Сбой Рунета. Как чиновники заблокировали Интернет. Причины, следствия и вопросы

Привет.

Вечером четырнадцатого января работаю. Медленно ковыряюсь в тексте, рассматриваю новый флагман, пробую AI-фишки. На компьютере появляется окошко с предупреждением: сайт упал, достучаться до него невозможно. Простое приложение мониторинга состояния соединения показывает, что хостинг перестал отвечать. Запускаю проверку для десятка ресурсов со всего мира, чтобы убедиться в том, что проблема носит локальный характер. Случилось что-то серьезное, каждая строка окрашена в красный цвет, ни один ресурс из моего списка не доступен, переключение с офисного соединения на мобильные сети не спасает, Интернет ограниченно доступен, попасть на те или иные ресурсы невозможно. Лежит не весь Интернет, а все сайты, доступ к которым идет через https:// и стандартные порты. В Telegram начинают появляться сообщения о том, что Рунет приказал долго жить, на часах десять минут шестого, рабочий день еще не закончился.

Начинает трезвонить телефон, журналисты с разных площадок задают один и тот же вопрос: что случилось, есть версии? Объясняю, что на данный момент рано говорить о причинах сбоя, он только-только начался, но все выглядит так, словно кто-то ошибся в параметрах блокировки и заблокировал Рунет. Конечно же, речь идет о технических средствах противодействия угрозам, или коротко ТСПУ, что находятся в распоряжении Роскомнадзора. Операторы не видят, что именно делает РКН на ТСПУ, никак не могут на это повлиять. Фактически у РКН есть собственный рубильник, который позволяет фильтровать трафик, выключать соединение на сетях любого оператора, одним словом, делать что угодно, причем в масштабах всей страны. И появилась такая система как ответ на внешние угрозы.

Нет никаких сомнений в том, что такие угрозы не являются мнимыми, они существуют и могут воплотиться в любой момент времени. Формирование такой инфраструктуры стоит дорого, но создает рабочие места, в теории усложняет рынок и должно привести к появлению новых знаний у людей, работающих в телекоме. Знаний и умений. И я считаю, что возникновение еще одного рубежа обороны для Рунета — вещь полезная и важная. Но, как всегда, есть нюансы. Такая система накладывает огромную ответственность на исполнителей, стоимость ошибки возрастает многократно, в чем мы уже несколько раз могли убедиться на практике.

Чуть меньше года назад, в конце января 2024 года, действия чиновников отключили Рунет. Процитирую выдержку из статьи об этом:

«В конце января 2024 года начался массовый сбой в доступе к сайтам в доменной зоне RU. Не работали сайты, перестали открываться приложения банков и других компаний, Интернет начал рушиться. Некто неназванный в АНО “Координационный центр национального домена сети Интернет”, не проверив, выпустил неправильные сертификаты для доменной зоны RU, как результат, получить правильные данные для DNS-серверов стало невозможным. Чтобы понять уровень проблемы, достаточно сказать, что не открывались сайты даже мобильных операторов, которые умеют работать с технологиями и выстроили максимальный уровень защиты своих ресурсов. Но защиты от человека, который не соображает, что делает, и не несет никакой ответственности за такие действия, при этом имея в руках мощнейшие инструменты уничтожения Рунета, просто не существует. Рано или поздно подобные “сбои” будут повторяться. И если в той истории сбой произошел из-за головотяпства и низкой квалификации конкретного человека (он так и не был назван, выводы из истории не сделаны, ее быстренько постарались забыть все без исключения), то в будущем можно ожидать, что таких людей будут искать целенаправленно, чтобы использовать их для уничтожения Рунета. Как минимум временный эффект от таких действий может быть весьма ощутим, в частности, это убытки для экономики, замедление всей жизни в стране, исключений тут не будет».

Проблема что в январе 2024 года, что сегодня одна и та же — низкая квалификация тех, кто работает на государство. На рынке труда есть четкая иерархия, в которой люди выбирают места сообразно своим умениям и знаниям. В корпоративном секторе существует дефицит квалифицированных разработчиков, администраторов сетей, управленцев. Как следствие, стоимость их труда максимальна, и если напрямую сравнить их доходы с людьми, которые работают в РКН и смежных ведомствах, то получится разница в 5-10 раз. Мне неизвестны альтруисты, готовые пожертвовать своей жизнью ради работы на государство и защиты Рунета от внешних угроз, когда оплата их труда будет копеечной. К сожалению, факты подтверждают мою правоту и говорят о том, что ошибки, вызвавшие оба сбоя (январь 2024 и 2025 годов) допущены из-за низкой квалификации людей, имеющих доступ к инструментам, влияющим на Рунет.

Сегодня для любой страны Интернет — это огромная часть экономики, без сетей невозможна комфортная жизнь. Мне часто встречаются демагоги, которые утверждают: «Наши отцы и деды жили без Интернета, и ничего, как-то вырастили нас». Получается, что нам тоже нужно ходить в туалет на улице, подтираться лопухами и заодно отказаться от электричества, чтобы жить, как когда-то давно на Руси? Демагогия такого толка, которая принижает значение Интернета для современной жизни, недопустима. Она создает мнимое чувство спокойствия, уверенность в том, что ничего страшного не случится, если Интернета не будет. По факту нас просто отбросит в прошлое, а пострадает от этого вся экономика. Более того, инфляция от этого взлетит до небес, так как стоимость любого товара и услуги внутри страны резко вырастет.

Приведу понятный пример. В больших городах используются системы управления потоком автомобилей, включая работу светофоров, камеры наблюдения и так далее. Без Интернета система деградирует, становится глупее и начинает работать иначе. Такое отупение системы автоматически приводит к росту пробок, они становятся менее предсказуемыми. И вы будете тратить больше времени в пробках, но это половина беды. Другая часть — это товары, которые доставляются в магазины, машины не смогут быстро их довозить, вырастут затраты на топливо, стоимость логистики, что напрямую будет выражено в цене товаров на полках. И это только часть большой картины, которая нас ждет. Интернет в прямом смысле влияет на все, что происходит сегодня в экономике и в наших жизнях.

Отсюда следует простой вывод: для любой страны защита собственной экономики и Интернета выходит на первый план. Говоря про Россию, отмечу, что недостаточно создать рубеж обороны в виде ТСПУ, нам необходимо этот рубеж наполнить людьми, которые понимают и могут защитить нас от угроз, как от реальных, так и от потенциальных. Но сейчас получается, что, создав сложные инструменты, которые могут влиять на весь Рунет, мы доверили управление ими людям, не всегда понимающим, как их использовать. И они доказывают это на практике. Это крайне опасно для всех нас.

С конца августа 2024 года в России блокируют YouTube, первоначально как РКН, так и другие чиновники пытались откреститься от самого факта блокировки, делали вид, что произошла деградация оборудования Google. Такая версия не выдерживает никакой критики. Но если посмотреть на ситуацию сегодня, то складывается впечатление, что блокировка YouTube стала удобным способом развития российских видеохостингов. Получается, что РКН задействовал блокировки в пользу коммерческих организаций и уже только в декабре смог убедить политиков, включая президента, что это благое дело. У меня множество вопросов, как чиновники могут использовать государственный инструмент для оказания преференций коммерческим организациям. Ведь де-факто это приводит к тому, что российские хостинги получают больше денег от рекламы и так далее. И тут все действия лежат на поверхности, но при этом трафик пользователей, которые продолжают смотреть YouTube, уходит из России, люди становятся беззащитны перед внешней угрозой, за ними могут следить, и это самое невинное из того, что происходит.

Насильно мил не будешь. Попытка ограничить конкуренцию всегда приводит к проигрышу, у меня нет в этом сомнений. В отсутствие того же YouTube условия конкуренции таковы, что российским площадкам нет смысла развиваться, что мы и видим на их примере. Какого-то идеологического рывка не произошло, они остаются видеохостингами, не превращаясь в социальные сети, каковой, несомненно, является YouTube.

Падение Рунета 14 января — что именно случилось

Падение Рунета длилось около получаса, оно было крайне серьезным, что можно видеть в независимых источниках. Например, мы можем посмотреть на трафик MSK IX.

Либо оценить трафик Ростелекома или билайна (данные Cloudflare, которые дают заметную картину падения).

Все данные указывают на резкое падение трафика, было невозможно открыть ресурсы, воспользоваться приложениями и так далее. Российские операторы отчитались о происходящем единообразно — на сетях нет никаких проблем, сбой вне пределов их зоны ответственности.

Чуть позднее отчитался координационный центр доменов: «Инфраструктура доменов верхнего уровня .ru и .рф и российские DNS-серверы работают без сбоев» (цитата по ТАСС).

Началась игра «я не виноват», каждый отрицал свое участие в сбое. Примечательно, что в РКН уже после того, как сбой был устранен, бодро отчитались наряду с другими: «Установлено кратковременное нарушение связности. Работа сети оперативно восстановлена дежурными службами Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования».

То есть получается, что РКН как бы молодец и все поломалось само, а они это починили. Вот только никакой самостоятельной поломки не было, она случилась из-за неверных правил фильтрации на ТСПУ.

Учитывая масштаб сбоя, необходимы публичные обсуждения, решения, которые гарантируют отсутствие повторения таких ситуаций. Но ничего этого нет, грязь заметают под коврик, стараются как можно быстрее ее забыть. А без выводов повторение таких ситуаций неизбежно. Вспомним аналогичный сбой в 2024 году, сейчас он повторился. Но дальше такие сбои будут нарастать.

Есть еще один момент — безнаказанность действий и возможность делать вид, что все происходит вне зоны ответственности того же РКН. Например, шестого января у нас случился сбой в Рунете, упал МТС и ряд других операторов, сервисов. Объяснение, которое было дано официально, — обрыв магистрального канала. Вот только все признаки указывали на внешнюю атаку, которую должны были отразить в РКН, но не смогли этого сделать. Почитайте детали по ссылке.

Мы выстроили отличные защитные рубежи, вот только на них нет людей, которые могут отразить атаки, у них не хватает умений, знаний и всего остального. Поэтому те же ТСПУ не просто бесполезны для нас, они вредны и больше наносят ущерб России и жителям страны, чем служат чему-то полезному.

В истории со сбоем 14 января есть еще один непубличный момент, операторы в России столкнулись с валом обращений (это тоже деньги компаний), более того, отсутствие тех, кто бы взял на себя ответственность за событие, делает их крайними в глазах потребителей. С них в том числе требуют компенсации за отсутствие интернета, невозможность получить доступ к сайтам. И это усиливает раздражение в адрес того же РКН. Надо отметить, что ведомство и до того нельзя было назвать любимым кем-либо, оно имеет не очень хорошую репутацию. Внутри есть множество конфликтов (формально РКН подчиняется Минцифры, в реальности министерство не может напрямую на него влиять).

Телеком живет в режиме кризиса, и перед нами стоит много сложных задач. Сбои, спровоцированные чиновниками и сотрудниками ведомств, не имеющими достаточного объема знаний, дополнительно углубляют этот кризис. Нам нужно четко понимать, что в таком темпе и с такими проблемами мы будем все быстрее деградировать с точки зрения качества сетей связи, сбои станут нормой. От них не убежать. И в первую очередь требуются изменения в подходе к РКН, к тому, как работает ведомство и за что отвечает. Увы, маловероятно, что данная ситуация получит продолжение, так как все сказанное выше воспринимается исключительно как негатив, не имеющий под собой оснований. Чиновники снова заметут очередной сбой под коврик, промолчат о его причинах. И так будет продолжаться до момента, пока в следующем сбое не произойдет что-то страшное, когда погибнут люди, а такой сценарий вовсе не умозрителен, а вполне реален.

P.S. Искренне считаю, что об этом нужно говорить. Перекладывание ответственности за сбои на операторов связи, а такие попытки хорошо заметны, выглядит очень плохо, так как уводит нас от корня проблемы.

[email protected]
наверх