Благотворительность от «Яндекса», мнимая или реальная? Разбираемся

Привет.

Относительно недавно в «Яндексе» выпустили отчет о деятельности благотворительного фонда «Помощь рядом», в нем перечисляются достижения за 2022 год. У меня смешанные чувства по поводу как цифр, так и того, что делает «Яндекс» в этом отношении. Как сказала моя подруга, которая давно занимается благотворительностью, «пусть лучше так делают, чем никак. Люди получают помощь, а то, что на ней наживаются, так бог им судья». Разговаривал с разными людьми, но выяснилось, что понимания, как устроена поддержка благотворительности со стороны «Яндекса», у большинства людей нет. Постараюсь в этом тексте рассказать про это, несмотря на то, что тема болезненная для всех без исключения, а те же НКО встанут стеной на защиту «Яндекса», так как получают плюшки от фонда, а все остальное их не волнует.

Начнем с простых азов, в России с 2020 года вновь действует налоговый вычет для юридических лиц, если они участвуют в благотворительности. Существует список НКО, одобренных государством, перечисляя им деньги или оказывая услуги, вы получаете налоговый вычет. Потратить можно не более 1% от выручки компании, причем сегодня эти расходы вычитают как затраты до налогообложения. Поддержка государства тут важна, она стимулирует компании участвовать в благотворительности, это плюшка, подталкивающая делать добрые дела.

Здесь и далее я буду цитировать выдержки из благотворительного фонда «Яндекса», все эти тексты можно найти вот тут.

Как работает благотворительный фонд «Яндекса»? Находит партнеров в лице НКО, проверяет их на предмет того, что они соответствуют критериям, в первую очередь возможности налогового вычета. Затем такие НКО могут получать гранты, например, на поездки в такси от «Яндекса».

В «Яндексе» заявляют, что не берут комиссии за благотворительные поездки, а также ничего не зарабатывают. Поездки осуществляются в тарифе «Эконом» либо в машинах, имеющих поддержку людей с ограничениями. В «Яндекс.Такси» сегодня более ста тысяч водителей, которые могут осуществить такие поездки.

Первое, что нужно принять во внимание, «Яндекс» тратит деньги только внутри периметра компании, то есть выдаваемые гранты направлены на загрузку собственных сервисов — такси, маркета, контекстной рекламы, цифровых решений. Например, в 2022 году было совершено 381730 поездок на такси, оплаченных благотворительным фондом «Яндекса».

Фактически это расширение всех метрик компании, увеличение числа пользователей сервисов компании, покупка своих товаров и услуг у себя же. Замкнутый цикл, который финансируется вовсе не компанией, а пользователями, которые дают деньги на благотворительность. Самый простой путь взять эти деньги — включить округление счетов. В приложениях «Яндекса» кнопка фонда находится в меню.

Раньше в «Яндексе» не просто предлагали округление, а обещали на каждый рубль, вложенный вами, добавлять рубль от себя. Теперь от этой практики отказались, компания ежемесячно вкладывает 12 млн рублей в фонд от себя. За прошлый год 230 тысяч человек включили округление, всего имеют округление 808 тысяч пользователей «Яндекса». За год было собрано 177 млн рублей за счет округления, плюс сам «Яндекс» добавил 144 млн рублей, если следовать их заявлению, в реальности сумма отчего-то меньше.

В основном расходы идут на такси, это главное, на втором месте товары. И вот тут мы приходим к самому любопытному в этой истории — управлению расходами благотворительного фонда. В «Яндексе» дозагружают тот же сервис такси, формируют за счет пользователей поездки (не берут комиссию сервиса, что правда). Но это бизнес-задача, которая решается с нулевыми вложениями. Фактически «Яндекс» покупает услугу сам у себя, используя НКО, которым выдает средства. Никаких расходов компания не несет, вложенные «Яндексом» средства составляют минимум, это субсидия, которую в рамках промо «Яндекс» делает постоянно и так. Стоимость поездок ровно такая же, тут нет никаких скидок, средняя цена получается равной 500 рублям для 25 городов, где действует эта услуга. В марте 2023 года банк «Русский стандарт» опубликовал исследование средней стоимости такси в Москве, она составила 363 рубля. Мне в эти цифры верится с трудом, ближе отчет декабря 2021 года от Tinkoff Data, где утверждается, что средняя цена — 520 рублей. Но в любом случае эти цифры говорят о том, что «Яндекс» не имеет никакого значимого дисконта для социальных поездок на такси, среднее значение в рынке или даже выше, тут вопрос, каким данным вы доверяете.

Можно углубляться в цифры и дальше, но главная мысль тут проста: «Яндекс» использует благотворительность как инструмент повышения загрузки собственных сервисов, не теряет на этом никакие деньги, по факту ничего не жертвует, все это перекладывается на плечи людей. Идеальный механизм для выкачивания денег.

И тут возникает вопрос, ведь НКО получают деньги и помогают людям, это же нельзя отрицать? Все именно так, НКО действительно получают гранты и используют их для помощи людям, вот только нет никакой благотворительности от «Яндекса», это помощь, собранная людьми, фонд, который работает за чужой счет. И это причина, по которой я не пользуюсь округлением от «Яндекса», проще передать деньги адресно в тот или иной фонд, который я знаю и которому доверяю. Тут дело личное, как поступать, нужно ли поддерживать такие фонды и верить им. Не буду агитировать вас делать так или иначе. На мой взгляд, благотворительность — важная часть нашей жизни.

Благотворительность в прочтении «Яндекса» — это ноль затрат и максимум публичных плюшек, когда люди не вдумываются в то, откуда деньги и где их тратят. Почему мне это не нравится, очевидно, и дело тут не в «Яндексе», это могло бы касаться любой компании, что поступала бы так же. В первом квартале 2023 года «Яндекс» получил чистую прибыль в размере 5.7 млрд рублей.

Сколько компания потратила на благотворительность в России? Де-факто ноль из этой прибыли, ни одной копейки. Вычет на расходы состоялся до того, как описано выше, он также не стоил компании ровным счетом ничего. И это секрет Полишинеля для рынка, который скрыт от тех, кто жертвует на развитие компании.

У меня смешанные чувства относительно этой истории. Хорошо, что НКО получают деньги, в этом нет сомнений, они действуют во благо. Но плохо тут то, что «Яндекс» создал вечный двигатель, в котором не жертвует ничем, а скорее зарабатывает поездки, клиентов для своих сервисов, повышает их привлекательность. Извлекает выгоду из позыва людей помочь близким. Мне это совсем не нравится. Хотя, быть может, у меня неправильные ориентиры и вы объясните, что так и нужно, а по-другому не может быть.

P.S. Не пришли мне «Яндекс» очередной отчет о благотворительности, я бы прошел мимо этой темы, но так не смог сдержаться, хотя долго думал, а стоит ли. Но все-таки кажется, что нужно рассказывать о таких вещах, у меня нет однозначного ответа, насколько это хорошо или плохо.

[email protected]
наверх