Навязчивая реклама от «Яндекса» в умных колонках, приложениях и просто везде

Привет.

Компания «Яндекс» всегда отличалась отсутствием чувства меры в навязывании своих услуг и продуктов любой ценой. Даже потенциально хорошие начинания и продукты портили «эффективные» менеджеры, которые придумывали, как можно изгадить впечатление так, чтобы гарантированно оттолкнуть потребителя. Десятки примеров такого поведения стираются из памяти по давности лет, но в «Яндексе» даже выработали алгоритм, как навязывать своим пользователям что-то дополнительное, выжимать из них ту или иную ценность. В 2020 году компания запустила приложение «Телемост», этакого конкурента Zoom. В компании решили, что самое правильное решение — это устанавливать его на компьютеры и смартфоны своих пользователей без спроса. Пользуешься «Яндекс.Диском» — значит, получишь установку приложения «Телемост».

В «Яндексе» искренне не поняли ярости людей, которых осчастливили приложением, а они не оценили своего счастья. Как вы помните, PR компании страдает запущенной формой импотенции и поэтому тиражировал вот такие сообщения, как на картинке ниже.

Дальше были официальные извинения в официальном блоге «Яндекса», но мне понравилась их витиеватая формулировка, где звучала фраза: «По итогам этой истории мы ввели для себя правило: создавать ярлыки на рабочем столе только с согласия пользователя». От навязывания дополнительного софта компания отказываться не планировала, просто после того, как она получила огромную порцию негатива, решила спрашивать у пользователей, а не хотят ли они разместить ярлык на рабочем столе. Позднее и от этой практики отказались, так как сторонние юристы объяснили «Яндексу», что это называется навязыванием услуг. В принципе, для голландской компании российские законы не указ, поэтому тут всегда было их вольное толкование, причем исключительно в свою пользу.

Для «Яндекса» реклама является одним из ключевых направлений деятельности, она дает самый большой вклад в доходы компании в России, а после ухода Google «Яндекс» де-факто является монополистом в этой области.

Компания решила расширить инвентарь за счет показа рекламы везде, где только возможно. Например, в приложении «Яндекс Go» при заказе такси вам демонстрируют карточки с товарами, мне предложили купить женские прокладки со скидкой в 30% плюс немного туалетной бумаги.

Зачем мне реклама при заказе такси, я не понимаю, выглядит это неряшливо и вызывает раздражение, мной пользуются как продуктом, несмотря на то, что компания получает немаленький доход от меня как от пользователя (выделили отдельного консьержа Ultima как доказательство того, что мои траты выше, чем у большинства людей).

Социальная составляющая «Яндекса» понятна, конкретным людям, принимающим гениальные решения о расширении рекламы, совершенно плевать, кто ее увидит, как это повлияет на компанию в целом, да и относиться к своим пользователям с уважением они не умеют. Впрочем, как и пытаться предсказать какие-то действия на шаг вперед, это выше их разумения. Давайте разберем другую ситуацию, которая выглядит очень забавной.

В «Яндексе» вышли на уровень продаж умных колонок в миллион штук за квартал, это огромная часть бизнеса компании. Родилось гениальное решение, что пользователи колонок должны слушать рекламу, ведь какой канал пропадает! Никого внутри «Яндекса» не волновало, что большинство покупателей приобрели умные колонки за полную стоимость, не получили их бесплатно и так далее. То есть в продукт, за который люди заплатили, компания, ни минуты не колеблясь, решила встроить рекламу.

В октябре менеджеры по рекламе «Яндекса» работали с партнерами и собрали рекламу для продвижения через колонки. В одном из банков мне так описали новое предложение от «Яндекса»: «Они видят себя заменой FM-радиостанций с четким таргетированием на любую группу своих пользователей, возможностью услышать ключевые слова, например, что человек испытывает проблемы с деньгами. Колонка слышит фразу “нам жрать скоро будет нечего” и тут же предлагает оформить микрокредит, человек попадает в адресную рекламу».

Утечки исходного кода разных продуктов «Яндекса», которые случились в начале года, продемонстрировали всему миру, что «Яндекс» не просто собирает персональные данные своих пользователей, компания создает отдельные социальные категории, может вычленить из массы людей тех, кто имеет собаку определенной породы, занимается спортом или любит определенные сериалы. То есть таргетирование поставлено во главу угла, так как оно способно улучшать точность попадания рекламы, а значит, ее можно продавать дороже.

И, пожалуй, в этом нет ничего плохого, если только инструменты, которые используются для такого таргетирования, не нарушают нашу частную жизнь, а реклама демонстрируется там, где она уместна.

В начале ноября «Яндекс» начал включать рекламу на умных колонках с Алисой, причем без разрешения пользователей или какого-то уведомления о том, что такое происходит. Мой друг так описал обалдение от этой функции: «Приходит мой шестилетний ребенок и спрашивает, почему Алиса ему что-то предлагает, а я не могу понять, что случилось. А потом слышу рекламу, которой там быть не должно. Отключил станцию от греха, я не понимаю, что они еще озвучат ребенку».

Включение рекламных вставок происходило после того, как вы давали Алисе какую-то команду. Мои колонки с Алисой отключены, так как они представляют опасность после утечек исходного кода, не хочу, чтобы мои разговоры кто-то мог услышать в принципе. В них нет ничего секретного, но все равно это моя личная жизнь.

Ради проверки включил колонку и после первой же команды (поставить таймер на 15 минут) получил свою порцию рекламы: «Время оформить карту…». Случилось это уже после того, как в «Яндексе» решили оправдаться за свои инновации и дали официальный комментарий:

«Мы действительно тестировали новый рекламный инструмент, сейчас тест завершен. Не все тесты находят применение в будущем – это обычная практика для любых компаний. Голосовая реклама была включена на маленький процент аудитории Алисы — мы внимательно следили за обратной связью и тщательно её оценивали, чтобы эффективность формата не влияла на качество пользовательского опыта».

Привычная брехня от «Яндекса», к которой мы привыкли за эти годы, сотрудники компании ведут себя как маленькие нашкодившие дети, пытающиеся оправдаться. Я слышал рекламу уже после того, как мне прислали это заявление. Среди моих друзей многие пользуются Алисой, большинство попали на рекламу, поэтому про небольшую выборку говорить не приходится. Вряд ли нам всем так повезло и так сложились звезды. Да и в нашем Telegram-канале люди отмечали, что слышали рекламу после заявления «Яндекса». Получается, что тест закончился для сотрудников «Яндекса», а для нас он продолжался.

А вот дальше начинается самое смешное, голландская компания привычно наплевала на российские законы. Никакой маркировки рекламы при ее озвучивании не было! Как так могло получиться? Еще одна случайность?

Выдумка про «тест» не выдерживает критики. Никогда не поверю, что «Яндекс» просто взял чужую рекламу и бесплатно крутил ее в своих колонках, желание получить барыши в «Яндексе» становится патологией, так что рекламу явно продавали. И вот тут кроется объяснение, почему даже после официального заявления рекламу продолжали крутить. Продав рекламные интеграции, компания дает определенный охват, она не может прекратить рекламу без выплаты штрафных санкций. И это, видимо, объясняет то, что никто не остановил поток рекламы. Весь рекламный рынок устроен именно так, а «Яндекс» является его огромной частью.

Раздолбайство — это нормально для «Яндекса». Компания анонсировала новую колонку «Миди», причем это произошло на фоне навязывания рекламы в умных колонках. Особенно доставляет тот факт, что впервые компания встроила нейропроцессор, который распознает речь лучше, чем раньше (читай — лучше собирает ваши разговоры, таргетирует рекламу и так далее). То есть за свои деньги вы покупаете товар, который будет оцифровывать ваши разговоры, улучшать ваш рекламный профиль для «Яндекса». Круто!

Я не понимаю «гениальных» решений, когда компания запускает «Миди» в продажу 16 ноября, но при анонсе продукта не объявляет цену. Чтобы создать интригу? В чем она заключается?

Идиотское решение, и оно накладывается на клубок проблем, которые сотрудники «Яндекса» сами себе создают. Но это в духе компании сегодняшнего дня, где многие просто пытаются выжать все из текущей ситуации, а заодно уехать в Дубай (а до того уехать в Израиль, но об этом поговорим отдельно и позже).

Решение без спроса вставлять рекламу в голосовые команды колонке выглядит крайне раздражающим, люди будут отказываться от Алисы, если эта практика станет распространяться, никто не хочет рекламы внутри своего жилища. Посмотрите на отзывы реальных владельцев станций.

Другие компании не будут делать ничего подобного, они не видят в этом смысла (да и у них нет таких рекламных бизнесов, как у «Яндекса»). Проблема с Алисой сегодня в том, что этот продукт потенциально опасен для пользователей, вы не знаете, какие данные она собирает и что слушает, плюс в «Яндексе» утекли все исходные коды этого продукта. Что потенциально создает возможность доступа третьих лиц к станциям, их последующего тихого взлома. И этот риск уже вовсе не гипотетический, он более чем реален. Это не вопрос веры, устройства на Алисе скомпрометированы, и дело времени, когда случатся неприятности. Страшно, что сегодня 95% рынка умных колонок в России — это Алиса. А значит, под угрозой фактически любой дом, где они есть.

В ближайшие дни мы разберемся в том, как «Яндекс» отказался от Израиля и переносит свою будущую штаб-квартиру в Дубай, ищет для себя новый дом вне России.

P.S. Внутри «Яндекса» тестируют отдельную подписку для умных колонок, она будет дополнительной к «Яндекс.Плюс», цена составит примерно сто рублей в месяц. Объяснение в том, что колонки имеют затраты на инфраструктуру. Предположительно подписка может появиться в 2024 году.

[email protected]
наверх