Вспоминаем Android 1.0: первые шаги зеленого робота.

По материалам Аndroid Authority

Нью Йорк, 23 сентября 2008 года, вторник. Руководители HTC, Google, T-Mobile и Deutsche Telekom выходят на сцену, чтобы представить Android 1.0, совершенно новую мобильную операционную систему, а также первый смартфон, который на ней работает, HTC Dream (он же G1 от T-Mobile).

Представители компаний долго говорили о том, как была открыта новая платформа, и делали упор на то, чтобы побудить сторонних разработчиков создавать приложения для Android. По их словам, они хотели «предоставить пользователям множество новых устройств, приложений и сервисов, чтобы люди могли пользоваться мобильным интернетом по всему миру».

Руководители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин появились перед публикой на роликах. Брин, сам себя характеризующий как гика, продемонстрировал первое приложение, которое он написал для Android, оно подсчитывало время, которое G1, будучи подброшенным, проводил в воздухе. Эти двое были явно влюблены в новую платформу и взахлеб рассказывали о ее потенциале.

В тот день сочетание аппаратной и программной составляющей в новом продукте заложило основу для того Android, которым мы пользуемся сейчас.

Но каким был этот Android 1.0? Какими функциями обладал? Каких фишек ему не хватало? Платформа была на удивление полноценной и в то же время незавершенной. Давайте в честь недавней годовщины вспомним, какими были первые шаги Android.

Android 1.0: знакомый, но новый опыт

Если мы перенесемся в прошлое, в осень 2008 года, то увидим, что в те времена между собой конкурировало множество мобильных операционных систем. Возраст iOS от Apple составлял всего год, и она уступала лидерам индустрии BlackBerry OS и Symbian по масштабу. Не будем забывать и про Windows Mobile и Palm OS. Google и разработчики Android комбинировали некоторые удачные элементы из уже развитых платформ плюс добавили ряд новых идей, которые и по сей день являются частью Android.

В Android 1.0 было три панели домашнего экрана. Центральная была основным домашним экраном, на котором размещались предустановленные приложения и виджеты. Можно было свайпнуть влево или вправо, чтобы добавить больше приложений и виджетов на другие экраны, – так можно делать и в современном Android. Использование виджетов в Android было новым для того времени. Тогдашние платформы, такие как Windows Mobile, которая управлялась единичными касаниями экрана, тоже включали в себя виджеты, но они не были настолько разнообразными и не настолько подлежали настройке под себя, как в Android.

В Android 1.0 была карусель приложений. В нее можно было попасть из активного окна по тапу на специальной кнопке в нижней части экрана. Впрочем, в основном функциональность списка приложений была такой же, какой осталась и сейчас. Меню настроек Android 1.0 было организовано похожим на современный Android образом, но меню быстрых настроек еще не существовало. Кстати, в iOS 2, на которой работали iPhones в 2008 году, не было карусели приложений, но зато ее подобие имелось на устройствах Windows Phone и BlackBerry.

Платформа была завязана на аппаратную составляющую. Те, кто пользовался Android с самого детства этой ОС, наверняка вспомнят все эти кнопки для управления ей, эти живучие «Назад», «Домой» и кнопки меню были необходимы для осуществления навигации и дополнительных действий. Не было даже экранной клавиатуры: в G1 требовалось использовать физическую QWERTY-клавиатуру для ввода любого текста. Сейчас платформа полностью переориентировалась на касания и жесты для тех же самых действий. Из всех доступных в 2008 платформ только iPhone полностью управлялся касаниями экрана. BlackBerry, Symbian и Windows, в свою очередь, очень зависели от физических кнопок.

Реализация уведомлений в Android 1.0 уже тогда была крайне удачной и легла в основу того, что представляют собой уведомления сегодня. То, как они ненадолго всплывали в строке уведомлений, повлияло на другие мобильные платформы, побудив разработчиков перенять эту идею.

Активная строка поиска Google была встроенной с самого начала и жива по сей день. И даже самая ранняя версия поискового инструмента включала в себя функцию автозаполнения текста.

А что там с безопасностью? У вас была возможность использовать графический ключ для разблокировки экрана, который вы, собственно, видите и сейчас в качестве одной из опций.

«Для этого есть приложение» – а что было до того?

Apple представила свой App Store вместе с iOS 2 в июле 2008 года, совсем незадолго до дебюта Android. В то время централизованный магазин приложений на устройстве был редкостью. Большинство тогдашних приложений покупались прямо у разработчика или у отдельных онлайн-дистрибьюторов. Хорошо, что Google последовала именно примеру Apple.

Первые приложения на Android 1.0 были примитивными, но функциональными. Среди первых доступных пользователям были собственные приложения Google, такие как Gmail, календарь, калькулятор, карты, а также YouTube. Сторонние приложения были доступны в Android Market, как изначально назывался Play Store. Android Market 1.0 был очень примитивным. Там можно было найти мало какие приложения, а также это был сплошь текст – лишь с небольшими вкраплениями графики и картинок.

Тогдашняя почта Gmail уже поддерживала такие важные вещи, как push-уведомления, IMAP/POP и SMTP, что давало ей преимущество перед почтой на других платформах. YouTube, напротив, причинял сплошную боль, поскольку тогдашние 3G-сети попросту не могли передавать видео. А браузер тогда еще не назывался Chrome. В его основе лежал WebKit, но изначально в нем не было поддержки Flash.

Приложение камеры впечатления не производило. Например, каждый раз, когда вы делали снимок, у вас всплывало окно, где спрашивалось, что вы хотите сделать – сохранить, настроить, поделиться или удалить фото. Каждый. Раз. Хуже того, у приложения камеры не было особо никаких функций и не было возможности записи видео.

Карты Google Maps были несомненным достоинством платформы. Несмотря на то, что они были доступны на ряде других платформ, таких как BlackBerry OS, карты для Android были очень продвинутыми. Они включали в себя Street View, возможность посмотреть на реальный облик искомого объекта. Кроме того, в них уже была поддержка панорамных видов, так что вы могли изучить местность еще до того, как окажетесь рядом с нужным объектом.

Закладывая основы для будущего Android

Нет никаких сомнений в том, что Android 1.0 был вполне достойным продуктом с самого начала. Он собрал множество идей под одним знаменем и уже на старте стал весьма многообещающей платформой. Но не все было так однозначно. В то время только оператор T-Mobile в США предлагал смартфон G1, а на другие рынки аппарат не выходил до начала 2009 года. В целом, устройства на Android не продавались в больших объемах, пока Verizon Wireless не представила Motorola Droid осенью 2009 года – через год после запуска платформы. К тому времени речь шла уже об Android 2.0.

Но важность эти первых шагов трудно переоценить, поскольку именно тогда закладывались основы развития Android. Google спешила рассказать о будущих версиях платформы, включая Cupcake и Donut, в которые, как обещала компания, со временем должны были добавить функций и исправить ошибки. Это способствовало появлению ожиданий, а также подталкивало к последующему распространению. Более того, Android быстро стал популярным среди сообщества разработчиков и моддеров, поскольку являлся открытым, в отличие от BlackBerry OS, iOS, PalmOS и Symbian.

В общем, этот путь был долгим, но в преддверии выхода Android 12 мы точно можем сказать, что не хотели бы, чтобы все сложилось иначе, правда? Поностальгируем?

[email protected]
наверх