В России одобрили запрет на звонки в мессенджерах. Почему и как?

Привет.

В Государственной Думе прошло заседание IT-комитета, где депутаты озвучили свои инициативы, которые они предложат в качестве законодательных, то есть они с высокой вероятностью будут приняты и поддержаны на голосовании. Описывать все инициативы не будем, там, например, было про ограничение на владение двадцатью SIM-картами для граждан России (что не так мало, но и не так много), но с одним вопросом хочется разобраться, так как он ставит меня в тупик.

В июне Роскомнадзор выступил с предложением запрещать звонки через мессенджеры с незнакомых номеров, а также номеров, которые отсутствуют в записной книжке пользователя. Как обычно, это происходит с благими целями, чтобы защитить людей от звонков мошенников, которые плавно перекочевали в мессенджеры, а последние практически ничего не делают, чтобы с ними бороться.

В Госдуме предложили ровно то, чего хочет РКН, — запретить принимать звонки с незнакомых номеров в мессенджерах, а также запретить принимать и сообщения с незнакомых номеров. Незнакомым считается номер, который не внесен в список ваших контактов. Могу привести цитату: «Запрещается получение звонков и сообщений в мессенджерах с незнакомых, т.е. не внесённых в список контактов, номеров – это так же было озвучено в рамках поправок по деанону». Источник t.me/toxic_digital.

Меня при чтении бросало в холодный пот, так как предложение заставило вспомнить распорядок дня барона Мюнхгаузена, когда на семь часов утра был запланирован подвиг. Кажется, мы дошли до точки, так как предложения, сделанные депутатами, не имеют ни единого шанса воплотиться в жизнь. Давайте вместе порассуждаем об этом.

Начнем с простой мысли. Большая часть мессенджеров не принадлежат российским компаниям, не имеют юридических лиц в России, никогда не брали никаких обязательств перед нашей страной. Они находятся в других государствах и подчиняются их законам. Никаких мер воздействия на тот же Telegram в России нет, кроме нашего любимого эпистолярного жанра писем на деревню дедушке. Принудить, заставить, что-то сделать с любым приложением в России не получится. Можно рассмотреть свежие примеры принуждения VPN-клиентов, ни одного случая сотрудничества с РКН со стороны зарубежных сервисов мне не известно, они просто не обращают внимания на законодательство России, исключение своих приложений из App Store или запреты, накладываемые в нашей стране. Скажем так, наши чиновники живут на одной планете, владельцы VPN-сервисов — где-то на другой, и, кажется, всех такая ситуация устраивает. Примерно как попытка договориться с жителями другой галактики, вывешивая на своем балконе полотнища с сообщениями, написанными азбукой Морзе. Труд почетный, но никакого результата он не даст.

Законы Российской Федерации не имеют экстерриториального характера, не распространяются на весь мир. То есть фактически наши законы действуют на территории России. И это нормально, тут все звучит логично.

Чего хотят добиться чиновники? Они хотят, чтобы каждый зарубежный мессенджер предоставлял государству данные о своих пользователях из России. То есть чтобы государство могло знать, что «Император Вселенной 2026» — это Вася Пупкин из Тольятти, живущий на бывшей улице Ленина. И для этого создается законопроект, который принимает в конечном итоге форму закона.

И вот тут начинается головная боль для всех нас, но не для мессенджеров. Последние не будут предоставлять такие данные России, так как не подчиняются российскому законодательству, не присутствуют в России физически. Единственная угроза, которую может осуществить наше государство, — это заблокировать соответствующие мессенджеры. И потенциально лишить их тех или иных достижений — аудитории, рекламных бюджетов и так далее.

Проблема заключается в том, что блокировка того же Telegram на территории России уже предпринималась и не увенчалась успехом. Более того, она выглядит еще менее вероятной, чем блокировка YouTube, о которой мы говорили на днях.

Для большинства жителей России основным мессенджером стал Telegram, в нем общаются, читают новости, размещают рекламу и делают бизнес. Закрытие столь важного приложения вызовет, мягко говоря, неодобрение, которое прольется на тех, кто его предлагает. А ведь у нас есть еще и тот же WeChat, который важен для бизнес-общения с Китаем. К слову сказать, Китай никакие данные передавать в другие страны о пользователях не просто не будет, это напрямую запрещено законами страны. То есть у нас предлагается законопроект, который даже в малейшей степени не учитывает картину того, как устроен этот рынок, какие приложения на нем есть, в каких юридических условиях они существуют. Решается некая проблема, решается на словах, чтобы изобразить бурную деятельность.

Что меня коробит в этой ситуации больше всего, так это отсутствие даже минимальной попытки осмысления, как реализовать предлагаемые инициативы. Звучит примерно так — мы предлагаем гениальную идею, а как это сделать на практике, пусть думают другие. Ответ, к сожалению, звучит очень просто — никак не сделать. И вот тут мы приходим к неприятному моменту, когда депутаты своими действиями подрывают восприятие власти как таковой, уничтожают любое доверие к своим действиям. Для стороннего наблюдателя это выглядит как нечто непродуманное, хаотичные движения, не имеющие под собой никакой осмысленной повестки.

Давайте посмотрим на техническую сторону вопроса. Можно ли, не блокируя мессенджеры, запретить звонки через них? В теории это можно попытаться сделать, на это уйдет много времени, будет потрачено много ресурсов, но затем сами приложения быстро научатся обходить эти блокировки, и все повторится вновь. Добиться полной блокировки звонков техническими методами невозможно.

Мессенджеры занимаются бизнесом и считают деньги. Для того, чтобы даже в теории следовать предложениям российских депутатов, им понадобятся новые системы, люди внутри компании, то есть они должны нести дополнительные расходы. И тут можно сразу сказать, что этого не случится. Нет ни одной причины для таких расходов. Ни одной!

Если вообразить, что закон распространяется только на граждан России, то получится, что если мне звонит кто-то незнакомый, то я не имею права снимать трубку. Но это выглядит уже совсем запредельно плохо и анекдотично. И так работать точно не будет. А как будет? Да никак не будет.

То есть на наших глазах принимается закон, который не предусматривает даже малейшей возможности для выполнения, он принимается для галочки и в интересах паблисити конкретных депутатов, которые хотят записать на свой счет еще какие-то предложения. А как их выполнять, пусть разбираются другие люди. Выглядит это как минимум растратой времени «других» людей, тратой государственных ресурсов, читай — налогов, на бессмысленную работу.

Мы не можем отказаться от мессенджеров, которые являются международными (Telegram, WeChat как основные), так как в них идет общение с людьми по всему миру. Российские мессенджеры будут вынуждены следовать закону, то есть их затраты резко вырастут (проверка номеров и так далее). Удивительным также является то, что во многих мессенджерах вы можете не показывать свой номер телефона, он по соображениям безопасности скрыт. И как тут быть?

У меня миллион вопросов и ни одного вменяемого ответа. Никаких технических, финансовых, административных возможностей осуществлять проверку номеров телефонов в зарубежных мессенджерах у России сегодня не существует. Так зачем мы занимаемся пустой тратой времени? Надеюсь, что кто-то мне сможет все это объяснить. Так как я просто не понимаю этого и не могу осознать, зачем тратить время и ресурсы на бессмысленные вещи. За это время можно и нужно заняться действительно полезными, важными вещами, которых у нас на повестке множество.

[email protected]
наверх