Как в Epic Games победили Google и разрушают монополию Apple

Привет.

Три года назад компания Epic Games обратилась с исками против Apple и Google, утверждая, что корпорации занимают монопольное положение на разработанных ими платформах, устанавливают произвольные платежи для партнеров (на тот момент платежи составляли 30% от стоимости услуги или приложения). Подобные суды длятся годами, ждать быстрого результата нельзя. Для рынка судебные заседания оказались подарком, они дали взгляд на то, что происходит внутри как Google, так и Apple. Внутренние документы компаний, свидетельства сотрудников, данные под присягой, — в какие-то моменты все это оборачивалось нелицеприятными обсуждениями, которые разрушали образы компаний. Мы много об этом писали.

В понедельник, 11 декабря, жюри присяжных рассматривало дело Epic Games против Google. Заседание в Сан-Франциско не обещало сенсаций, но в конечном итоге оно превратилось в поворотный пункт для всей индустрии. Присяжные посчитали, что все обвинения со стороны Epic Games обоснованы и Google виновна по всем пунктам. В частности, из заключения присяжных следует несколько важных моментов:

Почему от этого судебного заседания не ждали многого? Ответ кроется в том, что в 2021 году аналогичные обвинения в адрес Apple были рассмотрены в суде и последний отклонил претензии Epic Games. Но, как оказалось, тут есть одна «мелочь»: в судебных слушаниях про Apple решение принимал судья, а не суд присяжных.

После решения присяжных процедура выглядит очень просто. В Google подадут апелляцию на решение, а также отдельно будет подсчитана сумма ущерба для Epic Games, суд потребует изменить неправомочную практику. Учитывая, что в США право прецедентное, мы опять увидим обращение против Apple и пересмотр дела, возможно, оно также попадет на рассмотрение к присяжным, а не к отдельному судье. В конечном счете можно считать, что практика взимания сервисного сбора, который устанавливается со стороны платформы, исчезнет. Несмотря на то, что как Apple, так и Google пошли в прошлые годы на определенные уступки, сделали размер комиссии меньшим для ряда издателей, это не решает проблемы необоснованности процента за размещение приложений. И сегодня эта практика может измениться навсегда.

Другой причиной проигрыша Google стал факт, что компания, и это было доказано в суде, подходила к партнерам избирательно, конкуренты Epic Games могли получать особые условия, другую процентную ставку. И это позволило доказать факт монопольного положения, избирательного отношения к партнерам. Тут интересно то, что сама доказательная база сильно отличается от той, что мы видели в случае с Apple. Но в конечном итоге важен сам выигрыш судебного дела, и далее все пойдет на второй круг против Apple. Теперь и в Google кровно заинтересованы, чтобы Apple поставили в те же условия, от этого зависит будущее компании.

Если посмотреть на контекст шире, то стоит вспомнить, что перед Apple стоит целый ряд вызовов, разрушающих прежнюю бизнес-модель. Так, в Европе компания столкнулась с обязанностью дать разработчикам возможность использовать сторонние платежные системы, а не Apple Pay, как раньше. Помимо этого, пользователям iOS нужно дать возможность устанавливать приложения минуя App Store, постепенно такая практика разойдется по всему миру, речь идет о ближайшей паре лет. У Google изначально есть возможность ставить приложения напрямую на устройство либо использовать сторонние магазины приложений.

Совокупно все эти шаги против Apple говорят, что компании придется отказаться от прежней практики, и это сильный удар по доходам, причем для всех игроков.

Для рынка это означает, что деньги, которые получали Apple и Google, напрямую пойдут к разработчикам, что даст последним возможность становиться сильнее. Держатели систем, напротив, их потеряют. И тут в публичном поле возникает утверждение, что от этого проиграют все, включая пользователей, так как не будет таких инноваций, как сегодня. Со стороны корпораций эта позиция выглядит, мягко говоря, спорной, так как особых инноваций мы не видим, ничего принципиально нового в системах не появляется, а стоимость их разработки, инвестиции в них сокращаются. Просто вспомните, чем таким iOS17 отличается от предыдущей версии системы. Думаю, что хватит пальцев на одной руке. Да и про Android 14 вы много не вспомните.

Чтобы осознать размеры бизнеса, нужно обратиться к исследованию Sensor Tower, в котором утверждается, что только платежи внутри приложений на платформах Apple и Google составят 182 млрд долларов в 2024 году, а в 2025 году — более 207 млрд долларов. Только Google получит в 2023 году доход от продаж приложений и продаж внутри приложений более 10 млрд долларов. Любое изменение ставки комиссии автоматически приводит к падению доходов.

И вот тут возникает любопытная история, еще одна разница между Apple и Google. В Apple создают законченное решение, как софт, так и железо. В то же время Google лицензирует Android и свои сервисы на нем, сейчас делает это де-факто бесплатно в обмен на определенные преимущества (расположение приложений, поисковую рекламу и так далее). Потеряв деньги от Play Store, в Google могут начать взимать деньги с производителей за систему, это самый простой и логичный шаг. Имеют полное право, для этого нет никаких ограничителей.

Для Apple такой шаг просто невозможен, у них нет сторонних производителей железа, и вряд ли они появятся, это слишком радикальное изменение бизнес-модели. Но для Apple такой шаг Google тоже интересен. Стоимость Android-смартфонов вырастет. Если такие изменения у Google случатся, то они произойдут не ранее осени 2024 года.

На мой взгляд, крупные игроки, владеющие платформами, будут искать новые способы восполнить потери денег, которые они получали от своих магазинов приложений. И таких способов можно найти массу, проблема тут в одном — стоимость устройств и/или сервисов для нас вырастет. Что в рамках мирового кризиса может сказаться на продажах. Пример предыдущих кризисов показывает простую штуку — когда падение продаж и доли рынка становится неизбежным, компании начинают ориентироваться на прибыль и во главу угла ставят свои доходы. Что потенциально может полностью изменить ландшафт рынка. Но главное, что появляется место для новых игроков, той же HarmonyOS от Huawei, которая может стать альтернативой двум другим системам внутри Китая. Суд в Сан-Франциско, как ни удивительно, повлечет за собой огромное число последствий, которые будут волнами расходиться по рынку еще долгие годы.

[email protected]
наверх