Сенсорный интерфейс современных мобильных устройств является результатом долгих и долгих лет разработки. В текущую эпоху, когда смартфоны различаются между собой только скоростью работы, он доведен до совершенства как юзабилити, так и стандартизации. Об этом сразу вспоминаешь, усаживаясь за рабочий компьютер и запуская старый добрый Windows 10.
Запуская новое Windows-приложение, пользователь значительную часть времени тратит на знакомство с меню, пытается запомнить новое расположение управляющих элементов, иными словами, подстраивается и привыкает. Это неизбежное зло, к которому все давно привыкли и особо не ругают разработчиков десктопных приложений. Так не должно быть, но это так, Windows пишут люди, которые рассуждают категориями из 90-х, в кои пользователь взаимодействовал с операционной средой, а не с законченной логической системой. И в самом деле, если вы, как и я, участвовали в программе предварительной оценки Windows Insider, то прекрасно знаете, какая забористая закваска в головах у разработчиков Microsoft. Такая, в которой не осталось места для того, чтобы выкинуть все мысли из головы и посмотреть на свой продукт глазами новичка, впервые запустившего их ОС. Такой условный «нуб», скорее всего, выключит их поделку и никогда больше не подойдет к клавиатуре, если его смартфон может сделать то же самое, что и ПК. Почему так произошло – это проблемы Microsoft, отдельных людей, которые отвечают за стандарты качества и логику.
А чего же хочет пользователь? Пользователь хочет узнавать свое рабочее место от версии к версии ОС, гибко его настраивать, желает одну логику управления для всех приложений от сторонних разработчиков. Он хочет всего того, что есть в Android, но нет в Windows. И конечно же, если рассматривать ноутбук или ПК как мультимедийный комбайн или игровую приставку, то претензий к интерфейсу и встроенным приложениям море. Ведь ничто не мешает создать специальный (игровой) режим (вид) рабочего стола Windows, где бы вместо «окошек» мы видели простое меню, похожее на таковое в игровой приставке. Но этого нет.
Мы наблюдаем печальную картину, когда мобильные и смежные ОС опережают Windows по самому главному параметру – по удобству использования. Еще раз повторюсь, опытные пользователи давно уже привыкли к этой ОС, но когда дело касается новичков – они в ужасе от пещерного интерфейса. Такой приговор Microsoft вынесла молоденькая (и по этой причине любопытная) соседка, которая заглянула на огонек и, наставив изящный палец на экран монитора, с отвращением в голосе спросила: «Что ЭТО?!» Но ведь и опытным пользователям хочется запускать удобные и быстрые мобильные приложения вместо неповоротливых и ужасных на вид приложений Windows.
Это основные причины появления в головах пользователей вопросов и идей об эмуляции телефона и его приложений на ПК, реализация которых имеет обширную историю и начинается с 1998 года (первые эмуляторы WM). Ранние потуги сторонних разработчиков перерывались на судебные слушания по искам Microsoft, но уже во времена острой конкурентной борьбы между Symbian, Windows Mobile и iOS (до 2010 года) компания Microsoft наконец-то соизволила шевельнуть пальцем и выпустила собственное SDK, воспользоваться которым в качестве эмулятора можно и сейчас.
Увы, в 2000-е мобильные приложения уже сильно отставали по удобству и функционалу от десктопных. И, тем не менее, их эмуляторы заложили основу, так сказать, саму идею.
Эпоха эмуляторов Android
После великой победы Android и iOS в войне над всеми мобильными конкурентами пользователь узрел вещественные доказательства того, что во время войны, пусть и торговой, прогресс пробивает потолок самых высоких ожиданий. Коснулось это и мобильных приложений, которые снова стали лучше десктопных во всем.
Благодаря открытому исходному коду Android OS сразу несколько групп взялись интегрировать поддержку приложений Android в Windows. Лучший результат, как мне кажется, показал ветеран движения BluesStack Systems Ink со своим одноименным продуктом. BluesStack 5 настолько хорош, что после всех настроек забываешь о том, что запускаешь на ПК ярлыки изначально несовместимых Android-приложений. Выглядит это так:
Минусы тоже есть, и они вызваны тем, что это эмуляция, а не прямое выполнение кода. Для быстрого запуска эмуляции требуются запас оперативной памяти, шустрый процессор и SSD-накопитель. Исходя из этого, Windows-нетбук как носитель эмулятора совсем не подходит.
И все же это еще один шаг в сторону интеграции Windows и Android. Первые коммерческие эмуляторы Android для Windows появились в 2011 году, уже на излете (с точки зрения MS) карьеры Windows 7. Годом позже вышла операционная система Windows 8, и мир содрогнулся от наихудшей из возможных реализации сенсорного интерфейса.
Древняя истина гласит, что встречают по одежке. Лично мне пресловутые «плитки» напоминали и напоминают решетку в тюремном окошке, может быть, именно это отвратило от интерфейса Metro UI раз и навсегда? Поймите правильно, плитка ассоциируется с окном уже запущенного приложения, а не с его ярлыком, она занимает лишнее место и закрывает собой красивые обои.
В компании Microsoft интерфейс как будто вывернули наизнанку и ждали, что пользователи наперегонки побегут выворачивать свое восприятие вслед за ОС. «Ога, щаззз!» Другой инновацией Windows 8 стало появление фирменного магазина, в котором среди прочих находились ARM-ориентированные продукты. Уже тогда был сделан вывод, что нет никаких технических ограничений для того, чтобы совместить в одной ОС две, мобильную и десктопную, а единственной мешающей проблемой является только неразбериха в головах разработчиков и руководящих ими менеджеров.
Ведь для успешной эмуляции Android-приложений в ОС Windows подходит даже старое «железо»:
Для оценки потери производительности вследствии использования эмуляции BluesStack проведем тот же тест Geekbench 5 в приложении для Windows:
Потери совсем незначительные, код BluesStack — само совершенство.
А тем временем неспособность компании Microsoft модернизировать свою ОС, довести ее кондицию до современных реалий привела к тому, что на конец 2021 года мы всерьез говорим о нативном запуске Android-приложений в среде Windows без использования каких-либо сторонних эмуляторов.
Windows 11
Компания Microsoft еще 24 июня 2021 года во время анонса Windows 11 объявила о поддержке Android-приложений в новой ОС.
Так это или нет, мы узнаем позже, на официальном уровне было разъяснено, что эта функция появится позднее, после череды технических обновлений. Коммерческий релиз Windows 11 состоится 5 октября этого года, а пока стоит рассказать обо всем, что нам известно.
Итак, представители компании Microsoft заявили о том, что они разработали «Подсистему Windows для Android» (WSA), аналогичную «Подсистеме Windows для Linux», уже присутствующую в последних официальных образах Windows 10. Android-приложения отображаются в окне, их ярлыки можно будет закреплять в меню «Пуск», изменять размер окна и управлять ими, как любым собственным приложением Windows. На слитом в сеть изображении это выглядит вполне вменяемо. Слева открыто окно галереи (Windows), а справа — окно Android-приложения:
Со слов представителей компании:
Приложения Android будут запускаться на встроенной виртуальной машине, которая обеспечивает совместимость со структурой AOSP, поддерживает клавиатуры, мыши, сенсорные экраны, стилусы и Bluetooth-гарнитуры (помимо используемой системы вывода звука ПК).
Набор, более чем достаточный для большинства задач. Среди перечисленного немного удивляет отсутствие поддержки web-камер, но уверен, что умельцы доделают за разработчиками Microsoft их работу. Или же о камерах просто забыли упомянуть.
Первым слабым звеном в этом списке является отсылка к совместимости со структурой AOSP. Имеется в виду, что после очередного обновления Windows 11 мы не получим на свой компьютер магазин Google Play и прочие GAPPS. Соответственно, наполнение собственного магазина приложений Microsoft количественно будет соответствовать наполнению магазина Amazon (зайдите и посмотрите, есть ли в списке ваше любимое приложение) или уступать ему. Но вряд ли у опытного пользователя ПК возникнут сложности с установкой стороннего магазина Android-приложений, никак не связанного с Google.
Вторым слабым звеном может стать слабая производительность ПК или ноутбука. И тут пока особо нечего сказать, никто, кроме работников Microsoft, не знает, на каких системах они тестируют новые функции. Однако по результатам проходов WSA теста Geekbench 5 (не зря он был упомянут вначале), произведенных на разных устройствах, можно предположить, что верхние результаты получены при использовании топовых процессоров Intel и AMD, а самые низкие — на неттопах и прочей низковольтной дряни:
Со всем списком можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке, где интересующиеся удивятся результатам прохода теста виртуальной машины WSA при использовании 20-ядерных процессоров Intel Xeon, серий Silver и Gold. Простенький вывод заключается в том, что, как и в случае со сторонними эмуляторами, значение для производительности эмулятора имеет не количество ядер (больше 6-8), а их тактовая частота.
Заключение
В наше время мобильные приложения превосходят десктопные во всем, если только нет необходимости вывода содержимого на действительно большой экран. Они быстрее запускаются, занимают меньше места на диске, интуитивно более понятны и обладают стандартным набором элементов управления. И на этом фоне жуткий на первый взгляд симбиоз деревянного окна из 90-х и стеклянного карманного красавца может превратиться во что-то хорошее. С другой стороны, остаются вопросы к дизайну. Не вижу, почему бы не поместить мобильные приложения в отдельный модуль, как это сделано с телефоном в серии игр GTA.
Посередине — меню «Пуск», справа торчит кончик выдвигаемого наверх виртуального мобильного телефона с Android-приложениями.
А кроме шуток, как считаете, друзья, станет ли поддержка Android-приложений востребованной функцией Windows 11? Стали бы ей пользоваться?
И то и то неправильно.
В смысле переноса интрефейса с "компа на wm" и обратно? Согласен 🙂