Будущее Telegram после ареста Павла Дурова. Что ждет пользователей

Привет.

События раскручиваются с невообразимой скоростью, я неоднократно говорил, что давление на Telegram будет усиливаться и 2024 год станет для мессенджера сложным в разных уголках мира. Но предположить, что ситуация выйдет из-под контроля в прямом смысле слова и целый ряд стран пойдут ва-банк, не мог. Давайте восстановим хронологию событий, как арестовали Павла Дурова во Франции и что именно ему предъявляют в качестве обвинений.

Частный самолет, на котором прибыли Павел Дуров, его телохранитель и неизвестная женщина, приземлился в аэропорту Ле-Бурже, он прилетел из Азербайджана. До этого Дуров находился в Баку одновременно с президентом России Владимиром Путиным. В медиа циркулировал слух, что Дуров добивался встречи с президентом, но она не состоялась.

Ордер на арест Павла Дурова выдан Национальным управлением судебной полиции Франции по результатам предварительного расследования. Нужно отметить, что ордер был подписан за несколько минут до приземления самолета, в чем можно усмотреть работу спецслужб, они до последнего момента сохраняли режим молчания, чтобы никакие утечки не спугнули Дурова на его пути во Францию.

Павел Дуров уехал из России в 2014 году, относительно гражданства нашей страны у Дурова нет никаких объективных свидетельств. В комментарии журналу Forbes представитель Дурова просил не упоминать его как российского гражданина. Первым гражданством, которое Дуров получил вне России, стал паспорт Сент-Китса и Невиса. В 2021 году он получил гражданство Франции, в 2022 году — паспорт ОАЭ. В ряде интервью Дуров заявлял, что не посещает такие страны, как США, Россия и Китай, так как хочет избежать возможного давления из-за своей позиции по независимости Telegram. Сейчас в ряде источников упоминается, что во Франции Павел Дуров был персоной нон-грата и он якобы об этом знал. Тем удивительнее, что он отправился туда.

Арест произошел в аэропорту, причина заключается в пособничестве Telegram в распространении наркотиков, отмывании денег и еще ряде уголовных преступлений. Отказ мессенджера от сотрудничества с властями Франции автоматически делает Telegram и его владельца соучастником в описанных преступлениях. В совокупности за них Павлу Дурову может грозить до 20 лет заключения. Первое судебное заседание состоится вечером 25 августа, об этом сообщают французские издания (моментальное рассмотрение дела в суде, что показывает его уровень для властей Франции).

Даже если у Дурова остался российский паспорт, то это не изменит ровным счетом ничего, так как гражданин Франции Поль де Ров (именно так записан Павел Дуров во французском паспорте) будет отвечать перед правосудием страны, паспорт которой он получил. И вытащить его в Россию стандартными методами не получится. Отсюда вывод, что можно громко кричать о поддержке Дурова, но все это исключительно медийные выступления со стороны российских политиков, которые не приведут к какому-то реальному результату.

Виновен Telegram или нет?

Во многом виновность Telegram — это вопрос веры, убеждений каждого человека, а не объективной реальности. В конце концов, огромное число людей верят, что переписки в Telegram защищены, к ним никто не имеет доступа и далее по списку. И это исключительно вера, которая зиждется на отношении к Павлу Дурову, он выступает как лицо проекта. Попробуйте назвать кого-то еще из Telegram? Пустота, там словно нет команды, хотя в ней работают десятки людей. В тексте Wired 2022 года утверждается, что в Telegram работает команда из трех десятков людей. Не думаю, что они далеки от истины.

И тут мы приходим к объективной оценке того, что Telegram физически не мог модерировать контент в каналах, которые распространяют информацию. При почти миллиарде пользователей объем работы титанический, и он требует десятков тысяч модераторов, которых у Telegram никогда не было. Просто исходя из дизайна мессенджера, организации его работы, можно сказать, что у него не было возможности создать правильную модерацию. И тут можно приводить не только абсолютные числа, но и относительные. Берем для сравнения любой иной мессенджер с равным охватом, видим, что в штате находится большое число модераторов, компании несут на них расходы. А в Telegram этого не сделали плюс не реагировали на запросы различных стран.

Напомню историю начала 2022 года, когда стоял вопрос о блокировке Telegram в Германии, так как мессенджер не реагировал на обращения МВД ФРГ, а также других чиновников. Письма, которые отправлялись в Telegram, оставались без ответа. И только после публичной угрозы блокировки Telegram вышел на связь и появился канал для работы с властями Германии. Это типичная история для Telegram, мессенджер не имеет людей для общения с государствами, законы которых он должен соблюдать.

Фактически перед нами уникальная история, когда экономия на штате позволяет Telegram получать конкурентное преимущество, а заодно игнорировать законы практически любой страны. И мессенджер долгое время работал именно так, но получив почти миллиард пользователей, он стал привлекать внимание, и на него увеличивается давление, что логично.

В любом мессенджере можно найти переписки тех, кто торгует наркотиками, задействован в криминальной сфере. Преступники ровно такие же люди, они используют такие же устройства и приложения, как ни странно, это часть общества. Где-то им вольготно, в том же Telegram они не чувствуют угрозы. Потратил пять минут и на русском языке нашел множество групп, в которых предлагается тот или иной криминал, они не особо скрываются, так как их создатели считают себя анонимными и не привлекают особого внимания. Понятно, что это криминал низового уровня, но все же.

Обвинения, предъявленные Павлу Дурову, достаточно легко доказать, можно просто предъявить энное количество групп и сообщений, у властей Франции они явно есть. Фактически то же самое можно сделать в отношении любого мессенджера. Разница только в том, что последние пытаются исправлять эту ситуацию, вкладывают деньги в модерацию и людей, а вот Telegram этого не делает.

И тут мы вступаем на зыбкую почву того, что и как можно трактовать. Мое мнение, что дизайн мессенджера, то, как устроен бизнес, напрямую влияют на его использование криминалом, это часть его функциональности и следствие популярности (прятаться нужно в лесу, где к тому же нет никаких лесников). И обвинения в адрес Дурова звучат весомо, их можно подтвердить на практике.

Судебная тяжба. Быстро или долго?

Практически моментально назначенное слушание в суде прямо говорит о том, что дело на особом контроле, в нем присутствуют интересы французских политиков и, скорее всего, за этим стоит в том числе США. Первое слушание не даст ровным счетом ничего, это предъявление обвинений Павлу Дурову, фиксация фактов для последующих судебных разбирательств. Столь короткий срок от задержания до первого слушания, возможно, нужен, чтобы не дать возможность кому-либо извне вмешаться в это дело. Его гонят вскачь.

Несложно предположить, что Дуров в заключении будет получать различные предложения. Согласится он на них или нет, можно будет оценить по косвенным признакам — тяжесть наказания в суде, количество лет, проведенных за решеткой. И тут нет какого-то однозначного выхода из ситуации, в любом случае лейтмотив того, что Дуров согласился и отдал доступ к чтению переписке Франции и США, будет отныне сопровождать Telegram. Либо Дуров будет сидеть за решеткой годами.

Промежуточный вариант, который выглядит компромиссом для всех сторон, может быть таким. Дуров признает часть вины, но утверждает, что не создавал условия для криминала осознанно, просто недостаточно инвестировал в модерацию. Ему назначают какой-то огромный штраф, последующего тюремного заключения нет.

В рамках судебного разбирательства могут всплыть довольно интересные подробности о финансировании Telegram, различных инвестициях в него. Проблема мессенджера в том, что он не имеет денег на развитие, да и на поддержание текущей работы (личных средств Дурова давно на него не хватает).

Последствия для Telegram – короткий список

Арест Павла Дурова для Telegram имеет далеко идущие последствия, их будет достаточно много. От очевидного падения в моменте TON до совсем неочевидных вещей.

То, что лежит на поверхности, это тезисы о безопасности Telegram, на них Дуров делал упор все эти годы. Они после ареста наверняка подвергнутся сомнению. Мне неясно, как пользователи могут считать площадку безопасной, если при подключении любого нового устройства они сразу получают весь свой архив сообщений на него. Все это хранится в облаках и доступно неизвестному кругу лиц, вы ничего о них не знаете, кроме слов одного человека. Никакого аудита безопасности со стороны независимых компаний Telegram никогда не проходил.

Но большинству пользователей Telegram нечего скрывать, и они не считают, что слежка за ними со стороны какого-то государства принесет что-то плохое. Как сказал наш читатель, «кому там нужны мои архивы с котиками». И это правда. Посмотрите, как люди отвечают про безопасность Telegram в опросе.

Люди считают, что Telegram небезопасен, но им все равно, удобство перевешивает, также как и призрачность угрозы со стороны отдельных государств. Так что максимум изменится риторика со стороны Telegram.

В России, если Дуров быстро выйдет на свободу, это воспримут как сдачу всех переписок и в ответ начнут блокировать Telegram, так или иначе объявят его небезопасным. Что на примере YouTube не будет значить ничего, пользоваться им все равно будут. Но качество работы изменится. Пока это гипотетическая возможность, надо смотреть на развитие ситуации.

Но вот что является реальным ударом по Telegram, так это отсутствие публичного лица мессенджера, все коммуникации были замкнуты на Павла Дурова. В том числе общение с инвесторами, привлечение денег. И сейчас получить новые деньги на поддержание работы мессенджера будет сложно, что автоматически приведет к экономии, возможно, закручиванию гаек для бесплатных аккаунтов (будут создавать боль, чтобы люди платили деньги за использование). Ситуация в экономическом аспекте будет крайне сложной, ухудшение мы увидим не сразу, на это уйдет несколько месяцев (но тут все зависит от того, где будет сам Дуров). Экономика мессенджера будет трещать по швам.

Внутри Telegram есть экстренный план по смене модели безопасности при аресте Павла Дурова, то есть фактически все ключи доступа будет изменены. И Дуров даже при желании не сможет дать доступ к системе, скорее всего, ключи уже сменили. Но это не играет роли, так как стоит задача либо уничтожить Telegram, либо договориться с Дуровым на каких-то условиях. Последнее предполагает, что он вернется в компанию и сможет обеспечить доступ третьих лиц к перепискам.

История будет развиваться, причем очень агрессивно и быстро. Поэтому этот текст только первый в череде того, что мы увидим на тему Telegram и последствий для рынка. Событие, безо всяких скидок затрагивающее весь мир, и оно будет иметь политические последствия, тут нет сомнений.

[email protected]
наверх