Привет.
В истории с санкциями против России есть один момент, который привлекает в буквальном смысле всеобщее внимание, это запуск собственного магазина приложений для Android. Например, премьер-министр Михаил Мишустин на выступлении в Думе даже высказался на эту тему: “Есть элементы этой экосистемы, которые нужно доработать. Нужно сделать свой интернет-магазин, потому что App Store и Google Play на сегодняшний день у нас уже практически могут скоро не дать возможности скачивать приложения”. К сожалению, большинство людей в России не понимают, какие подводные камни могут встретиться при создании собственного магазина приложений для смартфонов и с чем придется столкнуться разработчикам. Попробуем в этом выпуске “Диванной аналитики” разобраться, что к чему. Но вначале скажу, что никаких сторонних магазинов приложений для iPhone и iOS не существует, сама платформа максимально закрыта, отсюда невозможность запустить свое решение. Даже в Китае на iOS только фирменный магазин приложений, пусть и с цензурой от властей страны. Конечно, можно вспомнить джейлбрейк и собственный магазин приложений, написанный сторонними разработчиками. Но тут есть закавыка, взлом iPhone доступен только для старых версий, популярностью такой подход в мире не пользуется. Отсюда первая неточность в словах Михаила Мишустина, никакого магазина приложений для App Store создано не будет. Максимум, на что мы можем рассчитывать, это установка иконок “приложений” на iOS, когда они ведут на интернет-страничку с сервисом. Такой подход широко распространен в Иране, где установка приложений на iOS практически невозможна.
Для iOS в Иране есть несколько “магазинов” приложений, например, Sib, что по-ирански значит “яблоко”, предлагает ссылки на сервисы, работающие онлайн. Выбираете нужное “приложение”, можете установить его иконку на экране своего iPhone. Так работает сервис такси и многое иное, ограничений хватает — нет биометрии, работают приложения только в окне браузера. Найти магазин можно вот тут.
Создание веб-приложений — не такая сложная штука, и формально подобный подход позволяет обойти ограничения любой системы. Это самый простой и быстрый способ для запуска магазина “приложений”, причем в долгосрочной перспективе, и наиболее безопасный. Сложно предположить, что кто-то будет блокировать браузеры, чтобы они не смогли работать с теми или иными ресурсами. Так что с натяжкой можно считать, что магазин можно создать и для iOS, хотя он явно не будет привычен нам. Но и с этим потенциально можно жить, пример Ирана это хорошо доказывает. Главное, что возникает новый рынок, абсолютно новые ниши.
Теперь давайте разбираться с Android, так как система позволяет создавать сторонние магазины приложений, таковых существуют сотни по всей планете. Например, в Китае родной Play Store запрещен, как и другие сервисы Google. В итоге на рынке больше десятка разных магазинов приложений, их ежегодная выручка — около 8 млрд долларов.
В России собственный магазин приложений создала компания “Яндекс”, он открылся в 2013 году и сразу на нескольких языках. Причина появления в том, что компания Nokia нуждалась в альтернативе Play Store для своих смартфонов, которые появились в 2014 году. Проект создавался под Nokia, частично затраты на него нес производитель, что облегчило задачу для “Яндекса”.
Но при этом “Яндекс” имел право продвигать свой магазин среди других производителей железа, что он и делал. Уже в 2013 году магазин поставили такие компании, как Oppo, PocketBook, Explay, teХet, WEXLER, 3Q и Qumo. Не самые заметные производители на фоне Nokia, но они получали деньги от “Яндекса” за предустановки, и в рамках этих соглашений магазин появился на платформе. Из истории мы помним, что Nokia X и последующие смартфоны на Android с треском провалились, направление было закрыто. Небольшие бренды перестали ставить Яндекс.Store бесплатно, так как он не давал отдачи. При наличии Play Store пользователи не хотели пользоваться сторонним магазином, который к тому же имел намного меньший выбор приложений.
Минусом стало то, что многие бесплатные приложения “Яндекс” добавлял в свой магазин самостоятельно, не получая разрешения правообладателей, последние искренне удивлялись и выдвигали претензии. В ноябре 2020 года магазин от “Яндекса” прекратил свое существование, так как не приносил денег, не мог оправдать затрат на себя. Опыт “Яндекса” оказался показателен, соревноваться с Google на территории корпорации невозможно. И пока нет никаких искусственных ограничений, люди будут выбирать оригинальный магазин.
Для России такие ограничения возникли, отсюда необходимость альтернативного магазина приложений, в котором можно не только скачивать бесплатные приложения (Play Store их пока не запретил), но и покупать приложения.
На российском рынке можно выделить двух заметных игроков. Первый — это фирменный магазин от Samsung Galaxy Store. Большой набор приложений, в наличии даже приложения банков, которые находятся под санкциями, в теории их там быть не должно. Посмотрите на приложение ВТБ.
Компания Huawei находится под санкциями и поэтому не может использовать сервисы Google, за пару лет компания построила их замену плюс создала свой магазин приложений AppGallery. В нем нет ни одного приложения компаний, что находятся под санкциями, в Huawei их соблюдают. В России этот магазин приложений в последний месяц стал еще популярнее, чем раньше, его используют не только на смартфонах Huawei. Причина — в возможности купить приложения без каких-либо ограничений.
Теперь нужно пару слов сказать о разработке приложений под Android, подавляющее большинство разработчиков используют инструменты от Google, а также GMS (Google Mobile Services). Фактически это библиотеки, которые предоставляет Google, они позволяют не писать стандартные функции, а быстро их использовать при разработке своего софта. Так как библиотеки универсальные, каждый разработчик просто полагается на них. В Google не отдают эти библиотеки бесплатно, соответственно, любой разработчик, что хочет работать без GMS, будет вынужден столкнуться с необходимостью писать код и создавать свои приложения в течение большего срока. Это сложнее, а также дороже. Поэтому и получается, что большинство разрабатывает свои приложения под GMS.
В последний месяц постоянно натыкаюсь на жалобы пользователей на то, что приложение того или иного банка под санкциями весит так много. Рассуждения всегда одинаковы — вы криворукие, напихали в приложение не пойми что, а оно все равно работает криво.
Например, приложение ВТБ в Galaxy Store весит больше 500 МБ. Причина в том, что разработчики добавили все библиотеки для работы приложения, они не могут полагаться на GMS. В этом есть определенная ирония, так как запускается приложение на GMS-смартфонах.
В Huawei разрабатывали свои сервисы, аналог GMS, с 2012 года, то есть до момента наступления санкций в 2019 году компания вела разработки семь лет! И даже такой срок не позволил полноценно и быстро реализовать HMS, до середины 2020 года компания “возвращала” основные функции, например, пуш-сообщения для приложений. И это тысячи разработчиков, что работали над HMS, причем работали 24 на 7, так как эта задача была для компании стратегической.
Забегая вперед, скажу, что в России даже близко нет компании, способной выделить сходные ресурсы на подобную разработку. И у нас нет такого отрезка времени для этой разработки.
При установке AppGallery вам нужно также установить HMS Core, это набор сервисов Huawei. В Google не блокируют это приложение (такая опасность существовала всегда), что позволяет пользоваться HMS на любом Android-смартфоне, причем как с GMS, так и без оного.
Отдельно нужно подсветить необходимость для разработчиков создавать свои копии приложений для HMS. На словах это было сделать крайне легко, пара кликов мышкой в компиляторе, и у вас есть версия для HMS. На деле все оказалось сложнее, нужно дорабатывать приложения, а также их тестировать. Что для разработчиков означает высокие затраты, как минимум удвоение времени на тесты или расширение штата тех, кто проверяет работоспособность приложений. Идти на такие расходы разработчики, как правило, не готовы, особенно если платформа не очень популярна. Поэтому в Huawei ключевым разработчикам платили за создание своих версий приложений, так было в первый год. Не все получали деньги, выделялись первоочередные приложения, которые должны были появиться с HMS.
Еще один важный момент. Все офисы Huawei по всему миру получили задачу по сопровождению разработчиков. Между менеджерами компании (неважно, чем вы занимались до того) распределили разработчиков, и они звонили, убеждали и увещевали последних, что тем нужно подготовить версию для HMS. Настойчиво и массово Huawei привлекала в свой лагерь сторонних разработчиков. Представить такой объем работы со стороны какой-либо другой компании сложно, если не сказать — невозможно. С другой стороны, во время санкций многие сотрудники компании не имели полноценной загрузки, так что эта работа была ко двору.
Последнее, что нужно знать про Huawei, — их магазин приложений доступен по всему миру, нет никаких ограничений. А теперь давайте посмотрим на попытки российских компаний создать наш магазин приложений.
Создаем российский магазин приложений для Android — проблемы и большие проблемы
Впервые вы могли услышать о российском магазине приложений для Android недавно, появилось даже имя NashStore. Повторяться не хочу, так как выразил множество сомнений в серьезности проекта и считаю, что он не может взлететь, — нет ни ресурсов, ни понимания сложности задачи. Это своего рода PR для привлечения бюджета и последующего его освоения, воспринимается проект мной исключительно в таком виде. После выступления Мишустина даже попытались сказать, что речь идет про NashStore, и создать видимость поддержки на самом высоком уровне. Но это все ерунда и тот самый дурной PR. Время возможностей для кого-то и то, как превратно они понимаются.
Потенциально создать российский магазин приложений для Android могут несколько компаний – “Яндекс”, VK, “Сбер”. Перечисляю тех, кто имеет для этого компетенции, разработчиков и достаточное количество ресурсов. Возможно, что могут быть и другие компании, но их шансы на успех значительно ниже.
До отключения России от мировых платежных систем не было никакой проблемы отправлять деньги в ту или иную страну. Отсюда возможность “Яндекса” договариваться с разработчиками платных приложений и выплачивать им заработанное. Сегодня такой возможности нет, что ставит крест на договоренностях с зарубежными разработчиками — задача выглядит слишком сложной. Российский рынок небольшой для разработчиков, и морочить себе голову они не будут, добавим сюда политический момент, когда многие компании избегают ассоциаций с нашим рынком. И это, как ни странно, неплохо, так как открывает возможности для создания российских аналогов для платных приложений, ниша свободна.
Для Galaxy Store, AppGallery таких проблем не существует, они подписывают разработчиков сразу на весь мир, то есть Россия от этого выигрывает. Имея международный бизнес, компании сами перераспределяют деньги, для них этот вопрос не стоит так остро.
Ровно та же проблема и с бесплатными приложениями, многие разработчики не захотят находиться в российском магазине приложений. И с этим ничего не сделать. Можно, конечно, поднять пиратский флаг и просто распространять их как есть, но чем тогда такой магазин будет отличаться от всевозможных пиратских версий, совсем неясно. Для больших компаний это точно не выход, риски слишком велики, и это несмотря на санкции, которые есть.
Может ли российский магазин создать аналог GMS, как это сделала Huawei? Нет. Для этого просто нет достаточных ресурсов, а главное, времени. В теории можно явно или неявно договориться с Huawei, чтобы использовать HMS, но тут снова речь идет о российских разработчиках, а не обо всем мире. То есть формально у нас получится магазин приложений для российских компаний, а не для всего мира.
Никакой экономической модели, что позволила бы заработать в таком магазине приложений, нет. Маленькая потенциальная аудитория, высокие затраты на разработку, невозможность создать аналог GMS. Отсюда вывод, что даже при ограничениях такой магазин будет вторичен для потребителя, люди будут искать способ пользоваться обычным Play Store. Но главное, что российский магазин не решает задачу с обилием приложений, так как их разработчики не захотят в нем находиться, а российских разработок в данный момент очень мало. Картина грустная, но давайте подумаем, что можно сделать.
В первую очередь мне кажется, что подход должен быть универсальным. А это значит, что магазин приложений должен быть просто сайтом, как это сделано в Иране. То есть использование WebRTC становится нашим всем, а большинство приложений будут из России и дружественных стран. И это более-менее понятная история, которую может потянуть большинство крупных игроков. Но не получить от этого прямых выгод, кроме, возможно, подсвечивания своих приложений и решений. Экономики тут не будет.
В ближайшие месяцы вокруг магазинов приложений будет очень много обсуждений, но реальность такова, что они не будут тем, что мы привыкли подразумевать под ними. Создать полноценный магазин приложений и наполнить его — это две разные задачи, вторая больше, чем первая. И тот же “Яндекс” не смог справиться со вторым во времена, когда все было намного проще, чем сегодня. Ждать нам осталось немного, но жаль, что в словах многих людей присутствует определенное шапкозакидательство.