Привет.
Уверен, что большинство из нас не следит пристально за судебными перипетиями в Америке, где идет целый ряд судебных процессов против крупнейших технологических компаний. Важно отметить, что нападение на корпорации случилось не вчера, подход является системным для Белого дома, напрямую не зависит от текущей администрации. Если максимально упростить первопричины, то можно сказать, что IT-гиганты стали слишком сильны, в глазах политиков они получили власть, которую не должны иметь в своих руках. У политиков отличаются взгляды на то, как именно регулировать этот сегмент рынка, но то, что нужно притормозить Кремниевую долину, у большинства не вызывает никаких сомнений.
Чтобы освежить в памяти, как все начиналось, вы можете прочитать текст о слушаниях в Конгрессе США, на которых допрашивали первых лиц таких компаний, как Apple, Amazon, Google, Facebook* (компания признана в России экстремистской организацией). В тот год это было одно из лучших политических шоу с оттенком юмора и сатиры. Чем-то напоминало заседания КПСС на излете СССР, накал страстей был схож.
Судебная система в США работает медленно, ждать моментальных результатов невозможно. Государство определило цели, подготовилось к нападению на компании и дальше запустило необходимые механизмы. Обвинения против Google всегда звучали достаточно здраво, компания создала монополию на рынке поиска, всемерно ее поддерживала и ограничивала любую конкуренцию. Но Google была «родной» компанией, что обеспечивало определенный иммунитет внутри США. Спусковым крючком для политиков стало решение Еврокомиссии, которая оштрафовала компанию на 4.3 млрд евро в 2018 году. Решение Еврокомиссии базировалось на следующих моментах:
- Компания создавала условия, чтобы ее поиск использовался на смартфонах по умолчанию, за это она платила производителям и мобильным операторам;
- Установка Play Store требовала от производителей железа также установку браузера Chrome и поиска от Google, в том числе на первом экране устройства;
- Производители, желающие использовать GMS (набор сервисов и приложений от Google), не могли использовать Android AOSP.
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер посчитала, что Google занимает доминирующее положение на рынке Android, в то время как компания упирала на то, что на рынке есть конкурирующий продукт от Apple, как результат, говорить о доминировании и монопольном положении нельзя.
Нужно вспомнить, что это было не первое антимонопольное решение против Google в Европе, за год до этого Еврокомиссия выписала штраф в 2.42 млрд евро за злоупотребление доминирующим положением на рынке поиска. При поиске товаров на первые строчки выводились позиции Google Shopping, что приводило к падению трафика и продаж магазинов, которые не платили Google за рекламу.
Логика американских политиков звучит просто: если другие страны начали «доить» Google, то самое время включиться в эту игру, так как старые бизнес-схемы все равно перестанут работать и та же Google должна будет измениться. Но при этом можно ослабить компанию, сделать ее сговорчивой. Каждая сторона решает свои задачи, и подход политиков не выглядит циничным, он скорее прагматичный.
Судебные разбирательства шли несколько лет, осенью 2023 года в окружном суде Вашингтона начались слушания, в которых Министерство юстиции США выступило против Google, они продлились десять недель. Позиция нападающей стороны была изложена максимально доходчиво.
В Google создали монополию на рынке поиска, монопольная схема была выстроена так, что компания платила за установку своего поиска, за счет этого получала больше поисковых запросов и, как следствие, денег. Все потенциальные конкуренты были ограничены в своих возможностях, например, в адрес Apple компания платила миллиарды долларов, чтобы быть поиском по умолчанию в Safari, а также не дать компании развивать собственный поиск, хотя у последней для этого были возможности, включая как финансы, так и разработчиков.
Впервые в ходе судебных слушаний появились цифры, сколько Apple получает от Google за предустановку поиска.
Свидетели со стороны Apple избегали точных цифр, утверждая, что компания получает миллиарды долларов в рамках этой сделки. Один из свидетелей проговорился, что формула платежей является процентом от доходов от онлайн-рекламы, это 36%. Что позволило посчитать выплаты в адрес Apple, в 2021 году они составили 15 млрд долларов, в 2022 году — 20 млрд долларов. Чтобы оценить общий размер затрат Google на продвижение своего поиска, скажем, что в 2021 году компания потратила 26.3 млрд долларов (в судебных документах эта цифра указана прямо).
5 августа 2024 года судья Амит Мехта (Amit Mehta) в заключительном слове по итогам судебных разбирательств сказал: «Суд приходит к следующему выводу: Google является монополистом и действовала как монополист, чтобы сохранить свою монополию». Компания Google контролирует 90% поиска на компьютерах и 95% поиска на смартфонах, что является монополией. Выводы суда изложены в отдельном документе на 277 страницах, вы можете почитать их сами.
Решение суда относительно Google (pdf).
«Предустановка чрезвычайно ценна, даже если новый соискатель с хорошим качеством продукта был готов заменить поиск по истечении срока соглашения, такая компания могла конкурировать только при условии выплат миллиардов долларов партнерам, готова была выплачивать все потери от изменения соглашения».
«Google, конечно, осознает, что потеря установок по умолчанию резко повлияет на ее прибыль. Например, Google прогнозирует, что потеря поиска в Safari по умолчанию приведет к значительному сокращению количества запросов и миллиардам долларов потерянных доходов».
Интересно, что судья отрицает случайный характер успеха поиска от Google: “Google не добилась доминирования на рынке случайно. Компания наняла тысячи высококвалифицированных инженеров, постоянно внедряла инновации и принимала правильные бизнес-решения. Результатом стала поисковая система высочайшего качества в отрасли, которая завоевала Google доверие сотен миллионов ежедневных пользователей”.
Из судебных документов можно вытянуть и другую любопытную информацию, например, стоимость поддержания поиска Google в 2020 году составила 8.4 млрд долларов, это только те деньги, что шли на обслуживание дата-центров, разработки и так далее, но не платежи партнерам.
В 2015 году Microsoft сделали предложение в адрес Apple — превратить Bing в поиск по умолчанию, компания была готова отдавать 90% то доходов от рекламы, соглашение предполагалось на пять лет. В теории это дало бы Apple чуть меньше 20 млрд долларов (и это было меньше, чем компания получала от Google). Соглашение было отвергнуто. Следующее предложение от Microsoft выглядело шагом отчаяния, 100% от доходов, но и на него в Apple не пошли. В Apple считали, что Microsoft и вовсе может отдать Bing в собственность компании бесплатно, но им не нужен был поиск, когда Google платила такие деньги.
В 2021 году Mozilla получила от Google чуть более 400 млн долларов, что составило 80% бюджета компании. В Mozilla признаются, что без этих денег существование компании было бы невозможным.
Судебные документы всегда интересны вот такими историями, что становятся общедоступными и показывают, как выглядят переговоры компаний. Полистайте выложенный выше файл, думаю, в нем вы найдете много любопытных моментов из жизни разных компаний.
Что будет дальше с Google и поиском по умолчанию
Подобные дела длятся годами, иногда растягиваются на десятилетия. Следующий шаг со стороны Google — это апелляция на решение суда, попытка оспорить вынесенное решение, что компания занимает монопольное положение на рынке поиска, оспорить неконкурентные практики. Маловероятно, что у Google получится это сделать, это скорее вопрос технический — на время оттянуть неизбежное.
Отдельный суд, который состоится в этом или в следующем году, дата его не определена, должен определить меру наказания для Google. От оборотных штрафов до раздела компании, что должно создать конкурентные условия на рынке поиска, дать новым игрокам шанс. И вот тут возникает много вопросов, ответов на которые никто вам не даст.
Первой потерей наверняка станут платежи Google своим партнерам, которые занимают в их доходах значимую долю (та же Mozilla открыто в этом признается). Потеря десятков миллиардов долларов для Apple будет также чувствительным ударом, особенно на падающих рынках, мировой кризис за эти годы никуда не исчезнет. И учитывая, что таких ударов на компании сыплется много и с разных сторон, говорить о благоприятных условиях для бизнеса не приходится.
Разрушить монополию Google можно, но в рамках ее демонтажа будут сыпаться многие компании, в том числе относительно небольшие. Насколько рынок к этому готов, я не знаю, такого ответа у меня нет, слишком неординарная ситуация.
Россия — единственный заметный рынок в мире, где нет доминирования поиска от Google, у нас ровно обратная ситуация, растет поиск от «Яндекса», так как государство всемерно его поддерживало и поддерживает. Интересно, что претензии к Google в какой-то мере легко перенести и на «Яндекс», схема работы с некоторыми отличиями скопирована один в один, равно как и поддержание своего монопольного положения (связка поиска и рекламы работает надежно, чтобы не только приносить деньги, но не дать ни единого шанса на появление конкурентов).
Изменения на рынке поиска назрели, возможно, что AI-алгоритмы дадут новый толчок для гонки в поисковых алгоритмах, возникнут новые имена. Время судебных прений для Google не самое лучшее, у компании есть нешуточный шанс потерять свои позиции в поиске, если появится новый, интересный конкурент. А для этого есть все предпосылки, та же OpenAI пытается создать свой поиск нового поколения, опираясь на ChatGPT. И это не единственная компания, что участвует в гонке.
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
Caucasian, ихний
>Россия — единственный заметный рынок в мире, где нет доминирования поиска от GoogleА, китайский, стало быть, незаметный рынок.
Вообще в США доля гугла более 90%, что очень много. Но иногда от такой монополии есть и плюсы. К примеру, ехал недавно по платке в Питер и там более 90% явно едут по яндекс картам. И сотрудники платки сами выставляли аварийные точки и точки ремонта полос — и эта информация почти точно достигнет клиента.Вообще до 2022 в РФ был идеальный рынок поисковиков — те же более 90% рынка делилось поровну на Я и Г.В теории это должно было обеспечивать конкурентность цен на рекламу, без завышений.А сейчас у Я полный карт бланш и опять же доля будет более 90%, как у Г в США.Опять же пример Эппл — непопулярный Бинг им даром не нужен, пользователи в основном используют Гугл. И еще вопрос — а зачем Гугл Мозиллу то поддерживала — подстилала соломки?
Kip_Thorne, Там гугл занимает однозначную цифру Х% :-)Поэтому в итоге не особо он там и господствует.
Поиск по умолчанию, поиск по умолчанию, поиск по умолчанию… а что плохого? Вот у меня есть в Windows плеер по умолчанию, редактор по умолчанию, файл-менеджер по умолчанию, браузер по умолчанию. Но они элементарно заменены на нужные. А системный поиск вообще отключен. Также как и в Андроид. Но там поиск по умолчанию __оставил__ от Гугла. Никакая монополия на решение не влияла.
Lecron, На Андроид оставили поиск от Гугла по умолчанию, но монополия не влияла. "Я просто похлопаю" ©.
Fidelich, Это ирония? Или сарказм? Ибо по мне все логично. При всем богатстве выбора, в котором меня никто не ограничивает, я выбрал один из вариантов. Да, он совпал с обсуждаемой монополией Гугла. Но не монополия причина моего выбора.
Lecron, У меня простой вопрос — если Google изобрели Android, разве не они вправе решать, какое будет его наполнение (включая поиск)? О какой монополии может идти речь, если это частная разработка частной компании? Если обществу не нравится, что этого так много, общество может мигрировать с Android ещё куда-то, их же не заставляли покупать именно этот продукт, они сами осознанно выбрали, а теперь недовольны.
Георгий Рамм, Вы случайно не ошиблись адресатом?Вообще, тут может быть несколько ответов.1. Если условия таковы были с самого начала, скорее всего вы правы.2. Если существующие условия ухудшились или введены новые жесткие, после достижения доли позволяющей прогибать рынок, то не правы. 3. Но в данном случае, вообще не вижу повода для обсуждения. Сменить поиск дело нескольких минут. С учетом поиска способа смены.4. Однако речь не только о поиске. Вначале была реклама. Не у Гугла, а вообще. 1%, 2%, 5% … в вашей рекламе контента не обнаружено. И по мере роста зарекламливания, естественно растет распространение блокировщиков. Вплоть до разрушения рынка. Но разве в этом виноваты пользователи или создатели блокировщиков? А может неутолимая жадность рекламщиков?Аналогичная ситуация с приложениями работающими в фоне. Каждое стремилось всегда быть активным, в ответ распространились способы блокировки, включая внедрение в основную ОСь. Теперь сражаются за каждый такт, пропуская сообщения или с другими проблемами.Это не хорошо и не плохо. Но для любой активности, несмотря на формальное право на такую активность, должна существовать отрицательная обратная связь. И для Гугла, таковой являются антимонопольщики.
Георгий Рамм, Кстати, почему все выбирают пассивный ответ? Мол одна сторона, производитель, активничает как хочет, а другая, потребитель, может либо принять, либо отказаться. А если на секунду допустить, что обе стороны имеют право занять активную позицию? Потребитель может также влиять на производителя. который, в случае если хотелки недопустимы, может либо продолжить производить, либо отказаться? Это непривычно, всего лишь. Но вполне рационально. А оптимально, получается, обе стороны имеют влияние друг на друга.
Очередные непонятные нападки на Яндекс, хоть и вскользь. В россии были/есть поисковики: Рамблер, Яндекс, Мейл. То что рамблер облажался, мейл не догнал, а яндекс — смог, конечно же благодаря поддержке правительства.
Lecron, В том то и дело, что это Вы так можете. Но подавляющее большинство пользователей, особенно мобильных устройств, не то что не могут, им даже в голову это не приходит. Да что уж там, многие не в курсе, что можно мелодию звонка сменить. А ещё многим просто всё равно — что есть, то и используют. А зачем менять, если устраивает? В Гугле об этом прекрасно знают, и именно по-этому платят огромные деньги за поиск по умолчанию.
Аркадий Пазухин, И что вы предлагаете. Какой-то поиск по умолчанию должен же быть?
"отдавать 90% то доходов от рекламы" От доходов
Lecron, Чиновники просто хотят иметь возможность заставлять Гугел с Эплом устанавливать в качестве типовых приложений и сервисов на пользовательских устройствах, продаваемых на рынках конкретных государств, те приложения и те сервисы, владельцы которых платят налоги в бюджеты этих государств. Т.е. чтобы доходы шли в карманы этих чиновников, а не Гугло-Эплу.
Lecron, Я ничего не предлагаю, просто объясняю, почему Гугл за это пытаются раскулачить. Ну и да, похоже именно так они и угробили всякие Yahoo, которые ещё лет 20 назад были лидерами рынка, но уже давно сидят с выпученными глазами и немым вопросом "а чо, так можно было?!".
Филипп Мастяев, Ээээ… в данном случае мы говорим про чиновников США, на чьем рынке Гугл и платит налоги.
Lecron, Не ошибся. Было интересно ваше мнение.
Lecron, Конкретно в бюджет США Гугл платит отнюдь не все налоги, как и любая другая супер-корпорация, Гугл старается минимизировать налоги. Чиновники США, какие и любые другие чиновники, хотят максимизировать выплаты именно в бюджет своей страны, а не какой-то другой
Lecron, Потому что большинство потребителей ПЛАТИТ деньги, чтобы НЕ ИМЕТЬ активной позиции. Они НЕ ХОТЯТ делать выбор, они ХОТЯТ, чтобы выбор делали ВМЕСТО них
Kip_Thorne, На китайском рынке есть доминирование поиска гугла? Прям задавил всех конкурентов?
Сергей Арочкин, Где я это писал?
Kip_Thorne, Это называется "логика и смысл коммента".
Филипп Мастяев, Да согласен. И в повседневной жизни часто сталкиваюсь с таким отношением …Вы должны мне придти предложить решение, реализовать его за вменяемые средства, и так чтобы мне понравилось, а мне голову не забивайте… Что уж говорить на уровне корпорации. И ведь по любому какое то приложение должно быть по умолчанию. Как интернет эксплорер нужен только лишь для скачивания хром, яндекс, мозилла и т.д.