По материалам Android Authority
Высокая конкуренция привела к тому, что смартфоны среднего сегмента сейчас работают лучше, чем когда-либо, и нет недостатка в брендах, стремящихся сделать флагманы более доступными для широкого круга пользователей. Однако еще не так давно разница в пользовательском опыте между бюджетным и топовым аппаратом была намного более значительной. Первые несколько поколений бюджетных смартфонов были особенно ужасными – все из-за маломощных процессоров и замусоренного программного обеспечения.
В 2014 году Google выступила с программой Android One, чтобы очистить Авгиевы конюшни, в которые превратился сегмент бюджетных Android-смартфонов. Результатом стала чистая и избавленная от хаоса версия Android вкупе с рекомендациями для производителей устройств, гарантирующими качественный пользовательский опыт.
Однако восемь лет спустя все, что осталось от программы, — это веб-сайт, который, похоже, застрял в 2020 году, мимолетные упоминания на форумах комьюнити и один большой вопрос: так что же все-таки случилось с Android One?
Еще раз о том, что такое Android One
По мере роста проникновения смартфонов на развивающихся рынках появились десятки брендов, желавших извлечь выгоду из растущей аудитории. К сожалению, не каждый из них мог предложить качественный пользовательский интерфейс, и чаще всего смартфоны имели слабое «железо», были напичканы мусорными программами, или и то и другое разом. Такие аппараты запятнали имидж Android как продвинутой операционной системы.
Программа Android One была разработана для решения этой конкретной проблемы. В ней были инструкции о том, как создавать правильное ПО, в основном путем удаления всех ненужных дополнений, нагроможденных поверх «чистого» Android. Это было важно в то время, когда каждый производитель смартфонов пытался разработать собственную оболочку — с более чем скромным успехом.
С Android One Google представила план внедрения доступных смартфонов, которые не были обременены раздутым ПО. Предполагалось, что они будут работать на почти стоковом Android, как серии Nexus или Pixel, но продаваться по гораздо более низким ценам.
Как это обычно бывает с Google, программа пережила пару ревизий. Хотя первоначальной целью было охватить сегмент начального уровня на таких рынках, как Индия, Google расширила программу на более крупные рынки, включая США и Японию, предлагая устройства среднего уровня, такие как Nokia 5.4 и Moto One Action, на базе Android One.
Что случилось с программой Android One?
Если сейчас вы отправитесь на портал AndroidOne, то найдете его застрявшим во времени. Сайт рекламирует Nokia 5.3, вышедший в 2020 году на Android 10, версии ОС, которая устарела на два поколения. Другие смартфоны, упомянутые на сайте, такие как Moto One Action, и того старше.
Картина становится еще более мутной, если учесть, что Motorola вообще прекратила поставки любых устройств на Android One. Вместо этого компания использовала бренд One для своей собственной линейки телефонов. Это не единственный «предатель», такие компании, как Xiaomi, Sharp, Infinix и Kyocera, годами не выпускали устройств на Android One.
А как же HMD Global, спросите вы? Возрождение бренда Nokia было выстроено вокруг обещания чистого, безопасного и современного программного обеспечения на базе Android One. Ведь этот опыт с ПО был основой стратегии HMD, направленной на то, чтобы выделиться среди китайских конкурентов.
Судя по всему, получилось не так, как ожидали. Если посмотреть на модельный ряд компании, мы увидим, что она не рекламировала Android One как преимущество своих устройств с 2020 года. Сейчас HMD Global предустанавливает ряд дополнительных приложений на свои смартфоны, а это явный признак того, что она отказалась от программы.
Показательно то, что представители Google, Motorola и HMD Global никак не отреагировали на просьбу представителей ресурса Android Authority прокомментировать текущий статус их программы.
Что могло пойти не так?
В отсутствие каких-либо официальных заявлений о состоянии программы мы располагаем только фрагментами информации. Однако нетрудно увидеть более полную картину.
Прочитав, чего именно программа Android One требовала от производителей устройств, я не удивился, что она провалилась. Слишком много ограничений. Google оставляла за собой даже право голоса в отношении промышленного дизайна и стратегии выхода на рынок для каждого устройства. И в чем тогда был смысл для производителя?
Твиттер Мишаала Рахмана (@MishaalRahman), 8 ноября 2021 г.
Мишаал Рахман, ведущий специалист и редактор в Esper и бывший сотрудник XDA, рассказал об огромном количестве ограничений для OEM-производителей, разрабатывающих устройства на Android One. Его наблюдения намекают на то, что Google претендовала на строгий контроль над промышленным дизайном любого устройства, продаваемого в рамках программы Android One. Ограничения распространялись не только на дизайн. Google одобрила всего пять предустановленных приложений, включая те, которые требуются операторам. И все эти приложения должны были быть проверены Google.
Несмотря на то, что эти ограничения имели смысл в 2014 году, такой уровень контроля ограничивал любое творчество. Поскольку и аппаратная, и программная часть смартфонов Moto, Nokia или Xiaomi была практически одинаковой, компании не имели возможности как-то дистанцироваться от конкурентов.
Эта проблема еще более актуальна в 2022 году, когда «железо» по большей части унифицировалось. Смартфоны различаются между собой пользовательским опытом, который формирует ПО, а это то, чего не может добиться ни один бренд, будучи частью инициативы Android One.
Далеко не все гладко и с обязательствами по обновлению устройств. HMD Global удалось проделать большую работу над обновлениями, но всего лишь в пределах первого-второго поколения, а потом частота обновлений быстро снизилась.
На самом деле почти ни одному производителю не удалось постоянно и быстро выпускать обновления ПО, и мы никогда не узнаем, почему. Оглядываясь назад, это весьма странно, учитывая аппаратные ограничения и программное обеспечение, не требующее настройки. Глядя на такие устройства, как Xiaomi Mi A3, которые обновления превращали в кирпич, и страдания пользователей HMD, ожидающих обновлений неопределенное время, становится понятно: что-то определенно пошло не так.
Еще один фактор, который следует учитывать, заключается в том, что Google представила собственную бюджетную линейку телефонов Pixel. Начиная с Pixel 3a смартфоны были очень хорошо приняты публикой благодаря сочетанию быстрых обновлений, флагманских камер и приятной цены. Эти аппараты напрямую конкурировали с устройствами Android One среднего уровня, поэтому на рынках присутствия смартфонов от Google не было особых причин покупать что-либо, кроме Pixel.
Так выполнил ли свою задачу Android One?
Возможно, программу Android One намеренно загнали в тупик, потому что она достигла того, к чему стремилась. Программа акцентировала потребность в более компактном программном обеспечении и долгосрочных обновлениях, но без необходимости следовать строгим правилам.
С тех пор Xiaomi, Realme и многие другие бренды вложили значительные ресурсы в то, чтобы привести в порядок свое ПО, и множество оболочек были не просто улучшены, а стали теперь весьма удобными в использовании. Вместе с тем количество рекламы уменьшили или вообще ее убрали, мусорные программы, как правило, удаляются, а аппаратная часть стремительно совершенствуется. Компании, в том числе Xiaomi, даже обещают несколько лет быстрых обновлений, что еще совсем недавно казалось нереальным.
А Google, в свою очередь, обратилась к еще более бюджетному сегменту с инициативой Android Go. Упрощенный вариант Android предназначен для пользователей, покупающих свой первый бюджетный смартфон. Кастомизированная версия Android Go работает на широко разрекламированном JioPhone индийского оператора Jio. Мы можем только догадываться, но, возможно, новая большая задача Android — привлечь в сеть следующий миллиард пользователей.
Возможно, сама программа Android One бесславно скончалась, но одно можно сказать наверняка: она дала толчок нескольким явлениям, которые улучшили опыт взаимодействия пользователя со смартфоном, и покупатели бюджетных устройств в любом случае остались в выигрыше.