Рынок электроники и санкции февраля 2023 года. Запрет смартфонов в России

Привет.

Год назад США вместе с союзниками попытались организовать торговую блокаду России, прервать поставки бытовой электроники, товаров массового спроса. Ответом на это стало введение Россией параллельного импорта, который начал набирать обороты с 1 мая 2022 года и во второй половине года насытил полки магазинов нужными товарами. Никакой катастрофы не произошло, российский рынок электроники жив и продолжает работать как ни в чем не бывало. Безусловно, на него влияют общие изменения, которые происходят в политической и экономической плоскостях, но подчеркну, что не возникло дефицита по какой-либо номенклатуре товаров. Изменились представленные бренды, поменялась стоимость товаров, но ситуация, когда вы не можете купить холодильник, телефон или что-то из бытовой техники, просто невозможна. Любой товар доступен, а вторая половина года даже показала, что рынок корректирует цены вниз за счет ценовых войн китайских компаний, того, что розничные игроки пересматривают свои цели и задачи, ориентируются на быструю оборачиваемость товара. Можно утверждать, что торговая блокада России провалилась, она не работает. Препоны, которые устанавливают США и их сателлиты, затрудняют те или иные операции, повышают стоимость товаров, но также стимулируют создание собственных производств внутри России, разработку как софта, так и железа. Впервые Россия очнулась ото сна и действительно идет в этом направлении, причем очень активно. Да, нужно было туда идти еще вчера, но хорошо, что в принципе началось движение в этом направлении.

За прошедший год мы увидели практически все, что только возможно. Санкции были разнообразными и многочисленными, так, в Apple отключили Apple Pay для всей страны, но оставили лазейки для оплаты услуг и приложений в Apple Store (МТС и билайн благодарны за это, так как это увеличило их оборот). Примерно так же поступили в Google, но там и лазейки не нужны, так как хватает альтернативных магазинов приложений, проблем с ними нет. Исчезновение с iOS нескольких десятков приложений компаний, что попали под санкции, стало неприятным, но не смертельным открытием для пользователей. «Сбер», например, предлагает поставить свое приложение в отделениях банка на любой iPhone.

С точки зрения поставок товара на российский рынок и продажи таковых у нас было два потерянных месяца, когда компании искали новые логистические маршруты, партнеров по всему миру и это сказалось на доступности товара. Посмотрите на продажи TFN, они отлично демонстрируют проблемы 2022 года — падение продаж весной и восстановление таковых к концу года.

США спустя год пытаются перезапустить санкции, чтобы усилить давление на Россию и всех жителей страны. Сразу хочу оговориться, что санкции, вводимые против страны, носят неизбирательный характер и направлены против всех без исключения. Хорошая новость заключается в том, что на практике они работать не будут, во всяком случае, если не будут предприняты и другие шаги, о них поговорим чуть позже.

Россия и Белоруссия идут бок о бок, то есть все санкции применяются синхронно, Америка не делает различий между нашими государствами. Глядя на канцелярский слог американских чиновников, поражаешься тому, как легко они выдают свои истинные намерения — наказать всех без разбора за то, что граждане России поддерживают правительство своей страны. Санкции носят самый широкий характер, вот лишь несколько примеров запретов:

Список огромный, в него входят запчасти для машин, бытовая техника и многое другое. Причем нужно подчеркнуть, что не так важно, где произведен товар, главное, чтобы в нем было не менее 25% американских технологий. Следуя этому описанию, мы можем сказать, что любой смартфон условно американский, так как в нем операционная система из этой страны, интеллектуальная собственность на большинство чипов, так или иначе, соотносится с США (тот же ARM — счастливое исключение). К сожалению, за прошедший год не смог найти общедоступного описания того, как в электронике нужно высчитывать те самые 25% американских технологий, как выглядит сама методика. Та же Huawei, что находится под санкциями, выпускает целый ряд устройств с красной полосой и слоганом America free, что означает простую штуку — под санкции такие устройства не подпадают. Постепенно номенклатура таких устройств растет, но, конечно же, Huawei вынуждена тратить на разработку и доведение до ума такого рода устройств много средств и времени. Но надо отметить, что у компании это вполне получается. Как раньше, так и сегодня придерживаюсь мнения, что размер Huawei, возможности компании и поддержка Китая позволяют ей выживать под беспрецедентным давлением Америки. Для нас опыт Huawei примечателен тем, что компания пытается работать в этой агрессивной среде, не рвет все связи с США и демонстрирует ту же стратегию, что и Россия в целом в последний год. Взвешенный подход, имеющий как плюсы, так и минусы.

Санкции, что наложили на Россию 24 февраля 2023 года, выглядят как расширение списка, причем перечисленные товары попали в категорию люксовых. Тут надо отметить, что это просто инструмент, которым пользуются американские чиновники, понятийно они не пытаются привести его в соответствие с реальностью. Считать смартфон с розничной ценой в 400-450 долларов чем-то люксовым нельзя.

Как работает рынок сегодня, параллельный импорт

Открою вам страшную тайну, большинство компаний, поставляющих электронику в Россию, делают это через посредников. Кто-то работал так изначально, кто-то реализовал такой вариант весной прошлого года или позднее. Факт заключается в том, что поставщиком техники в Россию является не сама компания-производитель, а некий дистрибьютор, которого можно смело отдать под санкции, и на его месте тут же появится с десяток других компаний. Таким образом, все с успехом избегают вторичных санкций, которых, к слову, за год не случилось вовсе. В Россию едут процессоры Intel и AMD, видеокарты с GPU от NVidia и многое иное, недостатка в желающих торговать и продавать нет. Несмотря на попытки установления торговой блокады, в 2022 году российский рынок остался крупнейшим в Европе. Как следствие, никто из компаний не может его игнорировать и все самостоятельно создают условия, чтобы их товары поступали в Россию.

Первоначальный накал борьбы снижается, давление Белого дома на технологических гигантов ослабевает, чиновникам не до того. И, как следствие, бизнес начинает отказываться от чрезмерных мер, например, открывает доступ к загрузке обновления для российских пользователей, как это сделала компания Microsoft. Параллельно в Microsoft организуют продажу своих лицензий в России, поддерживают пиратские версии софта. Задача выглядит максимально простой — продержаться до отмены санкций, не дать возможности российским компаниям занять долю продуктов Microsoft. Сейчас на практике реализуется страшный сон любого западного производителя софта, в России появились свободные ниши, и локальные компании спешат их занять. Бизнес пытается нивелировать санкции.

С поставкой товаров все намного проще, они полноводной рекой текут на российский рынок. Зачастую компании сами организуют поставки товаров, помогают партнерам маркетинговыми бюджетами, занимаются планированием поставок. Ничего личного, только самый большой рынок в Европе, который они не могут себе позволить потерять. Кто-то, как Apple, действительно ушел, но их место занимают другие производители, которые не боятся работать.

Перекрыть поставки с помощью параллельного импорта практически невозможно, так как они идут через территорию соседних стран. Так как у стран ЕАЭС де-факто единое таможенное пространство, поставки товаров через Армению или Казахстан не вызывают особых сложностей. Хотя периодически возникают борения на таможне, но они быстро затихают, в том же Казахстане понимают, что период невиданного обогащения может полностью прекратиться, если страна попробует следовать американским санкциям. Наличие блока ЕАЭС дает возможность поставлять товары в эти страны, причем платежи за товары выглядят легальными и оправданными со стороны любого внешнего органа. Для того, чтобы затруднить работу параллельного импорта, необходимо вводить санкции против всех стран ЕАЭС, но это все равно не даст результата, так как граница с Китаем открыта и там поставки идут не менее полноводным потоком. А еще можно вспомнить ОАЭ и ряд других стран, что извлекают из ситуации прибыль, у нас даже есть поставки электроники через иранские компании (сам Иран тут не задействуется, поставки идут из других стран). Одним словом, борьба Америки за тотальное эмбарго обречена на провал, перекрыть поток невозможно. Задушить можно небольшие страны, не имеющие тех же возможностей, что Россия.

Из смешных фактов, что вызывают у меня улыбку, — за прошлый год в Армению поставили около 6 млн смартфонов, абсолютный рекорд всех времен (население страны при этом меньше трех миллионов). Рост благосостояния налицо!

В США пытаются максимально затруднить поставки, повысить стоимость товаров. То есть увеличить логистическое плечо для всех без исключения, ограничить число банков, помогающих оплачивать товары. Например, попадание «МТС Банка» в санкционный список, отключение SWIFT для него — это частично результат успешной работы с компаниями, которые покупают на внешних рынках товары для России. И в последующем каждый новый банк будет попадать в такой же список для ограничений, обратите внимание, что тот же «Райффайзен» был вынужден остановить платежи за электронику, это также внешнее давление (хотя сам банк не под санкциями). Американцы пытаются создать дополнительную боль для рынка, не осознавая, что действуют в рамках мирового кризиса, когда производители будут бороться за свое выживание. Для любого производителя сейчас важно наличие продаж, а вот где всплывут их товары, им все равно. Поэтому Россия остается ценным рынком, куда нужно продавать товары.

Надавить на всех производителей в мире США не могут, это невозможно в принципе. Возможны показательные порки, вторичные санкции, но они будут оспариваться в судах, так как производители будут доказывать, что не имеют отношения к прямым поставкам, и смогут сделать это с высокой вероятностью. Бороться с той же Apple в Америке вряд ли будут, а ведь устройства компании широко доступны в России, от новинок до старых моделей. Попытка ввода вторичных санкций должна в первую очередь ударить по американским компаниям. Допускаю, что будет публичная порка одной, максимум двух компаний. Но тут сложно предположить, что это будут китайские производители — напряженная политическая ситуация не допускает такого. Выбрать можно какую-то из других стран, возможно, это будет Dyson, так как штаб-квартира компании находится в Сингапуре и те же фены были добавлены в список запрещенных для России из-за популярности этой марки в нашей стране.

Не устану повторять — торговая блокада России не может состояться, это утопия. Затруднить поставки товаров на короткий срок возможно, но российские компании найдут пути, как их поставлять в страну. Ответные действия будут любопытными — мы закроем любую информацию о прохождении товаров через границы, что сделает учет непрозрачным, усложнит введение дополнительных санкций. Пример Ирана хорошо демонстрирует, что обойти самые жесткие ограничения не так сложно. Да, это создает определенные неприятности, но не более того.

Пока самым вероятным сценарием выглядит повторение ситуации весны 2022 года: краткосрочная перестройка логистических цепочек, поиск банков, которые могут оплачивать товары, налаживание новых связей. И потом возвращение к уже привычному укладу жизни рынка. Считать, что текущий вариант санкций работает, нельзя. Они создают определенные и весьма умеренные неприятности, не более того. Америка сегодня сама перегрузила для себя систему, она не может эффективно вводить санкции, так как они слишком широки, нужно задействовать огромную армию чиновников, чтобы попытаться их как-то соблюдать. Такой армии чиновников у США нет, а значит, никакого системного характера санкции носить не будут. И нужно выдыхать, так как санкции навсегда и бояться их точно уже не стоит. Будут яркие моменты, будут запреты, распространяемые на конкретные компании, но к их смерти это не приведет. Более того, скорее это станет посильной помощью, так как государство поможет таким компаниям в развитии и в занятии доли на рынке. Российский рынок продолжает жить в рабочем режиме, ничего страшного не произошло.

[email protected]
наверх