Блокировку YouTube отменят? Про общество, слухи и перспективы

Привет.

Не знаю, как вам, но мне тема блокировки YouTube порядком поднадоела, так как она электризует общество, вызывает у людей множество эмоций, которые выливаются в свары и ругань. Глубоко убежден, что свары вокруг YouTube — это последнее, что нам нужно сегодня, они пробуждают социальное напряжение на пустом месте. Только за последнюю неделю умудрился обсудить эту тему с совершенно разными людьми, от блогеров, которые буквально живут на этой площадке, до людей, максимально от нее далеких. Мнения высказываются диаметрально противоположные, но чувствуется вакуум официальной позиции, который заполняется домыслами. Вдумайтесь сами, ни один российский чиновник не озвучил, что государство в ответ на недружественные действия администрации YouTube (или какие-то иные действия) замедляет сервис, делает его использование невозможным. Оговорка главы IT-комитета Госдумы депутата Хинштейна, который публично заявил, что блокировки будут идти со стороны государства, несколько смешали карты для тех, кто осуществляет замедление сервиса. Несмотря на то, что Хинштейн через день сменил риторику и попытался объяснить, что виновата в этом Google и именно у нее все сломалось, верится в это с трудом.

Проверить то, что именно государство блокирует YouTube, не составит труда, как только человек начинает использовать средства обхода блокировок, «сломанные» серверы Google вдруг «чинятся» и начинается их нормальная работа. Никто, хоть отдаленно понимающий, как устроена работа дата-центров, не поверит, что сломанный YouTube не работает по причине самих серверов. Так что да, это осознанная блокировка, и ничего иного тут ждать нельзя.

Повторю то, что неоднократно говорил. Мы как государство имеем полное право для блокировки YouTube, администрация сервиса неоднократно занимала антироссийскую позицию, блокировала и удаляла каналы без объяснения причин. Все это реальность, которую мы с вами знаем и видим. Но если мы как государство приняли такое решение, то необходимо быть последовательными, объявить об этом официально, перечислить причины и так далее. Только в этом случае позиция России будет рассматриваться в мире, так как эта позиция будет существовать. И только при таком подходе та же Google как-то может реагировать.

Но сейчас наша страна ничего официально не блокирует, не замедляет, все как бы сломалось само. Позиция очень слабая, что не ведет к какому-то зримому результату. Чиновники боятся взять на себя ответственность. Причина тоже понятна и легко объяснима, ведь если что-то пойдет не так, в итоге это может стоить конкретным людям карьеры.

Когда возникает вакуум информации, он моментально заполняется. Например, провайдеры, предоставляющие по всей стране доступ в Интернет, моментально нашли объяснение, что именно государство ломает YouTube. Они не стеснялись в доведении этой информации до сведения своих абонентов.

Получилось еще хуже, чем можно было предположить. Некто сломал YouTube, а провайдеры указали пальцем на этого некто. Со многими велись разъяснительные беседы, после чего сообщения меняли свою тональность.

Вот только внушение «правильной» позиции не обошлось без роста раздражения конкретных людей, которые не стали молчать, а стали объяснять, что публично они сменили свои высказывания из-за того, что их заставили это сделать. И это одна из причин того, что на более-менее ровном месте в обществе стала возникать напряженность.

Непонимание — вот главное слово, что сопровождает блокировку YouTube. Множество совершенно далеких от политики людей вдруг лишились привычного источника информации. Напомню, что YouTube — это крупнейшая социальная сеть в России, в ней проводят больше всего времени (55.4 млн человек ежедневно, данные Mediascope). Рост аудитории YouTube произошел на фоне блокировок. Причина в том, что мобильный интернет дает доступ к сервису, перераспределилась нагрузка и люди стали тратить трафик, который стоит им дороже (то есть те, кто заблокировал YouTube, еще и залезли в карманы своих граждан, чтобы они тратили больше денег, так как большинство тарифных планов сегодня имеют ограничения на объем передаваемых данных). Но если заблокировать мобильный трафик на YouTube, операторы потеряют минимум 3 млрд рублей в месяц. Компенсировать эти деньги неоткуда, это будет сильнейший удар по телекому. Мы это обсуждали в одном из недавних материалов, там есть подробные рассуждения на эту тему.

К вечеру вторника, шестого августа, в социальных сетях было заметно раздражение от блокировок YouTube, появлялись материалы о том, как обходить эти блокировки, и они широко разошлись по сети. По самым скромным оценкам, несколько миллионов человек воспользовались разными инструментами для обхода блокировок, в том числе теми, которые, в свою очередь, пока не умеет определять и блокировать РКН. Не думаю, что у тех, кто создавал блокировку YouTube, в планах было так резко нарастить аудиторию пользователей различных продуктов, которые умеют успешно преодолевать блоки. Да и статистика Mediascope говорит сама за себя, падения числа пользователей YouTube не произошло, скорее наоборот. А это значит, что соцсеть остается крупнейшей в России. Посмотрите на нее в разрезе других ресурсов.

Организаторы блокировок YouTube не только обладают инструментами для блокировок, но и могут направлять ботов для изложения «правильной» точки зрения. Отзывы в комментариях, голосования на разных площадках, с вечера шестого августа все они подверглись набегам таких ботов. Вот что об этом пишет наш коллега.

Мы решили провести свой эксперимент, сделали опрос в Telegram. И вот дальше началось самое интересное. В первые минут пятнадцать проголосовало около тысячи человек, распределение было простым: за блокировку 15%, против — 64%. За три минуты из ниоткуда возникло три тысячи голосов за блокировку.

Комментарии к нескольким сообщениям на ту же тему наполнились однотипными сообщениями, откуда-то пришли люди, которые в одной и той же манере гнули свою линию. Со стороны создавалось ощущение, что большая часть граждан России за безоговорочную блокировку YouTube. Вот только это все выдуманная история. В последующие часы голосование стало обрастать теми, кто против блокировки, боты замерли. Как только проценты сравнялись, снова волна, но уже небольшая и повторение ситуации.

Если молчание чиновников можно как-то объяснить, придумать причины, то такую откровенную подтасовку, манипулирование общественным мнением я лично понять не могу. Считаю это осознанной манипуляцией, которая приводит к искажению восприятия ситуации. А такое искажение может завести нас очень далеко. Архитекторы блокировки не умеют просчитывать последствия своих действий, они решают задачу здесь и сейчас, причем исходя из своих банальных, корыстных интересов. Можно сколько угодно прикрываться интересами страны, заботой о людях, но это точно не так в данном случае. И знаете, почему? Анонимы не творят добро во благо всей страны, они боятся, что их имена кто-то узнает.

Раздражение в обществе на очень высоком уровне, так как даже самые лояльные люди не понимают, что происходит и почему на их привычки кто-то влияет, а главное, не дает никаких объяснений. Реальные замеры общественного мнения показывают, что это раздражение может принять вполне деятельные формы. На фоне всего происходящего в мире наращивать социальное напряжение внутри России выглядит самоубийственным шагом для всех нас. И те, кто начал блокировать YouTube, просто думали, что все пройдет ровно так же, как при блокировках того же Facebook* (признан в России экстремистской организацией).

Хотя отличий тут огромное количество. Всегда отличалось число людей, что пользовались этими соцсетями, их аудитории просто не совпадали по размерам, YouTube охватывает все слои населения без исключения, равно как и возрастные группы. Масштаб влияния различен, отсюда возмущение столь разных людей. Истории не аналогичны, они просто несоизмеримы по масштабу.

Несколько человек, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, в разговоре со мной сказали, что позиция среди государственных мужей перестала быть однозначной. Блокировка вызывает социальное напряжение, и если оно будет нарастать, то могут полететь головы. Сегодня ситуация носит равновесный характер, если еще неделю назад большинство однозначно считало, что блокировка важна и нужна, не имеет негативных последствий, то сейчас пропорция изменилась. Влияние на жизнь людей заметно, равно как и то, что все это перестает быть хоть как-то контролируемым процессом. Учитывая, что блокировки никто не признавал, неожиданно «починить» YouTube вроде как можно. Ряд чиновников стоят насмерть за блокировки, так как подозревают, что они могут стать крайними, если начнется разбор полетов по итогам этой ситуации. И вся история выглядит патовой, для чиновников из нее нет хорошего выхода. Кто-то считает, что нужно любой ценой идти до конца, многие хотят забыть ситуацию как страшный сон.

Конкретно сегодня, восьмого августа, будет приниматься решение, что делать дальше с YouTube, постепенно возвращать доступ или выступать с заявлением о тотальной блокировке. Худшее, что могут сделать, — это попытаться заморозить ситуацию в том состоянии, в котором она находится сейчас. До ближайших выходных мы на практике узнаем, что именно решили и кто победил в этом противостоянии. Подчеркну, что это противостояние чиновников, а не кого-то еще.

Последнее, что хотел сказать в связи с этой ситуацией. Мне хочется видеть продуманные, взвешенные действия, особенно в такие непростые периоды в истории моей страны. Не бездумные запреты, последствия которых не просчитаны и совершенно не учтено, как может развиваться ситуация дальше. От такого большого сервиса, как YouTube (хотите вы того или нет, но он самый большой в России), зависит жизнь многих людей, то, как они учатся, развлекаются, ищут важную информацию. Кто-то на YouTube зарабатывает (запрета на рекламу там нет, госкомпании охотно ее там размещают и сегодня! Вот такая диалектика). Если мы идем по пути запрета, то его нужно продумать и подготовить, объяснить, как все будет работать. Дать возможность загрузить нужную информацию, в конце концов, перейти на российские хостинги. Это огромная работа, которую не проделать в одночасье. И когда президент говорит о том, что не нужно стрелять себе в ноги, нужно исходить из своих задач, не ломать то, что выгодно нам, он как раз описывает такие ситуации.

И мне кажется как минимум странным, что в ситуациях, которые касаются многих жителей России, требуется прямое вмешательство президента, так как чиновники тайно осуществляют некие блокировки. Что-то мне подсказывает, что рано или поздно ситуация выйдет и на этот уровень, если ее попытаются сейчас заморозить.

P.S. Можно молчать, как это делают сегодня многие блогеры, которые развивали свои каналы на YouTube. У меня нет интереса к этой площадке, пользуюсь ей время от времени по необходимости. Но сама идея тайных запретов для меня неприемлема, и это то, что нужно и важно обсуждать. У нас достаточно развитое общество, мы неплохо развиваемся, но такие вот ситуации перечеркивают множество классных достижений, которые есть на нашем счету. Давайте сделаем так, чтобы мы вместе обсуждали, что делать и как поступать. Не тайно, а явно. И со своей стороны могу сказать, что, в отличие от анонимов, вы знаете мое имя, я его не скрываю. И свою позицию я изложил выше. Надеюсь, что чиновники найдут в себе силы выйти и ровно так же, без масок, изложить свою позицию.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх