Google планирует уйти из России. Постепенное закрытие бизнеса

Привет.

Мы живем в очень динамичном мире, где ежедневно меняется буквально все. Риски для американских компаний в России выросли после публичного демарша с их стороны, когда они одна за другой объявляли о выходе с рынка, отключении российских пользователей. Большой бизнес занял выжидательную позицию, так как, в отличие от тех, кто не был успешен в России, им было что терять. Крупнейший европейский рынок, продажи на миллиарды долларов ежегодно, большие офисы и инвестиции, которые были сделаны за последние десятилетия. На кону стояли большие деньги, которые никто не хотел терять.

С другой стороны, на родном американском рынке были политики и военные, которые ежедневно продавливали идею, что необходимо создать внутри России социальный взрыв. Если отменить McDonalds, Coca-Cola, компьютерные игры и базовые сервисы от Apple и Google, молодежь не выдержит и выйдет на улицы, чтобы все изменить в одночасье. Да, с профессионалами в нашем мире все очень плохо, а люди, считающие, что Coca-Cola и картошка фри — это верх мечтаний молодежи в России, как мне видится, заблуждаются насчет этих явлений. Эффект пока достигается ровно обратный, так как обычные люди, которые всегда были аполитичны, вдруг осознают, что их записали в непонятную категорию тех, кто недостоин тратить свои деньги на покупку американских сервисов и услуг. Словно их деньги какие-то не те, словно они лично в чем-то провинились. Народ не должен страдать, говорили американские политики и тут же за спиной пытались установить экономическую и торговую блокаду России, которая должна была ударить по каждому жителю страны без исключения. Припомнить примеры из истории такого рода я не могу, это попытка уничтожения государства любыми мерами, кроме военных. И в этой ситуации большой американский бизнес не может оставаться в России, его нужно заставить отсюда уйти, причем за свой счет. Именно так рассуждают американские политики.

Что такое Google в России? Это большой бизнес, который представлен разными сервисами и услугами компании. Оборот Google и всех ее дочек в России в 2020 году составил 144 млрд рублей, мы знаем это из судебных документов и оборотного штрафа, который компания получила в прошлом году. Помимо этого компания имеет косвенную прибыль от высокого проникновения Android-смартфонов в России, ее посчитать мы напрямую никак не можем. Российский офис компании — это несколько сотен сотрудников, только в центральном офисе, что располагается в «Балчуге», работает 150 человек. В расчет не беру партнеров компании, которые находятся вне штата, так дешевле и проще, их также несколько сотен человек.

Что в этот кризис делает Google? Первым шагом стало отключение рекламы на YouTube и контекстной рекламы. Также как в Facebook, площадки Google использовались для пропаганды, модерация в отсутствие достаточного количества модераторов или из-за их безразличия не работала. Риски штрафов и уголовного преследования для Google и сотрудников компании (закон о фейках, как его метко назвали) стали реальными. Отсюда отключение рекламы, которое выглядит логичной реакцией на риски.

Для Google отключение рекламы означает потерю доходов в России, но как временную меру это можно было пережить. Также отключение рекламы означало потерю дохода со стороны блогеров, они не могли зарабатывать на своих роликах. Другие способы монетизации оставались — подписки на каналы, суперчат, возможность отправить донаты. Их отключили через неделю, то есть фактически вся монетизация на YouTube прекратила существование, равно как и исчезла надобность в покупке YouTube Premium, эту подписку брали из-за отсутствия рекламы.

Отключение монетизации произошло вовсе не из-за ухода платежных систем Visa/Mastercard, в Google могли принимать платежи и дальше. Выросло число отказов при проведении операций, что перегрузило службу поддержки, она захлебнулась в числе обращений. Решить этот вопрос каким-то образом было нельзя, фактически проще было отказаться от монетизации.

Текущий кризис, с одной стороны, вызвал рост числа просмотров для некоторых каналов, YouTube превратился в своего рода телевизор и средство распространения информации. Но риски для площадки выросли неимоверно, как результат, число запросов об удалении информации также начало расти лавинообразно. И сделать с этим было ничего нельзя. Но главное тут в другом, число новых видео от небольших или средних блогеров резко упало, плюс упало число просмотров. Фактически возникла ситуация, когда на площадке выросли некоторые каналы, а вот все остальные упали, последних было больше, и они составляли тот самый длинный хвост, что формирует основные рекламные доходы. Сократилось количество инвентаря, плюс массовый уход компаний привел к сокращению инвестиций в рекламу. В одной точке сошлись два события — поддерживать YouTube в прежнем виде стало дорого (а это серверы, на минуточку, и они далеко не бесплатны).

Что становится следующим шагом? Отмена всех платных подписок и возможности покупать контент в Play Store.

Объяснение о том, что это связано с платежными системами и их ограниченной работоспособностью, не выдерживает критики. Это осознанный шаг, в Google постепенно отрезают себя от российского рынка, делают это небольшими шажками и без резких движений. Для Google после YouTube и контекстной рекламы продажи приложений и сервисов — вторая строчка дохода в России. Теперь ее отменяют. Хотя есть способ платить со счета операторов, где нет никаких привязок к платежным системам как таковым, расчеты идут напрямую внутри страны. Но в Google этого не хотят и отменяют возможность принимать любые оплаты.

Выглядит это как минимум странно. Но главное, это означает, что внутри Google принято решение покинуть российский рынок. Постепенно и шаг за шагом. Понять компанию можно, выдержать такое политическое давление сложно.

И если еще вчера ситуация была другой, то сегодня она кардинально изменилась. Убирая свои доходы в России, в Google фактически снижают зависимость от российского рынка, обеспечивают себе иммунитет против любых шагов со стороны России. Нет денег — нет никаких инструментов, чтобы надавить. И это означает подготовку к уходу из России, никак иначе воспринимать это нельзя.

Поэтому советую вам забирать все данные из сервисов Google (Google Takeout), пока есть такая возможность. Если у вас зарегистрированы те или иные сервисы на почту GMail, то перерегистрируйте их на российскую почту, которую подберете. Сочувствую всем корпоративным клиентам, вам придется переходить на иные решения, оплатить свои подписки вы не сможете, а затем саму возможность работы с Google для вас закроют. Одним словом, продумывайте, как вы будете мигрировать с Google и их сервисов куда-то еще. Про миграцию написал общий материал, прочитайте его.

Стоит помнить, что те, кто купил место в облаке от Google, могут столкнуться с тем, что при остановке платежей у вас закончится место. По умолчанию всем дают 15 ГБ места для всех сервисов. И если у вас больше данных, то тот же GMail прекратит работать и получать почту. Помните об этом и старайтесь действовать соответственно.

Драматизировать текущие события точно не стоит, замену GMail, Google Photos и облака найти легко, также как и Google Docs. Тот же «Яндекс» вполне справляется с этой задачей и сейчас испытывает рекордный прирост пользователей, которые кинулись спасать свои данные. Хуже тут другие моменты, Google обязана выплатить по судам штрафы, и компания их оспаривает, но результат уже понятен и так — оспорить не выйдет. Придется заплатить, и явно, что на фоне ухода в адрес Google прилетят и новые оборотные штрафы, плюс мы помним дело “Царьграда”, по нему уже набежала кругленькая сумма. И речь будет идти о десятках миллиардов рублей, которые необходимо будет где-то взять, внутри страны на счетах компании таких денег нет. И этот уход будет очень болезненным для компании, потеря одного из ключевых рынков — это больно.

Еще хуже репутационные издержки. Большинство стран теперь захотят получать Android без сервисов Google, так как их отключение на примере России наглядно продемонстрировано. В Китае изначально отказались от сервисов Google, их просто нет в стране на Android-смартфонах. И для нас это хороший выход, китайские аппараты будут уместны в наших широтах, плюс есть возможность ставить AppGallery от Huawei на них.

Открытым остается вопрос, дойдет ли дело до блокировки активаций новых Android-смартфонов (по аналогии с тем, как это сделано для Крыма). Если да, то это может случиться только во второй половине этого года, раньше просто не успеют. Продолжаю верить, что отключения уже проданных аппаратов произойти не может, это будет нарушением всех норм права и идиотизмом. Но учитывая общий градус идиотизма, поручиться за это уже нельзя. Вероятность остается все равно ничтожно малой.

В Google пытаются расплатиться с блогерами, это произойдет до 10 апреля. А вот затем следующий виток закрытий. Потери российского рынка от ухода Google будут, но для компании они выше, и вернуться сюда ей будет крайне сложно. Это не утешение, а просто констатация факта. У российских проектов, которые не могли выжить при наличии того же YouTube, теперь появились неплохие шансы, и они будут расти. Тот же RuTube в данный момент пока никому не нужен, просмотров там с гулькин нос. Но все будет меняться.

Учитывая, что Apple всегда повторяет шаги Google, можно приготовиться и к их исходу из России. Обе корпорации в одинаковых условиях, никаких отличий нет. Истерить по этому поводу точно не стоит, разрыв закономерен в нынешних условиях, главное — сохранить свои данные и морально привыкнуть к тому, что нужно сменить площадки. Для блогеров время не очень хорошее — рекламы нет, поддержки нет, наработанная годами аудитория в одночасье испаряется с основной площадки в виде YouTube. Одним словом, печаль и тоска, необходимость все начинать практически сначала.

[email protected]
наверх