Apple iPad 2024 года — размышления про планшеты и их место на рынке

Привет.

В прошлом году в Apple взяли тайм-аут, чтобы переосмыслить положение планшетов в современном мире и попытаться изобрести iPad заново. Во времена правления Тима Кука с воображением внутри Apple дела обстоят не лучшим образом. Когда во главе компании стоит человек с арифметическим складом ума, тут не до полета мысли. Из бизнеса выжимают все до последнего цента, а продукты — это просто традиция. Их нужно выпускать, немного улучшать, но лучше ничего не трогать, чтобы не сломать работающую машинку по производству денег. Утрирую, но руководство Apple явно лишено воображения, что привело к разрыву отношений с Джони Айвом, главный дизайнер времен Стива Джобса задыхался в новой атмосфере.

Рынок планшетов переживает далеко не лучшие времена, причин тому множество. С одной стороны, рост продаж смартфонов с гибкими экранами, которые надежно уничтожили все «мини», небольшие планшеты оказались не у дел. С другой стороны, покупатели наигрались с планшетами и зачастую не видят причин менять свое старое устройство на новое. Срок жизни планшетов давно перевалил за шесть лет! И продолжает расти.

Многие компании пытались придать планшетам новое качество, превратить их в подобие компьютеров. Добавим клавиатуру и получим замену ноутбуку — чем не идея для продвижения на рынке? Какое-то время эта идея поддерживала продажи, ведь покупатели готовы к экспериментам. Но, как и любой маркетинговый трюк, этот себя быстро исчерпал — покупатели выяснили, что ноутбук дешевле, лучше и надежнее. А вот планшет с клавиатурой — это все равно некое упрощение, которое не позволяет работать комфортно. А еще тут нужно добавить странное ценовое позиционирование, планшет с клавиатурой стоит так же, как ноутбук, или даже дороже! В чем смысл? Непонятно.

Двухлетнее переосмысление роли планшетов в жизни людей должно было привести к какому-то прорыву, мне хотелось в это верить. Чуда не произошло, так как в Apple не нашли ничего нового у конкурентов, сама компания в последние годы не слишком богата на идеи. Презентация была короткой, в ней говорили про новое поколение iPad Air (шестое по счету). Компания решила выпустить планшет в двух размерах, с экраном в 11 и 13 дюймов. И тут мы видим первый признак эволюционного развития планшетов — рост диагонали, он происходит для всех компаний без исключения. Нынче модно продавать максимальную диагональ экрана.

Из ключевых изменений отмечу то, что фронтальная камера теперь расположена на широкой стороне планшета. Причина? Она однозначна, в компании стараются показать, что это рабочие машинки для редактирования фото, видео, работы с текстами. Подключил клавиатуру, и вперед. Отсюда положение камеры как в ноутбуках.

Характеристики привычны. Объем памяти — от 128 ГБ до 1 ТБ, тут каждый выберет под себя. Разнообразные цвета, алюминиевый корпус, цена от 599 долларов за 11-дюймовый вариант и от 799 долларов за 13 дюймов. Дорого и не очень нужно для большинства.

Давайте взглянем на iPad Pro 2024 года. Перед нами снова два размера — 11 и 13 дюймов (цены от 999 и 1299 долларов). Впервые в планшетах используется процессор, который еще не появился в других продуктах, перед нами Apple M4. Забавно смотреть, как компания живописует производительность этого чипсета, в том числе в AI-вычислениях (и это при том, что последние для Apple пока де-факто вещь в себе, компания отстает от конкурентов, не безнадежно, но сильно. Повторяется ситуация с Siri, которая сегодня все так же молода и тупа).

Не имея собственных технологий для создания дисплеев, в Apple всегда полагаются на чужие разработки и пытаются придать им дополнительный лоск, придумывая и изобретая различные маркетинговые термины. В iPad Pro впервые в мире появляется экран, который назвали Tandem OLED, ничего, кроме маркетинга, за термином не скрывается. В Apple вынуждены множить сущности, так как никакими технологиями в этой области не обладают. И предлагая максимальную яркость в 1000 нит (1600 нит пиковая), компания просто повторяет чужие продукты, например, тот же Samsung Galaxy Tab S9 Ultra (в нем пиковая яркость 1750 нит). Но зато много слов в превосходной степени о том, что такого никогда не было. Тут нужна маленькая приписочка — никогда не было на iPad. А вы что подумали?

Зачем iPad процессор M4? Ответ кроется в старой доброй попытке превратить iPad Pro в рабочую станцию. Идейно планшет внутри Apple воспринимается как MacBook с оторванной клавиатурой и при этом с сенсорным экраном. Вам нужно рисовать или что-то чертить? Так вот вам наш «компьютер», докупаете клавиатуру и получаете свой суповой набор. Стоимость Magic Keyboard? Для 11 дюймов — 299 долларов, для большей модели — 349 долларов.

Предыдущие варианты Magic Keyboard доказали, что ноутбук лучше, он выступает в качестве рабочего инструмента, в то время как на планшете мы видим промежуточное, не лучшее решение.

Давайте вообразим, что мы собираем замену MacBook из 13-дюймового iPad Pro. Возьмем модель на 256 ГБ (начальный вариант), добавим к ней клавиатуру и получим стоимость в 1648 долларов без учета налогов. Стоимость 13-дюймового MacBook Air на 256 ГБ составляет 1099 долларов. Модель MacBook Pro на 14 дюймов с объемом памяти в 512 ГБ стоит 1599 долларов (процессор M3). С точки зрения рационального покупателя планшет с клавиатурой должен предлагать нечто этакое, что оправдает большую стоимость решения. Но что это может быть? Я не знаю, впрочем, как и в Apple два года искали ответ на этот вопрос, но так и не смогли его найти.

Например, для iPad Pro создали новое поколение Apple Pencil Pro за 129 долларов (да, продается отдельно и за дикие деньги). В ручке от Apple есть обратная тактильная связь (что неплохо), возможность вращать элементы управления в воздухе. В целом, не очень понятно, зачем это нужно, но для презентации самое то.

Моя гипотеза ценообразования на iPad Pro проста — в Apple их пытаются представить рабочими инструментами для тех, кому нужен компьютер с сенсорным экраном. Этакий набор для самостоятельной сборки — клавиатура, стилус или что-то еще. Подход удивительный, но почему бы и нет.

Давайте взглянем на рынок планшетов в первом квартале 2024 года, чтобы оценить, как они продаются в мире.

Сокращение продаж iPad или Samsung связано с тем, что рынок, а точнее, покупатели, не очень понимают, зачем им нужны новые планшеты. Старые работают, качество картинки хорошее. Для подавляющего большинства это не рабочие инструменты, не замена компьютеру, а просто экраны для потребления информации — для чтения новостей, просмотра страничек в сети, социальных сетей или фильмов. Не скрою, что мои планшеты трудятся именно в таком качестве, это 14-дюймовые переносные «телевизоры», которые можно взять с собой в постель или притащить на кухню, чтобы посмотреть еще одну серию вышедшего сериала.

Стив Джобс создал категорию планшетов и убеждал всех и каждого, что такое устройство просто жизненно необходимо. Инерция его силы убеждения остается и сегодня, но сам рынок не развивается, он уперся в потолок. Планшеты стали просто экранами и при этом суперпродвинутыми инструментами для тех, кто рисует или пишет от руки. Но процент таких людей от общей массы мизерный, продвинутых пользователей менее одного процента. А выпускать планшеты хочется, так как какие-то продажи все еще есть. Вот и вырисовывается тупик, в который попала как компания Apple, так и другие компании. Приходится придумывать разные вариации того, что уже было, а заодно скрыто или прямо задирать цены. На сокращающемся рынке планшетов, при падающих продажах рост цен — необходимая составляющая, и в Apple это хорошо понимают.

Будут ли новые iPad продаваться в России? Конечно, да. Будет они популярны? Конечно, нет. Причин для этого несколько — высокая стоимость, активность прямых конкурентов, поставляющих огромное разнообразие моделей по разным ценам. Так что, думаю, не время для дорогих iPad в нашей стране, какие-то следовые количества будут, но уже сейчас эти планшеты не входят в тройку самых продаваемых. Кто бы мог поверить в это еще несколько лет назад? Да никто.

[email protected]
наверх