции в разработку собственных операционных систем и железа, сделать их максимально затратными, притормозить нас. Ровно тот же подход с ограничениями против Китая, но в Linux их не трогают, несмотря на санкции против Huawei, причина довольно банальна, вклад разработчиков Huawei настолько огромен, что отказаться от него означает выстрелить себе в ноги. Вклад российских компаний на этом фоне относительно невелик и тут по нам можно ударить.
Не знаю, сколько можно повторять одно и то же, но нам нужны свои разработки, нам нужно кооперироваться и создавать свои системы, причем не на уровне только России, такие разработки в одно лицо, невозможны. И мечта о появлении ядра Linux для стран BRICS становится более чем реальной, это жизненная необходимость для всех, кто не хочет оказаться у разбитого корыта. Думаю, что в ближайшие пару лет такая инициатива появится и начнет развиваться, тот самый форк, что будут поддерживать крупнейшие страны. Вклад разработчиков из них в ядро Linux пропорционально снизится и все начинается именно с этого толчка, когда команда Линуса Торвальдса сделала свой выбор, не смогла отстоять свои же принципы, что ранее декларировались.
Меня удивляет, когда люди начинают учить истории окружающих, а не предпочитают промолчать (написал слово заткнуться, убрал, потом подумал, что это именно то, что хотел сказать — именно так, заткнуться). Это не вопрос цензуры или приличий, когда не хочется что-то слышать об истории вопроса и есть желание помериться теми или иными событиями относительно недалекого прошлого. Линусу Торвальдсу преподали уроки истории, показали концентрационные лагеря в Финляндии с детьми из СССР, вспомнили блокаду Ленинграда и многое другое. Заниматься уроками истории с позиции морального превосходства ему точно не стоит, особенно когда история выучена очень выборочно. Уже появились картинки Линуса в нацисткой форме на фоне колючей проволоки с заключенными. Человек за считанные дни растерял свой авторитет в сообществе и вызвал в нем раскол, что будет углубляться.
Почитайте прощальное письмо одного из российских разработчиков в сообществе Linux, оно достаточно эмоциональное, также почитайте ответы ниже.
К этой теме мы будем возвращаться еще долгие годы, так как это ключевой слом парадигмы свободного ПО, разработки того же ядра Linux. Неожиданно оказалось, что руководство Linux Foundation узурпировали власть без видимых на то причин, последствий будет много и они начнут проявляться в разных областях, мы с вами все это увидим.
Зачем запрещать SpeedTest, как Discord и другие сервисы отвечают РКН
Ищи кому выгодно, эта максима действует как никогда эффективно в наше время. В Сочи РКН, точнее разработчики Центра мониторинга и управления сети связи общего пользования (ЦМУ ССОП) «Главного радиочастотного центра» (ГРЧЦ, входит в Роскомнадзор) объявили о том, что расширили возможности приложения «ПроСеть».
Процитирую изменения, что перечислены в канале РКН:
— Осуществлен переход на геораспределенное измерение скорости сети на основе технологии CDN.
— Переработан механизм тестирования скорости с поддержкой многопоточного режима.
— Добавлены дополнительные цветовые схемы оформления экранов и удобные переходы между вкладками главного экрана.
— Исправлено определение типа сети в проверке подключения и мелкие ошибки, возникающие на некоторых моделях устройств.
Про блокировку Speedtest, что близится, и как она была подана в медийное поле, мы говорили совсем недавно.
Теперь про любопытные изменения, что нас всех ждут. Сразу несколько источников уверяют меня, что закрытие SpeedTest на сетях операторов дело решенное, никаких послаблений не будет. При этом запрета на использование самого приложения пользователями не предвидится, хотите пользуйтесь на здоровье. Запреты будут распространяться на установку серверов Ookla на российских сетях, что они собирают слишком много информации и передают не в те руки. В ноябре можно ждать медийную компанию вокруг этого события, в которой будут участвовать депутаты и другие заинтересованные лица. Нам объяснят, почему это вражеская технология, что позволяет следить за нами.
Не случайно упомянул приложение «ПроСеть» от РКН, так как заменой SpeedTest предлагается сделать именно его. Причем рокировка в чем-то даже выглядит изящной, всем операторам предложат поставить сервера для измерения скорости, ровно также на безвозмездной основе, как они это делали для SpeedTest. Взамен с начала 2025 года они смогут получать подробные отчеты о работах сетей (видимо конкурентов, а не только своих). Последнее вызывает у операторов стойкое неприятие, они не хотят, чтобы кто-то делился такой информацией с прямыми конкурентами, хотят ограничить ее на уровне взаимодействия с государством.
Слышал даже совсем завиральные идеи о том, что благодаря измерениям в «ПроСеть» можно будет говорить о поддержке тех или иных операторов в конкретных регионах, когда у них лучше сети. Например, использовать эти данные в тендерах на закупку связи, чтобы государственные учреждения выбирали того оператора, что интереснее по качеству связи. Никто отчего-то не допускает мысли, что манипулировать этими данными очень легко и все эти идеи разобьются о реальность.
Не буду ничего говорить про нашумевшее заявление Андрея Липова о блокировке звонков в мессенджерах, у нас есть текст на эту тему. Мне правда неприятно писать о запретах, но кажется, наша жизнь ежедневно ими наполняется, я уже плохо ориентируюсь, что мне нельзя делать на этой неделе, а что запретили на предыдущей.
Западные провайдеры начинают реагировать на блокировки в России, но совсем не тем образом как рассчитывал РКН. Например, один из крупнейших провайдеров CloudFlare включил для многих клиентов протокол TLS ECH. При подключении пользователя к сайту, что хостит CloudFlare сторонний наблюдатель не видит ничего, ни адрес назначения, куда идет пользователь, ни параметры соединения. В очень упрощенном виде это можно показать на картинке так.
Теперь чтобы заблокировать клиентов CloudFlare нужно блокировать всю инфраструктуру этого провайдера, но возникает маленькая проблема, среди клиентов огромное количество российских сайтов, что используют провайдера для защиты от DdoS-атак. И решить этот вопрос одним махом не получится, если только мы заблокируем множество российских ресурсов, что вызовет немедленную реакцию (там не только коммерческие сайты, но множество госкорпораций и не только).
Все выстроенные средства блокировки доступа к сайтам перестают работать при использовании TCL ECH, в том числе DPI-анализ. Единственным эффективным способом остается грубая сила, блокировка большого числа IP-адресов, что наносит наибольший ущерб тем, кто блокирует ресурсы (это неизбирательные блокировки, они ломают работу того же Рунета, быстро и надежно, причем в разных частях, никогда не знаешь, что и где вылезет).
То, что со второй половины октября у некоторых провайдеров ШПД начал работать YouTube для клиентов, последствия включения этого протокола. Равно как и ряд других ресурсов, что используют инфраструктуру CloudFlare. На данный момент технического решения для контроля трафика просто не существует, да и его создание обойдется в десятки миллиардов рублей с неясным результатом. Это ровно то, о чем я говорю все время — инвестиции в системы контроля трафика нужны, но они не могут применяться вот так неизбирательно и постоянно. При таком применение будут появляться технические решения, что позволяют нивелировать влияние таких систем. Посмотрите на пример Китая, где совсем другие технические возможности, а контроль осуществляется в связке разных направлений и политической воли государства, плюс новейших разработок. У нас никаких предпосылок и возможностей для построения такой системы просто нет, банально нет на это средств. Да и задач, что можно решать таким образом тоже нет. Нам нужно работать над устойчивой работой Рунета при глобальных сбоях или попытках нашего отключения, это первоочередная задача. И намного дешевле прививать людям не запреты, а объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, давать максимально широкую картину мира. Расстраивает то, что в нынешних условиях у многих спали шоры с глаз, люди понимают обстановку в мире, а всевозможные запреты, наоборот, отталкивают их. С людьми нужно говорить, общаться, обосновывать свою точку зрения. А не запрещать взрослым людям то, что не несет никакой угрозы. Запреты — это дорога в никуда, мы это прошли в СССР и повторения того опыта точно не хочется, во всяком случае мне, за вас не скажу.
Про часы на руке, пиджак и рубашку
Жизнь в обществе потребления создает свои каноны. В историях Telegram выкладываю картинки из жизни, редко делюсь своими фотографиями, обычно это какие-то мероприятия, на той неделе выступал на большой конференции «Авито», было интересно поговорить про рынок как электроники, так и онлайн-рынок в целом (две сессии, одна побольше, вторая поменьше, но обе были интересными).
Выложил фотографию и посмеялся над тем какие вопросы мне задавали в личных сообщениях. Один наш читатель спросил: «А пиджак и рубашка какой фирмы?». Честно признаюсь не помню и не обращал никогда на это внимания, могу только сказать, где их покупал. Ничуть не рисуюсь, просто и правда для меня это совершенно неважно, подбирал вещи, что подходят мне. Упреждая вопросы, они не стоят три копейки, но сами марки меня как-то не волнуют (пока писал решил посмотреть, что это такое и посмотрел шильдики, хорошие бренды).
Другой человек обратил внимание на часы на руке и тоже спросил их марку, причем даже сделал предположение, что это механика. Промахнулся в догадке, так как это новые Huawei Watch Ultimate, второе поколение, что выходит в этом году.
Заочно и на картинках часы мне показались слишком простыми, в жизни, когда ощущаешь вес и материалы, они выглядят совсем иначе.
Но меня смущает надпись на безеле, она слишком яркая и большая, для дорогих часов (эти стоят в России 70 тысяч рублей) как-то совсем мимо. Хочется убрать имя компании, дизайн должен говорить сам за себя, часы должны узнавать. А если вам нужно писать кто вы на безеле, то имиджевая составляющая у вас не очень хороша.
Спросил в нашем TG-канале, что вы думаете про такую надпись на безеле, опрос можно найти тут.
Ответы ожидаемы, большинству такая надпись не нравится. Причем я уверен, что многие люди не будут носить такие часы только по этой причине, слишком аляповато. Но забавно, что на фотографии издалека кто-то в них узнает известные марки, просто по сочетанию цветов. И это уже плюс для таких часов, но вблизи эта магия рассыпается из-за надписи, что не оставляет сомнений. Подумал, что у меня ровно одна претензия к часам и это именно надпись, все остальное нравится и тут не к чему придраться. Но надпись расстраивает. А как вам?
P.S. Бирюльки получились большими и разноплановыми, также как наша жизнь. Уверен, что вместе мы сможем обустроить наш дом так, чтобы в нем было комфортно жить всем людям, в том числе с очень разными взглядами. Запреты — это последний инструмент, нельзя на них полагаться и считать, что они что-то изменят. Также как лечение симптомов никогда не способно убрать болезни. Поэтому остаюсь оптимистом, вместе мы свернем горы и сможем сделать все, чтобы жизнь была светлее и лучше. Удачной рабочей недели!
>> рассматривать цензуру можно как один из инструментов для насаждения собственного видения мира
С другой же стороны, если кругом будут говорить что-то неправильное (глупо отрицать, что таких тенденций нет), то ограничение этих речей обратит внимание аудитории на что-то правильное. Но, безусловно, хочется здорового баланса в этом вопросе.
>> Красную Площадь, Сити
Бывая в Москве обожаю гулять по Китай-городу, Сити достаточно раз посмотреть и больше там не бывать, если вы не экскортница, конечно.
>> в качестве ориентира или места встречи, столичные жители избегают площади
В качестве места встречи столичные жители выбирают выход со станции метро.
>> работой Ирины Затуловской под названием «Пиджак»
Современное искусство идеально характеризует фраза из фильма «1+1» («Intouchables»):
— У чувака пошла кровь из носа и он просит за это тридцатку?
>> стоимость поддержки работы “Авроры” и других российских вендоров, связанных с ядром ОС Linux, будет расти
А вот и ожидаемые крики «дайте деняг» с целью попилить бюджет.
Можно ли отсылку на Мандельштама считать признанием, что Эльдар высказался бы гораздо жёстче, но это был бы акт политического самоубийства?
"я уже плохо ориентируюсь, что мне нельзя делать на этой неделе, а что запретили на предыдущей."